РОДИТЕЛЬСКИЕ УНИВЕРСИТЕТЫ. "ДОГОВОРИМСЯ С НЕПОСЕДОЙ".
статья по теме

Якимова Елена Владимировна

Советы психологов и специалистов для родителей и педагогов при общении с гиперактивными детьми. Материал можно использовать как  на родительском собрании так и на родительском стенде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskie_universitety.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ «СОШ «Комплекс «Гармония»

Якимова Е.В. воспитатель «социально-математического отделения»

РОДИТЕЛЬСКИЕ УНИВЕРСИТЕТЫ.

ДОГОВОРИМСЯ С НЕПОСЕДОЙ.  

«Найти общий язык с гиперактивным ребенком сложно, но возможно, если выбирать правильные слова или, наоборот, избегать лишних» / Е.Скородинская

1.ЧЕТКО ФОРМУЛИРУЙТЕ

Ситуация. Вы пришли с работы, а ребенок не сделал самого простого: кровать не заправлена, носки разбросаны, все усыпано чипсами. Вы в гневе: «Неужели трудно прибрать? Как не стыдно? За что ты меня мучаешь?»

Что делать? Подобные вопросы и для обычного ребенка непонятны, а сознание гиперактивного пропускает их как решето воду. Его цепляет только КОНКРЕТИКА. Вот и начинайте прямо с носка или чипсов – по очереди и без лишних эмоций. Не предлагайте масштабных дел вроде уборки квартиры. Для такого ребенка убрать комнату – миссия невыполнима, он способен концентрироваться только на одном деле за раз. Давайте ему мелкие задания и не раздражайтесь, что он выполняет их медленно.

2. ВЫЗЫВАЙТЕ ИНТЕРЕС

Ситуация. «Собирайся, пожалуйста! Мы должны выйти через 5 минут!» - обращаетесь вы к дочке. Та продолжает заниматься своими делами и сыплет вопросами: «А почему через пять, а не через шесть? Кому должны?» Начинается длинная дискуссия, и вы выходите из себя.

Что делать? Хотите, чтобы ребенок собирался, так заинтересуйте его, поставьте конкретную цель. Например: «Сможешь собрать вещи за три с половиной минуты?» Очень важно, чтобы задача звучала в форме вопроса, а не приказа. Тогда есть вероятность, что в ответ вы получите маленькое чудо послушания ровно через три с половиной минуты.

3. НЕ ИЩИТЕ КОНТАКТА ГЛАЗАМИ

Ситуация. Вы пытаетесь что-то объяснить ребенку, а он вертится, теребит что-то в руках – словом, явно невнимателен. Вы ловите его за руку и строго требуете: «Смотри мне прямо в глаза!»

Что делать? Вообще-то подобные вольности непозволительны даже в разговоре между взрослыми. А для легковозбудимого ребенка подобное требование сродни предложению сесть на раскаленную сковородку. Психологи предлагают во время разговора не искать контакта глазами. Сделайте так, чтобы у ребенка было что вертеть в руках во время беседы – карандаш, линейку, платок. Если вы заставите его стоять с прямой спиной и смотреть вам в глаза, все его силы уйдут на то, чтобы поддерживать эту позу, и смысл слов пролетит мимо ушей.

4. ПРИГЛУШИТЕ ЗВУК

Ситуация. Вы терпели долго и старательно,  но очередной своей выходкой ребенок вывел вас из себя. Вы наконец срываетесь, начинаете кричать и ругаться. А как еще поступить, если больше ничего не помогает?

Что делать? Чем громче мы возмущаемся, тем вероятнее, что гиперактивный ребенок вас просто не слышит, в буквальном смысле. Это своего рода защита от родительских эмоций, которые ясны уже с первой ноты: кричат, что ж тут непонятного… хотите быть услышаны детьми – шепчите. Тогда у них возникает желание прислушаться. Заставьте ребенка спрашивать: «Ну что ты сказала, повтори, пожалуйста»

5. НАУЧИТЕ ПРИНИМАТЬ ОТКАЗ

Ситуация. Дочка третий час пытает вас просьбой разрешить  ей принести пару белых крыс. В конце концов вы не выдерживаете: «Ты слово «НЕТ» понимаешь?» Девочка отвечает: «Нет» - и продолжает

Что делать? Дочка сказала правду. Обычного ребенка запрет расстроит, но не более. Для гиперактивного «нет» - это маленькая катастрофа и повод измучить взрослых, чтобы заставить их изменить решение. Научить понимать слово «нет»  трудно, лучше обратиться за помощью к психологу. Можно использовать систему поощрений – давать ребенку небольшой приз, если он принял «нет» без споров. Иногда работает «письменное наказание» - ребенок должен раз пять  или десять написать: «Я буду стараться принимать отказ спокойно». Не просите его описать, как он понимает причину отказа, не оставляйте ему возможности уйти в сторону.

6. НЕ ПОДДАВАЙТЕСЬ НА ПРОВОКАЦИИ

Ситуация. Ребенок пришел из школы раздраженный – явно плохой был день. На вопрос: «Что случилось?» - огрызается: «Не твое дело!» Как тут не взорваться и не высказать все, что думаешь о таких манерах. В ответ немедленно взрывается и ребенок…

Что делать? Что вы делали, когда он пришел из школы, - читали журнал, смотрели телевизор, готовили ужин? Вот и продолжайте, сделав вид, что грубость пролетела мимо ваших ушей. Если ребенок чувствует, что вы тверды и вас трудно разозлить, это успокаивает его, он чувствует себя защищенным.

С гиперактивным ребенком особенно важно уметь в любой ситуации сохранять каменное спокойствие.

7. БУДЬТЕ БОССОМ

Ситуация. Вы воспитываете ребенка одна, вам и так трудно, а он еще и предъявляет претензии. Начинает поправлять: «Не так готовишь» - или даже оценивать: «Ты не правильно меня воспитываешь». С одной стороны, вы возмущены, с другой – чувствуете себя виноватой.

Что делать? На гиперактивного ребенка нельзя кричать и давить, но он обязательно должен знать, что в доме есть босс. Иначе, почувствовав вашу неуверенность, он сам попытается занять это место. Ни в коем случае не теряйте своих позиций главного. Психологи советуют родителям перед воспитательной беседой развалиться в кресле или даже закинуть ноги на стол. Из такой позиции трудно давить, кричать или раздражаться, но одновременно это позиция босса.

Кстати, из гиперактивных детей, которых воспитывали спокойные, разумные взрослые, часто вырастают очень успешные люди.

(По материалам пресс-служб)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительские университеты

Университет психолого-педагогических знаний для родителей:«Семь советов о том, что надо и чегоне надо делать в каникулы».Уважаемые родители, предлагаем Вашему вниманию советы специалистов нашей прогим...

Родительский университет.

Цель: вооружение родителей современными психолого – педагогическими знаниями о психологическом , физическом и интеллектуальном развитии ребенка на различных этапах его жизни.Основные задачи:- ознакоми...