Тесты для определения одаренности ребенка
материал по теме

Определение одаренности и установление критериев одаренности необходимо в случае выделения таких детей для обучения по специальным программам, либо в классах с углубленным изучением предметов, либо для участия в специальных программах, олимпиадах и пр.

            Поскольку жизнь любого человека проявляется в поведении и деятельности, то наиболее значимо выявление особенностей поведения одаренных детей в раннем возрасте, что позволяет помочь им определиться в дальнейшей жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opredelenie_odarennosti_uchashchihsya.doc97.5 КБ

Предварительный просмотр:

              Определение одаренности и установление критериев одаренности необходимо в случае выделения таких детей для обучения по специальным программам, либо в классах с углубленным изучением предметов, либо для участия в специальных программах, олимпиадах и пр.

            Поскольку жизнь любого человека проявляется в поведении и деятельности, то наиболее значимо выявление особенностей поведения одаренных детей в раннем возрасте, что позволяет помочь им определиться в дальнейшей жизни.

                Очевидно, способности связаны с какими-то врожденными особенностями структуры мозга, с особенностями его микроструктуры и сказываются на характере процессов отражения и поведения.

               Самым первым симптомом одаренности, который могут заметить родители и учителя, это склонность ребенка к определенным видам деятельности. Склонность проявляется в стремлении ребенка именно к той деятельности, которая его привлекает. Соединение природной склонности и приобретенных знаний и опыта превращаются в способность.

Простейшие формы поведения, основанные на инстинктивных действиях, наиболее вероятны для детей младшего возраста, позже появляются элементы рассудочного поведения, опирающиеся на отражения соотношений между предметами при совершении обходных действий.

С возрастом многие особенности поведения становятся привычками, автоматическими действиями, в мозговых структурах образуются устойчивые нервные связи, которые служат основой для сложных форм поведенческих актов, динамических стереотипов.

Управление поведением ребенка необходимо, чтобы исключить ненужные привычки, появляющиеся у ребенка. Важно как раннее выявления предпосылок одаренности ребенка, так и выявления детей с низкими оценками поведенческих характеристик, что позволит на более ранних стадиях помочь ребенку скорректировать его поведение и привычки.

У талантливых и одаренных детей можно отметить превосходство в интеллекте, творческой способности (креативности) и мотивации. Чаще всего все эти три показателя наличествуют у таких детей.

Для одаренных детей очень важна мотивация т.е. совокупность мотивов, побуждающих детей к направленной активности, инициативным действиям. Мотивы ребенка формируются на основе его потребностей, а круг этих потребностей определяется широтой его познавательной деятельности, возможностями его интеллекта.

Одаренность с точки зрения Рензулли, Райса и Смита (Renzulli, Reis & Smiss,1981) можно распознать c помощью следующих факторов:

  1. Высокого уровня способностей (может проявляться в отличной успеваемости или высоко оцененном интеллекте).
  2. Высокой творческой способности (иногда проявляется в выдвижении новых идей или в способности решать проблемы).
  3. Высокой целеустремленности (проявляет себя в высоком уровне настойчивости при завершении заданий).

Если способности и мотивации одаренных детей идут в одном русле, то, скорее всего, они достигнут больших результатов в своей жизни, причем чаще всего такие дети становятся "трудоголиками" и интеллектуалами. Раннее определение одаренности позволит при необходимости помочь им скорректировать их физическое состояние и адаптировать в окружающей среде.

Опросник предназначен для выявления 25 поведенческих характеристик одаренных детей младшего школьного и подросткового возраста по четырем шкалам:

  1. познавательная деятельность — 5 характеристик;
  2. мотивация — 5 характеристик;
  3. лидерство — 5 характеристик;
  4. творчество — 10 характеристик.

Наличие каждого качества оценивается одним баллом. Подсчитывается также сумма баллов по каждой шкале и по опроснику в целом.

Опросник не имеет пороговых значений одаренности, но позволяет обратить внимание на детей, получивших высокие оценки, а также дать структурированное качественное описание поведенческих характеристик детей, отнесенных к категории одаренных на основании других методов.

Шкала Рензулли для оценки поведенческих характеристик одаренных детей дает психологам средство для предварительного отбора одаренных и талантливых учеников.

Опросник Дж. Холланда


Из двух предложенных вариантов деятельности выберите, тот, который Вам больше нравится:

Первый вариант

Второй вариант


1
а. Инженер-механик 
2
а. Социальный работник 
3
а. Художник по интерьеру 
4
а. Биохимик 
5
а. Политический лидер 
6
а. Портной 
7
а. Адвокат 
8
а. Воспитатель детского сада 
9
а. Вязальщик 
10
а. Нотариус 
11
а. Переводчик зарубежной поэзии 
12
а. Детский врач 
13
а. Маркетолог 
14
а. Научный работник музея 
15
а. Аудитор 
16
а. Строитель-монтажник 
17
а. Школьный учитель 
18
а. Столяр-краснодеревщик 
19
а. Математик 
20
а. Директор мебельной фабрики 
21
а. Настройщик теле- и радиоаппаратуры 
22
а. Главный зоотехник 
23
а. Консультант «телефона доверия» 
24
а. Водитель троллейбуса 
25
а. Делопроизводитель 
26
а. Архитектор 
27
а. Инспектор дорожного движения 
28
а. Издатель газеты 
29
а. Биолог 
30
а. Архивариус 
31
а. Повар 
32
а. Банковский служащий 
33
а. Криминалист 
34
а. Корректор 
35
а. Звукооператор 
36
а. Экскурсовод 
37
а. Киноактёр 
38
а. Археолог 
39
а. Закройщик-модельер 
40
а. Часовой мастер 
41
а. Менеджер по продажам 
42
а. Психотерапевт


1
б. Физик-экспериментатор 
2
б. Управляющий гостиницей 
3
б. Чертежник и копировщик 
4
б. Фармацевт 
5
б. Писатель 
6
б. Оператор ЭВМ 
7
б. Историк-правовед 
8
б. Художник по керамике 
9
б. Художник по керамике 
10
б. Телефонист справочной службы 
11
б. Менеджер по снабжению 
12
б. Логик 
13
б. Пчеловод 
14
б. Менеджер по персоналу 
15
б. Художник-реставратор 
16
б. Металловед 
17
б. Следователь 
18
б. Оператор станков-автоматов 
19
б. Бухгалтер 
20
б. Дирижёр 
21
б. Секретарь-референт 
22
б. Генетик 
23
б. Парикмахер-модельер 
24
б. Медсестра 
25
б. Брокер на бирже 
26
б. Искусствовед 
27
б. Счетовод 
28
б. Электрик 
29
б. Телеведущий 
30
б. Художник-рекламист 
31
б. Официант 
32
б. Заведующий магазином 
33
б. Юрисконсульт 
34
б. Литературовед 
35
б. Физик-акустик 
36
б. Дипломат 
37
б. Кинооператор 
38
б. Товаровед 
39
б. Театральный художник 
40
б. Контролёр ОТК 
41
б. Редактор научного журнала 
42
б. Драматург

Бланк ответов

Подсчитать сумму баллов по каждому из шести типов личности, используя для этого приведённый ниже ключ. Если ответ совпадает с ключом, то засчитывается один балл. Сумма баллов по каждому из типов не может быть более 14. Самым подходящим для Вас типом личности будет тот, по которому набрано наибольшее количество баллов. Если вы набрали одинаковое количество баллов по нескольким шкалам, то для вас характерны черты нескольких типов.

Тип личности

Пункты опросника

Сумма баллов

Реалистический

1а, 3б, 6а, 9а, 13а, 16а, 18б, 21а, 24а, 28б, 31а, 35а, 37б, 40а

________

Социальный

2а, 8а, 9б, 12а, 14б, 17а, 23а, 24б, 27а, 29б, 31а, 33б, 36а, 42а

________

Артистический

3а, 5б, 8б, 11а, 15б, 18а, 20б, 23б, 26а, 30б, 34б, 37а, 39б, 42б

________

Конвенциальный

4б, 6б, 10а, 12б, 15а, 19б, 21б, 25а, 27б, 30а, 32а, 34а, 38б, 40б

________

Интеллектуальный

1б, 4а, 7б, 11б, 14а, 16б, 19а, 22б, 26б, 29а, 33а, 35б, 38а, 41б

________

Тестовая методика Рензулли

Опросник креативности — это объективный, состоящий из десяти пунктов, список характеристик творческого мышления и поведения, созданный специально для идентификации проявлений креативности, доступных внешнему наблюдению. Заполнение опросника требует 10–20 минут, в зависимости от количества оцениваемых и опытности заполняющего опросник.
Каждый пункт оценивается на основе наблюдений эксперта за поведением интересующего нас лица в различных ситуациях (в классе, на занятиях, на собрании и т.д.). Данный опросник позволяет провести как экспертную оценку креативности различными лицами: учителями, психологом, родителями, социальными работниками, одноклассниками и т.д., так и самооценку (учащимися 8–11-х классов). Каждый пункт опросника оценивается по шкале, содержащей четыре градации: 4 — постоянно, 3 — часто, 2 — иногда, 1 — редко.

Общая оценка креативности является суммой баллов по десяти пунктам (минимальная возможная оценка — 10, максимальная — 40 баллов).

Творческие характеристики

1. Чрезвычайно любознателен в самых разных областях: постоянно задает вопросы о чем-либо и обо всем.

2. Выдвигает большое количество различных идей или решений проблем; часто предлагает необычные, нестандартные, оригинальные ответы.

3. Свободен и независим в выражении своего мнения, иногда горяч в споре; упорный и настойчивый.

4. Способен рисковать; предприимчив и решителен.

5. Предпочитает задания, связанные с «игрой ума»; фантазирует, обладает воображением («интересно, что произойдет, если...»); манипулирует идеями (изменяет, тщательно разрабатывает их); любит заниматься применением, улучшением и изменением правил и объектов.

6. Обладает тонким чувством юмора и видит смешное в ситуациях, которые не кажутся смешными другим.

7. Осознает свою импульсивность и принимает это в себе, более открыт восприятию необычного в себе (свободное проявление «типично женских» интересов для мальчиков; девочки более независимы и настойчивы, чем их сверстницы); проявляет эмоциональную чувствительность.

8. Обладает чувством прекрасного; уделяет внимание эстетическим характеристикам вещей и явлений.

9. Имеет собственное мнение и способен его отстаивать; не боится быть непохожим на других; индивидуалист, не интересуется деталями; спокойно относится к творческому беспорядку.

10. Критикует конструктивно; не склонен полагаться на авторитетные мнения без их критической оценки.

Лист ответов (Шкала креативности)

В таблице под номерами от 1 до 10 отмечены характеристики творческого проявления (креативности). Пожалуйста, оцените, используя четырехбалльную систему, в какой степени каждый ученик обладает вышеописанными творческими характеристиками. Возможные оценочные баллы: 4 — постоянно, 3 — часто, 2 — иногда, 1 — редко.

Таблица

Творческие характеристики

№ п/п

Ф.И.О.

Номера творческих характеристик

Сумма
баллов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уровень креативности.

 

Уровень креативности

Сумма баллов

Очень высокий

40–34

Высокий

33–27

Нормальный, средний

26–21

Низкий

20–16

Очень низкий

15–10

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ОПРОСНИКА

Опросник креативности — это объективный, состоящий из десяти пунктов, список характеристик творческого мышления и поведения, созданный специально для идентификации проявлений креативности, доступных внешнему наблюдению. Заполнение опросника требует 10–20 минут, в зависимости от количества оцениваемых и опытности заполняющего опросник.
Каждый пункт оценивается на основе наблюдений эксперта за поведением интересующего нас лица в различных ситуациях (в классе, на занятиях, на собрании и т.д.). Данный опросник позволяет провести как экспертную оценку креативности различными лицами: учителями, психологом, родителями, социальными работниками, одноклассниками и т.д., так и самооценку (учащимися 8–11-х классов).
Каждый пункт опросника оценивается по шкале, содержащей четыре градации: 4 — постоянно,
3 — часто, 2 — иногда, 1 — редко.
Общая оценка креативности является суммой баллов по десяти пунктам (минимальная возможная оценка — 10, максимальная — 40 баллов).


Творческие характеристики

1. Чрезвычайно любознателен в самых разных областях: постоянно задает вопросы о чем-либо и обо всем.
2. Выдвигает большое количество различных идей или решений проблем; часто предлагает необычные, нестандартные, оригинальные ответы.
3. Свободен и независим в выражении своего мнения, иногда горяч в споре; упорный и настойчивый.
4. Способен рисковать; предприимчив и решителен.
5. Предпочитает задания, связанные с «игрой ума»; фантазирует, обладает воображением («интересно, что произойдет, если...»); манипулирует идеями (изменяет, тщательно разрабатывает их); любит заниматься применением, улучшением и изменением правил и объектов.
6. Обладает тонким чувством юмора и видит смешное в ситуациях, которые не кажутся смешными другим.
7. Осознает свою импульсивность и принимает это в себе, более открыт восприятию необычного в себе (свободное проявление «типично женских» интересов для мальчиков; девочки более независимы и настойчивы, чем их сверстницы); проявляет эмоциональную чувствительность.
8. Обладает чувством прекрасного; уделяет внимание эстетическим характеристикам вещей и явлений.
9. Имеет собственное мнение и способен его отстаивать; не боится быть непохожим на других; индивидуалист, не интересуется деталями; спокойно относится к творческому беспорядку.
10. Критикует конструктивно; не склонен полагаться на авторитетные мнения без их критической оценки.


Лист ответов
(Шкала креативности)

В таблице под номерами от 1 до 10 отмечены характеристики творческого проявления (креативности). Пожалуйста, оцените, используя четырехбалльную систему, в какой степени каждый ученик обладает вышеописанными творческими характеристиками.
Возможные оценочные баллы: 4 — постоянно, 3 — часто, 2 — иногда, 1 — редко.

 

Таблица

Творческие характеристики

№ п/п

Ф.И.О.

Номера творческих характеристик

Сумма
баллов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

НАДЕЖНОСТЬ. ВАЛИДНОСТЬ

Составителями опросников (Рензулли, Хартман и Калахен) были проведены исследования по установлению уровня надежности и валидности тестов.
Были получены данные о стабильности тестов — ретестовая надежность (коэффициент корреляции = 0,79) — и рассчитаны коэффициенты согласованности показателей разных экспертов (двух учителей); коэффициент корреляции = 0,91. С интервалом в 3 месяца оценивались школьники 5–6-х классов.
Для подтверждения валидности тестов было проведено сравнение показателей опросника Рензулли и теста креативности Торренса. Корреляция между шкалой креативности и вербальными показателями теста Торренса составляет от 0,37 до 0,48.; с образными показателями теста Торренса — незначимая.
Для установления ретестовой надежности нами был проведен ряд исследований на различных выборках российских школьников (интервал между двумя этапами тестирования — 3, 4 и 6 месяцев). Коэффициенты корреляции составляют 0,75—0,83. Для сравнения мнений различных экспертов, педагогов и психологов по шкале креативности сопоставлялись мнения трех и более экспертов попарно. Корреляция между мнениями различных экспертов составляла 0,76— 0,94.
Для проверки внешней валидности сравнивались показатели опросника креативности Рензулли и опросника креативности Джонсона [3]; коэффициенты корреляции — от 0,69 до 0,76. Также сравнивались данные опросника Рензулли с различными показателями батареи креативных тестов Вильямса [4]; коэффициенты корреляции находились в пределах: от 0,45 до 0,53. Показатели креативной шкалы опросника Рензулли теснее связаны с общими и вербальными показателями теста Вильямса. Следует также отметить, что с образными показателями теста Вильямса существует более слабая связь.
Корреляция между показателями опросника Рензулли и вербальными показателями теста Торренса составляла от 0,43 до 0,51; с образными показателями теста Торренса — от 0,25 до 0,41.

НОРМАТИВНЫЕ ДАННЫЕ
РЕНЗУЛЛИ

Средние и стандартные отклонения
по данным Рензулли

Одаренные N = 40 чел.

Нормальные N = 40 чел.

M
Среднее
отклонение


Cтандартное
отклонение

M
Среднее
отклонение


Cтандартное
отклонение

25.1

7.6

17.1

4.7

Уровень креативности

Уровень креативности

Сумма баллов

Очень высокий

40–34

Высокий

33–27

Нормальный, средний

26–21

Низкий

20–16

Очень низкий

15–10

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тесты для родителей на определение готовности ребенка к школе

Когда говорят о «готовности к школе», то имеют в виду не отдельные умения и знания, а их определенный набор, в котором присутствуют все основные компоненты. Нельзя не признать, что обучение может быт...

Тест для родителей на определение готовности ребенка к школе

Тест поможет родителям определить, готов ли ребенок к школе,владеет ли необходимыми умениями и навыками для учебной деятельности....

Карта определения одаренности ребенка

методика определения одаренности ребенка...

Тесты на определение одаренности

Теты на определение одаренности...

Тест на определение одаренности.

ИнструкцияПеред вами 80 вопросов, систематизированных по десяти относительно самостоятельным областям поведения и деятельности ребенка. Внимательно изучите их и дайте оценку вашему ребенку по каждому ...

тест для определения готовности ребенка к школе

данный тест поможет оределить готовность ребенка к школе...

Тесты на определение одаренности ребенка

Одним из способов развития способностей обучающихся считаю применение индивидуального подхода в работе с одаренными учащимися на уроках и во внеурочное время с учетом возрастных особенностей детей с с...