Беседа для родителей 1 коррекционного класса VIII вида
материал (1 класс) на тему

"Обучение в 1 классе" - беседа для родителей коррекционного класса VIII вида

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obuchenie_v_1_klasse_.rod_sobr.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение в 1 классе является наиболее сложным периодом начального обучения. Объясняется это тем, что во-первых, умственно отсталые дети резко отстают от своих сверстников с нормальным интеллектом в подготовленности к восприятию и усвоению школьного материала. У них обнаруживается нарушение психофизических функций, которые непосредственно участвуют в акте чтения и письма – слуховых, зрительных и пространственных восприятий и представлений, артикуляции, общей моторики, достаточно организованного внимания.

Во-вторых, в 1 класс попадают дети с различной степенью умственной отсталости.

В-третьих, у разных детей обнаруживается преобладание того или иного нарушения, которое бывает выражено в большей или меньшей степени.

В-четвертых, дети имеют разную подготовку. Одни поступают в 1 класс из массовой школы после безуспешного обучения в ней. Другие приходят их массового детского сада, где было замечено их резкое отставание от сверстников. Третьих направляет специальный детский сад. Четвертые поступают в школу прямо из семьи и обычно бывают неподготовлены к обучению. Проблема готовности ребенка к школе уже в течение многих десятилетий не теряет актуальности. Изменяются условия воспитания детей, глубже и шире исследуются особенности психического развития ребенка дошкольного возраста, изменяется содержание обучения в школе, и проблема готовности к школе предстает в новом свете, все новые ее аспекты выдвигаются на первый план.

Возраст 6–7 лет связан с наступлением переломного, критического периода жизни. Ребенок переходит от одного способа переживания среды к другому. Происходит перестройка переживаний. Она связана с завершением дошкольного цикла развития и ожиданием школьного цикла.

Самая существенная черта кризиса 7 лет – начало дифференциации внутренней и внешней сторон личности ребенка, утрата непосредственности, привнесение в поступки интеллектуального момента.

Как все мы, так и дети 6–7 лет реагируют на состояние неопределенности всем своим существом: нарушается биологическое и психологическое равновесие, снижается устойчивость к стрессам, растет напряженность. Потеря внутренней стабильности организма может сопровождаться расстройством сна и аппетита, неожиданными скачками температуры, потерей веса. Может вырасти тревожность, капризность ребенка, могут заостриться любые «шероховатости» характера: упрямство или сосредоточенность, замкнутость или демонстративность… Ребенку трудно. И с ребенком, находящимся в состоянии жизненного кризиса, на перепутье целей, желаний, ожиданий, тоже непросто.

Сегодня достаточно подробно разработаны критерии и методы, которые позволяют определить уровень готовности к школе нормально развивающихся детей. А также хорошо представлены в литературе особенности психофизического и личностного развития ребенка, обладающего готовностью к школьному обучению.

. К 7 годам завершается морфологическое созревание лобного отдела больших полушарий головного мозга, что создает возможности для осуществления целенаправленного произвольного поведения, планирования и выполнения программ действий. К 6–7 годам возрастает подвижность нервных процессов, отличается большее, чем у дошкольников, равновесие процессов возбуждения и торможения, хотя процессы возбуждения превалируют (что определяет такие характерные особенности младших школьников, как непоседливость, повышенная эмоциональная возбудимость и т. п.).

Возрастает функциональное значение второй сигнальной системы. Слово приобретает обобщающее значение, сходное с тем, какое оно имеет у взрослого человека. В связи с особенностями развития умственно отсталые дети в еще большей мере, чем нормально развивающиеся, нуждаются в целенаправленном обучающем воздействии взрослого. Спонтанное усвоение общественного опыта у них практически не происходит.

В этом возрасте происходят также существенные изменения в органах и тканях тела, существенно повышающие, по сравнению с предыдущим периодом, физическую выносливость ребенка.

Все это создает благоприятные анатомо-физиологические предпосылки для осуществления учебной деятельности.

Из особенностей анатомо-физиологического созревания заслуживают также внимания следующие моменты: развитие крупных мышц опережает развитие мелких, и поэтому дети лучше выполняют сравнительно сильные и размашистые движения, чем те, которые требуют точности, что необходимо учитывать при обучении детей письму. Важно также иметь в виду неравномерность анатомо-физиологического созревания детей.

Возросшая физическая выносливость, повышение работоспособности носят относительный характер, и в целом для детей остается характерной высокая утомляемость. Дети сильно утомляются при повышенной эмоциональной нагрузке.

На сегодняшний день практически общепризнанно, что готовность к школьному обучению – многокомпонентное образование, которое требует комплексных психологических исследований.

Такой ясности нет, когда речь идет о детях с проблемами интеллектуального развития. Не определены критерии их готовности к обучению в коррекционной школе, нет общепризнанной системы оценки их уровня готовности к школе, не охарактеризованы особенности психофизического и личностного развития ребенка с проблемами интеллектуального развития, обладающего готовностью к школьному обучению. Отсутствие решения этих теоретических вопросов оказывает влияние на практику обучения детей.

 В педагогической литературе в структуре психологической готовности принято выделять следующие к о м п о н е н т ы:

1. Личностная готовность.

Включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции – положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Эта личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, учителям, самому себе. В личную готовность входит и определенный уровень развития мотивационной сферы. Готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа привлекает не внешней стороной (атрибуты школьной жизни – портфель, учебники, тетради), а возможностью получать новые знания, что предполагает развитие познавательных интересов. Будущему школьнику необходимо произвольно управлять своим поведением, познавательной деятельностью, что становится возможным при сформированной иерархической системе мотивов. Таким образом, ребенок должен обладать развитой учебной мотивацией. Личностная готовность также предполагает определенный уровень развития эмоциональной сферы ребенка. К началу школьного обучения у ребенка должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость, на фоне которой и возможно развитие и протекание учебной деятельности. Несколько по-другому обстоит дело у детей с умственной отсталостью. Ученые, исследующие особенности развития детей с нарушениями интеллекта, в первую очередь отмечают у них патологическую инертность, отсутствие интереса к окружающему. Поэтому я в своей работе для организации обучения и воспитания таких детей использую способы воздействия, которые направлены на повышение мотивации, активизацию их познавательной деятельности. Значительное место занимает воспитание  положительного отношения к занятиям, формирование умения слушать указания и объяснения учителя, выполнять задания.

2. Интеллектуальная готовность.

Данный компонент готовности предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть планомерным восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием. Однако, в основном мышление ребенка остается образным, опирающимся на реальные действия с предметами, их заместителями. Интеллектуальная готовность также предполагает формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умение выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности. Обобщая, можно говорить, что развитие интеллектуальной готовности к обучению в школе предполагает:

– дифференцированное восприятие;

– аналитическое мышление (способность постижения основных признаков и связей между явлениями, способность воспроизвести образец);

– рациональный подход к действительности (ослабление роли фантазии);

– логическое запоминание;

– интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий;

– овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов;

– развитие тонких движений руки и зрительно-двигательных координаций.

Степень  снижения интеллекта прямо влияет на уровень готовности к обучению в коррекционной школе, который может достичь ребенок с проблемами умственного развития. Глубина нарушения определяет возможности интеллектуально, эмоционального и социального развития ребенка в целом и овладения им содержания обучения в частности. Это находит отражение, в частности, в разной степени сложности содержания школьной программы для детей с легкой и умеренной степенью недоразвития интеллекта. Кроме того, группа детей с легкой степенью умственной отсталости является тоже весьма неоднородной. Так, например, в моем 1 классе из четырех учащихся: один ребенок – с синдромом Дауна, одна девочка – приближается по уровню развития к задержке психического развития; а двое детей показывают уровень развития интеллекта, приближающийся к уровню умеренной умственной отсталости. Поэтому в начале года большая часть занятий  проводится по подгруппам. Индивидуальное обучение детей занимает большое место и является промежуточным этапом между объяснением, показом и самостоятельным выполнением детьми заданий. Только после того, как я убеждаюсь, что все дети поняли задание, я даю материал для самостоятельной работы ( но и здесь я всегда готова прийти им на помощь) . постепенно процесс индивидуального обучения на занятиях начинает принимать свернутый характер. Дети овладевают умением справляться с заданием самостоятельно или с небольшой моей помощью, что и позволит, я надеюсь, в недалеком будущем переходить от занятий по подгруппам к занятиям со всеми детьми.

3. Социально-психологическая готовность.

Этот компонент готовности включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, учителем. Ребенок приходит в школу, класс, где дети заняты общим делом, и ему необходимо обладать достаточно гибкими способами установления взаимоотношений с другими детьми, необходимы умения войти в детское общество, действовать совместно с другими, умение уступать и защищаться. Таким образом, данный компонент предполагает развитие у детей потребности в общении с другими, умении подчиняться интересам и обычаям детской группы, развивающиеся способности справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения.

Условия воспитания ребенка с проблемами в интеллектуальном развитии  в предшествующий школе период оказывают самое непосредственное влияние на уровень его готовности к школе. В моем классе только один ребенок прошел через ДОУ, но посещал смешанную группу, где вместе с ним были и тяжелые инвалиды почти не умеющие общаться и говорить .Один уже учился в 1 классе СОШ, но в силу своего заболевания (аутизм) почти не общался со сверстниками, двое других воспитывались дома. В результате чего мои первоклассники практически не готовы к жизни в классном коллективе. Одной из моих первоочередных задач является преодоление недостатков воспитания малышей  и формирование основ детского коллектива.

 Оптимального уровня готовности к школе может достичь лишь ребенок с недостатками развития, посещающий дошкольное учреждение, в котором подготовка его к обучению в школе является одной из важных задач и осуществляется целенаправленно и планомерно. Поступающие в школу дети, не имея опыта посещения дошкольного учреждения, показывают, преимущественно, низкий уровень готовности и при низких показателях интеллектуального развития составляют основной контингент учащихся, дублирующих коррекционный первый класс. На уровень готовности к школе оказывает и возраст ребенка. Как показывают исследования российских ученых-дефектологов, к концу 7-го года жизни практически все дети с недоразвитием интеллекта не достигают такого уровня физического интеллектуального, социально-нравственного и эмоционального развития, который бы позволил им успешно обучаться в школе. Зная какие компоненты необходимо формировать у моих первоклассников, я пытаюсь обучать их так, чтобы они не только не испытывали трудностей, но и шли в школу с радостью и учились с удовольствием. В определении учебных задач я исхожу из требований «Программы» и уровня развития детей. Так как программное содержание усваивается детьми постепенно, его надо повторять, используя при этом различные методы. Выбранный метод должен оптимальным образом обеспечивать полноту выполнения программых задач, активизировать умственную деятельность каждого из учащихся, коррегировать недостатки развития детей.

 Моя работа направлена на решение следующих  з а д а ч:

– создание позитивного настроя на обучение;

– формирование произвольности (развиваются произвольная память, внимание, мышление, произвольной становится организация деятельности);

– развитие мелкой моторики;

– знакомство с цифрами и алфавитом.

На уроках используются различные методические средства, формы, приемы и виды деятельности:

– рассказ, беседа, рисунок;

– лепка, вырезание;

– мозаика, пазлы, шнуровки;

– физкультминутки, загадки и др.

В результате проводимой работы у детей формируется позитивное отношение к обучению, исчезает страх и неуверенность в себе, происходит исправление или ослабление недостатков развития , что служит толчком для более полного развития ребенка, его интеллектуальной сферы (память, внимание, мышление) и физического состояния (развитие крупной и мелкой моторики, повышения двигательной активности),  содействует возможно большему приближению развития этих детей к уровню развития нормальных школьников.

Золотые правила для родителей:

Следите, чтобы ребенок как можно больше бывал на свежем воздухе. Посоветуйтесь с врачом: может быть, он порекомендует какой-нибудь хороший витаминный комплекс. Не только для ребенка. Но и для родителей

Это еще один важный совет: пусть взрослые присмотрятся к самим себе. Может быть, они сами обеспокоены, нервничают из-за начала учебы. Полной перемены режима? Если так, то их настроение непременно отразится на младшекласснике. Не нагружайте детей собственными страхами, создавайте дома атмосферу спокойствия и заинтересованности.

Что бы ни случилось днем, как бы не сложились ваши отношения с ребенком ( например, у вас произошло неприятное столкновение), постарайтесь к вечеру достичь взаимопонимания. Уделите малышу 15 минут перед сном: даже если вы были чем-то недовольны днем. Поговорите по душам, почешите спинку, сделайте массаж. Расспросите его о завтрашнем дне, поговорите о ваших совместных планах на ближайшие выходные – и это все вполголоса, даже может быть шепотом. Что бы не произошло, он должен быть уверен: вы его любите, понимаете, и нет неразрешимых ситуаций, а мама и папа всегда готовы помочь.

Каждую семью первоклассника подстерегают 2 опасности, которые нужно знать, чтобы не поддаться . Для малыша непосильно. Когда родители ждут от него непосильных достижений, «любят» и  «не любят» в зависимости от школьных успехов, ругают за малейшее упущение и воспринимают ребенка только как ученика. Но столь же вреден и обратный случай, когда родители хвалят первоклашку не за усилия, не за успех, а «ни за что», ничего не требуют и кидаются все выполнять вместо него.

Вернувшегося с уроков маленького ученика чаще всего ждут стандартные вопросы: спрашивали? Что получил? Что задано? Вопросы понятные и неизбежные. Но задавать их следовало бы в последнюю очередь.. а начинать с других: что было интересного? Что трудного? Что веселого? Что узнал? О чем тебе хотелось бы рассказать?

И конечно, родителям нужно помнить «золотые правила». Хвалить при всех – ругать только наедине. Хвалить исполнителя – критиковать исполнение. Сравнивать успехи ребенка с его собственным вчерашним уровнем, а не с госстандартом или соседом по парте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности общения с ребёнком и его семьёй в специальных коррекционных классах VIII вида.

Особенности общения с ребёнком и его семьёй в специальных коррекционных классах VIII вида....

Развитие речи учащихся на уроках математики в специальном (коррекционном) классе VIII вида

Проанализирована литература по проблеме исследования; Изучена сформированность развития речи у умственно отсталых учащихся на уроках математики; .Подобраны рекомендации для олигофренопедагогов для раз...

Рабочая программа по технологии для учащихся 3 классов специального (коррекционного) класса VIII вида

         Школьники с проблемами в умственном развитии ограничены в выборе профессии, поэтому требуются значительные усилия по их профессиональной ориентации. Начиная с ...

факультатив "Этика" для 9 специального коррекционного класса VIII вида

продолжение курса "Этика" в 8 специальном (коррекционном) классе...

Конспект урока по математике в 1 классе ( в коррекционных классах VIII вида)

Конспект урока по математике в 1 классе ( в  коррекционных классах VIII вида)по программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида...

Урок развития устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности в 4 коррекционном классе VIII вида.

Тема: Сбор урожая: овощи, фрукты. Задачи:Обучающие: Учить правильно классифицировать овощи и фрукты; развивать навыки диалогической и монологической речиКоррекционно-развивающие: развивать, обога...