Особенности общения с ребёнком и его семьёй в специальных коррекционных классах VIII вида.
статья по теме

Особенности общения с ребёнком и его семьёй

в специальных коррекционных классах VIII вида. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_obshcheniya_s_rebyonkom_i_ego_semyoy.docx39.73 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности общения с ребёнком и его семьёй

в специальных коррекционных классах VIII вида.

Из опыта работы учителей нач. классов

МВ(с)ОУ «О(с)ОШ №1»

                                                                    г. Астрахани

                                                                           Максименко Н.А.

Ученые, исследующие проблемы семьи и детства, отмечают тревожную тенденцию резкого увеличения числа детей с интеллектуальной недостаточностью. Ситуация обостряется еще и тем, что родители, воспитывающие таких детей, не имеют специальных знаний и не могут создать необходимых условий для их развития.

Для преодоления задержки в развитии детям требуется своевременная помощь со стороны школьных работников и родителей. Большинство родителей узнают о «возможностях» своего ребёнка слишком поздно, при поступлении ребёнка в школу, а многие безуспешно проучившись в 1 классе. Родители, встретившись с подобным явлением, оказываются не готовыми ни к общению, ни к продуктивному взаимодействию с такими детьми. Не понимая причин школьной неуспешности своего ребенка, родители требуют от него дополнительного напряжения сил для улучшения результатов учебной деятельности, нередко проявляя авторитаризм и несдержанность. В таких условиях развитие ребенка еще более замедляется, в его характере появляются упрямство, непослушание, недоверчивость и отчужденность. Становится очевидной необходимость оказания семьям педагогической помощи в формировании готовности к взаимодействию с подобными детьми.

Разработанное нами содержание педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с интеллектуальной недостаточностью, носит комплексный характер.

Для реализации педагогической помощи семьям, нами поставлены следующие цели:

1. Изучить особенности отношений родителей к своим детям;

2. Наметить основные направления коррекции межличностных отношений в семье, имеющей умственно отсталого ребенка.

3.  Сформировать адекватное отношение родителей к  ребенку с нарушением интеллекта в его развитии, стремление помочь ему в безболезненной адаптации к современным социально-экономическим условиям.

4. Создание благоприятного психоэмоционального климата в семьях детей с проблемами в развитии.

5.Вооружение родителей знаниями по возрастной и специальной психологии.

6.Согласование воспитательно-образовательных позиций учителей и родителей.

7.  Создание системы содружества школы и семьи.

Для достижения цели были обозначены следующие задачи:

  1. изучить особенности отношений родителей к своим детям;
  2. выявить, какой из стилей родительского отношения в детско-родительской подсистеме является основным;
  3. определить, насколько адекватна оценка родителями психологических особенностей детей, имеющих  интеллектуальное недоразвитие;

Для анализа особенностей детско-родительских отношений, определения уровня готовности родителей к взаимодействию с ребенком с интеллектуальной недостаточностью и выявления потребности родителей в педагогической помощи были проведены исследования.

Работа проводилась с родителями учащихся 1-2 классов.

     Обработав полученные данные, мы получили следующие результаты.

78% родителей не знакомы с особенностями познавательной и личностной сферы детей с интеллектуальной недостаточностью.

 68% родителей негативно воспринимают своего ребенка, разочарованы в нем, им кажется, что ребенок не добьется успехов в жизни;

82% - не проводят совместно с ребенком досуг;

только 26 родителей стараются ему помочь и доброжелательны с ним.            

Становится очевидной необходимость оказания семьям педагогической помощи в формировании готовности к взаимодействию с подобными детьми.

 Систему нашей работы условно назвали «Школа для родителей».

Эта работа включала  лекционные, практические  занятия, совместную деятельность родителей и детей.

Работа с родителями организовывалась как индивидуально, так и фронтально. К ней были привлечены специалисты школы - учителя начальных классов, психологи, логопеды, социальные педагоги и врачи детской поликлиники. В составлении плана работа учитывались  заявки родителей и результаты проведения  опросов. Перед каждым занятием проводилось анкетирование, позволявшее внести в их содержание определенные коррективы.

Посещая лекции и семинары, родители не только приобретали знания, но и, знакомясь друг с другом, видели, что они не одиноки, что есть и другие семьи, в которых решаются похожие проблемы. Это придавало им дополнительные силы, снимало напряжение. Кроме того, слушая вопросы других, многие начинали яснее осознавать свои проблемы и сами начинали задавать вопросы, пытаясь активно искать выход из сложившейся жизненной ситуации.

К собранию готовим выставку ученических работ, выступления художественной самодеятельности ребят.
Такие мероприятия оживляют родителей.

Оправдавшей себя формой работы с родителями, стало оформление стендов, уголков для родителей. Такие уголки создаются в помощь учителю по осуществлению педагогического всеобуча родителей, по повышению их педагогической культуры.

Совместная разработка учителями, родителями и детьми семейных праздников (составление развлекательных программ, подбор игр, конкурсов, и новых традиций способствующих воспитанию толерантности,  стала важным условием формирования готовности родителей к эффективному взаимодействию со своими детьми).

Совместная деятельность родителей и детей (трудовые задания, экскурсии, посещение музеев) способствовала их сплочению. В процессе совместной деятельности родители поддерживали и подбадривали своего ребенка и намеренно создавали ситуацию, в которой он достигал успеха.

Важнейшим направлением в системе работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью является практическая подготовка детей к самостоятельной жизни, к труду, привитие интереса к  миру доступных  им профессий.

Важно привлечь родителей  к совместному процессу, направленному на социально - трудовую адаптацию в общество к совместному процессу безболезненной адаптации к современным социально- экономическим  условиям.

Обобщая работу за период с 2004-2008г.г., были выявлены результаты и проведен сравнительный анализ полученных данных с исходными. Они свидетельствуют о позитивных изменениях, произошедших в результате реализации программы.

                       

Резко снизилось число родителей с низким уровнем готовности к взаимодействию с ребенком, имеющим интеллектуальную недостаточность. Но, к сожалению, остаётся процент родителей, контакты которых с детьми остались поверхностными, отношения - напряженными, родители открыто выражали неприязнь к своим детям. И дети уклонялись от взаимодействия со своими родителями, не подчинялись их требованиям. Причины неудачи не были связаны с работой «Школы для родителей», т.к. эти родители не посещали занятия.

    На занятиях, требующих интенсивного умственного напряжения, дети стали проявлять активность, появился интерес к творческим заданиям. Позитивные сдвиги произошли в учебной мотивации, что положительно отразилось на взаимоотношениях с учителями и одноклассниками многие из них посещают кружки прикладных видов искусства, участвуют в школьных спортивных соревнованиях.

Родители накопили опыт организации педагогически эффективного взаимодействия с детьми в процессе совместной деятельности. Они стали активно работать над повышением своей педагогической компетентности, контролировать свои эмоции, настроения и действия.

Полученные результаты работы подтвердили продуктивность работы  системы «Школы для родителей» и дают основания считать, что поставленные задачи работы выполнены.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи учащихся на уроках математики в специальном (коррекционном) классе VIII вида

Проанализирована литература по проблеме исследования; Изучена сформированность развития речи у умственно отсталых учащихся на уроках математики; .Подобраны рекомендации для олигофренопедагогов для раз...

Рабочая программа по технологии для учащихся 3 классов специального (коррекционного) класса VIII вида

         Школьники с проблемами в умственном развитии ограничены в выборе профессии, поэтому требуются значительные усилия по их профессиональной ориентации. Начиная с ...

факультатив "Этика" для 9 специального коррекционного класса VIII вида

продолжение курса "Этика" в 8 специальном (коррекционном) классе...

Конспект урока письма и развития речи 4 специальный (коррекционный) класс VIII вида

Конспект урока письма и развития речи4 специальный (коррекционный) класс VIII видаТема урока: Употребление предлогов в, под в речи.Тип урока: комбинированныйЦель: закрепить знания о предлога...

Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности «Волшебные нитки» для детей младшего школьного возраста специальных (коррекционных) классов VIII вида

Дополнительная образовательная программа «Волшебные нитки» создана с целью развития мелкой моторики и реализации творческих способностей у детей с ОВЗ. Работа занятия планируется так, чтобы она не дуб...

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ И ПИСЬМУ В 1 СПЕЦИАЛЬНОМ /КОРРЕКЦИОННОМ/ КЛАССЕ VIII ВИДА

КОНСПЕКТИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ И ПИСЬМУ    В  1 СПЕЦИАЛЬНОМ  /КОРРЕКЦИОННОМ/  КЛАССЕ  VIII  ВИДА  Тема:  Буква Ь (мягки...