Родительский лекторий "Мотивы плохого поведения младших школьников"
план-конспект на тему

Матвеева Оксана Александровна

В статье рассказывается о мотивах плохого поведения младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskiy_lektoriy.docx17.35 КБ

Предварительный просмотр:

Родительский лекторий.

Мотивы плохого поведения младших школьников.

В последнее время в отечественной науке младший школьный возраст подвергается интенсивному изучению. Обширные данные, полученные при изучении большого и разнообразного контингента людей, позволили сделать однообразный вывод: сформированные в эттом возрасте психические образования оказываются устойчивыми, сохраняясь в своих главных особенностях на многие годы.

Младший школьный возраст имеет особое значение в целостном развитии личности. В целом, как показывает литература, младший школьный возраст,знаменующий переход от детства к взрослости, можно рассматривать как сензитивный период для становления базовых оснований личности, в том числе поведенческих.

К этому периоду младший школьник уже многого достиг в межличностном взаимодействии, он ориентируется в семейно-родственных отношениях и умеет занять желаемое и соответствующеесвоему социальному статусу место среди родных и близких, Он умеет строить отношения со взрослыми и сверстниками: имеет навыки самообладания, умеет подчинять себя обстоятельствам, быть непримиримым. Он уже понимает, что оценка его поступков и мотивов определяется не столько егособственным отношениям к себе («Я хороший»), но, прежде всего тем, как его поступки выглядят в глазах других людей. В этом возрасте проявляется агрессивное поведение.

Агрессивное поведение младшего школьника выражается в формах враждебности, жестокости  и демонстрации.

Враждебность, более узкое по направленности состояние, всегда имеет определенный объект. Часто враждебность и агрессивность сочетаются, но нередко люди могут нахаодиться во враждебных и даже антогонистических отношениях, однако никакой агрессивности не проявляют хотя бы потому, что заранее известны её отрицательные последствия для «агрессора». Бывает и агрессивность без враждебности, когда обижают людей, к которым никаких враждебных чувствне питают.

Под жестокостью как личностной чертой следует понимать стремление к причинению страданий, мучений людям или животным, выражающиеся в действиях, бездействии, словах, а также фантазировании соответствующего содержания.

Демонстрация – это показ возможности нападения. Демонстрация, вызывая у противника страх, позволяет выиграть стычку, не прибегая к схватке, очень опасной для обеих сторон. Физическое противоборство заменяется психическим противостоянием. Вот почему Лоренц утверждал, что хорошо оформленноеагрессивное поведение – одно из замечательных созданий естественого отбора, что по существу оно гуманно. Даи всякий согласится, что обругать друг друга, пригрозить кулаком из-за какого-нибудь пустяка во много раз выгоднее для каждого и всех вместе, чем драться.

Психологами были выявлены следующие группы факторов, влияющие на проявление агрессивного поведения:

  1. Семейные отношения и методы воспитания. Установлена прямая зависимость между негативными взаимотоношениями в системе «родитель - ребёнок» и показателями агрессии. Основные воспитательные средства, к которым прибегают родители агрессивных детей: физические наказания, угрозы, лишение привилегий, введение ограничений и отсутствие поощрений, изоляция детей от общения со сверстниками. Так, чем чаще родители демонстрируют негативизм по отношению к детям, тем чаще применяют наказания, тем выше уровень агрессии.
  2. Нарушение социальной адаптации. Уровень агрессии выше у тех детей, семья которых меняла место жительства. Материальное благополучие семьи на уровень агрессии влияет незначительно.
  3. Нарушения школьной адаптации. У детей имеющих проблемы в отношениях с одноклассниками, с учителями – более высокий уровень агрессии. Доказана прямая связь высокого уровня агрессии в тех классах, где часто менялся классный руководитель, что также приводит к снижению школьной адаптации.
  4. Стратегии поведения в конфликте, коммуникативная некомпетентность. Те дети, которые выбирают такую стратегию как соперничество – имеют боле высокий уровень агрессии. Коммуникативная некомпетентность ведёт к тому, что в случаях обиды, споров, конфликтов большинство проявляет те или иные формы физической, вербальной, косвенной агрессии (оскорбления, крики, драки и т.д.).
  5. Влияние СМИ и компьютерных игр. 40% детей предпочитают смотреть фильмы с демонстрацией культа силы (сцены насилия, убийства, драки). 34% детей в качестве любимых выбирают героев американских блокбастеров и боевиков. 65% детей играют в компьютерные игры, победой в которых считается уничтожение противника. Таким образом, вырабатывается толерантное отношение к насилию, уменьшается чувствительность к чужой боли, страданиям другого человека.
  6. Личностные особенности. Многие личностные особенности детей:  высокий уровень тревожности, вспыльчивость, раздравжительность, возбудимость, неадекватная самооценка являются причинами агрессивного поведения.

Младший школьник жаждет не просто внимания, но понимания, доверия взрослых. Он стремится играть определённую социальную роль не только среди сверстников, но и среди старших. Во взрослом же сообществе утвердилась позиция, препятствующая развитию социальной активности младшего школьника – он ребёнок и должен слушаться. В результате между взрослыми и детьми растёт психологический барьер, стремясь преодолеть который, многие младшие школьники прибегают к агрессивным формам поведения.

Известно, что в младшем школьном возрасте происходит переориентация одних ценностей на другие. Школьник стремится занять новую социальную позицию, соответствующую его потребностям и возможностя. При этом социальное признание, одобрение, принятие в мире взрослых и сверстников становится для него жизненно необходимым. Лишь их наличие обеспечивает переживание младшим школьником чувства собственной ценности. Неслучайно поэтому истоки агрессивности лежат, как правило, в семье, отношениях её членов (ссоры, отторжение ребёнка, его принуждение, в том числе наказанием, страхом и т.п.) и в меньшей мере коллизиям со сверстниками, учителями.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что младший школьный возраст является одним из самых сложных периодов в онтогенезе человека. В этот период не только происходит коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур, но возникают новые образования, закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формиронии нравственных представлений и социальных установок. С одной стороны, для этого сложного этапа показательны негативные проявления ребёнка, дисгармоничность строения личности, свертывание прежде установившейся системы интересов, протестующий характер поведения по отношению к взрослым. С другой стороны, младший школьный возраст отличается большим количеством положительных факторов – возрастает самостоятельность ребёнка, значительно более многообразными и содержательными становятся его отношения с другими детьми и взрослыми, значительно расширяется и качественно изменяется сфера его деятельности, развивается ответственное отношение к себе и другим людям. Всё это создает предпосылки для ведения целенаправленной работы по коррекции агрессивного поведения младших школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Воспитание культуры поведения младших школьников" 2 класс

Данную презентацию можно использовать для проведения родительского собрания во 2 классею Конспект собрания прилагается....

Тема родительского собрания: "Девиантное поведение младших школьников и подростков"

Девиантное поведение детей является проблемой для их родителей, воспитателей, друзей. Подобные трудности обычно связаны с изменениями в обществе. Из-за этого с каждым годом увеличивается количество шк...

План-конспект родительского собрания на тему: "Правила поведения младших школьников на перемене"

laquo;Правила поведения младших школьников на перемене».Ход собрания. Добрый день, уважаемые родители Я рада встрече с вами. Сегодня мы поговорим на еще одну важную тему. А на какую тему м...

Культура поведения младших школьников. Родительское собрание.

В воспитании навыков и привычек культурного поведения большая роль отводится учителю начальных классов, так как психологи установили, что младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчи...

Родительское собрание "Воспитание культуры поведения младших школьников".

Что такое "культура поведения" ребенка? Почему ребенок часто проявляет свою агрессию по отношению к окружающим? Как с этим справиться? На эти и другие вопросы учитель на протяжении соб...

Родительское собрание "Воспитание нравственных привычек и культуры поведения младшего школьника"

Помочь родителям в воспитании культуры поведения у детей; помочь им увидеть свои недостатки в процессе воспитания и найти пути их устранения....