Рекомендации родителям детей с речевыми нарушениями
материал (1 класс) по теме

Ударцева Мария Александровна

В памятке для родителей детей-логопатов представлены основные рекомендации по развитию и коррекции речи младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka_dlya_roditeley.docx16.25 КБ

Предварительный просмотр:

        

Памятка для родителей

Развитие речевых навыков первоклассника

  1. Чтобы ребёнок умел слышать учителя, обращайте внимание на то, как он понимает ваши словесные инструкции и требования. Старайтесь выражать их чётко, немногословно, доброжелательно и спокойно. Ваши требования должны быть посильны для ребёнка. В любой ситуации не пугайте его трудностями в школе.
  2. В собственной речи чётко проговаривайте окончания слов, дайте ребёнку возможность услышать изменения окончания слов в различных контекстах, правильно употреблять грамматические формы и т.д. (например, это книга; нет книги; ищу книгу; думаю о книге; рисую книгу.).
  3. Обращайте внимание детей на смыслообразующие элементы речевой системы — глаголы, на примерах из повседневной жизни, учите детей дифференцировать их по смыслу (например, соответственно: встал, лег, зашил дырку, пришил пуговицу, вышил цветок и т.д.).
  4. Привлекайте внимание детей к правильному пониманию и употреблению пространственных предлогов контекстной речи и изолированно, особенно сложных предлогов из-за, из-под (например, положи карандаш на стол, возьми карандаш со стола, положи карандаш под стол, спрячь карандаш за спинку и т.д.).
  1. Совершенствуйте грамматический срой речи, используя речевые игры (например, игра «У меня синий шар, а что у тебя…», желтое яблоко, красная машина, 4 красных яблока, 6 красных яблок, 6 легковых машин, 6 воздушных шаров).
  2. Обращайте внимание ребёнка на процесс приготовления пищи, её качества, состав, продукты, из которых готовится блюдо (например, как готовим: варим, жарим, печём, чистим; вкусовые качества: вкусная, сладкая, горькая, горячая, холодная; цвет: зелёный, жёлтый).
  3. Неоценима роль любимых игрушек в развитии ребёнка, в том числе в формировании связной речи. Составление коротких предложений, их распространение, составление из них маленьких рассказов, в том числе и рассказов описаний о любимой игрушке, принесут большое удовольствие её обладателю — ребёнку.
  4. Конечно, первоклашке не легко привыкать к новой жизненной ситуации, но всё же не освобождайте его от дел по дому. Привлекайте ребенка к уборке, мытью посуды и т.д. Только так он будет гармонично развиваться.
  5. Постарайтесь достижения ребёнка не сравнивать ни со своими достижениями, ни с достижениями старшего брата или сестры, ни с достижениями одноклассников. Это очень трудно. Но, по крайней мере, постарайтесь не озвучивать эти сравнения при ребёнке, даже если они в его пользу. Помните, что учится все-таки он, а не вы.  Сравнивание ребенка с другими детьми обижает ребёнка, обесценивает его достоинства. Ваш ребенок, даже имеющий серьезные проблемы в развитии, является индивидуальностью.
  6. Поощряйте любопытство, стремление задавать вопросы, для этого отвечайте на каждый детский вопрос.
  7. Важную роль играет эмоциональный контакт со взрослым: деловое сотрудничество с ним, речевое взаимодействие, организация совместной предметной и игровой деятельности.
  8. Включайте речь во все виды деятельности: ежедневно озвучивайте ребенку ваши и его действия, одевая ребенка на прогулку, купая его, играя с ним, внося, таким образом, эмоционально-смысловой комментарий в жизнь ребенка. Позже вы можете просить ребенка комментировать ваши и свои действия. При этом развивается планирующая и регулирующая функции речи, которые играют незаменимую роль в становлении речи и мышления, в умении планировать и организовывать собственную деятельность на основе словесной инструкции взрослого, а позднее и самостоятельно, в умении строить рассказы, излагать свои мысли логично и последовательно, осмысливать причинно-следственные зависимости.
  9.  Обязательно контролируйте посещение логопедических  занятий  Вашим ребенком. Принимайте активное участие в коррекционном процессе. Выполняйте все рекомендации и указания учителя-логопеда. Ежедневно вместе с ребенком проводите артикуляционную гимнастику, закрепляйте полученные на занятиях навыки по звукопроизношению, занимайтесь речевым развитием своего малыша. От Вашего участия во многом зависит успех логопедической помощи.

Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи, начиная с самых ранних лет жизни. Закреплять полученные на логопедических занятиях знания и совершенствовать достигнутые речевые возможности, а также приобретать новые знания родителям совсем не сложно. Достаточно просто ввести это в ежедневную привычку. Только мама обладает уникальной природной интуицией. Даже не овладев специальными методиками, мама несомненно может быть для своего ребенка проводником в бесценный мир понимания и общения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическая работа по развитию интонационной выразительности речи детей с речевыми нарушениями.

С интонации начинается речь ребенка. В связи с этим необходимо проводить работу по формированию восприятия и понимания основных компонентов интонационного оформления высказывания (темпа, громкости, те...

Рекомендации родителям детей с речевыми недостатками.

Для системной пропаганды логопедических занятий, приобщения родителей к коррекционно-логопедической работе по развитию правильных речевых навыков ребенка предложены различные разработки и памятки ...

Консультация для родителей "Ребёнок с речевыми нарушениями в семье"

Материал по логопедии. Консультация для родителей, имеющих детей с нарушениями речи....

Рекомендации родителям детей с речевыми недостатками

Для системной пропаганды логопедических занятий, приобщения родителей к коррекционной работе по развитию правильных речевых навыков ребенка предложены рекомендации....

Консультация для родителей . «Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями».

Проблема исправления речи в наше время является актуальной. Учитывая, что речевые отклонения возникают в раннем возрасте их необходимо своевременно выявлять и исправлять....

Рекомендации родителям детей с нарушениями письма.

В работе над ошибками нужен дифференцированный подход ....