Родительское собрание на тему : «Методические рекомендации для родителей детей с интеллектуальными нарушениями по совершенствованию техники чтения»
консультация

Значение книги в жизни человека огромно. В век компьютеров и высоких технологий человек не может обойтись без чтения. Но, едва научившись читать в начальной школе, дети чаще увлекаются компьютером и телевизором. Замедляется процесс чтения, теряется интерес к нему. Из-за этого замедляются и процессы интеллектуальной деятельности: ребята медленнее прочитывают условие задачи, упражнения, забывают его суть прежде, чем начнут выполнять. Многие термины и понятия, о которых они должны иметь представление в этом возрасте, им просто неизвестны и неинтересны. Ни для кого не секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению формируется в семье, и основа его – привычка ребенка читать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_na_tem1.docx19.17 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание на тему : «Методические рекомендации для родителей детей с интеллектуальными нарушениями по совершенствованию техники  чтения»

Есть талант писателя,

а есть талант читателя.

Как любой талант (а он спрятан в каждом),

его надо открыть, вырастить, воспитать.

Истоки читательского таланта,

как и многих других способностей,

лежат в раннем детстве.

Люди перестают мыслить,

когда они перестают читать.

Значение книги в жизни человека огромно. В век компьютеров и высоких технологий человек не может обойтись без чтения. Но, едва научившись читать в начальной школе, дети чаще увлекаются компьютером и телевизором. Замедляется процесс чтения, теряется интерес к нему. Из-за этого замедляются и процессы интеллектуальной деятельности: ребята медленнее прочитывают условие задачи, упражнения, забывают его суть прежде, чем начнут выполнять. Многие термины и понятия, о которых они должны иметь представление в этом возрасте, им просто неизвестны и неинтересны. Ни для кого не секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению формируется в семье, и основа его – привычка ребенка читать.

Главная задача учителя состоит в том, чтобы в беседах с родителями убедить их, что духовное развитие ребенка невозможно без постоянного общения с книгой

Культура обращения с книгой закладывается именно в семье. Есть семьи, где не существует проблемы, как привить интерес к чтению.

Памятка для родителей.

Как правильно это сделать

  • Чтение должно проходить в спокойной обстановке, когда ничто не отвлекает ребёнка. Ещё лучше, если обстановка усиливает восприятие. Например, вечером, когда за окном темно и полумрак настраивает на сказочный, фантастический лад, можно читать сказки.
  • Никогда не надо переутомлять ребёнка. Читать следует не более 15-20 минут, потому что затем их внимание рассеивается. Зато как радостна будет новая встреча с той же книжкой, и как сосредоточенно он будет слушать её и рассматривать.
  • Но не следует забывать, что ребёнок не может быть пассивным слушателем, поэтому во время чтения надо активизировать его внимание. Проводить чтения-беседы «Вопрос ответ»; вместе (хором) рассказывать сказки, эта работа способствует осознанному чтению.
  • Беседа-чтение проходит интереснее, если ребенок попеременно - то отвечает, то сам задаёт вопросы.
  • Ребенку нужна не только художественная, но и разноплановая познавательная литература: «Детская энциклопедия», книги о космосе и природе, палеонтологии и т.д
  • Помните, что лучшим советчиком в воспитании детей является книга. Власть ее огромна.
  • Книга — это знания, хорошие мысли, помощь в труде и учебе, отдых.
  • Мало иметь хорошую книгу, надо научить детей пользоваться ею.
  • Помните, что пользу приносит только разумное, хорошо организованное чтение.

Цитируя английскую пословицу:

Не воспитывай детей, все равно они похожи будут на тебя. Воспитывай себя!

Можно напомнить родителям, что любовь к чтению закладывается годами, и первостепенное значение при этом имеет отношение к чтению самих родителей. Любят ли в семье читать? Есть ли в доме своя библиотека? Часто ли ребенок видит родителей с книгой? Делятся ли они с детьми своими впечатлениями о прочитанном?

Как правило, читать любят дети читающих родителей.

Советы родителям о чтении в семье

  • Прививайте ребенку интерес к чтению с раннего детства.
  • Покупая книги, выбирайте яркие по оформлению и интересные по содержанию.
  • Систематически читайте ребенку. Это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой.

Советы родителям над смысловым чтением в семье

  • Обсуждайте прочитанную детскую книгу среди членов своей семьи.
  • Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги.
  • Если вы читаете ребенку книгу, старайтесь прервать чтение на самом увлекательном эпизоде.
  • Вспоминая содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил прочитанный текст.
  • Как обсуждать с ребенком прочитанное?
  • 1.Выясните перед чтением или во время чтения трудные слова. Спросите, понравилось ли ребенку прочитанное. Чем? Что нового он узнал?
  • 2. Попросите его рассказать о главном герое, главном событии.
  • Какие слова и выражения запомнились? Чему научила книга?
  • 3.Предложите ребенку нарисовать картинку к понравившемуся эпизоду, выучить отрывок, если это стихотворение.

  • К третьему классу у разных детей складывается неодинаковое отношение к чтению как самостоятельному интеллектуальному занятию.   
  •     Как правило, в каждом классе есть две группы детей, демонстрирующих полярное отношение к чтению. Одни читают охотно и много, не расстаются с книгой. Другие, напротив, не любят читать, делают это лишь по принуждению. Именно
  • отработанного навыка чтения может служить препятствием для свободного общения ребенка с книгой. В этом случае следует уделить особое внимание отработке технической стороны чтения.
  • В своей работе я использую читательский дневник. К сожалению на эту работу в течение учебного процесса времени не хватает и на родительском собрании мы вынесли решение, что каждый ребенок на каникулах выбирает любое произведение, читает его и потом заполняет читательский дневник .
  • Критерии заполнения дневника я разработала такие:
    1.Автор. Название произведения.
  • 2.Перечисление главных героев.
  • 3.Характеристика героев.
  • 4. Краткий анализ произведения ( 3- 4 предложения). Что больше всего понравилось.
    Небольшое описание на 5-6 предложений. 
    5. Мое отношение к прочитанному.
  • Чтение, как любой другой навык, требует специальных усилий и времени для закрепления умения и его совершенствования. Времени, отведенного для этого на уроках чтения, очевидно недостаточно. Для закрепления навыка чтения объясняю родителям что. ребенок нуждается в систематических, ежедневных упражнениях дома.
  • Большая роль в правильном руководстве детским чтением принадлежит семье. Поэтому родителям предлагаю следующие рекомендации: для себя я выделила их 12 и познакомила родителей на родительском собрании.
  • 1.Занятия чтением  должны вызывать  положительные эмоции и создавать хорошее настроение у ребенка.
    2.При выборе книг опирайтесь на  желания  ребенка.
    3.Начинать самостоятельное чтение книг надо с книг с большими рисунками.
    4.Литература для чтения должна быть разнообразной: сказки,  рассказы, стихотворения, басни, фольклор.
    5.Время, выбранное для чтения, не должно ущемлять других интересов ребенка.
    6.Надо организовать семейное чтение книг. Это сближает родителей и детей, помогает лучше узнать ребят, понять их увлечения и интересы.
    7.Для совместного чтения выбирайте интересную и занимательную книгу, чтобы дети с удовольствием ждали вечера.
    8.Читать вслух следует по очереди.

Чтение вслух – полезная тренировка для детей, они привыкают читать громко, выразительно, четко.
9.Продолжительность домашнего чтения для детей с интеллектуальными нарушениями  не должна превышать 25 минут, чтобы  не утомлять детей, не притуплять интереса к чтению.
10. После чтения важно завоевать доверие у ребенка, чтобы он захотел поделиться своими впечатлениями, ни в коем случае не навязывать ему свои мысли о прочитанном.
11.Всячески поддерживайте, одобряйте и хвалите, особенно неуверенного в себе ребенка.
12.И конечно, невозможно воспитать любовь к книге без навыков культурного обращения с ней. Надо приучать ребенка любить книгу.

Вывод: Семейное чтение – это целенаправленный непрерывный психолого-педагогический процесс совместного чтения детей и родителей с последующим обсуждением, анализом в любых формах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему: Уроки этики поведения для детей и родителей

Родительское собрание на тему:"Как научить своего ребёнка жить в мире людей.Уроки этики поведения для детей и родителей".                       ...

Методическая разработка родительского собрания на тему "Азбука дорог для родителей".

Родительское собрание по ПДД с участием старшего инспектора дорожно-патрульной службы....

Родительское собрание "Общение с подростком. Рекомендации для родителей"

Родительское собрание "Общение с подростком. Рекомендации для родителей."...

Методические рекомендации для родителей детей, имеющих трудности в обучении

В документе содержатся рекомедации для родителей детей, имеющих нарушения письменной речи. Здесь представлены различные игры, которые можно использовать в домашних условиях для развития тех высших пси...

Родительское собрание на тему: «Роль семьи в воспитании детей с интеллектуальной недостаточностью».

Главным инструментом воспитания является семья. Семья, родственные чувства, сплачивающие ее членов, не утрачивают своего огромного значения на протяжении всей жизни человека. Любовь и поддержка особен...

Консультации для родителей детей с интеллектуальными нарушениями, обучающихся в коррекционной школе .

Одном из важнейших форм сотрудничества учителя с семьей является индивидуальная консультация. Готовясь к ней необходимо подготовить ряд вопросов, на которые вы бы хотели получить ответы. Индивидуальна...

Анализ работы по методической теме "Разработка рекомендаций для родителей обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи"

1. Актуальность темы  Дети с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР) требуют комплексного подхода к коррекции, включая не только работу специалистов (логопедов, дефектологов), но и активное участие ...