Помощь родителям первоклассников
материал (1 класс) по теме

Мурзина Ольга Алиферьевна

Этот материал я даю на собрании в 1 классе в сентябре. Он поможет родителям и учителю выявить как ребёнок адаптировался в школе.  Даёт совет, как помочь родителям в воспитании ребёнка , устранить проблемы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анкета для родителей первоклассников.

Анкета направлена на выявление трудностей адаптационного периода.

Ф.И. ребёнка        

1.        Охотно ли ваш ребёнок идёт в школу?
А) неохотно

Б) без особой охоты; В) охотно, с радостью; Г) затрудняюсь ответить;

2.        Вполне ли Ваш ребёнок приспособился к школьному режиму?
Принимает ли как должное новый распорядок?

А) пока нет;

Б) не вполне;

В) в основном да;

Г) затрудняюсь ответить;

3.        Переживает ли ваш ребёнок свои учебные успехи и неудачи?
а) скорее нет, чем да;

Б) не вполне;

В) в основном да;

Г) затрудняюсь ответить;

4.        Часто ли ребёнок делится.с Вами школьными впечатлениями ?
А) иногда;

Б) довольно часто;

В) затрудняюсь ответить;

5.        Каков преобладающий эмоциональный характер этих впечатлений?
А) в основном отрицательные впечатления;

Б) положительных и отрицательных примерно поровну; В) в основном положительные впечатления.

6.        Сколькр времени в среднем тратит ребёнок ежедневно на выполнение
домашних заданий? ( укажите, пожалуйста, конкретную цифру)?

7.        Нуждается ли ребёнок в Вашей помощи при выполнении домашних
заданий?

А) довольно часто;

Б) иногда;

В) не нуждается в помощи;

Г) затрудняюсь ответить.

8.        Как ребёнок преодолевает трудности в работе?

А) перед трудностями сразу пасует;

Б) обращается за помощью;

В) старается преодолеть сам, но может отступить;

Г) настойчив в преодолении трудностей;

Д) затрудняюсь ответить;

9.        Способен ли ребёнок сам проверить свою работу, найти и исправить

ошибки?

А) сам этого сделать не может;

Б) иногда может;

В) может, если его побудить к этому;

Г) как правило может;

Д) затрудняюсь ответить;

10.Часто ли ребёнок жалуется на своих одноклассников, обижается ли на

них?

А) довольно часто; Б) бывает, но редко; В) такого практически не бывает; Г) затрудняюсь ответить;

11.Справляется ли ребёнок с учебной нагрузкой без перенапряжения?

А) нет;

Б) скорее нет, чем да;

В) скорее да, чем нет;

Г) затрудняюсь ответить;

12.Какие предметы, на Ваш взгляд, являются самыми трудными для

Вашего ребёнка?

13.В чём Вы видите причину этих трудностей?        

СПАСИБО!

ДАВАЙТЕ РАБОТАТЬ ВМЕСТЕ...

Успех в решении такой сложной задачи, как успешная учеба ребенка в школе. зависит от эффективного сотрудничества школы и семьи. Опыт показывает, что никакая самая хорошая школа не может полностью заменить ребенку семью, семейные отношения. Единство семьи и школы - очень важный принцип воспитания. Школа дает ребенку научные знания и воспитывает у него сознательное отношение к действительности. Семья обеспечивает практический жизненный опыт, воспитывает умение сопереживать другому человеку, чувствовать его состояние. Ребенок, лишенный родительской нежности. вырастает замкнутым, неконтактным.

Помните! Ребенок — самая большая ценность в Вашей жизни. Стремитесь понять и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживайтесь наиболее прогрессивных методов воспитания и постоянной линии поведения:

•        В любой момент оставьте все свои дела и займитесь ребенком.

•        Посоветуйтесь с ребенком, невзирая на его возраст.

•        Признайтесь ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему.

•        Извинитесь перед ребенком в случае Вашей неправоты.

«   Поставьте себя на место ребенка.

•        Всегда воздерживайтесь от употребления слов и выражений, которые могут ранить

ребенка.

•        Пытайтесь устоять против детских просьб и слез, если уверены, что это каприз.

мимолетная прихоть.

•        Расскажите поучительный случай из детства, представляющий Вас в невыгодном свете.

•        Сохраняйте самообладание, даже если поступок ребенка Вас вывел из себя.

ДЕСЯТЬ СОВЕТОВ РОДИТЕЛЯМ ШКОЛЬНИКОВ

Как разобраться в школьных проблемах? Они так многообразны, что порой это трудно сделать даже специалисту. Еще сложнее — учителю и родителям- Часто не хватает терпения и понимания. Но больше всего страдает от них ребенок!

Иногда все начинается, казалось бы, с незначительных вещей; медленный темп работы, трудности в запоминании букв, неумение сосредоточиться. Что-то списывают на возраст - дескать, не привык, еще маленький; что-то — на недостатки воспитания; что-то — на нежелание работать. А ведь в этот момент трудности еще относительно просто обнаружить, они достаточно легко поддаются исправлению. Но потом проблемы нарастают как снежный ком — одна трудность тянет за собой другую, образуя страшный и порочный круг. Постоянные неудачи настолько обескураживают ребенка, что трудности «переползают» с одного предмета на другой.

Ребенок сдается: начинает считать себя беспомощным, неспособным, а все свои старания — бесполезными. Психологи убеждены: результаты обучения зависят не только от того, способен человек решить поставленную перед ним задачу, но и от того, насколько он уверен, что сможет решить эту задачу. Если же неудачи следуют одна за другой, то, естественно, наступает момент, когда ребенок сам себе говорит: «Нет, это у меня никогда не получится». Раз «никогда», то стараться незачем! Брошенное мамой или папой между прочим: «Ну какой же ты бестолковый!» - только «подливает масло в огонь». И не только слово, но и просто отношение, которое вы демонстрируете (пусть даже ненамеренно) укоряющим взглядом, интонацией, жестом, говорят ребенку порой больше громких слов.

Что же могут сделать родители, если школьные трудности все же появились?

Первое — не рассматривайте возникшие школьные трудности как личную трагедию, не отчаивайтесь и, главное, старайтесь не показывать своего огорчения и недовольства. Помните: ваша главная задача - помочь ребенку. Поэтому принимайте и любите его таким, какой он есть, тогда и ему будет легче.

Второе - настройтесь и приготовьтесь к тому, что вам предстоит длительная совместная работа с ребенком (одному ему не справиться со своими проблемами).

Третье - ваша главная помощь: поддержать его уверенность в своих силах, постараться снять с него чувство напряжения и вины за неудачи. Если вы заняты своими делами и урываете минутку, чтобы спросить, как дела или отругать, - это не помощь, а основа для возникновения новых проблем.

Четвертое - забудьте сакраментальную фразу: «Что ты сегодня получил?» Не требуйте от ребенка немедленного рассказа о своих школьных делах, особенно если он расстроен или огорчен. Оставьте его в покое, он расскажет вам все, если будет уверен в вашей поддержке.

Пятое - не обсуждайте проблемы ребенка с учителем в его присутствии. Лучше сделать это без него. Ни когда не корите, не ругайте ребенка, если рядом его одноклассники или друзья. Не стоит подчеркивать успехи других детей, восхищаться ими.

Шестое - интересоваться выполнением домашних заданий следует только тогда, когда вы постоянно помогаете ему. При совместной работе наберитесь терпения. Ведь работа по преодолению школьных трудностей очень утомительна и требует умения сдерживаться, не повышать голоса, спокойно повторять и объяснять одно и то же несколько раз - без упреков и раздражения. Типичные родительские жалобы: «Нет никаких сил, ... все нервы вымотал ...» Понимаете, в чем дело? Не может сдержаться взрослый, а виноват - ребенок. Себя все родители жалеют, а вот ребенка - очень редко...

Почему-то родители считают: если есть трудности в письме, нужно больше писать; если плохо читает - больше читать; если плохо считает - больше решать примеров. Но ведь эти утомительные, не дающие удовлетворения занятия убивают радость самой работы! Поэтому не перегружайте ребенка тем, что» у него не получается,

Очень важно, чтобы во время занятий вам ничто не мешало, чтобы ребенок чувствовал - вы с ним и для него. Не смотрите «даже одним глазком» телевизор, не отвлекайтесь, не прерывайте занятия, чтобы позвонить по телефону или сбегать на кухню.

                                   Что делать, если...

... у Вас АГРЕССИВНЫЙ ребенок

Определите причины:

 

>        Иногда   агрессия   ребенка   —   часть   протеста   против   чрезмерных   требований

взрослых. Это встречается в семьях, где родители переусердствовали в отношении

каких-либо действий, которые они считают необходимыми.

>        Агрессивные реакции могут появиться в ответ на невыполнение желаний ребенка.

Далеко   не   все   разнообразные   «хочу»   ребенка   могут   быть   выполнены   без

неприятных последствий для самого ребенка и взрослых, так что требования ребенка

необходимо   ограничивать.   В   таких   ситуациях   можно   попробовать   перевести

активность ребенка в другое русло, это поможет избежать конфликта.

>        Агрессия может быть следствием переживаний, связанных с обидой, ущемлением

самолюбия.

Как вести себя с агрессивным ребенком:

>        Помните,   что   запрет   и   повышение   голоса   -   самые   неэффективные   способы

преодоления агрессивности; лишь определив причины агрессивного поведения и

сняв их, вы можете надеяться, что агрессивность вашего ребенка будет преодолена.

>        Дайте ребенку возможность выплеснуть свою агрессию,  сместите ее на другие

объекты: разрешите ему поколотить подушку и увидите, что в реальной жизни в

данный момент агрессивность снизится.

>        Показывайте ребенку личный пример эффективного поведения, не допускайте при

нем вспышек гнева или нелестные высказывания о своих друзьях или коллегах,

строя планы «мести».

>        Пусть ваш ребенок в каждый момент времени чувствует, что вы его любите, цените

и принимаете его, не стесняйтесь лишний раз приласкать или пожалеть.

Советуем поиграть:

>        Совместные настольные игры со сверстниками или взрослыми.

^ «Брыкание». Ребенок ложится на ковер на спину и медленно начинает брыкаться, касаясь то правой, то левой ногой пола. Постепенно увеличивается скорость и сила брыкание. На каждый удар ребенок говорит «нет», увеличивая интенсивность удара.

>        «Карикатура». Вместе с ребенком обсудите, какие качества ему нравятся и не

нравятся в других (в конкретном человеке). Пусть ребенок нарисует портрет этого

человека в шутливом виде.

>        Сделайте вместе с ребенком куклу «Бобо». К старой подушке пришейте руки и

ноги, из куска ткани сделайте «лицо». Такую куклу ребенок может спокойно быть и

пинать, вымещая на ней накопившиеся за день негативные чувства. Безболезненно

выразив свою агрессию, ребенок становится более спокоен в повседневной жизни.

                      Что делать, если...

                                ...у вас ЗАСТЕНЧИВЫЙ ребенок

Определите причины:

Чаще всего застенчивость - результат реакции на эмоцию страха, которая возникла у ребенка в определенный момент при взаимодействии с другими людьми и закрепилась.

Работа по преодолению застенчивости требует осторожности и деликатности, так как дети могут отреагировать на вмешательство 9       взрослых совсем не так, как вы ожидаете.

Как себя вести с застенчивым ребенком:

>        Расширяйте круг знакомств ребенка, чаще приглашайте  к себе друзей, берите

малыша в гости, расширяйте маршруты прогулок, учите его спокойно относиться к

новым местам.

>        Не стоит постоянно беспокоиться за ребенка, стремиться полностью оберегать его от

всевозможных опасностей, в основном придуманных вами; не старайтесь сами

сделать все за ребенка, предупредить любые затруднения, дайте ему определенную

меру свободы и открытых действий.

>        Постоянно укрепляйте у ребенка уверенность в себе, в собственных силах.

>        Привлекайте ребенка к выполнению различных поручений, связанных с общением,

создавайте ситуации, в которых застенчивому ребенку пришлось бы вступить в

контакт с «чужим» взрослым.

Помочь ребенку преодолеть застенчивость, сформировать

у него желание общаться нужно, пока ребенок еще маленький,

§        ведь с возрастом застенчивость может закрепиться,

стать стилем поведения, затрудняющим жизнь.

Советуем поиграть:

>        Во   время   утренней   гимнастики   выполняйте   разные   упражнения,   подражая

животным:  потянуться как кошка,  вытянуть шею  как жираф  и т.д.  Такаяигра

способствует раскрепощению.

>        «Колдун» заколдовал ребенка так, что он потерял голос. На все вопросы он должен

отвечать только жестами и мимикой. Игра направлена на овладение неречевыми

средствами общения.

^ «Сказка». Предложите ребенку с вашей помощью придумать сказку о человеке, которого зовут так же, как его, опираясь на значение и звучание имени. Например: Марина - морская сказка о девочке, живущей в море. Игра способствует лучшему осознанию себя, развитию умения говорить о себе без стеснения, оценка лучших своих сторон.

                     Что делать, если...

                                  ... у Вас ЗАМКНУТЫЙ ребенок

 Определите причины:        ,;    ,;

В отличие от застенчивого ребенка, который хочет общаться с другими, но не умеет этого делать, замкнутый ребенок не хочет и не знает, как общаться. Истоки замкнутости лежат в раннем детстве. В младенчестве для таких детей характерны беспокойность, плаксивость, общий сниженный фон настроения, ухудшение аппетита и нарушение сна в связи с малейшими изменениями в укладе жизни. Позднее появляется страх перед чужими людьми, долго не проходящее беспокойство и скованность при попадании в новую ситуацию. Как правило, такие дети очень привязаны к матери и очень болезненно переносят даже непродолжительное ее отсутствие. :..: ,; ,-,-.. ;

Как вести себя с замкнутым ребенком:

>        Расширяйте круг общения вашего ребенка, приводите его в новые места и знакомьте

с новыми людьми.

>        Подчеркивайте преимущества и полезность общения, рассказывайте ребенку, что

нового и интересного вы узнали, а также, какое удовольствие получили, общаясь с

тем или иным человеком.

>        Стремитесь сами стать для ребенка примером активного общающегося человека.

>        Если вы заметили, что, несмотря на ваши усилия, ребенок становится все   более замкнутым и отстраненным, обратитесь за консультацией к психологу, который

профессионально поможет решить эту проблему.        . .., .

Чудес не бывает: замкнутость не пройдет за один день по взмаху      «волшебной      палочки».      Наберитесь      терпения      и •        приготовьтесь

к длительной работе, которая должна проходить постоянно в ходе вашего общения с ребенком.

Советуем поиграть:

>        «Незнайка». Взрослый задает ребенку различные вопросы, а тот только разводит

руками и пожимает плечами. Игра способствует развитию выразительных жестов.

>        Попросите ребенка рассказать о его сильных сторонах: о том, что он любит, ценит,

принимает в себе; о том, что дает ему чувство уверенности в себе. Если ребенку

трудно , можно говорить по очереди: сначала он, потом вы, затем снова он и т.д.

>        «Закончи  предложение».  Предложите  ребенку  посочинять,  закончить  фразу  (Я

хочу..., Я умею..., Я смогу..., Я добьюсь...).

>• Совместные настольные игры. Хорошо, если участвует несколько детей.

>        Фантастический рисунок (фигура). Предложите ребенку начать рисовать (лепить)

что-то неожиданное. Через некоторое время обменяйтесь с ним рисунками, пусть он

завершит вашу, а вы закончите его работу.

>        Любые  сюжетные  игры.   «Как  будто»  (например:   представьте,   как  будто  тебя  пригласили на передачу «Смак»).

Что делать, если...

... у Вашего ребенка нарушена САМООЦЕНКА

Определите причины:

Мы постоянно сравниваем себя с другими людьми и на основе этого сравнения вырабатываем мнение о себе, о своих возможностях и способностях, чертах своего характера и человеческих качествах. Так постепенно складывается наша самооценка.

В поведении ребенка можно увидеть такие проявления самооценки:

>        активность, находчивость, бодрость, чувство юмора, общительность, желание идти на контакт -

вот те качества, которые свойственны детям с адекватной самооценкой:

>        пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивость часто свойственны детям с

заниженной самооценкой;

>        при завышенной самооценке дети во всем стремятся быть лучше других.

 

В дошкольном возрасте самооценка очень подвижна. Каждое наше обращение к ребенку, каждая оценка его деятельности, реакция на его успехи и неудачи — все это оказывает влияние на отношение ребенка к себе.

 

Как вести себя с ребенком, у которого нарушена самооценка:

Если вы заинтересованы в формировании адекватной самооценки:

>        Не оберегайте своего ребенка от повседневных дел, не стремитесь решать за него все проблемы,

но и не перегружайте его тем, что ему не по силам. Пусть ребенок выполняет доступные ему

задачи и получает удовлетворение от сделанного.

>        Не перехватывайте инициативу у ребенка, поощряйте его начинания, пусть он чувствует себя

лидером, но также покажите, что другие могут лучше его.

>        Не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрять его, когда он этого заслуживает.

Помните, что похвала так же, как и наказание, должна быть соизмерима с поступком.

>        Не забывайте поощрять и других в присутствии ребенка. Подчеркните достоинства другого и

покажите, что ваш ребенок может также достичь этого.

>        Показывайте свои примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Оценивайте вслух

свои возможности и результаты дела.

"  Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, каким он был вчера и, возможно, будет завтра).

Советуем поиграть:

>        Очень хороши традиционные игры: прятки, жмурки.

г-   «Зеркало». Один ребенок - «зеркало», он должен «отражать» (повторять) все движения того, кто в него «смотрится».

>        «Путаница». Дети стоят в кругу и держаться за руки. Не разжимая рук, они запутываются, кто как

сможет. Водящий должен их распутать, также не разрывая рук игроков.

Дорогие мамы и папы, бабушки и дедушки!

Мы надеемся, что данные советы помогут Вам решить некоторые проблемы, которые могут возникнуть перед каждым родителем, воспитателем, учителем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Помощь в оформлении и защите проектно-исследовательской работы

Думаю, данный материал пригодится для работы с детьми...

Урок русского языка по теме: «Состав слова: образование слов с помощью приставки и суффикса» (2 класс)

Цель урока: показать учащимся возможность образования новых слов сразу с помощью приставки и суффикса; учить образовывать и разбирать по составу такие слова; развивать внимание, мышление, речь....

В помощь родителям будущих первоклассников.

Любого родителя ,рано или поздно ,волнует вопрос: как подготовить ребёнка в школу? Несколько советов и рекомендаций и ..вперёд в огромный мир- мир знаний! Удачи!...

Папка материалов в помощь руководителю МО начальных классов

В папке таблицы по мониторингу ЗУНов, и многое другое....

Приём умножения с помощью сложения. ЦОР ( цифровой образовательный ресурс) разработан с помощью программного обеспечения Smart Notebook 10.6 для интерактивной доски SMART Board.

  ЦОР ( цифровой образовательный ресурс)  разработан с помощью программного обеспечения Smart Notebook  10.6   для интерактивной доски SMART Board....