Методические рекомендации для педагогов и родителей по использованию здоровьесберегающих технологий
методическая разработка на тему

Карась Елена Анатольевна

 

Предлагаем вашему вниманию методические рекомендации, в которых освещены современные подходы к охране здоровья детей школьного возрастов. В них рассматриваются вопросы профилактики, коррекции нарушений зрения и опорно-двигательного аппарата у детей, пути оптимизации двигательного режима учащихся и воспитанников в ОУ. Широко представлены  комплексы гимнастики, массажа, примеры упражнений, используемых педагогами на динамических паузах в структуре уроков (занятий) с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendacii_dlya_pedagogov_i_roditeley.rar46.54 КБ

Предварительный просмотр:

Половинкина Елена Анатольевна

         К  о  р  р  е  к  ц  и  я












Методические рекомендации


для педагогов и родителей

по использованию

здоровьесберегающих технологий










                                                                                     Составитель:

                                                                         учитель I категории

                                                                         Половинкина Е.А.









г. Комсомольск-на-Амуре

2010-2011 уч.год

Уважаемые педагоги и родители!

Предлагаю вашему вниманию методические рекомендации, в которых освещены современные подходы к охране здоровья детей школьного возрастов. В них рассматриваются вопросы профилактики, коррекции нарушений зрения и опорно-двигательного аппарата у детей, пути оптимизации двигательного режима учащихся и воспитанников в ОУ. Широко представлены  комплексы гимнастики, массажа, примеры упражнений, используемых педагогами на динамических паузах в структуре уроков (занятий) с детьми.

Надеемся, что данная информация будет востребована вами при планировании и реализации коррекционной  работы с  учащимися, имеющими  ограниченные возможности здоровья.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Гимнастика для глаз ребенка ………………………………………………………………………...4

2. Упражнения для профилактики зрительного утомления ……………………………………………...5

3. Перспективный план занятий спортивно-оздоровительного направления “Познай себя”………………………………………………………………………………………………….....6-8

4. Упражнения для выработки навыка правильной осанки…………………………………………...9

5. Упражнения на ощущение правильной осанки…………………………..........................................10

6. Игровые упражнения для укрепления мышц спины……………………………………………......11

7. Физкультминутки на уроках в начальной школе……………………...............................................12

8. Упражнения для профилактики зрительного утомления………………………………………..…16

9. Подвижные игры для детей с нарушением зрения, направленные на коррекцию осанки……….21

10. Памятка для учащихся, родителей, педагогов……………………………………………………26

11. Список литературы………………………………………………………………………………....28

Любая двигательная активность помогает глазкам ученика лучше работать. Заставляйте ребенка больше бегать, прыгать, играть в подвижные игры. Занятия спортом тоже пойдут ему на пользу.

Спортивные занятия, длительные прогулки снимают зрительное напряжение, насыщают организм кислородом, улучшают обмен веществ. Особенно благотворны игры в мяч, теннис, бадминтон. В школе и при занятиях дома нужно проводить физкультминутки, включающие зрительные упражнения.

Необходимо упомянуть и о рациональном, разнообразном питании, включающем овощи, фрукты, зелень, масло, молочные продукты, мясо, рыбу — источники витаминов, белков, микроэлементов, нужных для правильного роста и развития.

Регулярно проводите с ребенком гимнастику для глаз. Превратите это в ежедневную увлекательную игру!

Гимнастика для глаз ребенка.

Если ребенок трет ладонями глаза и жалуется на усталость, проведите с ним несложную гимнастику для глаз:

Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно секунд 5.

Крепко зажмурить глаза на несколько секунд, открыть их и посмотреть вдаль.

Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами за медленными движениями указательного пальца: влево - вправо, вверх-вниз.

В среднем темпе сделать 3-4 круговые движения глазами вправо, затем влево.

Сидя, поставить руки на пояс, повернуть голову вправо и посмотреть на локоть левой руки, и наоборот.

Указательными пальцами поделать легкие точечные массирующие движения верхних и нижних век.

Упражнения для профилактики зрительного утомления

Поставить перед глазами на расстоянии средней линии, палец или карандаш; посмотреть на палец (карандаш), затем вдаль. Повторить упражнение 5 раз.

Посмотреть на палец вытянутой руки; отвести руку в сторону, следя за пальцем глазами и не поворачивая головы; передвигая руку в другую сторону, продолжать следить глазами за пальцем. Повторить 10 раз.

Сидя, крепко зажмурить глаза на 3—5 секунд; затем открыть глаза на 3—5 секунд. Повторить 5 раз.

Быстро моргать в течение 1 минуты.

Здоровье наших детей, в том числе и их зрение, зависит от нас, взрослых — родителей, медиков, педагогов. От того, насколько внимательны мы будем, насколько своевременной будет наша помощь, зависит дальнейшая жизнь детей, их возможность учиться, приобрести профессию и быть счастливыми.

Перспективный план занятий спортивно оздоровительного направления “Познай себя”

Цель: содействовать становлению культуры здоровья учащихся.

Задачи:

расширять и углублять знания детей о строении своего тела, о необходимости ухода за ним, о системе закаливающих процедур, о значимости естественно-природных условий, о полезности питания и об охране своей жизни и здоровья;

сформировать культурно-гигиенические навыки.

обучать детей элементарным здоровьесберегающим технологиям (самомассаж, гимнастика для глаз, упражнения для профилактики плоскостопия)

Месяц

Занятие

Совместно-практическая, опытная деятельность

Цикл интегрированных оздоровительных занятий (досугов, развлечений)

Работа с родителями

Сентябрь

“Слушай во все уши!”

Цели: 

-дать знания об органах слуха,

уточнить, что уши по форме у всех разные;

-учить при помощи опытов различать силу, высоту, тембр звуков;

-закрепить знания и правила ухода за ушами;

-соблюдение шумового фона.

1. Беседа с детьми “Телевизор: хорошо или плохо?” 

Цель: воспитывать у учащихся привычку беречь зрение и соблюдать правила по охране зрения.

2. Подвижные и дидактические игры:

Поиск сокровищ

Птичьи песни

Что это за звук

Определи по звуку

Угадай, кто позвал?

Цель: развивать слух, слуховое внимание, учить различать звуки.

“Зайчик”

Цели: 

-обучить учащихся элементам самомассажа ушной раковины;

-закрепить знания о повадках зайца;

-развивать мышление;

-прививать умение ориентироваться в пространстве.

Консультации:

“Боль в ушах” с приглашением врача.

3. Дидактическая игра “Ухаживаем за ушами”

Цель: закрепить знания учащихся о правилах ухода за ушами.

ушами”

Цель: закрепить знания учащихся о правилах ухода за ушами.

4. Обучение элементам самомассажа ушной раковины (по китайской медицине)

(М.Ю. Картушина “Зеленый огонек Здоровья” № 10, с.69)

Октябрь

“Смотри во все глаза!”

Цели: 

-дать представление о том, что глаза являются одним из основных органов чувств человека;

-познакомить учащихся с элементарным строением глаза;

-воспитывать чувство сострадания к слабовидящим людям, желание оказать им помощь;

-привести к пониманию, что зрение необходимо беречь (о работе с компьютером, просмотр телепередач);

-закрепить знания о правилах ухода за глазами.

1. Предупреждение нарушений зрения посредством специальных упражнений: 

-гимнастика для глаз;

-массаж глаз.

2. Беседы по теме “Зрение” + дидактические и подвижные игры: 

-“Рассмотри куст” – тренировать наблюдательность, зрительную память;

-“Найди одинаковые предметы” – тренируем представления учащихся о пространстве и расстоянии;

-“Фотограф” – на развитие зрительной памяти.

“Государыня картошка”

Цели: 

-разучить упражнения для профилактики нарушения зрения;

-познакомить с историей возникновения праздника;

-воспитывать уважение и интерес к народным традициям.

Консультации:

-“Если ребенок слишком много смотрит телевизор”

-“Комплекс упражнений для глаз”

-Близорукость и ее предупреждение”


Праздник «Осени» совместно с родителями.

Ноябрь

“Чтобы зубы были  крепкими”

Цели:

-продолжать знакомить с правилами личной гигиены;

-закрепить правила ухода за зубами и полостью рта;

-рассказать о пользе употребления кисломолочных продуктов (употребление Са);

-профилактика кариеса.

1. Массаж десен 

Цель: обучение учащихся элементам самомассаж десен для профилактики парадантоза.

2. Конкурс рисунков “Праздник здоровой улыбки”

Цель: воспитывать привычку ухода за полостью рта, посредством изобразительной деятельности.

3. Формирование КГН: уход за полостью рта, умение пользоваться зубной щеткой.

“Самая любимая”

Цели:

-разучить точечный массаж по методике А. Уманской;

-воспитывать ловкость, выдержку, внимание;

-закрепить умение детей согласовывать движения с музыкой.

 Консультации: 

-“Какая паста нужна вашему ребенку” (о важности использования зубной пасты с учетом местного региона).

“Кариеса можно избежать” (журнал “Дошкольное воспитание» № 11 / 2003г., с.121)

4. Эксперимент с яичной скорлупой.

Цель: показать значение использования зубной пасты для профилактики кариеса

5. Чтение художественной литературы: К. Чуковский “Айболит”

Цель: воспитывать осознанное отношение детей к своему здоровью.

Упражнения для выработки навыка правильной осанки

И.п. - стоя спиной к стене.

1. Затылок, лопатки, ягодицы, икроножные мышцы и пятки касаются стены, голова поднята, плечи опущены и отведены назад, лопатки прилегают к стене. Если поясничный лордоз увеличен, следует приблизить поясницу к стене, немного напрягая мышцы живота и передней поверхности бедер; при этом таз поворачивается вокруг тазобедренных суставов, и угол его наклона уменьшается.

Потянуть руки и плечи вниз, голову вверх, вытягивая шейный отдел позвоночника   (выдох),   расслабиться (вдох).

Потянуться вверх всем телом, от головы до пяток (на носки не приподниматься), опустить плечи, вытянуть весь позвоночник   (выдох), расслабиться (вдох).

Положить руки на голову, потянуть вверх все тело, кроме шеи и головы, вытягивая грудной и поясничный отделы (выдох), расслабиться (вдох).

Те же упражнения на вытягивание позвоночника можно выполнять сидя.

Закрыть глаза, сделать шаг вперед, принять правильную осанку. Открыть
глаза, проверить правильность осанки, исправить замеченные дефекты.

Сделать два-три шага вперед, присесть, встать, принять правильную осанку, проверить себя.

Сделать один-два шага вперед, расслабить последовательно мышцы шеи,
плеч, рук и туловища - «обвиснуть». Выпрямиться, проверить осанку.

Подняться на носки, скользя спиной по стене, потянуться всем телом
вверх. Задержаться в этом положении на 3-5 секунд, вернуться в и.п.

Все эти упражнения можно усложнять - выполнять, не прислоняясь спиной к стене.

Упражнения на ощущение правильной осанки

Наиболее отчетливое ощущение правильной осанки появляется при прикосновении спиной к стене. Дети начинают чувствовать уровень надплечий, положение лопаток, таза, всего тела. В этом случае полезны следующие упражнения.

И.п. - стать спиной к стенке в основной стойке, так чтобы затылок, лопатки, ягодичные мышцы и пятки касались ее. Сделать шаг вперед, стараясь сохранить то же положение тела, вернуться к стенке. Повторить несколько раз.

И.п. - то же. Присесть и встать или поочередно поднимать и сгибать ноги,
сохраняя то же положение головы, таза, спины.

И.п. - то же. Сделать шаг вперед, повернуться на 360 градусов, выпрямиться, вернуться к стенке.

игровые упражнения для укрепления мышц спины

„Самолетик" — ноги вместе, руки в стороны на высоте плеч. Наклоняем руки-крылья то в одну, то в другую сторону. Можно погудеть!

Ветряная мельница". Одну руку кладем на пояс, другую поднимаем вверх и описываем круги, постепенно ускоряя движения. Рука работает вперед или назад.

„Носим воду". Положите ребенку на плечи гимнастическую палку, как коромысло. Повесьте два ведерка с водой и предложите пронести, не разливая (спинку держим прямо!).

„Рубим дрова". Ноги слегка расставим. В руки малышу можно дать короткую палочку. Кроха делает большой взмах назад, а затем резко опускает руки, наклоняясь вперед.

„Щенок". Ребенок ходит на четвереньках, при каждом шаге подтягивая вперед колено. Затем останавливается, чтобы повернуться направо и налево. Следите, чтобы во время поворотов кроха не прогибал спинку

„Кошка, которая ловит мышей". Ребенок ложится на пол и ползет вперед, вытягивая в том же направлении сначала руку, потом ногу.

„Рыбка". Малыш лежит на полу, вытянув руки вперед, ноги прямые. Крохе нужно поднять  руки и грудь вверх и вернуться в исходное положение. Затем — взмахнуть ногами, как рыба хвостом, и сделать перекат от головы к ногам,
как рыбка, выпрыгивающая из воды.

„Собираем фрукты". Поднимая яблоко или грушу на разную высоту, позвольте ребенку дотянуться до них, встав на цыпочки или под
прыгнув. Потом на кухне вы вместе сможете полакомиться собранным урожаем.

Чтобы такая веселая игра приносила пользу, каждое упражнение повторяем 8-10 раз

Физкультурные минутки на уроках в начальной школе

Упражнения для снятия общего утомления

«ЧАСЫ»

Тик-так, тик-так,-

Так часики стучат.

Дети наклоняют голову вправо-влево в такт словам.

Тук - так, тук - так,-

Так колёса стучат.

Правой и левой рукой описывают перед собой круг.

Тук-ток, тук-ток,-

Так стучит молоток.

Изображают кулачками молоточки.

Туки - так, туки - так,-

Каблучки так стучат.

Дети стучат каблучками обуви.

«МЫ ПИСАЛИ»

Мы писали, мы писали,

А теперь мы дружно встали.

Ручками похлопали.

Ножками потопали.

Чуть покружимся бочком,

Сели  и писать начнём!

Упражнения для кистей рук

«ДОМИК»

Раз, два, три, четыре, пять.

(Разжимаем пальцы из кулака по одному, начиная с большого пальца)

Вышли пальчики гулять.

(Все пальчики ритмично двигаются).

Раз, два, три, четыре, пять.

(Поочерёдно сжимаем пальцы в кулак, начиная с мизинца).

В домик спрятались опять.

(Возвращаемся в исходное положение).

«ВОЛНЫ»

Пальцы сцеплены в замок. Поочерёдно открывая и закрывая ладонь,

Дети имитируют движение волны.

Гимнастика для улучшения слуха

Работа над улучшением слуха хорошо воздействует на органы зрения. И в свою очередь, работа над улучшением зрения положительно сказывается и на слухе.

Пригибаем верхнюю часть уха вниз. Разгибаем, пригибаем, словно бы раскатывая и скатывая ушко. Ушки должны стать тёплыми.

Нажали пальчиками на мочки, помассировали, отпустили.

Массируем круговыми движениями всё ухо, в одну сторону, в другую сторону. Массировать нужно одновременно оба уха.

Слегка подёргать себя за ушки вверх, вниз, в сторону.

Выгибаем их вперёд, а затем в обратную сторону.

Гимнастика для глаз

Представить себе большой круг. Обводить его глазами сначала по            часовой стрелке, потом против часовой стрелки.

Представить себе квадрат. Переводить взгляд из правого верхнего угла в нижний левый угол; из левого верхнего угла в нижний правый угол.

Ещё раз посмотреть в углы воображаемого квадрата.

Дыхательная гимнастика

«Каша кипит»

Выдыхаем через нос, на выдохе произносится слово « пых».

Повторить – 8 раз.

«Охота»

Дети закрывают глаза. «Охотники» по запаху должны определить, что  за предмет  (апельсин, лимон, т.д.)

Музыкальные скороговорки.

После глубокого вдоха поётся любой слог (ла – ла – ла...). Важно  стараться петь на одном дыхании и делать вдох лишь тогда, когда воздух полностью закончится.

Дыхательная медитация

 Сядьте прямо. Закройте глаза. Представьте, что вы вдыхаете аромат цветка…      

Нежный аромат цветка…

Старайтесь вдыхать его не только носом, но и всем телом.

Вдох. Выдох.

На вдохе всё тело впитывает воздушный аромат, а на выдохе воздух просачивается наружу…

Вдох… Выдох…

Варианты физкультминуток на уроках в начальной школе

1. Стали мы учениками,                              

Соблюдаем режим сами:

Утром мы, когда проснулись,

Улыбнулись, потянулись.

Для здоровья, настроенья

Делаем мы упражнения:

Руки вверх и руки вниз,

На носочки поднялись.

То присели, то нагнулись

И опять же улыбнулись.

А потом мы умывались,

Аккуратно одевались.

Завтракали не торопясь,

В школу, к знаниям, стремясь.

2.Чтоб все выполнить заданья,

Чуть – чуть нам надо отдохнуть.

Ну, ребята, дружно встанем.

Надо косточки встряхнуть.

Руки вверх, назад прогнулись.

Сейчас сделаем наклоны.

Все к упражнению готовы?

Раз, два, три, четыре, пять,

Теперь спинки держим ровно.

На месте будем мы шагать.

Тихо все на место сядем

И закроем глазки

Вспомните все, что повторяли,

Без моей подсказки.

3.Мы с вами входим в лес.

Сколько здесь вокруг чудес!

(Посмотрели вправо, влево.)

Руки подняли и покачали-

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули-

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем -

Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся

Покажем – крылья сложили назад.

Наклонились и присели,

Заниматься тихо сели.

4.Гуси серые летели

На лужайку тихо сели,

Походили, поклевали,

Потом быстро побежали.

На зарядку солнышко поднимает нас.

Поднимаем руки мы по команде «Раз».

А над нами весело шелестит листва.

Опускаем руки мы по команде «Два».

5.Мы немножко отдохнем,

Встанем, глубоко вздохнем.

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели

И их лучики согрели.

Чудеса у нас на свете:

Стали карликами дети.

А потом все дружно встали,

Великанами мы стали.

Бабочки летали,

Крыльями махали.

Дружно хлопаем,

Ногами топаем!

Хорошо мы погуляли,

И немножечко устали!

6.Мы немножко отдохнем,

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

На опушке зайка ждет.

(Дети выполняют движения)

Зайка прыгал под кустом,

Приглашая нас в свой дом.

(Прыгают на одной ножке,

затем на другой, на двух сразу.)

Руки вниз, на пояс, вверх,

Убегаем мы от всех.

(Бег на месте.)

Побежим скорее в класс.

Там послушаем рассказ.

(Садятся за парты.)

7.Льётся чистая водица,

Мы умеем сами мыться.

Порошок зубной берём,

Крепко щеткой зубы трем.

Моем шею, моем уши,

После вытремся посуше.

8.Руки ставим все вразлет:

Появился самолет.

Мах крылом туда – сюда,

Делай «раз» и делай «два».

Раз и два, раз и два!

Руки в стороны держите,

Друг на друга посмотрите.

Раз и два, раз и два!

Опустили руки вниз,

И на место все садись!

9.Мы к лесной лужайке вышли,

Поднимали ноги выше,

Через кустики и кочки,

Через ветви и пенечки.

Кто из нас вот так шагал –

Не споткнулся, не упал.

Вот мы в лес пришли,

Белый гриб нашли.

Вот грибок, другой грибок,

Положу их в кузовок.

10.Лучшие качели –гибкие лианы

(Дети раскачиваются вперед,  

назад, вправо,   влево)

Это с колыбели знают обезьяны!

Кто весь век качается,

Да-да-да

(Хлопают в ладоши)

Тот не огорчается

Ни-ког-да!

(Прыжки на месте)

11.Раз, два, три, четыре, пять,

Начал заинька скакать.

Прыгать заинька горазд-

Он подпрыгнул десять раз.

Поднимайте плечики,

Прыгайте кузнечики.

Прыг-скок, прыг – скок!

Сели травушку покушать,

Тишину послушать.

Тише, тише! Высоко

Прыгай на носках легко.

12.На лужайке, на ромашке

Жук летал в цветной рубашке.

Жу-жу-жу, жу-жу-жу,

Я с ромашками дружу.

Тихо по ветру качаюсь,

Низко – низко наклоняюсь.

13.На зарядку солнышко поднимает нас,

Поднимайте руки по команде «раз».

А над нами весело шелестит листва.

Опускаем руки мы по команде «два».

14.Спал цветок  и вдруг проснулся

(Туловище вправо, влево.)

Больше спать не захотел.

(Туловище вперед, назад.)

Шевельнулся, потянулся,

(Руки вверх, потянуться.)

Взвился вверх и полетел.

(Встали, руки вверх, влево, вправо.)

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружится, вьется.

(Покружиться.)

15.Мы сейчас все дружно встанем,

Отдохнем мы на привале…

Вправо, влево повернись!

Наклонись и поклонись!

Лапки вверх и лапки вбок

И на места прыг да скок!

А теперь бежим вприпрыжку,

Молодцы, мои зайчишки!

16.Ветер тихо клен качает,

Вправо, влево наклоняет.

Раз – наклон

И два – наклон,

Зашумел листвою клен.

17.Мы шагаем, мы шагаем

Руки выше поднимаем,

Голову не опускаем,

Дышим ровно, глубоко.

(Ходьба с подниманием рук.)

Вдруг мы видим:  у куста

Выпал птенчик из гнезда.

Тихо птенчика берем

И назад в дупло кладем,

(Наклоны вперед, руками коснуться пола, выпрямиться, поднять руки вверх.)

Впереди из-за куста

Смотрит хитрая лиса.

Мы лисицу обхитрим,

На носочках побежим.

(Бег на носочках.)

На поляну мы заходим,

Много ягод там находим.

Земляника так душиста,

Что не лень нам наклониться.

(Наклоны вперед.)

18.Мы листики осенние,

На ветках мы сидим.

Дунул ветер – полетели.

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

Закружились, полетели

И на землю тихо сели.

Упражнения для профилактики

зрительного утомления

При работе с детьми дошкольного возраста с целью повышения  интереса  к   упражнениям   и   качественного выполнения их желательно проводить в игровой форме.

Приведем пример такой гимнастики для глаз       «Поиграем с матрешками» .

Упражнения   выполняются   стоя,    у  каждого ребенка   в  руках  матрешка.

1. «Посмотрите, какая красивая матрешка пришла к вам  в  гости,  какой

красивый у нее платочек (2—-3 сек).

 Посмотрите, какая у меня матрешка (2—3 сек).

А теперь опять посмотрите на свою матрешку  (2—3  сек)».  Повторить  4 раза.

2. «Матрешки у нас веселые,  любят   бегать,  прыгать.  Вы  за  ними

внимательно     следите     глазами:     матрешка     подпрыгнула     вверх, присела,   побежала вправо,   влево».   Повторить   4   раза.

3. «Матрешки любят кружиться в хороводе. Они пойдут  по  кругу,  а  мы будем глазами следить за ними». Повторить 4 раза.

4. «Моя матрешка  очень  любит  играть  в  прятки.  Вы  сейчас  крепко

зажмурите глаза, а она спрячется. Попробуем глазами найти ее».  Повторить  4 раза.

Упражнения для развития устойчивости к утомлению

(Г. Г. Демирчоглян)

И. п. - сидя. Крепко зажмурить глаза на 3—5 с, а затем открыть их на 3—5 с. Повторить 6—8 раз. Упражнение укрепляет мышцы век, способствует улучшению кровообращения и расслаблению мышц глаза.

И. п. - сидя. Быстрые моргания в течение 1 минуты. Способствует улучшению кровообращения.

3 . И. п. - стоя. 1 - смотреть прямо перед собой 2—3 с, 2 - поставить палец руки по средней линии лица на расстоянии 25—30 см от глаз, 3 — перевести взгляд на конец пальца и смотреть него 3—5 с, 4 -опустить руку. Повторить 10—12 раз. Упражнение снижает утомление, облегчает зрительную работу на близком расстоянии.

И. п. - сидя. 1 — смотреть прямо перед собой 2—3 с, 2 - перевести взгляд на кончик носа на 3—5 с. Повторить 6—8 раз. Упражнение развивает способность продолжительное время удерживать взгляд на близких предметах.

И. п. - сидя. 1 - закрыть веки, 2 - массировать их круговыми движениями пальцев. Повторять в течение 1 минуты. Упражнение расслабляет мышцы и улучшает кровообращение.

И.п. - стоя. 1 — отвести правую руку в сторону, 2—4 — медленно передвигать палец полусогнутой руки справа налево, не двигая головой, следить глазами за пальцем. Повторить 10—12 раз. Упражнение укрепляет мышцы глаз горизонтального действия и совершенствует их координацию.

И. п. - стоя. 1 - поднять правую руку вверх, 2—4 медленно передвигать палец полусогнутой руки сверху вниз и снизу вверх, не двигая головой, следить за пальцем. Повторить 10—12 раз. Упражнение укрепляет мышцы глаза вертикального действия и совершенствует их координацию.

И. п. - сидя. 1 - тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко, 2 - спустя 1—2 с снять пальцы с век. Повторить 3—4 раза. Упражнение улучшает циркуляцию внутриглазной жидкости.

И. п. - сидя, голова неподвижна. 1 - вытянуть полусогнутую руку вперед и вправо, 2 - производить рукой на расстоянии 40—50 см от глаз медленные круговые движения по часовой стрелке и следить при этом глазами за кончиком пальца, 3 - проделать то же упражнение, сменив правую руку на левую и совершая ею круговые движения против часовой стрелки. Упражнение развивает координацию сложных движений глаз и способствует укреплению вестибулярного аппарата. Повторить 3—6 раз.

10. И. п. - сидя. «Пальминг». Быстро потрите ладони друг о друга в течение 5—10 секунд, положите теплые ладони на закрытые глаза. Длительность 20—30 секунд. Упражнение на расслабление.

С. Багайка (2001) при пальминге, рекомендует не концентрировать внимание на глазах, а мысленно представить предметы, окрашенные в черный цвет – платье из бархата, черная шляпа и т. д. Достаточно трех таких мысленных картин. Чем дольше вам удастся удерживать черное пятно, тем более эффективными окажутся упражнения.

Упражнения на улучшение циркуляции крови в органе зрения

Сомкните веки обоих глаз на 3—5 секунд; повторите 6—8 раз.

Быстро моргайте глазами в течение 10— 15 секунд, затем повторите то же самое 3 раза с интервалами в 7—10 секунд.

Сомкните веки обоих глаз и указательным пальцем соответствующей руки массируйте их круговыми движениями в течение 1 минуты.

Сомкните веки обоих глаз и тремя пальцами соответствующей руки слегка надавливайте на глазные яблоки через верхние веки в течение 1—3 секунд.

Прижмите указательными пальцами брови и закройте глаза, пальцы должны оказывать сопротивление мышцам верхних век и лба. Повторите 6—8 раз.

Упражнения на снятие зрительного утомления

Упражнения выполняйте через каждые 20—25 минут зрительной работы.

Исходное положение каждого упражнения — стоя или сидя.

Совершите 15 колебательных движений глазами по горизонтали справа — налево, затем слева — направо.

Совершите 15 колебательных движений глазами по вертикали: вверх — вниз и вниз — вверх.

Совершите 15 круговых вращательных движений глазами слева — направо.

То же самое, но справа — налево.

Совершите по 15 круговых вращательных движений глазами вначале в правую, затем в левую стороны.

Общеукрепляющие упражнения для глаз

Закрыть глаза. Поморгать сомкнутыми веками.

Закрыть глаза, посмотреть вверх, влево, вниз, вправо и в обратном направлении.

Открыть глаза и смотреть в одну точку, не моргая, 2—3 сек., потом прикрыть веки и опять открыть.

В течение 5 сек. смотреть обоими глазами на переносицу.

Обоими глазами смотреть на кончик носа до появления легкой усталости.

Методика проведения упражнений,

рекомендуемых для профилактики утомления

 Упражнения проводятся в течение 2—3 мин.

Исходное положение (и. п.) — сидя, откинувшись на спинку стула. Глубокий вдох. Наклонившись вперед, выдох. Повторить 5—6 раз.

И. п. — сидя, откинувшись на спинку стула. Крепко зажмурить глаза, затем открыть веки. Повторить 4 раза.

И. п. — сидя, руки на поясе. Повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки.

И. п. — сидя. Посмотреть прямо перед собой на классную доску 2—3 сек., поставить палец руки на средней линии лица на расстоянии 15—20 см от глаз, перевести взгляд на конец пальца и смотреть на него 3—5 сек., затем опустить руку. Повторить 5—6 раз.

И.п. — сидя, руки вперед, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх (вдох), следить глазами за руками, не поднимая головы. Руки опустить (выдох). Повторить
4—5 раз.

* * *

И. п. — сидя. Крепко зажмурить глаза на 3—5 сек., затем открыть глаза на 3—5 сек. Повторить 6—8 раз.

И. п. — сидя. Быстрые моргания в течение 1—2 мин.

И.п. — стоя. Смотреть вдаль прямо перед собой 2—3 сек., затем поставить палец руки на средней линии лица на расстоянии 25—30 см от глаз, перевести взгляд на кончик пальца и смотреть на него 3—5 сек., после чего опустить руки. Повторить 10—12 раз.

И. п. — стоя. Вытянуть руку вперед, посмотреть на кончик пальца вытянутой руки, расположенный на средней линии лица, медленно приближать палец, не сводя с него глаз до появления двоения. Повторить 6—8 раз.

И. п. — сидя. Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальца. Повторять в течение 1 минуты.

И. п. — стоя. Поставить палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 25—30 см от глаз, смотреть двумя глазами на палец 3—5 сек., затем прикрыть ладонью левой руки левый глаз на 3—5 сек., убрать ладонь, смотреть двумя глазами на кончик пальца 3—5 сек.

Аналогично повторить, смотря левым глазом на палец вытянутой левой руки. Повторить 5—6 раз.

Упражнения на улучшение процесса аккомодации

Смотрите обоими глазами вперед в течение 2—3 секунд, затем переведите взгляд на палец правой руки, поставив его перед лицом на уровне носа на расстоянии 25—30 см, через
3—5 секунд руку опустите; повторите так 10—12 раз.

Обоими глазами смотрите 3—5 секунд на указательный палец левой руки, вытянутый перед лицом, затем, сгибая руку, приближайте палец к носу до тех пор, пока палец не начнет двоиться; так 6—8 раз.

В течение 3—5 секунд смотрите обоими глазами на указательный палец вытянутой правой руки, после чего прикройте левой ладонью левый глаз на 3—5 секунд, а правую руку в это время сгибайте и разгибайте. То же самое делайте, закрывая правой рукой правый глаз. Повторите 6—8 раз.

При возникновении у ребенка спазма аккомодации как наиболее доступное и эффективное рекомендуется упражнение «Метка на стекле»:

На оконном стекле на уровне глаз укрепить круглую метку диаметром 3-5 мм. Встать у окна на расстоянии 30-35 см. Вдали на линии взора, проходящей через эту метку, намечается какой-нибудь предмет для фиксации. Поочередно переводится взгляд то на метку на стекле, то на этот предмет. Если назначены очки, упражнение проводится в них. В первые 2 дня продолжительность сеанса 3 минуты, в последующие 2 дня - 5 минут, в остальные 7 минут. Общая продолжительность 20 дней. При недостаточном эффекте упражнения повторяются систематически с перерывами 10-15 дней. Упражнение можно выполнять 2—3 раза в день.

Взгляд переводить с кончика носа на линию горизонта и наоборот. После упражнения расслабить глаза.

Упражнения на расслабление глаз

Встать или сесть спокойно и устойчиво, можно лечь на спину. Желательно, чтобы в поле зрения не было ярких источников света.

Закрыть глаза и расслабить веки. Можно мысленно погладить глаза теплыми мягкими пальцами. Почувствовать, как глазные яблоки совершенно пассивно лежат в глазницах.

Лицо и тело также пусть расслабятся. Это даст дополнительный отдых, но все внимание должно быть сосредоточено на расслаблении глаз. Чувство тепла и тяжести должны сменить легкость и невесомость, а в дальнейшем — полная потеря ощущения глаз.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ,

НАПРАВЛЕННЫЕ НА КОРРЕКЦИЮ ОСАНКИ

(для учащихся 1—4 классов)

Совместное проведение подвижных игр слабовидящих и нормально видящих детей на первый взгляд представляется затруднительным. Однако возможно проведение подвижных игр обычным порядком, в каждом отдельном случае придётся искать новые приёмы, внося в правила игры небольшие изменения, адаптировать игры для конкретной группы (команды). Например, если ведётся игра парами, пары можно составлять по принципу: зрячий - слабовидящий; воспитатель - слабовидящий ребёнок и т. д. Вместо простого мяча - использовать озвученный мяч. В ряде игр можно ограничивать поле деятельности зрячих игроков, предварительно объявляя об этом всем играющим. Слабовидящих игроков равномерно распределять по командам, тем самым, уравновешивая шансы команд. Важно, чтобы нормально видящие дети не применяли, обманных действий. Это обижает слабовидящих детей и вызывает недоверие к окружающим, что может привести к негативным последствиям. При организации подвижных игр с детьми, имеющими зрительную патологию, не следует забывать об ограничениях в игровой деятельности, предусмотренных при некоторых заболеваниях, описанных выше.

ВОРОНЫ И ВОРОБЬИ

Ребята строятся в колонну по одному (в шаге друг от друга) на середине площадки и рассчитываются на первый, второй. Одна команда - первые номера, другая - вторые. По обеим сторонам от игроков на расстоянии 1,5 м кладутся какие-либо предметы, например, справа кубики (вороны), слева теннисные мячи (воробьи). Предметов вдвое меньше, чем участников игры. Играющие вместе с ведущим выполняют разные задания на выполнение правильной осанки. Внезапно водящий произносит одно из слов: «воробьи» или «вороны». При слове «воробьи» все бегут к мячам (озвученным), а при слове «вороны» - к кубикам (звуковой сигнал-метроном), и каждый старается схватить один предмет. За каждый предмет команда получает 1 очко. Игра повторяется несколько раз. Выигрывает команда, набравшая больше очков. Упражнения, направленные на формирование правильной осанки:

«Фигуристка» - и. п. о. с. 1 - левую назад на носок, руки за голову, локти в стороны, 2—3 - держать, 4 - и. п.;

«Силачи» - и. п. о. с. 1) руки вверх, смотреть на кисти рук, 2) руки к плечам, 3) - руки вверх, 4) - и. п.

«Неваляшка» - и. п. стойка ноги врозь. 1 - полуприсед руки к плечам ладонями вперед, 2—3 - держать, 4 - и. п.

НАЙДИ СЕБЕ ПАРУ

Играет нечетное количество игроков, например, 11. Для них по кругу кладут 5 обручей. Идя по внешнему кругу, дети выполняют различные упражнения на осанку. Со словами руководителя: «Стоп, ребята не зевайте! Быстро пару выбирайте!» игроки вбегают в обручи, образуют пары и встают спиной друг к другу, принимая заранее обусловленное положение правильной осанки. Игрок, оказавшийся лишним, идет по кругу и вместе с руководителем отмечает игроков с неправильной осанкой. Игрок, не сумевший выполнить упражнение правильно, получает штрафное очко, а игрок, оказавшийся без пары, - два штрафных. Победителем становится тот, у кого окажется наименьшее количество штрафных очков.

Упражнения, направленные на формирование правильной осанки:

ходьба на носках, руки за голову, локти в стороны, лопатки сблизить;

ходьба в полуприседе, спина прямая, ориентируясь на звуковые сигналы, расположенные в разных концах зала;

ходьба с круговыми движениями рук назад, голова прямо, соблюдать дистанцию, ориентируясь на звук шагов впереди идущего;

легкий бег с сохранением правильной осанки.

Позы, принимаемые детьми в положении стоя в обручах: руки в стороны ладонями вперед. Руки к плечам ладонями вперед, лопатки сблизить («уточка»).

ЗАЙЧИКИ

Команды выстраиваются в колонны по одному перед линией старта. Перед направляющими лежат мешочки с песком размером 10x20 см. В 4 м от линии старта установлены поворотные флажки (звуковой сигнал). Ведущий говорит: «Прыг скок, прыг скок, скачут зайцы, белый бок. По лесочку, по снежочку к заповедному кусточку».

С последним словом направляющие в колоннах берут мешочек, кладут его на голову, принимают положение руки на пояс, локти назад, спина прямая и прыжками (бегом) движутся по направлению к флажкам. Обогнув свой флажок, они снимают мешочки, бегом обратно возвращаются к своей команде, которая подает звуковой сигнал своему товарищу. Передают мешочек следующему игроку, а сами встают в конец колонны. Если мешочек упал, его следует поднять, положить на голову и продолжить прыжки. Игра длится до тех пор, пока направляющие снова окажутся впереди своих колонн. Они поднимают руки вверх.

Побеждает команда, закончившая эстафету первой.

КОСМОНАВТЫ

В центре зала мелом обозначают круг диаметром 2—2,5 м, вокруг которого на расстоянии 2 м кладут обручи (цветные). Большой круг - это земля, а обручи - ракеты. В каждой команде только по два места. Играющих на несколько человек больше, чем мест в ракетах. Дети встают по внешней стороне круга друг за другом. По команде ведущего они идут и выполняют движения, формирующие осанку, одновременно проговаривая речитатив: «Ждут нас быстрые ракеты для прогулок на планете, на какую захотим, — на такую полетим». Но в игре один секрет: опоздавшим места нет!» С последним словом игроки разбегаются в разные стороны и занимают попарно любую ракету. Встав в обруч лицом к земле, дети поднимают его вверх, отводя лопатки, и по команде «взлет!» приставными шагами движутся по кругу, затем по команде «посадка!» все останавливаются. Пока космонавты совершают полёт, опоздавшие стоят в центре большого круга и машут руками. Игра повторяется несколько раз. В конце игры отмечаются дети, совершившие больше полетов.

Упражнения, направленные на формирование осанки:

1. И. п. о. с 1 — присед, руки за голову, локти в стороны, 2—3 держать, 4 и. п.

2. И. п. о. с. 1 — наклон вперед прогнувшись, руки за голову, локти в стороны, 2—3 - держать, 4 - и. п.

3. Ходьба по кругу на носках, руки на пояс;

Ходьба по кругу на внешней стороне стопы, лопатки соединить;

И. п. о.с. руки к плечам, ходьба по кругу с круговыми движениями рук назад.

ПОЖАРНЫЕ НА УЧЕНИЯХ

Две команды. Дети стоят в колоннах перед наклонной (закрепленной) скамейкой. Наклон скамейки 15—20°. Передвижение по скамейке (гимнастической) в упоре на коленях с захватом края скамейки руками. Наверху на каждом пролете стенки подвешен колокольчик. По сигналу учителя, стоящие первыми ползут по скамейке, затем поднимаются по рейкам стенки вверх и звонят в колокольчик. Спускаются вниз и идут в конец своей колонны. В каждой паре отмечают того, кто позвонил первым и не допустил ошибок в ползании и лазании. Необходимо обеспечить страховку — маты.

ИГРА С МЯЧОМ

Две команды строятся в шеренги на расстоянии друг от друга 2— 3 м. Перед каждым участником булава или кегли. Игрок сбивает булаву своего соперника перекатыванием мяча на звуковой сигнал по полу.

ХИТРАЯ ЛИСА

Игроки строятся в круг, руки за спину, пальцы в замок, глаза закрыть. Водящий ходит по внешнему кругу и проверяет осанку у игроков, чья осанка ему понравится (правильная осанка), тому в ладоши он кладет маленькую игрушку или другой предмет и говорит: «Можно открыть глаза». Игроки открывают глаза и проговаривают: «Хитрая лиса, кто ты?» (три раза), после чего тот, у кого в руках оказался положенный водящим предмет, делает шаг вперед и произносит: «Я» (он водящий). Игроки разбегаются (бежать только в одну сторону), а водящий, подавая звуковой сигнал, ловит, пойманному передает игрушку. Игра возобновляется.

МОСТИК

Дети стоят на гимнастической скамейке, руки на поясе, плечи слегка отведены назад. Ходьба на скамейке, сохраняя положение правильной осанки: с поочередным опусканием ноги, с вытянутым носком за скамейку (другая нога при этом несколько сгибается). «Пойдем по мостику гуськом. Ногу в речку окунем».

Ходьба по скамейке боком приставными шагами, руки в стороны ладонями вверх. «А потом пойдем мы боком. И еще разок с подскоком».

ЦАПЛЯ

«Цапля» — водящий, а остальные «лягушки». Пока цапля спит (стоит, наклонившись, опираясь руками на прямые ноги), остальные игроки прыгают, двигаются по площадке (только по кругу, в одну сторону). Вдруг цапля просыпается, издает крик и начинает ловить лягушек. Лягушки, убегая, подают голос: «ква-ква». Сколько лягушек поймает цапля, столько получит жетонов. Дальше выбирают одного водящего - «цаплю». «Цапля» передвигается только на прямых ногах с сохранением правильной осанки, а «лягушки» прыгают на корточках с прямой спиной.

ПРОЙДИ - НЕ ОШИБИСЬ

Играющий должен пройти по прямой 5—10 м вперед до звукового сигнала, ставя пятку к носку впереди стоящей ноги. По другому звуковому сигналу пройти спиной назад, ставя носок к пятке. Задание можно выполнять с закрытыми глазами.

Для учащихся 4 класса можно усложнить игру: выполнить то же задание на гимнастической скамейке, перешагивая через озвученный предмет, положенный на пути. При этом необходимо обеспечить страховку.

ЁЛОЧКА

По сигналу учителя дети бегут по залу, хлопая в ладоши. Водящий, подавая звуковой сигнал, бежит за ними, пытаясь их «осалить». Спастись от него можно, плотно прижавшись к стене затылком, плечами, ягодицами. Руки в стороны и вниз, ладони - вперед, пальцы расставлены. Это - «ёлочка». Тот, кто принял неправильное положение или не добежал до стены, может быть «осален». «Осаленный» становится водящим, и игра повторяется. Отмечаются самые быстрые и точные в выполнении правил игры.

КОЛОБОК

Играющие делятся на команды и строятся в колонны по одному на расстоянии 1,5—2 м одна от другой. В руках у направляющих мяч. Учитель произносит: «Наш веселый колобок покатился на лужок. Кто быстрей его вернет, приз команде принесет». С последним словом первые игроки в командах поднимают мяч над головой, наклоняются назад и передают его следующему игроку, и так до последнего игрока в колонне. Тот бежит с мячом (озвученным) вперед, встает впереди своей команды и снова передает мяч стоящему сзади. Игра продолжается до тех пор, пока направляющие в колоннах вновь не окажутся впереди. Они поднимают мяч вверх. Команда, выполнившая задание первой, выигрывает, При передаче мяча назад ноги не сгибать, спина прямая. Игру можно проводить из положения сидя ноги скрестно (по-турецки).

ОПРЕДЕЛИ ОШИБКУ

Самоконтроль. Дается задание принять правильную осанку, а затем выполнить по команде простейшие движения руками, ногами, приседание и т. д. После выполнения задания ученик должен сам указать на свои ошибки или неточности при выполнении задания. Выигрывает тот, кто без ошибок выполнит задание или правильно отметит недостатки выполнения.

Береги зрение!

Памятка для учащихся, родителей, педагогов

Глаз человека устроен таким образом, что хорошо различает как близко, так и далеко расположенные предметы. При выполнении зрительных работ (чтении, письме, рукоделии) происходит напряжение зрения. Если при этом не соблюдаются гигиенические правила, развивается близорукость, которая ведет к ухудшению зрения.

При близорукости человек видит четко только вблизи, далекие предметы кажутся неясными, расплывчатыми. Она легко и часто развивается в школьном возрасте, когда растущий организм испытывает большие нагрузки. Особенно отмечается рост близорукости в 4-7 классах.

При работе, вызывающей напряжение зрения, каждые 45-50 минут необходимо делать перерыв минут на 10-30.

В школе во время перемены ни в коем случае нельзя готовиться к следующему уроку.

Между школьными и домашними занятиями необходимо сделать продолжительный перерыв.

Большое значение имеет пребывание на свежем воздухе.

Только при взгляде вдаль или при закрытых глазах создаются условия для полного отдыха глаз.

Для отдыха и восстановления сил необходим достаточной продолжительности сон. Ложиться и вставать необходимо в одно и тоже время.

Очень важно правильно организованное рабочее место школьника. Стол для занятий надо поместить близко к окну, справа от него. Пользоваться лампой мощностью 60 ватт, установленной с левой стороны и защищенной абажуром. Расстояние от глаз до книги должно быть 30-35 см, наклон книги - 30 градусов.

Стол и стул должны соответствовать росту ученика.

При просмотре телевизионных программ расстояние от экрана телевизора до глаз должно быть не менее 2-х метров.

Работа с компьютером 20-40 минут на расстоянии 50-60 см до экрана. Для уменьшения зрительного напряжения рекомендуется:

учащимся старших классов смотреть телевизионные передачи 1,5 -2 часа в день;

учащимся младших классов - не более 1 часа в день.

Особенно внимательно нужно следить за выполнением рекомендованных гигиенических советов при различных заболеваниях.

При обнаружении ухудшения зрения необходимо немедленно обратиться к глазному врачу.

Следует, так же, закаливать организм, делать утром зарядку, обтирание водой, проветривать комнату, соблюдать режим питания.

Легче сохранить хорошее зрение, чем восстановить его.

Проверять зрение надо ежегодно.

Список литературы

Бедрина М. А. Сохранение здоровья и формирование потребности в здоровом образе жизни // По материалам Ярмарки образовательных ресурсов «Новое образование – Поволжскому округу, 2008 г.»;

Гигиена освещения. // По материалам сайта www/excimerclinic.ru;

Демирчоглян Г., Демирчоглян А.   Улучшаем зрение // Илл. Н. Воробьевой. – М.: Изд-во Эксмо, 2003. – 48 с. , илл. (Серия «Домашняя школа»);

Демирчоглян Г.Ф., Якулин В.И. Гимнастика для глаз. М., 1987;

Его величество мяч. // Лиза. Мой ребенок. Специальный журнал для мам и пап. Март, 2004. , с. 108 . Издательский дом «Бурда»;

Зайцева Г. Г. Сохранение и укрепление здоровья – актуальная проблема школы // По материалам Ярмарки образовательных ресурсов «Новое образование – Поволжскому округу, 2008 г.»;

Корнева И. Н.  Здоровьесберегающие технологии в дошкольных образовательных учреждениях. // http://pedsovet.org/forum;

Леонова Л. А., Макарова Л. В. Компьютер и здоровье ребенка. – М.: Вентана – Графф, 2002. – 16 с. – (Ваш ребенок: азбука здоровья и развития от 6 до 10 лет);

Материалы форума Invision Power Board © 2008  IPS, Inc;

Моисеева Л. Г. Первые шаги в рисовании. По материалам сайта adalin.mospsy.ru;

Плохая осанка – плохое зрение? // Московский Комсомолец. –  Москва. 14.09.2003;

Плосконожки // Лиза. Мой ребенок. Специальный журнал для мам и пап. Декабрь, 2002, с. 70. Издательский дом «Бурда»;

Подвижные игры для детей с нарушениями в развитии // Под Ред. Л. В. Шапковой. СПб., Детство-Пресс, 2005, с. 80-87;

Профилактика близорукости. Методические рекомендации для учителей общеобразовательных школ. Авторы-составители: Т.З. Особова, С.Г. Генкина –Санкт-Петербург, 2005;

Ребенок и компьютер. // Лиза. Мой ребенок. Специальный журнал для мам и пап. Март, 2003, с. 90.  Издательский дом «Бурда»;

Ростомашвили Л. Н. Физические упражнения для детей с нарушением зрения (методические рекомендации для учителей, воспитателей, родителей). / Под ред. Л. В. Шапковой. – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2001. – 66 с.;

Соловьева Н.И. Концепция здоровьесберегающей  технологии в образовании и основные организационно-методические подходы ее реализации./ http://pedsovet.org/forum;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для педагогов коррекционных образовательных учреждений по организации работы с родителями воспитанников

Методические рекомендации для педагогов коррекционных образовательных учреждений по организации работы с родителями воспитанников помогают создать комфортную непринужденную обстановку, уютную атмосфер...

Методические рекомендации для педагогов-психологов по использованию психолого-педагогических здоровьесберегающих технологий при проведении коррекционно-развивающих занятий с детьми с ЗПР младшего школьного возраста

В данной работе рассмотрена проблема по сохранению и укреплению здоровья обучающихся с ЗПР; определены основные требования к организации коррекционно-развивающих занятий с применением  здоровьесб...

Методические рекомендации "Взаимодействие педагога с родителями"

Статья содержит рекомендации по взаимодействию с родителями...

Методические рекомендации для педагогов и родителей при работе с одаренными детьми младшего школьного возраста.

Данные рекомендации разработаны с целью снижения проявлений психомоторной и интеллектуальной диссинхронии у одаренных детей младшего школьного возраста....

Методические рекомендации по подготовке и проведению природоохранных акций с детьми младшего и среднего школьного возраста (методические рекомендации для педагогов дополнительного образования)

Методические рекомендации по подготовке и проведению природоохранных акций с детьми младшего и среднего школьного возраста (методические рекомендации для педагогов дополнительного образования)...

Методическая разработка "Методические рекомендации для педагогов начальной школы, работающих с детьми-инофонами".

         В настоящее время, в связи с увеличением процесса миграции проблема обучения и воспитания детей-инофонов становится все более важной и значимой.Рассмотрим неко...

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования : "Кластер – технологии"

Современная система образования ориентирована на формирование у ребёнка самостоятельного мышления. Критическое мышление является педагогической технологией, стимулирующей интеллектуальное развитие обу...