Подготовка ребёнка к школе: некоторые советы родителям.
методическая разработка (1 класс) по теме

Бурага Анна Алексеевна

Ваш ребенок идет в школу. Это очень ответственная пора в жизни каждой семьи. Первокласснику нужно многое знать и уметь, чтобы выполнить все требования, предъявляемые программой, поэтому у детей пяти – шести лет необходимо развивать логическое мышление, произвольное восприятие, память, внимание, формировать интерес к знаниям.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotovka_rebyonka_k_shkole.docx22.41 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовка ребёнка к школе: некоторые советы родителям

                                         Бурага Анна Алексеевна,

ГБОУ СОШ №186, г. Санкт – Петербург, 

                                                учитель начальных классов.

Ваш ребенок идет в школу. Это очень ответственная пора в жизни каждой семьи. Первокласснику нужно многое знать и уметь, чтобы выполнить все требования, предъявляемые программой, поэтому у детей пяти – шести лет необходимо развивать логическое мышление, произвольное восприятие, память, внимание, формировать интерес к знаниям.

Учимся слушать слова и звуки  - простые упражнения. 

Ребенок в возрасте четырех – шести лет обладает прекрасной способностью впитывать информацию, которую он получает из рассказов взрослых, во время игр со сверстниками, более старшими детьми, когда смотрим телевизор и слушает радио. У него возникает потребность что – то создавать, читать стихи, петь полюбившиеся песни и пр.

Малышу в этом возрасте нетрудно выучить то, что его интересует. Из сказок он «читает» наиболее понравившуюся, сопоставляя запомнившуюся сказку с иллюстрациями в книжке, аккуратно следуя за буквами, хотя прочесть их пока не может. Как раз в этот период ребенок спрашивает у вас название той или иной буквы, берет в руку карандаш и начинает писать. «Мама, я пишу!» - восторженно произносит он и водит пальцем по написанному, стараясь прочесть.

Помогите малышу войти в мир слов и звуков. Помните, что знакомство со звуками очень важно и имеет прямое отношение к чтению. Объясните ребенку, что слова состоят из отдельных звуков. И слово дым отличается от слова дом тем, что в середине его находится звук[ы], а не звук[о]; научите выделить в словах звуки, из которых те состоят, находить слова, которые начинаются с одного и того же звука. Вслушайтесь вместе с малышом в звучание слов мышка, мишка, книжка, малышка, мартышка. Покажите, что эти слова очень похожи по звучанию. Откройте также для слуха ребенка слова, разные по звучанию. Откройте также для слуха ребенка слова, разные по звучанию: мяч, карандаш, машина. Развивайте его слух в совместных играх, упражнениях, пусть ребенок открывает для себя пока еще непонятные ,но интересный мир слова, задумается над его  значением.  

Словесные игры и упражнения

 Подскажи словечко. Взрослый читает стихи, в которых умышленно не договаривается одно слово. Задание будет более занимательным для ребенка, если читает рифмовки не взрослый, а веселый Петрушка или любимая игрушка (мишка – топтыж – ка, зайчик – попрыгайчик, кукла Машенька). Игрушка «читает» стихи, в которых недостает последник слов, а дети подсказывают нужное ему слово.

Где обедал воробей?

В зоопарке у …(зверей).

Поскорее наливай

Мне в стакан горячий …(чай).

У меня пропал носок,

Утащил его …(щенок).

Михаил играл в футбол

И забил в ворота …(гол).

У себя в саду Андрейка

Поливал цветы из …(лейки).

Жук упал и встать, не может,

Ждет он, кто ему…(поможет).

Водичка, водичка,

Умой мое …(личико).

Мы по узенькой дощечке

Побежим купаться в …(речке).

Назови разными словами. 

Ребенку показывают игрушечного медведя и спрашивают: Какими словами можно назвать медведя, чтобы все догадались, что он маленький? (Мишка, мишутка, мишенька). Взрослый поощряет ребенка словами: Молодец! Вот какими словами ты сказал о мишке!

Назови слова.

Взрослый раскладывает на столе предметные  картинки, на которых изображены стол, кошка, бегущей ребенок, сидячий человек, бабочка, книжка и т.д.

Малыш, глядя на картинки, называет по одному слову, к которому можно поставить вопросы: кто это? что делает? В качестве поощрения за правильно названное слово ребенок получает картинку.

Звук заблудился.

 Взрослые читает веселые стихи, намеренно ошибается в словах. Ребенок должен назвать слово правильно. В дальнейшем задание можно усложнить. Вы называете пару слов, например будка – булка, а ребенок говорит, какими звуками они отличаются. Так постепенно происходит знакомство с понятием звук.

Жучка будку (булку) не доела:

Неохота надоело.

Тает снег. Течет ручей.

На ветвях полно врачей (грачей).

Мы собирали васильки,

На головах у нас   щенки (венки).

На островок налетел ураган,

На пальме остался последний баран (банан).

На поляне весной

Вырос зуб (дуб) молодой.

Ехал дядя без жилета (билета),

Заплатил он штраф за это.

Отгадай, что я сказала.

Произнесите тихо, но выразительно похожие по звучанию слова (шапка – лапка, кошка – ложка и др.), а ребенок должен повторить их. За правильный ответ подготовьте поощрительный приз.

Игра в слова.

 Чтобы привлечь внимание ребенка к звуковой стороне слова, простите стихотворение

 А. Барто «Игра в слова», в котором обыгрывается звучание слов.

Скажи погромче:

Слово «гром» -

Грохочет слово,

Словно гром.

«Шесть мышат» -

И сразу мыши зашуршат.

Скажи:

«Кукушка на суку» -

Тебе послышится

«Ку – ку».

А скажешь слово

«Листопад» -

И листья падают, летят.

Длинные и короткие слова.

 Учим детей превращать короткие слова в длинные:

Кот – кошка, котенок, котик; лис – лиса, лисица, лисенок.

Прохлопайте вместе с малышом длительностью звучания слов? (Сколько слогов, столько ударов).  

Несколько советов при играх и упражнениях с ребенком

Не стоит  заставлять ребенка заниматься насильно. Лучше отложить занятия на время, подождать, пока у него возникает интерес, постараться вызвать его. Этому могут способствовать занимательные словесные игры, задания и упражнения.

Ребенка надо учить с охотой и желанием, умело используя при этом любую ситуацию.

Чтобы вы ни делали, не забывайте беседовать с ним, старайтесь, чтобы привычное общение стало целенаправленнее и глубже, чем обычно. Вслушайтесь вместе в звуки природы, в слова – названия окружающих предметов, составляйте предложение о цветах, деревьях и прочем, сочиняйте занимательные истории, из камешков выкладывайте знакомые буквы, складывайте слова. Эти занятия могут быть короткими, иногда две – три минуты. Используйте  примеры бытовые, знакомые и понятные малышу, тогда заниматься ему будет всегда интересно и нетрудно.

Обращайте   внимание на общее развитие ребенка, расширяйте его кругозор, стремитесь к тому, чтобы сделать активной его мысль. Любознательность, пытливость, желание узнать – это те самые первые, школьные черты характера, которые следует развивать и воспитывать в ребенке. Не призыв, а примеры и технологии нужны

Развивайте в ребенке умение трудиться. Именно любовь и привычка к труду определяют школьную судьбу каждого ученика. Если эти качества вы воспитываете в детях, то и трудовой ритм школьной жизни не будет для них слишком неожиданным.

  Никогда не сердитесь и не упрекайте ребенка за неправильно выполненное задание, а тем более не наказываете. Попытайтесь понять, в чем причина его неудач, и помогите  преодолеть их.

Успехов! Удачи Вам и будущим первоклассником!

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 

Агаева Е., Брофман В., Булычева А., Веракса Н., Говорова Р., Дьяченко О., Цеханская Л. Играем каждый день. Школа дошкольника. //Семья и школа. 2008, №8. 

Бабаева Т.И. У школьного порога. М.,2010г.

Бардиан А.Н. Воспитание детей в семье./ Психол. – пед.очерки. М., 2003

Белова Е. Размышление перед школой

Буре Н.С. Готовим детей к школе М.,2009

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка ребёнка к школе: рекомендации родителям

Рекомендации родителям для подготовки дошкольника к школе...

Советы учителя по подготовке ребёнка к школе

Советы родителям будущих первоклассников...

Анкета по выявлению мнения родителей на тему «Подготовка ребёнка к школе».

Цель: выявить уровень взаимоотношений родителей с учащимися....

Рекомендации для родителей по подготовке ребёнка к школе

Критерии психологической готовности ребёнка к школе...

Подготовка к школе: практические советы родителям

Подготовка к школе: практические советы родителямФизическое развитиеПсихологическое развитиеУправление эмоциямиТренировка внимания и умения концентрироваться.Воспитание волевых качествИнтеллектуальное...