Игры и упражнения для развития внимательности
материал по теме

Ворогушина Наталья Викторовна

Предлагаемые игры и упражнения помогут родителям развить внимательность у детей младшего школьного возраста.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры для развития внимательности.

        Необходимо внимательно послушать сказку «Лисенок и лягушонок» Г. Юдина и подсчитать в ней количество слов со звуком «л».

        В лесу, в большой луже, жил маленький лягушонок, который очень любил лепить из глины.

        Вылезет из лужи, наберет глины и сидит лепит. Сначала он лепил только лепешечки. Потом стал лепить колобки и лимоны. Потом слепил слона и уже после этого – льва на лыжах и лошадь в лодке. Звери смотрели, смеялись и ласково гладили лягушонка по спине. Только один лисенок (завидовал он, что ли?) приходил, всё ломал, да ещё и дразнился.

        - Зеленее всех зеленок – лупоглазый лягушонок! И это продолжалось до тех пор, пока лисенок не вырос.

        Пришел он однажды к луже, сел рядом с лягушонком, долго смотрел, как он лепит, и грустно сказал:

        - Я ведь тоже раньше лепил, да только у меня ничего не получалось…

        - Ничего! – сказал лягушонок. – Ты не огорчайся! Зато ты роешь самые хитрые норы.

Игра «Сколько чего»

        Детям предлагается осмотреть комнату в квартире и назвать как можно больше имеющихся в ней предметов, начинающихся на букву «к» или «т», или «с». Можно называть не только целые предметы, но и их детали. Далее можно попросить «засечь вниманием» круглые и полукруглые предметы, затем – квадратные и прямоугольные. Далее деревянные, потом – металлические, затем – предметы из стекла. Можно обратиться и к цвету, окраске предметов: черные, серые, синие, зеленые и т.п.

 

Игра «Повтори быстро»

        Ведущий договаривается с играющими, чтобы они повторяли за ним любые слова только тогда, когда он произносил слово «повторите». Далее идет быстрый диалог – «перестрелка».

-Ну, начали! Повторите – «стол»

Играющие говорят: «Стол»

- Повторите – «окно»

Играющие говорят: «Окно»

- Скажите – «улица». Быстро – «кошка» и т.д.

Игра «Построй в темноте» (можно играть всем членам семьи)

        На столе лежат 10-12 кубиков или столько же спичечных коробков. Играющий должен с завязанными глазами соорудить одной рукой столбик с основанием в один кубик. Это не так трудно, но у каждого получаются столбики разной высоты. У кого получился столбик выше – тот и победитель. На большом столе могут строить одновременно двое или трое.

Игра «Кто быстрее соберет»

        Ведущий раскладывает пять различных предметов на столе, подоконнике, стульях, полках. Водящему завязывают глаза, и он должен быстро (не дольше, чем за одну минуту) собрать все эти предметы в том порядке, который укажет ему ведущий. Собравший правильно и быстрее всех, считается победителем.

Игра «Все скороговорки не переговорить, не перевыскороговорить»

        Можно провести соревнование на звание чемпиона семьи, используя русские скороговорки. Из соревнования выбывает тот, кто ошибся, к примеру, три раза. Скороговорки можно написать на отдельных листочках – экзаменационных билетах. Участники тянут билет, читают скороговорку, запоминают ей и повторяют вслух.

На дворе трава – на траве дрова

Архип осип, Осип охрип

Два дровосека, два дровокола, два дроворуба

Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках

Наш Полкан попал в капкан

Сшит колпак, да не по-калпаковски, надо колпак переколпаковать

Мокрая погода размокропогодилась.

Ткач ткет ткани на шапку Тане.

Бобр добр до бобрят

Ушел косой козел с козой

Курьера курьер обгоняет в карьер

Хорошо, если во время игры будут разъяснены значения слов, непонятных детям, таких, например, как колпак, курьер и т.п.

Игра «Не собьюсь»

         По сигналу играющий начинает счет до 30. Числа, содержащие 3 или делящиеся на 3, называть нельзя. Вместо того, чтобы их называть, играющий подпрыгивает. Самый внимательный игрок тот, кто не произнесет запрещенное число и вовремя подпрыгнет. Условия игры можно менять, например, нельзя называть числа, содержащие цифру 5 или делящиеся на 5. Вместо их названия надо говорить слово «гоп» и.т.п.

Игра «Полслова за вами»

        Участники игры становятся в круг и перебрасывают друг другу мяч. При этом бросающий громко говорит половину какого-нибудь слова, а тот, кто ловит, должен назвать его вторую половину. Например, паро – воз, теле –фон и.т.п. Бросать мяч можно любому игроку. Отвечать нужно быстро.

Игра «Выполни уговор строго»

        Ведущий становится напротив играющих и договаривается с ними о следующем: когда он будет кланяться, дети должны отворачиваться; когда он будет простирать к ним руки, они будут скрещивать руки на груди; когда он будет грозить им пальцем, они будут ему кланяться; когда он топнет ногой, они в ответ тоже топнут. Перед началом игры можно провести «репетицию». Внимательный тот, кто долго не собьется в игре и строго выполнит уговор.



Предварительный просмотр:

Родителям о внимании и внимательности

Цикл упражнений на развитие внимания

Упражнение 1. Для развития произвольного внимания можно предложить ребенку переписать без ошибок зашифрованные слова, а затем расшифровать их. Например:

АВОРОК, АЛОКШ, КИНЕЧУ, АДОГОП, АЛКУК, ТЕЛОМАС, АНИШАМ, РОФОТЕВС, ЬЛИБОМОТВА

Упражнение 2. Ребенку можно предложить переписать без ошибок следующие строчки и представить себе, что могли бы означать эти слова:

1. АММАДАМА РЕБЕРГЕ АССАМАСА ГЕСК ЛАЛЛА ЕССАНЕССАС ДАТАЛАТТА

2. РЕТАБЕРТА НОРАСОТАННА ДЕБАРУГА КАЛЛИХАРРА ФИЛИТАДЕРА КЛАТИМОР

3. РЕТАТЕРТА ГРУММОПД ЛАЙОНОСАНДЕРА

4. ОСТИМЕРА ОСТИМАРЕ

Упражнение 3. Корректурная проба. Ребенку можно предложить выполнить следующую работу: в таблице предложенных букв необходимо вычеркивать вертикальной чертой буквы А, М, К, 3. Эта таблица называется таблицей Бурдона.

ЗОНЕАФЮСТЖМПСВЮКЧФФЛОЖБЮР

МФДЛИТГЕДИШАФЯЛЗИХОЮНЗКИШ

ТВЮФГРВКДУЕКБЖЯАПРСОЮТБГЕ

МСНБШРМФИТЯВУЛКИБЮШЛЧБДНХ

ПГОНБИЖЮАЗБОВЕХЧЮИЕЛФВАМЮ

ЭМШДЕКТБШЛМХПЗИАРВШУДОЛБХ

ДИОМГРЛЯЗТКЕЖПСАКТДНВТПРШ

ГМЮНХДКСУНФМЮЛТПСРЗШАФЧХД

СПОЯЮИАЖДЯСУАЕНЛЖОЯЧМЖИЕУ

АХРСФСФЯУХИЮКГЕПВХСФХЧОВТЯ

ОВУПМТБХФАЧЗБУЛНРКИЗГЧДИЕ

ЛЗФОУБХШЧЖНЛЕЮШМГАВЯЖНФМБ

БКДЮЯФМБНСШЛХДТБЮХВИПШУГР

ТЯЖОЗХЧТВЮАКЯФСРКЕДРФХЖСП

ОМИЕПРШПАБЕНЖИКАФСПЮЛТВОФ

ХЮШМЛСНГЕВЧЛЗСВАУОЖСНВМЗЮ

НУЮХКЧАКЗБДГШЛМХБИВХТУГЧРШ

ЗНОРШИХТТАЛБИФОМУБКГЕЧЮАЯЕ

ПКФЖГЕРБЗТПЧОГДТХАФПРДСЧК

МЗЯДУЖИЕГЛЖУТЗБКИДОВРАНЖИ.

Упражнение 4. В ниже приведенных рядах букв можно предложить Ребенку найти «спрятавшиеся» там слова:

АВРОГАЗЕТААТМНИВСЛШКТДОМРВМЧЕВНГМШЬ

(газета, дом).

ШАОНСРВИКЕЫМОЧКИВЛГМЛГСТИМСНПАКЕТД

(очки, пакет).

АВМЛБЕРЕЗАВЛНГСТРЫИЧЕНСЩКНИГАМШВАЛ

(береза, книга).

ВОНГАРСИЫПЧЬЛЩДАТКОШКААВЕСНАУЕКЫМЧСЯ

(кошка, весна).

ЗВНКПЕНАЛВАСКШНМТВЛДЧБЮВНЛЕСВНАОСТВ

(пенал, лес).

Упражнение 5. Ребенку предлагается разделить «склеенные» между собой слова.

ШАРКОРЗИНАБОТИНКИБИНОКЛЬЕДАОБЕЗЬЯНА

КНИГАРУКАЕЛЬЧАСЫТРАМВАЙСАМОВАРЛУЧИГРАОКНО

Упражнение 6. Ребенку предлагается разделить «склеенные» между собой предложения:

БЫЛАЗИМАЗИМОЙХОЛОДНОМОРОЗЩИПЛЕТЩЕКИПОГОДАХОРО-ШАЯСВЕТИТСОЛНЦЕДЕТИРАДУЮТСЯТЕПЛЫМЛУЧАМ

Упражнение 7. Ребенку предлагается вычеркнуть повторяющиеся слова:

МОРЕСОЛНЦЕЛЕСВОДАМОРЕЗЕМЛЯСОЛНЦЕЛУЧНЕБОВОДАРЫБАЛЕСУТКАМОРЕСОЛНЦЕПАРОХОДВОДАЗЕМЛЯПОХОДМОРЕЛИСКРЫБАНЕБОДЕТИМОРЕ

Упражнение 8. Ребенку предлагается расставить числа в порядке возрастаниям

5, 8, 1, 6, 4, 12, 7, 2, 1, 8, 16, 4, 3, 2, 0, 5, 2, 8, 5, 7,18, 22, 11, 16, 8, 13, 8, 6, 19, 21, 15, 17, 12, 14, 30, 27, 32, 6, 4, 8, 19, 42.

Упражнение 9. Ребенку предлагается найти 12 ошибок в приведенных ниже примерах:

3 + 12 = 15

15-8=17

16 + 4 = 22

3 + 3=10

16 + 8 = 23

13-4 = 9

16-9 = 7

16 + 9 = 28

13-2=11

12-6 = 6

15 + 9=25

15-4 = 11

15-2=13

19 + 5 =24

12-4=16

15+5 = 10

14-9 = 5

12-9 = 3

5 + 17 = 22

7 + 18 = 25

2+11 = 13

4 + 18 = 22

6 + 15 = 22

18-8=10

16-5 = 11

12-7 = 5

19-7=13

17 + 7 = 23

19-6=13

5 + 13 = 18

14-8 = 6

16 + 6 = 22

13-5 = 8

18-4=12

14 + 9 = 23

16-2=14

Упражнение 10. Предложите своему ребенку решить следующую задачу: на столе лежали книга, ручка, краски, фломастер, тушь. Один предмет убрали и заменили другим. И оказалось, что на столе лежат ручка, тушь, ластик, книга, краски. Что убрали со стола и что положили на стол?

Упражнение 11. Мама попросила сына купить в магазине мясо, мыло, спички. Сын купил по просьбе мамы масло, сало, спички, мясо. Что же он забыл купить?

Памятка для родителей

Уважаемые папы и мамы! Помните, что внимание — один из самых важных психических процессов. Внимание является важной составной частью результативности учебной деятельности вашего ребенка. Для того чтобы ваш ребенок был внимательным, старайтесь помочь'ему тренировать его внимание.

— В основе внимания лежит интерес. Чем интереснее и разнообразнее будут игры и забавы, которые вы предлагаете ребенку, тем больше шансов развить произвольное внимание ребенка.

— Развивая внимание своего ребенка, учитывайте круг его увлечений. Отталкиваясь от его увлечений, привлекайте его внимание к другим процессам и явлениям, связанным с его увлечениями.

— Постоянно тренируйте внимание своего ребенка. Используйте для этого прогулки на свежем воздухе, походы, любую возможность.

— Развивая внимание ребенка, не назидайте и не фиксируйте его неудачи. Больше внимание обращайте на достигнутые им успехи!

— Стимулируйте интерес к развитию внимания собственным примером и примерами из жизни других людей.

— В семейном кругу демонстрируйте достижения ребенка по развитию собственного внимания.

— Наберитесь терпения и не ждите немедленных, успешных результатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для учителей, родителей Игры и упражнения для развития слогового анализа

Консультация для учителей, родителейИгры и упражнения для развития слогового анализа...

Игры и упражнения для развития фонематического слуха и восприятия

Предлагаю вниманию родителей игры, позволяющие в интересной форме научить ребенка прислушиваться к звукам речи...

Игры и упражнения для развития плавного ротового выдоха

В помещаемых материалах представлен комплекс упражнений, направленный на формирование длительного, сильного, ротового выдоха. Перечисленные ниже игры и упражнения помогут научить ребенка плавно в...

Игры и упражнения на развитие дыхания.

Статья содержит практический материал, который может быть использован логопедами при работе по развитию речевого дыхания....

Развития воображения младших школьников.Игры и упражнения по развитию воображения младших школьников.

Развития воображения младших школьников.  Воображение и фантазия – важнейшие стороны нашей жизни. Представьте на минуту, что человек не обладал бы фантазией или воображением. Мы лишили...

«Вместе играем - речь развиваем».Игры и упражнения на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Формирование связной речи является одной из важнейших задач работы с дошкольниками. Практика показывает, что самостоятельно без специального обучения дети не могут овладеть таким сложным видом речевой...


 

Комментарии

Ворогушина Наталья Викторовна

Предлагаемые игры и упражнения помогут родителям развить внимательность у детей младшего школьного возраста.