Здоровый образ жизни
статья по теме

Тарасова Ирина Валентиновна

Лекторий для родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vsd.doc93 КБ

Предварительный просмотр:

Вегето-сосудистая дистония (ВСД).

При этом диагнозе кто-то просто пожимает плечами, мол, ничего страшного, все пройдет само собой... Другие списывают на вегето-сосудистую дистонию все свои недомогания - от обычной слабости и головной боли до головокружения, сердцебиения и обмороков, пропуская подчас развитие серьезных недугов.

Что же в действительности скрывается под термином вегето-сосудистая дистония (ВСД), насколько она опасна, нужно ли ее лечить и к какому специалисту обращаться?

Вегето-сосудистая дистония (ВСД) - симптомокомплекс многообразных клинических проявлений, затрагивающий различные органы и системы и развивающийся вследствие отклонений в структуре и функции центральных и/или периферических отделов вегетативной нервной системы.

Вегето-сосудистая дистония - не самостоятельное заболевание, однако в сочетании с другими патогенными факторами она может способствовать развитию многих заболеваний и патологических состояний, чаще всего имеющих психосоматический компонент (артериальная гипертензия, ишемическая болезнь сердца, бронхиальная астма, язвенная болезнь и др.). Вегетативные сдвиги определяют развитие и течение многих заболеваний детского возраста. В свою очередь, соматические и любые другие заболевания могут усугублять вегетативные нарушения.

Признаки вегето-сосудистой дистонии выявляют у 25-80% детей, преимущественно среди городских жителей. Их можно обнаружить в любом возрастном периоде, но чаще наблюдают у детей 7-8 лет и подростков. Чаще данный синдром наблюдают у девочек.

Причины вегето-сосудистой дистонии.

Причины формирования вегетативных расстройств многочисленны. Основное значение имеют первичные, наследственно обусловленные отклонения в структуре и функции различных отделов вегетативной нервной системы, чаще прослеживаемые по материнской линии. Другие факторы, как правило, играют роль пусковых механизмов, вызывающих манифестацию уже имеющейся скрытой вегетативной дисфункции.

Формированию вегето-сосудистой дистонии во многом способствуют перинатальные поражения ЦНС, приводящие к церебральным сосудистым расстройствам, нарушению ликвородинамики, гидроцефалии, повреждению гипоталамуса и других отделов лимбико-ретикулярного комплекса. Повреждение центральных отделов вегетативной нервной системы приводит к эмоциональному дисбалансу, невротическим и психотическим нарушениям у детей, неадекватным реакциям на стрессовые ситуации, что также влияет на формирование и течение вегето-сосудистой дистонии.

В развитии вегето-сосудистой дистонии очень велика роль различных психотравмирующих воздействий (конфликтные ситуации в семье, школе, семейный алкоголизм, неполные семьи, изолированность ребёнка или чрезмерная опека его родителями), приводящих к психической дезадаптации детей, способствующей реализации и усилению вегетативных расстройств. Не меньшее значение имеют часто повторяющиеся острые эмоциональные перегрузки, хронические стрессы, умственное перенапряжение.

К провоцирующим факторам относят разнообразные соматические, эндокринные и неврологические заболевания, аномалии конституции, аллергические состояния, неблагоприятные или резко меняющиеся метеорологические условия, особенности климата, экологическое неблагополучие, нарушения баланса микроэлементов, гиподинамию или чрезмерную физическую нагрузку, гормональную перестройку пубертатного периода, несоблюдение режима питания и т.д.

Важное значение имеют возрастные особенности темпов созревания симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы, нестабильность метаболизма головного мозга, а также присущая детскому организму способность к развитию генерализованных реакций в ответ на локальное раздражение, что определяет больший полиморфизм и выраженность синдрома у детей по сравнению с взрослыми. Нарушения, возникшие в вегетативной нервной системе, приводят к разнообразным изменениям функций симпатической и парасимпатической систем с нарушением выделения медиаторов (норадреналина, ацетилхолина), гормонов коры надпочечников и других желёз внутренней секреции, ряда биологически активных веществ (полипептидов, простагландинов), а также к нарушениям чувствительности сосудистых а- и ß-адренорецепторов.

Это вызывает большое многообразие и различную выраженность субъективных и объективных проявлений вегето-сосудистой дистонии у детей и подростков, зависящих от возраста ребёнка. Вегетативные изменения у них зачастую носят полиорганный характер при преобладании дисфункции в какой-либо одной системе, чаще в сердечно-сосудистой.

Типы вегето-сосудистой дистонии

В зависимости от уровня артериального давления выделяют три типа ВСД (вегето-сосудистой дистонии):

ВСД  по гипертоническому типу (характеризуется повышением артериального давления).
ВСД  по гипотоническому типу (характеризуется понижением артериального давления).
ВСД по смешанному типу (характеризуется периодическими колебаниями артериального давления).

Для всех типов вегето-сосудистой дистонии (ВСД) характерны кризы.

При вегето-сосудистой дистонии по гипертоническому типу наблюдаются беспокойство, учащенное сердцебиение, внезапное возбуждение, симптомы панической атаки, повышение артериального давления, похолодание конечностей, озноб.

При вегето-сосудистой дистонии по гипотоническому типу - общая слабость, одышка, тошнота, замирания в работе сердца, потливость, низкое артериальное давление.

При вегето-сосудистой дистонии смешанного типа все вышеперечисленные симптомы проявляются в той или иной мере.

Симптомы вегето-сосудистой дистонии

Для вегето-сосудистой дистонии характерны многообразные, зачастую яркие субъективные симптомы заболевания, не соответствующие значительно менее выраженным объективным проявлениям той или иной органной патологии. Клиническая картина вегето-сосудистой дистонии во многом зависит от направленности вегетативных нарушений (преобладание ваго- или симпатикотонии).

Симптомами ВСД обычно являются головные боли, слабость, обмороки или обморочные состояния, шум в ушах, обморочные состояния, сонливость. Также характерным симптомом  ВСД является головокружение. Люди с вегето-сосудистой дистонией быстро бледнеют и краснеют, чутко реагируют на погодные изменения, больше потеют. Нередко при ВСД наблюдаются учащенное сердцебиение и перепады температуры тела (особенно при вегето-сосудистой дистонии с нарушением терморегуляции). Симптомы вегето-сосудистой дистонии могут проявляться постоянно или же изредка – в зависимости от степени заболевания. Как показывают медицинские исследования, постоянное проявление симптомов ВСД бывает, как правило, у людей с врожденной неустойчивостью нервной системы.

Проявления вегето-сосудистой дистонии могут быть частыми и при этом незначительными, а могут стать причиной обмороков и панических атак. Во втором случае можно говорить о серьезном развитии ВСД и необходимости лечения вегето-сосудистой дистонии. К сожалению, кризы (приступы вегето-сосудистой дистонии, паническими атаки) в той или иной мере случаются довольно часто. Можно говорить о том, что панические атаки – это неизменные спутники ВСД.

У вегето-сосудистой дистонии много обличий. Проявления вегето-сосудистой дистонии многообразны и затрагивают практически все системы организма. Это и скачки артериального давления, учащение сердцебиения (тахикардия), боли в левой половине грудной клетки (кардиалгии), ощущение нехватки воздуха и тяжести в груди. Часто наблюдаются головокружения, предобморочные состояния, резкие приступы одышки, похожие на приступы бронхиальной астмы, но провоцируемые другими ситуациями: волнением, страхом, пробуждением, засыпанием. Иногда появляются тошнота, рвота, метеоризм, изжога, отрыжка, боли в животе. Случаются также непредсказуемые колебания температуры тела, ознобы, повышенная потливость, волны жара и холода, учащенное мочеиспускание и другие неприятные явления.

При этом все вегетативные нарушения обязательно сочетаются с эмоциональными расстройствами: тревогой, беспокойством, повышенной раздражительностью, утомляемостью, снижением работоспособности, плаксивостью, расстройством сна и аппетита.

Наличие симптомов вегето-сосудистой дистонии требует, прежде всего, исключения различных заболеваний, течение которых сопровождается нарушением функции ВНС. Среди них - болезни щитовидной железы, надпочечников, нарушения половой сферы, многие психические расстройства, различные хронические болезни.

Лечебная физическая культура.

Лечебная физическая культура (ЛФК) - это несложный и вместе с тем весьма эффективный метод лечения ВСД, который широко применяется во всем мире. Лечебное действие ЛФК при ВСД обусловлено парадоксальной реакцией сердечно-сосудистой и нервной систем на физическую нагрузку у больных ВСД людей. Заключается эта парадоксальная реакция в том, что после физических нагрузок у пациентов с ВСД нормализуется артериальное давление и работа сердца, исчезают болезненные ощущения и нормализуется эмоциональный фон. Лечебная физкультура в комплексе с водными процедурами, коррекцией образа жизни и физиотерапией составляет "золотой квартет" лечения ВСД.

Комплекс упражнений для пациентов с ВСД по гипертензивному типу.

1. Исходное положение (И. п.) - сидя на стуле, руки на коленях, ладони вверх, пальцы рук веером. На счет 1 - сжать пальцы рук в кулак; одновременно, не отрывая пятки от пола, поднять стопы; на счет 2 - разжать пальцы, опустить стопы, поднять пятки. Повторить 12-16 раз.

2. И. п. - то же, ноги согнуты в коленях, колени расставлены широко. На счет 1 - руки в стороны (вдох); на счет 2 - руки положить на левое колено, локти прижать к туловищу (выдох); на счет 3 - руки в стороны (вдох); на счет 4 - руки положить на правое колено, локти прижать к туловищу (выдох). Повторить 4-6 раз.

3. И. п. - то же, руками держаться за стул сзади. На счет 1 - выпрямить правую ногу; на счет 2 - вернуть правую ногу в и. п.; на счет 3 - выпрямить левую ногу; на счет 4 - вернуть левую ногу в и. п.; на счет 5-8 проделать те же движения, но при этом ноги должны быть приподняты над полом. Повторить 4-6 раз.

4. И. п. - то же. На счет 1 - руки к плечам; на счет 2 - руки в стороны; на счет 3 - руки к плечам; на счет 4 - руки опустить. Повторить 6-8 раз.

5. И. п. - то же, держась руками сзади за стул. На счет 1 - развести согнутые в локтях руки в стороны (вдох); на счет 2- соединить руки согнутые в локтях (выдох). Повторить 4-6 раз.

6. И. п. - то же, на счет 1 - поднять левую ногу, согнутую в колене; на счет 2 - выпрямить; на счет 3 - согнуть; на счет 4 - опустить; на счет 5-8 - проделать то же правой ногой. Повторить 4-6 раз.

7. И. п. - сидя на краю стула. На счет 1 - руки развести в стороны (вдох); на счет 2 - прижать согнутую в колене левую ногу к груди, обхватить руками (выдох); на счет 3 - руки в стороны (вдох), опустить левую ногу; на счет 4 - прижать правую ногу (выдох). Повторить 4-6 раз.

8. И. п. - сидя на стуле, руки к плечам, пальцы касаются плеч. На счет 1 - круговые движения руками вперед; на счет 2 - круговые движения руками назад (по 6-8 раз).

9. И. п. - сидя на краю стула, руки на коленях. На счет 1 - поднять левую руку и правую ногу вверх; на счет 2 - опустить их; на счет 3 - поднять правую руку и левую ногу вверх; на счет 4 - опустить их в и. п. Повторить 6-8 раз.

10. И. п. - сидя на стуле. На счет 1 - встать, руки в стороны (вдох); на счет 2 - сесть (выдох). Повторить 6-8 раз.

Комплекс упражнений для пациентов с ВСД по гипотензивному типу.

Упражнения вводного раздела. Исходное положение - сидя на стуле.

1. Руки на коленях, ладони вверх. На счет 1 - пальцы сжать в кулак, поднять стопы; на счет 2 - пальцы рук разжать, поднять пятки. Повторить 12- 14 раз. Темп быстрый.

2. Руки опущены вдоль туловища. На счет 1 - руки к плечам; на счет 2 - руки в стороны; на счет 3 - руки к плечам. Повторить 6-8 раз. Темп средний.

3. Руками держась за стул сзади. На счет 1 - отвести левую прямую ногу в сторону влево; на счет 2 - вернуться в и. п.; на счет 3 - отвести правую ногу в сторону вправо; на счет 4 - вернуться в и. п. Повторить 6-8 раз. Темп средний.

4. Руки согнуты в локтях, пальцы касаются плеч. На счет 1-8 - круговые движения руками вперед; на счет 9-16 - круговые движения руками назад. Темп медленный, дыхание произвольное.

5. Держась за стул руками сзади. На счет 1 - поднять согнутую в колене левую ногу; на счет 2 - выпрямить левую ногу; на счет 3 - согнуть левую ногу в колене; на счет 4 - вернуться в и. п., то же правой ногой. Повторить 4-6 раз. Темп средний, дыхание произвольное.

6. Руки к плечам, пальцы касаются плеч. На счет 1 - развести локти, сделать вдох; на счет 2-3-4 - локти вместе, сделать выдох. Темп медленный, вдох сделать на счет 1, выдох на счет 2-3.

7. Руки на коленях. На счет 1 - поднять левую руку и правую прямую ногу вверх; на счет 2 - вернуться в и. п.; на счет 3 - поднять правую руку и левую прямую ногу вверх; на счет 4 - вернуться в и. п. Повторить 6-8 раз. Темп средний, дыхание произвольное.

8. Колени и стопы вместе. На счет 1 - развести носки в стороны; на счет 2 - развести пятки в стороны; на счет 3 - свести вместе носки; на счет 4 - свести вместе пятки. Темп быстрый, дыхание произвольное. Повторить 4-6 раз.

9. На счет 1 - встать, руки вверх - вдох; на счет 2 - вернуться в и. п. Повторить 3-4 раза. Темп медленный.

Упражнения заключительного раздела. Исходное положение - сидя на стуле.

1. Руки на коленях. На счет 1 - развести руки в стороны - вдох; на счет 2 - вернуться в и. п. - выдох. Повторить 3-4 раза. Темп медленный.

2. Руки на коленях. Вращение туловища влево и вправо (по 4-6 раз в каждую сторону). Темп медленный.

3. Руки на коленях. На счет 1 - руки в стороны - вдох; на счет 2 - прижать левую ногу, согнутую в колене, к груди, обхватить руками - выдох; на счет 3 - руки в стороны, левую ногу опустить - вдох; на счет 4 - прижать правую ногу, согнутую в колене, к груди, обхватить руками - выдох. Повторить 3-4 раза. Темп медленный.

4. Руки на коленях. Круговые движения ногами, ноги скользят по полу, описывая круги по часовой стрелке (на счет 1-6) и против нее (на 7-12). Темп медленный.

5. Руки согнуты в локтях, пальцы касаются плеч, колени расставлены широко. На счет 1 - локти развести в стороны - вдох; на счет 2 - наклонить туловище, локти поставить на левое колено - выдох; на счет 3 - развести локти в стороны - вдох; на счет 4 - наклонить туловище, локти поставить на правое колено - выдох. Повторить 3-4 раза. Темп медленный.

6. На счет 1 - руки вверх - вдох; на счет 2-4 - расслабляя поочередно кисти, локти, плечи, опустить вниз - выдох. Повторить 3-4 раза. Темп медленный.

7. Левая рука на животе, правая на груди. На счет 1 - сделать носом вдох, живот вперед; на счет 2 - втянуть живот - выдох. Повторить 3-4 раза. Темп медленный.

Лечебная гимнастика в воде.

Очень эффективно выполнение физических упражнений лечебной физкультуры в воде. При этом сочетается применение водных процедур с ЛФК и сами упражнения имеют другой лечебный эффект, нежели обычные упражнения ЛФК.

Для проведения лечебной гимнастики в воде можно использовать и открытые водоемы, особенно море, а также различные бассейны и т. п. При этом хорошо использовать ранее описанные комплексы упражнений, в то же время допускается их незначительное сокращение и чередование с плаванием и отдыхом на воде.

Дыхательная гимнастика.

Вегетативные расстройства могут быть вызваны нехваткой кислорода. Известно, что при стрессе повышается артериальное давление, учащается пульс, дыхание становится быстрым и поверхностным, и в кровь не поступает достаточное количество кислорода. В стрессовых ситуациях, чтобы снять чрезмерное напряжение, рекомендуют дышать медленнее и глубже. Конечно, замедлить пульс или снизить давление усилием воли большинство людей не в состоянии, но вполне можно контролировать ритм и частоту дыхания. Ведь дыхание - это одна из постоянных функций организма, которой человек может управлять - задержать дыхание, замедлить или ускорить его, сделать глубоким или поверхностным.

От дыхания зависит снабжение организма кислородом, а значит, и работа сердца. Если мы дышим правильно, то в нашем организме улучшается венозное кровообращение, кровь и органы более интенсивно насыщаются кислородом, усиливается кровоток в капиллярах. В восточной медицине считается, что здоровье человека зависит от того, как он сохраняет и использует данную ему от рождения воздушную энергию, поэтому не случайно существование различных систем дыхательных упражнений.

Правильному дыханию нужно учиться. Стоит забыть о дыхании, как оно сразу становится непроизвольным, независимым от нашей воли. Так мы дышим во сне, в состоянии сильного волнения и стресса. Конечно, мы вмешиваемся в дыхательный процесс - задерживаем дыхание, когда нам нужно глотать или нырять в воду.

Человек при дыхании использует свои легкие всего на 20%, в экстремальной ситуации используется 50% возможностей легких. То есть мы не реализуем полностью те возможности, которыми обладает наша дыхательная система.

Наша задача - научиться сознательно контролировать свое дыхание, дышать правильно.

Основы правильного дыхания.

- Дыхание должно быть полным. Это значит, что в нем участвует не только грудная клетка, но и мышцы передней стенки живота и диафрагма. Дыхательный цикл выглядит так: при вдохе грудная клетка расширяется, передняя стенка живота выпячивается. При выдохе грудная клетка сжимается, передняя стенка живота втягивается.

- Дышать нужно носом (обязательно вдох, а желательно и выдох, делать через нос; обычно выдох на четверть длиннее вдоха и должен производиться плавно, без напряжения). Проходя через нос, воздух согревается, увлажняется, в значительной мере очищается от пыли. При значительной физической нагрузке, когда воздуха начинает "не хватать", выдох возможен через рот и нос одновременно, а при увеличении нагрузки можно дышать ртом и на выдохе, и на вдохе. Такое дыхание разрешается и в условиях бани или сауны.

- Необходимо приспосабливать дыхание к характеру движений. Так, вдыхать легче, разгибаясь или поднимая руки, а выдыхать в момент глубокого приседа, наклона или опускания рук. Вдох сопровождается движениями, расправляющими грудную клетку (это разведение рук в стороны, выпрямление туловища), а выдох - движениями, которые способствуют уменьшению объема грудной клетки (наклоны туловища, сведение рук). Максимальное напряжение при подъеме тяжестей должно приходиться на начало вдоха; задерживать дыхание также лучше в первую половину выдоха. Если не синхронизировать движение с дыханием, то такая двигательная работа всегда утомляет больше, дается труднее, человек не может реализовать свои возможности.

Вам предлагается несложный комплекс дыхательных упражнений, который позволит освоить правильное и естественное дыхание. В результате вы сможете избавиться от таких неприятных проявлений вегетативно-сосудистой дистонии, как головная боль, учащенное сердцебиение, ощущение "дыхательного корсета" и некоторых других. Выполнять дыхательные упражнения желательно 2 раза в день, чтобы правильное дыхание стало привычкой. Вы также можете включать их в вашу ежедневную утреннюю зарядку.

Перед началом выполнения упражнений несколько раз посчитайте частоту своего дыхания. Запомните этот показатель, чтобы узнать, как изменился ритм вашего дыхания с течением времени - если вы будете дышать правильно, то эта цифра станет меньше. Правильно дышащий человек дышит реже.

Выберите удобное для себя положение. Большинство предпочитает делать дыхательную гимнастику лежа, но можно выполнять упражнения сидя или стоя. Важно соблюдать последовательность упражнений - их сложность возрастает от одного к другому.

Упражнение 1

Дышите ритмично через нос, с закрытым ртом в привычном для вас темпе.

Если у вас при этом не возникло потребности открыть рот, "помогать" им, попробуйте освоить и ритмичное дыхание одной ноздрей (другую при этом зажмите пальцем). При этом вам должно быть достаточно воздуха, поступающего через одну ноздрю.

В дальнейшем усложните равномерное носовое дыхание, проводя вдох толчкообразно, в 2-3 приема, с выдохом через рот. Достаточно повторить упражнение 3-6 раз.

Упражнение 2

Упражнение на брюшное дыхание. Стараясь держать грудную клетку неподвижной, во время вдоха стремитесь максимально выпятить живот. Дышите через нос. Во время выдоха энергично втягивайте живот. Чтобы контролировать правильность движений, руки держите на груди и животе. Повторите упражнение 8-12 раз.

Упражнение 3

Упражнение на грудное дыхание. Стараясь держать неподвижной переднюю стенку живота, во время вдоха максимально во всех направлениях расширяйте грудную клетку. Выдох происходит за счет энергичного сжатия грудной клетки. Дышите только носом. Чтобы контролировать правильность движений, руки держите на талии. Повторите упражнение 8-12 раз.

Упражнение 4

Полное дыхание. К этому упражнению можно приступать, если вы хорошо овладели тремя предыдущими. Во время вдоха расширяйте грудную клетку и одновременно (или несколько позже) выпячивайте переднюю стенку живота. Выдох начинайте со спокойного втягивания внутрь брюшной стенки с последующим сжатием грудной клетки. Дышите только носом. Чтобы контролировать правильность движений, руки первое время держите одну на груди, другую на животе. Повторите упражнение 8-12 раз.

Упражнение 5

Встречное дыхание. Очень хорошо развивает координацию дыхательных движений. Во время вдоха грудная клетка расширяется, а живот втягивается, при выдохе грудная клетка сжимается, а живот выпячивается. Это прекрасная тренировка диафрагмы, за счет которой осуществляется брюшное дыхание. Упражнение выполняйте ритмично, без напряжения и бесшумно. Дышите носом. Повторите упражнение до 12 раз.

Упражнение 6

Следующий этап овладения дыханием - тренировка управления ритмом дыхания. Плавно замедляйте ритм своего дыхания, а достигнув определенного предела (как только почувствуете дискомфорт), не нарушая плавности, постепенно учащайте его вплоть до возврата к первоначальному ритму. Отдельно тренируйтесь в плавном углублении дыхания без изменения ритма. В этом упражнении не нужно ставить рекорды, важно просто изучить свои возможности для того, чтобы со временем их расширить. Дышите носом. Работайте непрерывно не больше 2 минут подряд.

Упражнение 7

Ритмичное носовое дыхание с удлинением выдоха. Сделайте вдох за 2 секунды, а выдох за 4, затем вдох - 3 секунды - выдох 6 секунд и т. д. Постепенно удлиняйте выдох до 10 секунд. Максимальная продолжительность упражнения - 12 дыхательных движений.

Упражнение 8

Теперь соединяйте дыхание с обычными гимнастическими упражнениями. Самое простое - сочетание равномерного носового дыхания с ходьбой в медленном темпе. Все внимание сосредоточьте на ритмичности и синхронизации ходьбы и дыхания. Подберите оптимальный, привычный для себя темп. При выполнении этого упражнения вдох должен быть несколько длиннее выдоха или равен ему. Упражнение выполняйте в течение 2-3 минут.

Упражнение 9

Исходное положение - руки опущены, ноги вместе. Поднимайте руки через стороны вверх - вдох, возвращайте в исходное положение - выдох. Повторите упражнение 3-6 раз.

Упражнение 10

Произвольное дыхание одновременно с вращением рук в плечевых суставах вперед и назад, попеременно по 4 раза в каждую сторону. Повторите упражнение 4-6 раз.

Упражнение 11

"Рваное" дыхание. Сделайте медленный вдох через нос. Выдохните одним быстрым движением через рот, затем задержите дыхание на 3-5 секунд. Повторите упражнение 4-8 раз.

Затем поменяйте последовательность: быстрый глубокий вдох через рот, медленный выдох через нос. Повторите 4-8 раз.

Упражнение 12

Синхронизация движений ног с дыханием. Исходное положение - ноги вместе, руки на поясе. Отведите прямую ногу в сторону и вернитесь в исходное положение - вдох; пауза - выдох. Повторите упражнение 6-10 раз в каждую сторону.

Можно проделать это упражнение и так. Прямые ноги поставьте вместе, руки опустите. Попеременно сгибайте ноги в коленях. В положении лежа это напоминает езду на велосипеде; в положении стоя - бег на месте: поднятая нога - выдох, опущенная - вдох. Повторите упражнение 6-10 раз каждой ногой.

Упражнение 13

Это упражнение позволяет усилить дыхание за счет наклонов. Исходное положение - ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Начинайте наклоны до горизонтального положения и ниже. Наклон - выдох, выпрямление - вдох. Заметьте, как при этом облегчается работа диафрагмы. Повторите упражнение 6-10 раз. Усложнение этого упражнения - наклоны в сторону. Исходное положение - ноги вместе, руки в сторону. Наклоняйте туловище в стороны. Наклон - выдох, возвращение в исходное положение - вдох. Повторите упражнение 6- 10 раз.

Можете еще больше усложнить задачу. Выполняйте повороты туловища в стороны. Поворот - выдох, возвращение в исходное положение - вдох. Повторите упражнение 6-10 раз в каждую сторону.

Упражнение 14

Дыхание с нагрузкой. Исходное положение - лежа на спине. Переход в положение сидя - выдох; возвращение в исходное положение - вдох. Повторите упражнение 6-8 раз.

Упражнение 15

Приседания. Присед - выдох; подъем - вдох. Повторите упражнение 10-15 раз.

Заключение.

Вегетативные дисфункции - актуальнейшая проблема современности, поскольку на сегодняшний день можно говорить об огромной распространенности вегетативных нарушений во всем мире. Синдром ВСД сопровождает практически весь список болезней и включает в себя проявление всех форм нарушения вегетативной регуляции, в том числе и таких, как повышенная эмоциональная возбудимость, обостренная чувствительность к внешним раздражителям, фобии, мнительность, расстройство внимания, быстрая утомляемость. Широко обсуждаемый сегодня синдром хронической усталости - также следствие вегетативных расстройств.

Литература.

    1. Васильева А.В.  Вегето-сосудистая дистония: симптомы и эффективное лечение.

        –    Санкт-Петеобург: Невский проспект, 2004.

   

Родительский лекторий

по ЗОЖ.

Тема: «Вегето-сосудистая дистония.    Комплекс упражнений».

Исполнитель: Тарасова  И.В.

                                   

План лекции:

Причины вегето-сосудистой дистонии..

     2. Типы вегето-сосудистой дистонии.

     3. Симптомы вегето-сосудистой дистонии.

     4. Лечебная физкультура при вегето-сосудистой дистонии.

     5. Дыхательная гимнастика при вегето-сосудистой дистонии.

     6. Заключение.

.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Здоровье-это здорово!"к окружной конференции "Мы за здоровый образ жизни".

Презентация-отчёт по профилактике здорового образа жизни на конференции....

Программа формирования здорового образа жизни «Здоровый Я – здоровая Россия!»

В начальной школе МОУ СОШ с.П-Березовка разработана система спортивного оздоровления учащихся. Она включает в себя программу «Здоровый Я – здоровая Россиия!», диагностику и мониторинг заболеваем...

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ. ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья так как это - осн...

Материал к разработке уроков «Здоровые дети - в здоровой семье» «Здоровый образ жизни семьи - залог здоровья ребенка»

В настоящее время остро встала проблема болезненности населения. Все чаще и чаще мы узнаем о болезнях, которые добавляет нам экология, загрязненность воды, ненатуральные продукты. Ребенка надо приучат...

Викторина о здоровом образе жизни: «В здоровом теле – здоровый дух»

Викторина о здоровом образе жизни: «В здоровом теле – здоровый дух»...

Программа по формированию здорового образы жизни "Мой выбор - здоровый образ жизни"

Программа помогает формирования у подрастающего поколения установок на ЗОЖ, на возрождение духовных традиций русского человека, на воссоздание авторитета семьи. Она направлена на решение задачи не тол...

Сказка о здоровом образе жизни: Колобок или путь к здоровому образу жизни"

Конспект внеклассного заняти о здоровом образе жизни...