Какого человека мы растим?
статья на тему

Тихонова Людмила Владимировна

Рекомендации для родителей из книги Каппони В., Новак Т. Сам себе психолог. СПб.,"ПИТЕР", 1994.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kakogo_cheloveka_my_rastim.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

                        Какого человека мы растим (Информация для родителей)

      Как построить жизнь в семье, как регулировать отношения с ребенком, чтобы он рос психически здоровым? Об этом наш сегодняшний разговор.  

      Цените в своем ребенке индивидуальность, самостоятельность, то, что он у вас необычный, не ординарный, не такой, как все. Не бойтесь того, что он иногда не вписывается в общепринятые рамки. Психологи говорят, что тот, кто не вписывается в рамки, - талант. А талантливые люди - золотой фонд нации, их надо беречь.

       Воспитывайте в ребенке гордость: «Я есть в мире, я ценность!» Человек, который сам себя уважает, - уважаем другими, сам себя любит, - любим другими. Помните и то, что неуважения к себе ребенок не прощает, и то, что любят ни за что, а уважают за что-то.

Каждому ребенку определите его «потолок», не совершайте насилия над личностью и здоровьем, заставляя его быть таким, как Маша, Петя, требуя стать только отличником, хорошистом. Главное - какого человека растим.

          Жалейте детей, когда им не повезло. Будете вы их жалеть, и они вас пожалеют. Тот, кому неведомо чувство жалости, - жалок сам. Не умеющий жалеть - опасный, страшный человек, для него не существует ничего святого. Доброта равносильна красоте, а жестокость, безжалостность равнозначны уродству. Добрый, сердечный, жалостливый человек ценился в любом веке, а в нашем, полном зла и насилия, - особенно. Помним также, что ничто так не отнимает силы, как жалость к себе и обвинение других.

         Объясните детям, что каждый человек имеет право на ошибку, что на ошибках учатся и что только слабый человек не прощает ошибок, сильный признает их - он ориентирован на дело.

         Умейте попросить прощения у ребенка, если вы не правы, тогда и он будет уметь просить прощения. Что очень важно, учите иногда не замечать чужие просчеты, а больше работать над собой. Как в народе говорят: «В чужом глазу и соринку увидел, а в своем и бревно не замечает».

         Принимайте себя и детей такими, как Бог дал, «с грехами, с ошибками», такими, как есть. Не дал Бог ребенку высокого разума, пусть живет с низким, ведь он, как все живое, хочет жить. Не коверкайте ему детство, ругая за неудачи в школе. Детство начерно не бывает, живите сегодняшним днем и сегодняшним разумом.

        Помните, что показателем хорошего психологического климата в семье является работоспособность, здоровье, ощущение счастья, деловой мажор.

        Жесткие меры обращения с ребенком только усиливают его дефекты. Одним из психологов было проведено исследование в нескольких тюрьмах и сделан вывод: все заключенные, совершившие самые жестокие преступления, с раннего детства были биты. Если вы наказываете своего ребенка физически, значит вы отнимаете у него самое главное - тепло родительского дома, радость жизни. Где есть страх, там не может быть ни дружбы, ни доверия. Разрушая душевную связь между собой и ребенком, родители готовят себе одиночество в будущем.

      Учите детей быть сильными в этом жестоком мире, не оберегайте искусственно от трудностей, делайте им прививку с детства, прямо рассказывая о болезнях века. Чем раньше ребенок пройдет через трудности, тем лучше, так как внутренний мир человека выстраивается не только песней, улыбкой, но и размышлениями, отчаянием, а иногда и слезами.

Наблюдайте: если девочка в семье ближе к отцу, значит в своей семье она будет счастлива. И еще, на кого бы ни была похожа девочка внешне, в физическом развитии она повторит мать, ее физическое совершенство и несовершенство. Помните, что девочки реагируют на слово, а мальчики - на дело, что женский организм - носитель стабильности, мужской - носитель изменчивости. Поэтому побольше разговаривайте с девочками и больше практически работайте с мальчиками.

        Ограничивайте отрицательную оценку действий ребенка: она ранит, озлобляет, отталкивает, дети постепенно становятся равнодушными ко всему. Но не злоупотребляйте публичными оценками личности. Что греха таить: при детях мы порой говорим нелестно о ребенке соседки, учительницы. для детей это большая травма. Мудрые писали: как можно больше требования. Так давайте требовать, уважая, и уважать, требуя.

        У любящих друг друга родителей воспитание идет как бы само собой. В чем же дело? Давайте любить и быть любимыми. Кстати, о любви. Выйдет иной малоизвестный зарубежный певец на сцену и на коверканном русском языке скажет «Я вас люблю» - и мы в его власти. Почему же в своей семье мы не пользуемся этим сильным и безотказным оружием - словом «люблю».

      Мудрые советуют: «Будьте осмотрительны к слову, чтобы оно не стало кнутом, который, прикасаясь к нежному телу, обжигает, оставляя на всю жизнь грубые рубцы». Слово матери, отца должно прежде всего успокаивать, вселять надежду.

       И, начиная каждый - день; твердите, как молитву: «Господи, дай мне мужество изменить то, что я могу изменить. Смирение - принять то, что я изменить не могу. Разум, чтобы отличить одно от другого».

                                              ДЕТЕЙ УЧИТ ТО, ЧТО ИХ ОКРУЖАЕТ

*Если ребёнка часто критикуют - он учится осуждать.

*Если ребёнка часто хвалят - он учится оценивать.

*Если ребёнку часто демонстрируют враждебность - он учится драться.

*Если с ребёнком обычно честны - он учится справедливости.

*Если ребёнка часто высмеивают - он учится быть робким.

*Если ребёнок живёт с чувством безопасности - он учится вepить.

*Если ребёнка часто позорят - он учится чувствовать себя виноватым.

*Если ребёнка часто одобряют - он учится хорошо к себе относиться.

*Если к ребёнку часто бывают снисходительны - он учится быть терпеливым.

*Если ребёнка часто подбадривают - он учится уверенности в себе.

*Если ребёнок живёт в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным - он учится находить в этом мире любовь.

 

Рекомендации для родителей по формированию адекватной самооценки у детей:

• Не оберегайте ребёнка от повседневных дел, не стремитесь решать за него все проблемы, но и не перегружайте его тем, что ему непосильно. Пусть ребёнок выполняет доступные ему задания и получает удовольствие от сделанного.

• Не перехваливайте ребёнка, но и не забывайте поощрять его, когда он этого заслуживает. Похвала, как и наказание, должна быть соизмерима с поступком.

   Поощряйте в ребёнке инициативу, но также покажите, что другие могут быть в чём-то лучше его.

• Не забывайте поощрять и других в присутствии ребёнка. Подчеркните достоинства другого ребёнка и покажите, что ваш ребёнок может также достичь этого.

• Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Оценивайте вслух свои возможности и результаты дела.

   Не сравнивайте ребёнка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (с тем, каким он был вчера и, возможно, будет завтра).

 Слова, ласкающие душу ребёнка:

Ты самый любимый!

Ты очень многое можешь!

Спасибо!

Что бы мы без тебя делали?!

Я помогу тебе...

Я радуюсь твоим успехам!

Что бы не случилось, твой дом - твоя крепость!

Расскажи мне, что с тобой.

 Аутотренинг

"ПЕРВАЯ П0МОЩЬ В ОСТРОЙ СТРЕССОВОЙ СИТУАЦИИ"

        1. Первое и главное правило гласит, что в острой стрессовой ситуации не следует принимать никаких решений, равно как и пытаться их принимать (исключение составляют стихийные бедствия, когда речь идет о спасении самой жизни).

        2. Прислушайтесь к совету предков: сосчитайте до десяти.

        3. Займитесь своим дыханием. Медленно вдохните воздух носом и на некоторое время задержите дыхание. Выдох осуществляйте крайне постепенно, также через нос, сосредоточившись на ощущениях, связанных с вашим дыханием. Дальнейшие события могут развиваться двумя путями.

а) если стрессовая ситуация застигнет вас в помещении:

        4. Встаньте, если это нужно и, извинившись, выйдите из помещения.

Например, у вас есть возможность пойти в туалет или в какое-нибудь другое место, где вы сможете побыть один.

        5. Воспользуйтесь любым шансом, чтобы смочить лоб, виски и артерии на руках холодной водой.

        6. Медленно осмотритесь по сторонам, даже в том случае, если помещение, в котором вы находитесь, хорошо вам знакомо или выглядит вполне заурядно. Переводя взгляд с одного предмета на другой, мысленно описывайте их внешний вид.

        7. Затем посмотрите в окно на небо. Сосредоточьтесь на том, что видите.

Когда вы в последний раз вот так смотрели на небо? Разве мир не прекрасен?!

      8. Набрав воды в стакан (в крайнем случае - в ладони), медленно, как бы сосредоточенно выпейте ее. Сконцентрируйте свое внимание на ощущениях, когда вода будет течь по горлу.

      9. Выпрямитесь, поставьте ноги на ширину плеч и на выдохе наклонитесь, расслабив шею и плечи, так чтобы голова и руки свободно свисали к полу. Дышите глубже, следите за своим дыханием. Продолжайте делать это в течение одной-двух минут. Затем медленно выпрямитесь (действуйте осторожно, чтобы не закружилась голова).

б) если стрессовая ситуация застигнет вас где-либо вне помещения:

      10. Осмотритесь по сторонам. Попробуйте взглянуть на окружающие предметы с разных позиций, мысленно называйте все, что видите.

      11. Детально рассмотрите небо, называя про себя все, что видите.

      12. Найдите какой-нибудь мелкий предмет (листок, ветку, камень) и внимательно рассмотрите его. Разглядывайте предмет не менее четырех минут:, знакомясь с его формой, цветом, структурой таким образом, чтобы суметь четко представить его с закрытыми глазами.

      13. Если есть возможность выпить воды, воспользуйтесь ею - пейте медленно, сосредоточившись на том, как жидкость течет по вашему горлу.

      14. Еще раз проследите за своим дыханием. Дышите медленно через нос; сделав вдох, на некоторое время задержите дыхание,затем так же медленно, через нос, выдохните воздух. При каждом выдохе концентрируйте внимание на том, как расслабляются и опускаются ваши плечи. Рриятное ощущение, не правда ли? Насладитесь им! ..

 - --

[Из книги Каппони В., Новак Т. Сам себе психолог. СПб.,"ПИТЕР", 1994).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

каков человек-такова и его речь

 Слово учителя:Здравствуйте, ребята!Макарова Ксения прочтёт стихотворение               Когда ты хочешь молвить слово,Мой друг, подумай – не спеши,Оно бывает то сурово,То рождено теплом души.Оно - то ...

Какие часы изобрел человек

Презентация к уроку окружающего мира.УМК Гармония, 4 класс....

Классный час: "Я - человек, но какой?"

Размышление о познании человека, прекрасном и добром, ложном и низменном на примере сказки Шэла Сильверстейна "Щедрое дерево",  используя широкие воспитательные возможности текста....

Какие права имеет человек?

Данная презентация является проектным продуктом на тему"Какие права имеет человек?"...

Конспект внеклассного занятия "Какого человека можно назвать культурным?" (1 класс)

Цель деятельности учителя: расширение знаний о правилах этикета; формирование культурного поведения в повседневной жизни у детей.Планируемые результаты: Предметные:Знать понятие «Культурный чело...

Презентация. Классный час на тему: «Какого человека называют целеустремленным?»

Классный час на тему: «Какого человека называют целеустремленным?»...

Конспект внеурочного мероприятия «Каков человек-такова его речь»

Расширить знания школьников о вредных привычках.Воспитывать отрицательное отношение к порокам человечества.Побуждать к нравственному самосовершенствованию....


 

Комментарии

Богданова Татьяна Михайловна

рекомендации актуальны их можно и в уголок для родителей вывесить.

Кузьмик Светлана Владимировна

Спасибо за хороший материал.

Шестакова Анна Анатольевна

А у меня неоднозначное чувство возникло после прочтения этого материала. Безусловно, физическое насилие над ребёнком недопустимо, равно как и нравственное, и психическое. Безусловно, ребёнку нужна любовь, нужны помощь и поддержка, и с этим я тоже полностью согласна. Но, с другой стороны, в последнее время я замечаю, что под любовью, помощью и поддержкой нынешние родители понимают вседозволенность и безнаказанность: что бы ребёнок ни сделал, как бы себя ни вёл, он всегда будет прав, а все окружающие. в том числе и учителя, виноваты. И такое воспитание тоже вряд ли принесёт хорошие плоды...