Основные требования к знаниям, умениям и навыкам третьеклассников.
материал по теме

Кузьмик Светлана Владимировна

Содержит планируемые результаты обучения по русскому языку, литературному чтению, математике и окружающему миру (чему дети научатся и получат возможность научиться по основным темам).

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам третьеклассников.

Планируемые результаты обучения по р.яз.

В результате работы по теме «Предложение» дети научатся:

  1. осознанно выбирать и использовать в устной и письменной речи предложения, разные по цели высказывания (повествовательные, побудительные, вопросительные) и по интонации (восклицательные, невосклицательные, вопросительные), в соответствии с речевой ситуацией;
  2. отличать предложения от словосочетаний;
  3. находить словосочетания в предложениях;
  4. различать главные члены предложения (подлежащее и сказуемое) и словосочетание;
  5. владеть терминами «подлежащее», «сказуемое»;
  6. использовать в устной и письменной речи разные виды предложений: простые двусоставные (без термина); распространённые и нераспространенные.

В процессе работы по теме «Предложение» дети получат возможность научиться:

  1. разбирать предложения по членам предложения (выполнять синтаксический разбор предложения) с двумя главными членами: выделять в нём подлежащее и сказуемое, второстепенные члены предложения (без их деления на виды);
  2. понимать смысловую и интонационную законченность предложения, значение логического ударения в нём;
  3. использовать на практике опыт синтаксического разбора предложений:

- выделять предложения из сплошного текста и оформлять их на письме;

- различать нераспространённые и распространённые предложения, распространять предложения для достижения большей точности и выразительности текста;

- использовать различные части речи как члены предложения;

  1. конструировать предложения и тексты;
  2. расставлять знаки препинания в предложениях, различных по цели высказывания и интонации, в предложениях с перечислением.

В результате работы по теме «Состав слова» дети научатся:

  1. характеризовать значимые части слова (объяснять термины «основа слова», «окончание слова», «корень слова», «приставка», «суффикс»);
  2. разбирать слова по составу (имена существительные, прилагательные), включая слова с чередующимися согласными и беглыми гласными в корне слова: свет – свеча; день – дня;
  3. различать однокоренные слова и разные формы одного и того же слова;
  4. подбирать группы однокоренных слов и изменять форму данного слова (имени существительного и прилагательного);
  5. подбирать однокоренные слова с данным корнем, используя суффиксы и приставки;
  6. объяснять (различать) роль приставки, суффикса в приобретении словом самостоятельного значения или нового оттенка в группе однокоренных слов: двор – дворик – дворник;
  7. различать:

- однокоренные слова и слова, близкие по значению;

- слова, не являющиеся однокоренными, но имеющие корень, который звучит и пишется одинаково: вода – водитель;

  1. объяснять различие в значении многозначных слов;
  2. различать и пояснять примерами прямое и переносное значение слов;
  3. использовать опыт работы по разбору слов по составу, по подбору однокоренных слов и изменению формы данного слова при решении орфографических задач:

- определять характер затруднений в правописании слов и место орфограммы в составе слова (орфограмма в корне, приставке или суффиксе);

- применять соответствующие правила и целесообразные способы проверки написания слов, обсуждать и выбирать порядок действий при различных затруднениях:

  1. в правописании безударных гласных и парных согласных в корне слова;
  2. в правописании приставок по-, под-, от-, про-, до-, на-, за-, над-, с-;
  3. в правописании суффиксов –ик, -ек;
  4. в правописании непроизносимых согласных в корне слова;
  5. в правописании слов с двойными согласными;
  6. в правописании слов с разделительными твёрдым и мягким знаками;
  7. в правописании слов с приставками и существительных с предлогами (пошёл по полю);
  8. при переносе слов типа подъезд, соловьи, стройка, покрышка, закладка, доставка.

В процессе работы по теме «Состав слова» дети получат возможность научиться:

  1. использовать опыт работы по анализу состава слова, по различию смысловых и эмоциональных оттенков, вносимых приставками и суффиксами в значение слова, опыт работы с многозначными словами, синонимами и антонимами:

- выбирать  наиболее точные и выразительные слова и словосочетания при составлении предложений, текстов на тему, выбранную самостоятельно или заданную учителем, использовать сложные слова;

- составлять предложения, небольшие тексты с данными группами слов, близких или противоположных по смыслу;

- составлять контекст для многозначных слов или контекст для толкования слов (объясняя их значения);

- составлять предложения, тексты со словами в переносном значении;

  1. используя опыт работы по темам «Предложение» и «Состав слова», строить информационное сообщение, эмоционально-оценочное высказывание; формулировать задание к данному языковому материалу (в соответствии с поставленной целью) и рекомендации по его выполнению: обсуждать, в чём смысл задания, которое предстоит выполнить, что для этого надо знать и уметь, с чего начинать, что можно использовать в качестве справочного материала, как проверить задание и т.д.1

В результате работы по теме «Имя существительное» дети научатся:

  1. находить имена существительные (в именительном падеже и в форме косвенных падежей) в тексте;
  2. определять, на какой вопрос отвечает данное имя существительное и что оно обозначает (предмет, явление природы, действие, признак);
  3. различать имена существительные собственные и нарицательные, одушевлённые и неодушевлённые;
  4. определять число и род имён существительных;
  5. изменять существительные по числам;
  6. различать мягкий знак – показатель мягкости (пень, день) и мягкий знак – показатель рода имени существительного с основами на Ж, Ч, Ш, Щ;
  7. грамотно писать существительные женского и мужского рода с нулевым окончанием и основами на Ж, Ч, Ш, Щ;
  8. ставить существительные в начальную форму;
  9. изменять форму имён существительных в контексте.

В процессе работы по теме «Имя существительное» дети получат возможность научиться:

  1. изменять имена существительные по падежам (склонять имена существительные);
  2. ставить падежные вопросы к имени существительному;
  3. различать падежные вопросы, которые ставят к одушевлённым и неодушевлённым существительным;
  4. определять падеж имён существительных;
  5. различать в предложении существительные в форме именительного и винительного падежей;
  6. делать морфологический разбор имён существительных;
  7. подбирать синонимы и антонимы к данным существительным;
  8. составлять предложения и тексты с близкими и противоположными по значению существительными;
  9. осознанно подбирать и использовать в устной и письменной речи существительные в соответствии с речевой ситуацией (дом, домик, домище; изба, избушка, избёнка и т.п.);
  10. использовать опыт изменения имён существительных по падежам в соответствии с речевой ситуацией;
  11. употреблять в устной и письменной речи правильные грамматические формы имён существительных (например, на деревьях вместо на деревьев).

В результате работы по теме «Имя прилагательное» дети научатся:

  1. по лексико-грамматическим признакам определять имя прилагательное в тексте;
  2. выделять в тексте и самостоятельно составлять словосочетания имён прилагательных с именами существительными;
  3. определять род и число прилагательных по роду и числу существительных, с которыми эти имена прилагательные составляют словосочетание;
  4. определять род и число прилагательных по родовым окончаниям;
  5. изменять прилагательные в форме единственного числа по числам и родам;
  6. разбирать имена прилагательные по составу.

В процессе работы по теме «Имя прилагательное» дети получат возможность научиться:

  1. изменять имена прилагательные по падежам (склонять имена прилагательные);
  2. определять род , число и падеж прилагательных в сочетании с именами существительными;
  3. проверять правописание падежных окончаний по вопросам (по окончаниям падежных вопросов прилагательных);
  4. делать морфологический разбор имени прилагательного;
  5. различать прямое и переносное значение имён прилагательных (горячее молоко, горячее солнце);
  6. употреблять в устной и письменной речи правильные грамматические формы имён прилагательных;
  7. составлять предложения и тексты с прилагательными, соответствующими речевой ситуации, с прилагательными, близкими и противоположными по значению, и прилагательными, которые используются в прямом и переносном значении.

В результате работы по теме «Глагол» дети научатся:

  1. характеризовать глагол как часть речи по его лексико-грамматическим (морфологическим) признакам;
  2. определять (устанавливать) глаголы среди других частей речи в предложении, тексте, среди отдельных слов и ставить к ним вопросы;
  3. различать и сравнивать глаголы и существительные, называющие действие: (что делать?) стучать – (что?) стук;
  4. различать глаголы, отвечающие на вопрос что делать? И на вопрос что сделать?.

В процессе работы по теме «Глагол» дети получат возможность научиться:

  1. устанавливать (называть) начальную форму глагола;
  2. разбирать глаголы в неопределённой форме по составу (свистнуть, гулять);
  3. разбирать глаголы в прошедшем времени по составу, выделяя родовые окончания (светил, светило, светила);
  4. определять форму числа, лица и времени глагола;
  5. изменять число, лицо и время глагола в тексте и вне текста (отдельное слова);
  6. устанавливать по неопределённой форме (по вопросам что делать? что сделать?) возможные для данного глагола формы времени;
  7. грамматически правильно употреблять различные формы глагола в речи (соотносить глагол с личными местоимениями, изменять форму лица, числа глагола в зависимости от личного местоимения, с которым глагол сочетается в предложении);
  8. грамотно писать глаголы с изученными орфограммами;
  9. использовать в собственной речи различные формы лица, числа и времени глагола;
  10. подбирать синонимы и антонимы к данному глаголу;
  11. выбирать глагол из синонимичного ряда применительно к конкретной речевой ситуации, коммуникативной задаче (дождь  капает, сеет, идёт, стучит, барабанит, льёт) и в соответствии со стилистическими особенностями текста  (отец  говорит, сказывает, молвит).

Планируемые результаты обучения по лит. чтению

Предметными результатами изучения курса «Литературное чте- ние»  является сформированность следующих умений:

3-й класс

воспринимать на слух  тексты в исполнении учителя, учащихся;

– осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

– самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

– самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить

словарную работу;

делить текст на части, составлять простой план;

– самостоятельно формулировать главную мысль текста;

находить в тексте материал для  характеристики героя;

– подробно и выборочно пересказывать текст;

составлять рассказ-характеристику героя;

составлять устные и письменные описания;

– по ходу чтения представлять картины, устно  выражать (рисо- вать)  то, что представили;

высказывать и аргументировать своё  отношение к прочитан- ному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);

относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;

различать в прозаическом произведении героев, рассказчика и автора;

видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетво- рения;

соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.

ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ

На  момент завершения начального образования достигаются сле- дующие составляющие техники чтения:

1) способ чтения – чтение целыми словами;

2) правильность чтения – чтение незнакомого текста с соблюдени- ем норм литературного произношения;

3)  скорость чтения –  установка на  нормальный для  читающего темп  беглости, позволяющий ему осознать текст;

4) установка на постепенное увеличение скорости чтения. Формируется правильное и осознанное чтение вслух с соблюдени-

ем необходимой интонации, пауз, логического ударения для  переда- чи точного смысла высказывания.

Выпускник начальной школы должен также  уметь   читать  осо- знанно текст про себя.

В 3-м классе должно быть правильное, осознанное, достаточно беглое  и выразительное чте- ние  целыми словами про  себя  и  вслух. Выбор  интонации,  соответ- ствующей строению предложений, а также тона, темпа, громкости, логического ударения. Темп чтения в 1-м полугодии – 60-70 слов в минуту, во 2-м – 75 -80 слов в минуту (в старых треб.)

Планируемые результаты обучения по математике

Уметь:

  1. на автоматизированном уровне складывать и вычитать числа в пределах 20, выполнять табличное умножение и сложение.
  2. читать, записывать и сравнивать многозначные числа, знать их десятичный состав и порядок следования в натуральном ряду.
  3. выполнять письменное сложение и вычитание многозначных чисел, умножение и деление многозначного числа на однозначное.
  4. устно складывать, вычитать, умножать и делить числа в пределах 100 и выполнять действия с многозначными числами в случаях, сводимых к действиям в пределах 100.
  5. применять правило порядка действий в выражениях, содержащих 4-5 действий (со скобками и без них).
  6. использовать переместительное, сочетательное и распределительное свойство сложения и умножения для упрощения вычислений.

Знать:

  1. названия компонентов действий.

Уметь:

  1. читать числовые и буквенные выражения, содержащие 1-2 действия, с использованием терминов: сумма, разность, произведение, частное.

Знать:

  1. формулу пути ($ = v • (), формулу стоимости (С = а • п), формулу работы (А = v I), площади и периметра прямоугольника (51 = а • Ь; Р = (а + Ь) • 2), уметь их использовать для решения текстовых задач.
  2. единицы измерения длины, площади, объема, массы и времени.

Уметь:

  1. выполнять перевод из одних единиц измерения в другие, действия с именованными числами. Знать названия месяцев и дней недели. Уметь определять время по часам.

Уметь:

  1. решать задачи в 2-3 действия всех изученных видов и проводить их самостоятельный анализ.
  2. решать простые уравнения основных видов (а + х = Ь, а -х = Ь,х- а = Ь, а • х = Ь, а : х = Ь, х : а = Ь) с комментированием по компонентам действий.
  3. устанавливать принадлежность множеству его элементов, включение множеств.
  4. обозначать элементы множеств на диаграмме Венна, находить объединение и пересечение множеств.
  5. чертить с помощью циркуля и линейки отрезок, прямую, луч, окружность, находить их пересечение.
  6. измерять длину отрезка и строить отрезок по его длине.
  7. находить периметр многоугольника по заданным длинам его сторон и с помощью измерений.
  8. строить на клетчатой бумаге квадрат и прямоугольник, вычислять площадь прямоугольника и площадь фигур, составленных из прямоугольников.
  9. выполнять простейшие преобразования фигур на клетчатой бумаге (перенос на данное число клеток в данном направлении, симметрия).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся.

(из метод  литературы)  сообщение на родительское собрание Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся. Самостоятельная читательская деятельность 1   класс Положительное ...

Требования к знаниям,умениям и навыкам учащихся 2 класса.

Здесь вы найдете требования к знаниям учащихся, выпускников 2 класса....

"Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся к концу 1 класса"

Материал содержит минимум по обучению грамоте и математике, который должны усвоить обучающиеся по УМК "Школа России" к концу 1 класса....

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся, окончивших 3 класс

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам (3 класс)...

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам 3 класс...

Основные требования к знаниям, умениям обучающихся начальной школы, система оценки знаний и умений.

Достаточно полно раскрыта система оценки ЗУН обучающихся.  программные требования, требования к проверке диктантов, изложений и т. д ....