Растим малышей успешными и счастливыми
статья по теме

Чеканова Ирина Сергеевна

Популярные направления "Раннего развития" детей.

Знакомство с основными методиками и программами развития.

"За" и "Против" - "Раннего развития"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rastim_malyshey.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Растим малышей успешными и счастливыми.

Идея раннего, от года и даже младше, развития детей  сейчас очень популярна. Многие мамы решают, что это важно и нужно для их чада, они усиленно занимаются дома или водят малыша на специальные занятия в детский центр. Что же дает такое раннее развитие и нужно ли оно ребенку?

Давайте сначала определимся, что мы будем подразумевать под «ранним развитием». Некоторые мамы, желая похвастаться успехами и высоким уровнем развития своего ребенка, говорят о знании букв, цифр, английских слов и т.д. Но ведь обучение и развитие – это два разных понятия, и в столь нежном возрасте для малыша гораздо важнее именно развитие, которое будет соответствовать его интересам и потребностям. В младенческом возрасте (до года) самое главное, что может дать мама, – внимание и любовь. Именно они стимулируют эмоциональное развитие малыша, научают воспринимать мир, как безопасный и интересный, и тем самым дают толчок к дальнейшему желанию познавать окружающее пространство.

Ранним называется возраст от года до трех лет, о нем  и будем говорить. В этот период основные изменения идут в трех сферах: развитие речи, крупная моторика (в первую очередь умение ходить) и предметная деятельность. И то, насколько успешно ребенок справляется с этими задачами, определяет, как он будет развиваться дальше.

Дело в том, что в жизни человека существует недолгий, но поистине уникальный период – от рождения до трех лет, когда мозг ребенка запрограммирован на обучение. Происходит бурный рост мозговых клеток, активно формируются горизонтальные связи между полушариями. И это неудивительно, ведь к трем годам кроха должен освоить колоссальный объем информации, сопоставимый с тем, что ему предстоит узнать за всю последующую жизнь: к своему третьему дню рождения здоровый ребенок в совершенстве овладевает родным языком (а в двуязычной среде и двумя), у него формируются представления о пространстве и времени, родственных отношениях, цветах, формах, количестве. Чем больше раздражителей поступает в это время в мозг, тем активнее идет формирование связей между мозговыми клетками, нейронами, чем больше этих связей, тем выше будет базовый интеллект человека; чем выше интеллект, тем лучше ребенок схватывает, анализирует, запоминает информацию. Получается взаимосвязанный процесс. В эти годы малыш без труда и с радостью усвоит любую информацию, приобретет любые навыки     безо всякой дополнительной мотивации.

Существует множество программ и методик раннего развития детей:

  1. методика Глена Домана. Особенность этой методики заключается в том, что зрительное восприятие информации ставится во главу угла. Детям с первых дней жизни начинают показывать карточки, посвященные различным отраслям знаний – язык, биология, история, математика и т.д. Сама по себе эта методика, конечно, эффективна, но исключает такие важные элементы, как творческие и исследовательские способности. Ребенок не участвует в процессе, у него нет движения. Поэтому ее обязательно нужно дополнять или использовать как вспомогательную.
  2. методика Никитиных. Их методика заключается в использовании игр, называемых авторами «СТУПЕНИ ТВОРЧЕСТВА», они направлены на развитие мышления, творческих способностей, которые заложены в ребенке от рождения. Но, к сожалению, как самостоятельная методика, она не удовлетворяет полностью, но, дополняя программы раннего развития детей, в разы увеличивает эффективность развития творческого начала у малыша
  3. методика Зайцева, которая представляет собой кубики, причем не простые, а звучащие, разного размера и цвета, на которых написаны все слоги русского языка. С их помощью проводится обучение чтению, письму и счету. На сегодняшний момент эта методика считается одной из самых лучших для обучения малышей чтению с самого раннего возраста. Кубики Зайцева можно использовать на занятиях с полугодовалыми малышами.
  4. методика Марии Монтессори –  одна из самых востребованных методик  развития ребенка, в которой совмещено, казалось бы, несовместимое: свобода  и дисциплина, увлекательная игра и серьезная работа.

Суть метода в уникальной системе самовоспитания и саморазвития маленьких детей основное внимание уделяется воспитанию самостоятельности, развитию чувств (зрения, слуха, обоняния, вкуса и т.д.) и мелкой моторики. В этой системе нет единых требований и программ обучения. Каждый ребенок работает в собственном темпе и занимается только тем, что ему интересно. «Соревнуясь» только с самим собой, ребенок приобретает уверенность в собственных силах и полностью усваивает изученное.

Дети, занимающиеся по системе М. Монтессори, растут любознательными и открытыми для получения глубоких и разносторонних знаний. Уже в детстве малыши проявляют себя как свободные, независимые личности, умеющие найти свое место в обществе. 

Развивающая среда — важнейший элемент педагогики Монтессори. Без нее она не может функционировать как система. В связи с этим среда должна соответствовать потребностям ребенка. Как отмечала сама Мария Монтессори, не следует ускорять процесс развития детей, но важно и не упустить нужный момент, дабы ребенок не утратил интерес к «упущенному» занятию. Среда имеет точную логику построения. Следует  отметить, что в специально подготовленной среде абсолютно все является учебным пособием.
 
Расположением полок среда разделена на 5 зон:

  1. Зона упражнений в повседневной жизни — в зоне  собраны материалы, с помощью  которых дети учатся ухаживать за собой и своими вещами, упражняются  в пересыпании, переливании, классификации  и сортировке, приготовлении пищи, уходе за животными и ручном труде.
  2. Зона сенсорного воспитания — предназначена для развития и утончения восприятия органов чувств: обоняния, осязания, изучения величин, размеров, форм и т.п.
  3. Математическая зона — в этой зоне ребенок может  постичь базовую основу математики еще до того, как познакомится с  цифрами и счетом. В математической зоне собран сенсорный материал для развития чувств ребенка, умения сравнивать, измерять, упорядочивать; мыслить логично и точно.
  4. Зона развития речи —  расширяет  словарный запас, развивает фонематический слух, подготавливают руку к письму, знакомятся с печатными и письменными  буквами, составляют слова с помощью  подвижного алфавита, читают отдельные слова, предложения и тексты.
  5. Зона космоса — занятия в зоне направлены на обучение способам добывания информации по окружающему  миру, истории, географии, астрономии, анатомии, информатики и на сопоставление, сравнение, анализ, переживание, упорядочивание жизненных впечатлений ребенка, на осознание себя и своего места  в мире.

Мария Монтессори считала, что ребенок  учится, прежде всего, играя с предметами.

Особенность классов, в которых проводятся занятия, - отсутствие парт, которые ограничивают детей. Есть только маленькие столики  и стульчики, которые можно переставлять по своему усмотрению. И коврики, которые  дети расстилают на полу, где им удобно.

  1. Методика раннего музыкального развития Железновых «Музыка с мамой»

Отец и дочь – Железновы Сергей Станиславович и Екатерина Сергеевна являются авторами программы и методических разработок раннего музыкального развития «Музыка с мамой». Методика «Музыка с мамой» пользуется популярностью во многих странах мира. 

Характерной особенностью этой методики является игровая форма подачи учебного материала, комплексный характер, доступность и практичность использования, что превращает уроки музыки в весёлую обучающую игру.

Занятия весёлой музыкально - ритмичной деятельностью:

  1. Полезны для всестороннего гармоничного развития личности малышей.
  2. Развивают музыкальный слух, ритм и память, активную речь, эмоциональность, внимательность, творчество, навыки мелкой и крупной моторики, а также слуховые, зрительные, тактильные способности к восприятию информации и концентрации внимания.
  3. Улучшают общее физическое развитие, укрепляют мышечный корсет, формируют осанку.
  4. Укрепляют нервную систему и являются профилактикой детских нервозов.
  5. Вырабатывают навыки вербального и невербального общения.
  6. Воспитывают умения взаимодействовать в коллективе, добиваясь взаимопонимания и компромиссов.
  7. Ускоряют обмен информацией между левым и правым полушариями, в результате чего стимулируются процессы восприятия, распознавания, мышления

В целом, дети, занимающиеся музыкой, опережают сверстников в интеллектуальном, социальном, и психомоторном развитии.

Серии дисков для малышей Железневых  предназначены для детей дошкольного возраста с самого их рождения.

В репертуаре Железновых есть диски с музыкальными сказками, аэробикой для малышей, коммуникативными играми, английскими песенками и стихами, изучению алфавиту, обучению счету и чтению, играми с музыкальными инструментами и многое другое.

Противники раннего развития опасаются: а стоит ли лишать ребенка детства, не приведет ли насильственное и несвоевременное обучение к неврозам, не повредит ли это его здоровью, не потеряет ли малыш интереса к учебе, не будет ли он «белой вороной» среди менее подготовленных одноклассников?
Безусловно, обучать крохотного ребенка нужно очень и очень бережно, никуда не торопясь и крайне внимательно следя за его реакцией. Мы не стремимся пока ни к каким результатам и не ставим перед собой никаких далеко идущих планов, живем сегодняшним днем и получаем радость от совместных занятий с крохой. Мозг малыша прекрасно защищен от перегрузок, и как только вы предложите материал, к восприятию которого ребенок еще не готов, он начнет бурно протестовать и попросту откажется заниматься. Ну ведь не сможем мы заставить ползать или ходить ребенка, мозг и двигательный аппарат которого еще для этого не созрели. Многие опасаются, что слишком ранние интеллектуальные занятия могут повредить здоровью малыша, привести к сколиозу, гиподинамии, близорукости. Если вы будете заставлять трехлетнего кроху читать букварь или засадите четырехлетку за прописи, именно этим все и кончится. Для малышей нужны особые пособия (великолепно подходят крупные и яркие кубики Зайцева), самодельные книги с крупными, не меньше 2 см в высоту, буквами, четкие, красочные картинки. А главное, раннее развитие по-настоящему возможно лишь при развитии двигательного активности: интенсивные физические занятия в первый и второй годы жизни способствуют интенсивному росту мозга, развитию его верхних отделов. Кстати говоря, у европейских «кроватно-манежных» детишек двигательная активность значительно ниже, чем у их африканских сверстников, которым с рождения разрешают ползать. В центральной Африке дети в среднем начинают ходить в шесть месяцев, а если они не начали ходить до девяти, это считается тревожным симптомом. И, согласно тестированию, интеллектуально африканские малыши в первый-второй годы жизни тоже опережают европейских, и лишь потом отстают в силу социальных причин (данные Всемирной Организации Здравоохранения).
Положим, раннее развитие пойдет малышу на пользу, – продолжают волноваться родители – но будет ли ему интересно в школе, не станет ли он белой вороной, не разлюбит ли учиться. Во-первых, напомню латинскую пословицу «Мы учимся не для школы, а для жизни». Вот именно к реальной жизни, а вовсе не к поступлению в первый класс стоит готовить малыша. Кроме того, сегодня существует немало школ для одаренных детей, куда с радостью примут развитого, сообразительного малыша. Да и в обычной школе  учительница найдет, чем занять умницу, пока его менее подготовленные сверстники будут осваивать букварь и прописи. Если же малыш с детства полюбит добывать знания, искать пищу для своего интеллекта, эту любовь он сохранит на всю жизнь.
Может, звезд с неба хватать не будет, зато и не обожжется, вновь сомневаются мамы. Во-первых, с умным ребенком вам самим будет интереснее. С ним всегда проще договориться, потому что он склонен слушать и воспринимать то, что ему говорят. Во-вторых, раннее развитие – своего рода прививка против соблазнов и опасностей, которые подстерегают сегодня подростков. Если человек умен, развит, многого добился в учебе, ему просто незачем, да и неинтересно самоутверждаться при помощи агрессивного поведения, сигарет, наркотиков. Богатый внутренний мир – лучшее противоядие против суррогатов, которые предлагает сегодня массовая культура: компьютерных ходилок-стрелялок, комиксов, «попсы», триллеров, сериалов. Наконец, того, кто привык самостоятельно мыслить, труднее заманить в агрессивную секту типа «Белого братства», притон или просто в банду. Ребенок, который хорошо успевает по всем предметам, посещает творческие или научные кружки, обладает большей свободой при выборе будущей профессии. И дело даже не только в возможности сделать более удачную карьеру, разбогатеть. Для этого, как раз, совсем не обязательно иметь высокий интеллект. Речь, скорее, идет о самореализации, возможности заниматься любимым делом. Согласитесь, профессионально и творчески состоявшийся человек всегда счастливее неудачника. А ведь мы хотим видеть своих детей, прежде всего именно счастливыми!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Успешный ученик. Слагаемые успешности.

Успешный ученик. Могу ли я сказать 1 сентября в 1 классе кто из них будет успешным? Конечно нет.В вспомогательную школу поступают дети из специальных детских домов (Ядринский детский дом), из семей (ч...

Воспитать хорошего, счастливого и успешного будущего гражданина? Вот несколько советов:

10 советов, как воспитать счастливого и успешного гражданина...

Воспитательная работа, классный час "Успешный в школе- успешный в жизни!", презентация "Успешный в школе- успешный в жизни!"

Аннотация к классному часу "Успешный в школе - успешный в жизни!"Разработка классного часа предназначена для учащихся начальных классов.         Целью проведени...

Как же воспитать из своего малыша успешного человека?

Залог успешного человека - нормальная самооценка. ...

Проект "Техлинг.РУ" - растем успешными.

В комплексном проекте «Техлинг.РУ- растем успешными», имеющем два основных направления: техническое и лингвистическое показано, как средства учебно-познавательной, исследовательской, проек...

Проект "Техлинг.РУ" - растем успешными.

В комплексном проекте «Техлинг.РУ- растем успешными», имеющем два основных направления: техническое и лингвистическое показано, как средства учебно-познавательной, исследовательской, проек...