Успешный ученик. Слагаемые успешности.
классный час (1 класс) по теме

Сальникова Светлана Анатольевна

Успешный ученик. Могу ли я сказать 1 сентября в 1 классе кто из них будет успешным? Конечно нет.

В вспомогательную школу поступают дети из специальных детских домов (Ядринский детский дом), из семей (чаще неблагополучных), из массовой школы,  ученики вспомогательной школы, повторяющие программу первого года обучения. Все они различаются определенным уровнем сформированности личностных качеств. Такие особенности умственно отсталых младших школьников, как эгоцентризм, эгоизм, отсутствие критического отношения к своим поступкам, нарушение самооценки, наиболее заметны в начале обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УЧИТЕЛЬ+РОДИТЕЛИ =УСПЕШНЫЙ УЧЕНИК

Успешный ученик. Могу ли я сказать 1 сентября в 1 классе кто из них будет успешным? Конечно нет.

В вспомогательную школу поступают дети из специальных детских домов (Ядринский детский дом), из семей (чаще неблагополучных), из массовой школы,  ученики вспомогательной школы, повторяющие программу первого года обучения. Все они различаются определенным уровнем сформированности личностных качеств. Такие особенности умственно отсталых младших школьников, как эгоцентризм, эгоизм, отсутствие критического отношения к своим поступкам, нарушение самооценки, наиболее заметны в начале обучения.

На первых порах мы сталкиваемся с тем, что школьники не понимают условий, в которых они теперь находятся, новых отношений, которые у них складываются с детьми и взрослыми, поэтому приходится обучать их самым элементарным навыкам поведения и общения.

В этот период мы знакомились друг с другом, с воспитателями, с учителями и всеми кто нас окружает. У нас было 1000 вопросов «почему», «где», «зачем». Мы изучили все требования взрослых и порядок их выполнения: как вести себя на уроках и переменах, в чем ходить на физкультуру, как убирать за собой посуду после обеда, и что тихий час- это обязательно! Были проведены беседы в игровой форме «Дом в котором мы живем» (о важных объектах в школе), «Обо всем что создано трудом»( о бережном отношении к школьному имуществу).  

Вот здесь и происходит знакомство с пятью правилами «надо»:

1. Всегда помогать взрослым

2. Выполнять требования учителей, учиться добросовестно.

3. Быть честным.

4. Подчинять личные интересы коллективным.

5. Всегда и всюду проявлять добросовестность

Учащиеся различаются  возможностями приспособления к новым условиям школы, детского коллектива. У них может появиться защитная реакция на незнакомые требования учителя, товарищей по классу.

Только к концу первого полугодия пребывания в школе мы можем научить своих учеников правилам поведения, особенностям общения с учителями.

Переступая порог школы, первоклассник попадает на огромную, новую для него планету- Планету Людей. Ему предстоит освоить азбуку общения с ними, узнать, почему они все такие разные, по каким правилам они живут, что ценят в друг друге. Постепенно он и сам научится распознавать добро и зло, смотрясь в других, как в зеркало, узнает больше о самом себе.

Именно детский коллектив является условием, средством и местом формирования личности каждого ребенка, его успешности. В 1 классе мы начинаем работу с еще не организованной группой детей, которой предстоит в будущем стать дружным сплоченным детским коллективом.  В этот период обязательно говорим с детьми о том, как вести себя в коллективе. После первого месяца знакомства мы выбрали актив класса. Все дети получили поручения, причем распределяли их сами по своим силам. Организовали дежурство по классу и в спальных комнатах. Дети уяснили, что дежурный- это главный помощник учителя и воспитателя на целый день. Его нужно слушаться и подчиняться его законным просьбам и распоряжениям. Мы ходили на экскурсию «Школа- моя семья» и познакомились с правилами поведения по школе, «Город в котором мы живем»- здесь мы изучили правила поведения в общественных местах. Поездка в цирк- это было практическое занятие по правилам поведения. Ребята справились с ним  на «отлично». Теперь мы точно знаем чего делать нельзя!

Этого делать нельзя!

1. Учиться без старания, лениво и безответственно.

2. Грубить и драться со сверстниками, обижать младших.

3. Терпеть у себя недостатки, иначе они тебя самого уничтожат. Будь сильней своих слабостей.

4. Проходить мимо, когда рядом обижают малыша, издеваются над товарищем, нагло лгут в глаза честным людям.

5. Критиковать других, если сам страдаешь подобным же недостатком.

Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь образ жизни ребенка. Школьная жизнь- это определенные требования, обязанности, ограничения. Многочисленные «можно», «нельзя», «надо», «положено», «правильно», «неправильно» лавиной обрушиваются на первоклассника. Эти правила связаны как с организацией самой школьной жизни, так и с включением ребенка в новую для него учебную деятельность.

Как по началу было трудно детям понять, что здесь в школе мы одна семья, что у нас общие ручки и карандаши, книжки и игрушки. Мы вместе учимся, отдыхаем. Здесь нет слова «мое», здесь все «наше». И все это мы должны содержать в порядке, быть всегда внимательными к себе и к окружающим. Мы научились убираться в классе, ухаживать за комнатными растениями, приводить в порядок свою одежду.    Ребенок  должен уяснить, что все это нужно ему самому: 

1. Быть честным! Сила человека в правде, слабость его - ложь.

2. Быть трудолюбивым! Не бояться неудач в новом деле. Кто упорен, тот из неудач создаст успех, из поражений выкует победу.

3. Быть чутким и заботливым! Помни, к тебе будут хорошо относиться, если ты к  другим хорошо относишься.

4. Быть здоровым и чистоплотным! Занимайся утренней гимнастикой, закаляйся, мойся до пояса холодной водой каждый день, следи за чистотой рук, час в день выделяй на прогулки и еще час отдай труду или спорту.

5. Быть внимательным, тренировать внимание! Хорошее внимание оберегает от ошибок в учении и неудач в игре, труде, спорте.

Нормы и правила порой идут вразрез с непосредственными желаниями и побуждениями ребенка. К этим нормам нужно адаптироваться. Период адаптации существует у всех первоклассников. Только у одних он длится один месяц, у других- одну четверть, у третьих- растягивается на весь первый учебный год. Многое зависит от индивидуальных особенностей самого ребенка, от имеющихся предпосылок овладения учебной деятельностью.

Чтобы ребенку было комфортно познавать азы знаний, необходима грамотная педагогическая помощь и поддержка детей в начальной школе.

Оказывая ученику ту или иную помощь, учитель и воспитатель тем самым поддерживает его; и, наоборот, поддерживая начинания, первые робкие, неуверенные действия ученика,  если надо, вставая на его сторону, защищая его права, формируя общественное мнение, учитель и воспитатель помогает ему обрести уверенность в себе, найти силы для достижения желаемой цели и преодоления встретившихся затруднений.

Сейчас мы работаем над собой. Каждый проступок мы обсуждаем на классном часе, учимся оценивать свои действия, пробуем ставить себя на место других. Часто задаем вопрос « А хочу ли я чтобы со мной так поступали?» В конце каждого дня мы коротко обсуждаем пройденный день и  планируем дела на следующий. Мы пока учимся чувствовать, переживать, контролировать себя.  Здесь помогут правила:

Пять “хорошо”:

1. Уметь владеть собой (не теряться, не трусить, не выходить из себя по пустякам)

2. Планировать каждый свой день.

3. Оценивать свои поступки.

4. Сначала думать, а потом делать.

5. Браться вначале за самые трудные дела.

Л.С.Выготский,  написанном им предисловии к книге Е.К.Грачёвой «Воспитание и обучение  отсталого ребёнка», ставит кардинальные вопросы о смысле и целях работы с этими детьми. Он пишет: «Основной вопрос, который встаёт перед нами, когда мы говорим о воспитании  отсталого ребёнка, заключается в следующем: имеет ли смысл затрачивать такие колоссальные усилия на обучение  и воспитание  отсталого ребёнка и особенно идиота, если результаты этих усилий оказываются по сравнению с результатами, достигнутыми нормальным ребёнком, такими ничтожными? Воспитание нужно отсталому ребёнку больше, чем нормальному, - вот основная идея всей современной педагогики».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Успешный учитель-успешный ученик.

Выступление  на педсовете....

Здоровый ученик - успешный ученик

Как же помочь ребенку выдержать неподъемную  нагрузку и при этом сохранить здоровье...

Воспитательная работа, классный час "Успешный в школе- успешный в жизни!", презентация "Успешный в школе- успешный в жизни!"

Аннотация к классному часу "Успешный в школе - успешный в жизни!"Разработка классного часа предназначена для учащихся начальных классов.         Целью проведени...

Социально-педагогический проект "Успешный ученик - успешная личность"

Ученикам коррекционной школы  часто присуща заниженная самооценка, которая приводит к снижению познавательной мотивации учащихся и создаёт препятствия на пути их успешной социализации. Проект нап...

Мастер – класс для педагогов "Успешный педагог — успешный ученик" /с применением технологии «Преобразование обучения для XXI века /.

Цель: формирование внутренней позиции успешного педагога.Задачи:1.     Расширение зоны личной уверенности педагогов.2.     Принятие сильных сторо...

Творческая группа "Здоровый ученик-успешный ученик"

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по внедрению здоровьесберегающих и информационных технологий в учебную и внеурочную деятельность в начальной школе....