Здоровый ученик - успешный ученик
статья (здоровый образ жизни) по теме

Овчинникова Светлана Робертовна

Как же помочь ребенку выдержать неподъемную  нагрузку и при этом сохранить здоровье

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здоровый ученик - успешный ученик

Заканчивается третья, самая длинная  учебная четверть. Она по праву считается самым долгим и трудным периодом в учебном году. На большей территории России третья школьная четверть приходится на период  максимального эпидемиологического неблагополучия (эпидемии гриппа и ОРВИ). Монотонная длительная работа, постоянное напряжение, к этому следует добавить, что погодные условия (короткий световой день, перепады атмосферного давления, температур и т. д.),  подрывают здоровье ребенка.

Как же помочь ребенку выдержать неподъемную  нагрузку и при этом сохранить здоровье?

1 правило.  Соблюдать световой режим в учебном кабинете

При недостаточном освещении учебных помещений школьники слишком низко наклоняют голову при чтении, письме и др. Это вызывает усиленный приток крови к глазному яблоку, оказывающей на него дополнительное давление, которое приводит к изменению его формы и способствует развитию близорукости. Чтобы избежать этого, желательно обеспечить проникновение прямых солнечных лучей в помещения школы и строго соблюдать нормы искусственного освещения.

Учащиеся начальных классов нашей школы провели мониторинг освещенности в учебных кабинетах школы и их частях.  Здание имеет большие окна, что дает естественный свет большую часть дня. Все классные доски имеют искусственную подсветку. В учебных кабинетах уровень освещенности соответствует  нормам: на рабочих столах - 350 - 450 люксов, в компьютерном кабинете   и кабинете робототехники на столах - 370 - 470 лк, у классной доске - 450 - 500 лк, в актовом и спортивном залах (на полу) - 220 лк, в рекреациях (на полу) - 175 лк

2 правило.  Чередовать нагрузки

Почти полдня ребенок проводит в сидячем, малоподвижном положении. Кровь из-за этого циркулирует плохо, а в мозг попадает мало кислорода. От усталости и переутомления спасет чередование умственных и физических нагрузок.

3. Чередовать виды деятельности на уроке

Необходимо чередовать во время урока различные виды учебной деятельности (за исключением контрольных работ). Средняя непрерывная продолжительность различных видов учебной деятельности обучающихся (чтение с бумажного носителя, письмо, слушание, опрос и т.п.) в 1 — 4 классах не должна превышать 7 — 10 минут

4. Контролировать температурный режим учебных  кабинетов

Для контроля температурного режима учебные помещения и кабинеты должны быть оснащены бытовыми термометрами. Температура воздуха в зависимости от климатических условий в учебных помещениях и кабинетах, кабинетах психолога и логопеда, лабораториях, актовом зале, столовой, рекреациях, библиотеке, вестибюле, гардеробе должна составлять 18 - 24 С.

5. Контролировать время использования технических средств обучения

Технические средства утомляют глаза, портят осанку и забирают время, которое ребенок мог бы потратить на прогулку или занятия спортом. Согласно СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03. «2.2.2. Рекомендуемая непрерывная длительность работы, связанной с фиксацией взора непосредственно на экране технического средства, на уроке не должна превышать:

- для обучающихся в I - IV классах - 15 мин.;

Оптимальное количество занятий с использованием ИКТ в течение учебного дня для обучающихся I - IV классов составляет 1 урок.

Внеучебные занятия с использованием ИКТ рекомендуется проводить не чаще 2 раз в неделю общей продолжительностью - не более 60 мин.;

Таким образом, Вы можете применять ИКТ каждый день только на 1 уроке и не более 15 минут. Не надо забывать, что кроме доски детям еще приходится сосредоточенно смотреть в тетради и книжки. И это тоже серьезная нагрузка на глаза.

6. Формировать правильную  осанку

Роль учителя в воспитании у обучающихся правильной посадки особенно велика в течение первых трех - четырех лет обучения в общеобразовательном учреждении, когда у них формируется этот навык, а также и в последующие годы обучения.  Для формирования правильной осанки необходимо обеспечить рабочее место для обучающегося мебелью в соответствии с его ростом; приучить его сохранять во время учебных занятий правильную рабочую позу, которая наименее утомительна.

7. Контролировать вес учебных комплектов

Год от года школьные ранцы становятся тяжелее. Исследования, проведенные в школе, показали, что вес рюкзака или ранца с учебниками учеников начальной школы, как правило, в 2,5-3 раза превышает допустимые гигиенические нормы. Это связано, прежде всего, с увеличением количества учебных дисциплин, а также с большой вариативностью учебников и учебных пособий. Издатели не всегда придерживаются гигиенических рекомендаций в отношении веса изданий, превышая его из коммерческих соображений. Согласно СанПиН 2.4.2.2821-10 Гигиенические требования к режиму образовательного процесса, п. 10.32. Вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей не должен превышать: для учащихся 1 - 2-х классов - более 1,5 кг, 3 - 4-х классов - более 2 кг.

Подавляющее большинство учащихся начальных классов носят школьные рюкзаки, которые причиняют вред их здоровью, потому что ежедневная ученическая ноша слишком тяжела!

Мы провели исследование в начальной школе:

  • взвесили рюкзаки  без школьных принадлежностей у учеников начальной школы (от 500 грамм (обычные, только у 9 учащихся)  до 1 килограмма 400 граммов (ортопедические);
  • проверили вес учебных пособий, необходимых по программе (от 1.900до 2.400г.),  сравнили их с гигиеническими нормами;
  • в течение недели наблюдали за изменением веса школьного рюкзака в связи с учебными нагрузками.

Не смотря на то, что при составлении школьного расписания учтены  гигиенические требования к весу ежедневных учебных комплектов в 1-3 классах «Школа 2100», 4-х классов «Школа России», вес школьного рюкзака с комплектом учебников и письменных принадлежностей варьировал от 2 килограмм в первом классе до 5 килограмм 400 грамм в 4 классе, при норме веса рюкзака с учебными пособиями, напомню, не более 2 кг.

 Снизить вес школьных ранцев и рюкзаков,  способствовать, таким образом, профилактике ортопедических и сердечнососудистых заболеваний у учащихся можно несколькими путями:

– использовать только те учебники и пособия, которые прошли гигиеническую экспертизу;

– найти возможность (в начальной школе) использовать два комплекта учебников (один в школе, один – дома), что, практически, пока нереально.

8. за успех хвалить!   При неуспехе - обсуждать ошибку, а не ученика.

Выдающимися математиками и физиками становятся далеко не все. Не упрекайте ученика, что его оценки гораздо хуже, чем у Пети Иванова, или что он снова получил тройку за контрольную. При неуспехе - обсуждайте ошибку, а не ученика. А за успех не забудьте похвалить!  Если постоянно внушать ребенку комплекс неполноценности, психоэмоциональная нагрузка только возрастет. Дайте ученику возможность проявить себя в чем-то другом - например, в рисовании, музыке или фотографии.

И, в заключении, хочется написать крупными буквами: «Будь внимателен к здоровью тех, кого обучаешь! Не навреди!»

 Наверное, нам всем не стоит строить грандиозных заоблачных планов, которые сегодня по ряду объективных причин не могут быть выполнены, а решать самые простые, но очень важные ежедневные проблемы, чтобы постепенно продвигаться в осуществлении поставленной цели – сохранить, укрепить и улучшить здоровье наших детей. Ведь успешность обучения напрямую зависит от здоровья школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Успешный ученик. Слагаемые успешности.

Успешный ученик. Могу ли я сказать 1 сентября в 1 классе кто из них будет успешным? Конечно нет.В вспомогательную школу поступают дети из специальных детских домов (Ядринский детский дом), из семей (ч...

Родительское собрание "Здоровый первоклассник- успешный ученик"

На родительском собрании обсуждается проблема сохранения здоровья первоклассников. Особое внимание уделяется составным компонентам здоровья, которые влияют на успешную учебную деятельность младших шко...

Успешный учитель-успешный ученик.

Выступление  на педсовете....

Педагогический проект «Здоровый ребёнок – успешный ученик»

Здоровье человека является необходимым условием реализации всех заложенных в человеке возможностей, основа основ достижения любых успехов. Забота о своём здоровье позволяет жить полноценной во всех от...

Творческая группа "Здоровый ученик-успешный ученик"

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по внедрению здоровьесберегающих и информационных технологий в учебную и внеурочную деятельность в начальной школе....

Здоровый ученик-успешный ученик.

Овладевать знаниями и усваивать новый материал способен только здоровый ученик.Сохранение физического и психического здоровья должно стать важнейшим условием для получения новых знаний....