Здоровый ученик-успешный ученик.
материал по зож

Бондаренко Ольга Анатольевна

Овладевать знаниями и усваивать новый материал способен только здоровый ученик.Сохранение физического и психического здоровья должно стать важнейшим условием для получения новых знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_14.03.docx24.48 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровый ученик – успешный ученик

Овладевать знаниями и усваивать новый материал способен только здоровый человек. Любое болезненное состояние снижает эффективность обучения. Для всех участников образовательного процесса сохранение физического и психического здоровья  должно стать важнейшим условием для получения новых знаний.

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни — одна из главнейших задач, обозначенных в нормах ФГОС. Если раньше, говоря о здоровьесберегающих технологиях, делали упор именно на физическом состоянии здоровья ребенка, то теперь во главу угла поставлено общее здоровье: физическое, психическое, эмоциональное, нравственное, социальное. И теперь задача каждого  учителя — не просто вести уроки в чистом кабинете, следить за осанкой и проводить физкультминутки. Важнее создавать психологически и эмоционально благоприятную атмосферу в школе, формирующую Личность. То есть, по ФГОС подход к сохранению здоровья ребенка и обеспечение его безопасности стал всеобъемлющим, многогранным, затрагивающим множество аспектов.

Ни для кого не секрет, что цель современной школы – подготовка детей к жизни. Каждый школьник должен получить за время учебы знания, которые будут им востребованы в дальнейшей жизни. Достижение названной цели в сегодняшней школе может быть достигнуто с помощью технологий здоровьесберегающей педагогики, которые рассматриваются как совокупность приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников.

Каждому учителю необходимо научить ребёнка сохранять и укреплять своё здоровье, привить навыки безопасного поведения, предотвратить излишние психологические и физические нагрузки на детский организм.

Сократ говорил  « Здоровье - не все, но все без здоровья - ничто»

В последнее время обоснованную тревогу вызывает состояние здоровья школьников. Ухудшение здоровья детей школьного возраста стало не только медицинской, но и серьёзной педагогической проблемой. Министерство здравоохранения считает виновником ухудшения здоровья детей систему образования, а именно учителей первой ступени, так как на этой ступени происходит главный срыв детского здоровья.

Именно поэтому основной целью моей работы стало формирование здоровьесберегающего образовательного пространства, отвечающего медицинскому и педагогическому принципу: «Не навреди!».

Наверняка, каждый учитель хотя бы раз задавал себе вопрос - От чего же зависит здоровье человека? Задавала этот вопрос и я. Оказывается, здоровье зависит-

На 10 % -от генетической биологии человека

10 %- от здравоохранения

20 % от внешней среды и природно-климатических условий

60 %- от образа жизни

Значит, здоровье так же заразительно, как и болезнь? «Заразить здоровьем» - вот цель моей работы.  

Набирая 1 класс, свою работу всегда начинаю  с тщательного изучения медицинской карты каждого ребенка. Это дает возможность узнать  о здоровье детей, изучить медицинские рекомендации. Сейчас у меня 2 класс.

При поступлении в школу из 27 учащихся моего класса

1 группу здоровья имели 15 человек,

2 группу-11 человек,

3 группу-1 человек.  

Далее, начинается работа с родителями. Ведь именно родители должны приучить ребенка самого заботиться о своем здоровье: выполнять гигиенические процедуры, проветривать помещение. Я убеждаю родителей в том, что

- лучший вид отдыха - прогулка с семьей на свежем воздухе.

- лучшее развлечение для ребёнка - совместная игра с родителями.

 И самое главное, что именно пример родителей является определяющим при формировании привычек и образа жизни ребенка.

Родители получают первое домашнее задание на лето. Вместе с детьми они шьют небольшие мешочки из ткани и набивают их крупами, (различного размера), солью. (Эти мешочки мы используем затем на уроках для пальчиковой гимнастики.) Готовят коврики для ног.

В дальнейшем родители становятся моими главными помощниками  и принимают активное участие во всех наших делах.

Я, как учитель, должна так организовать урок, чтобы учащиеся не только приобретали новые знания, но и при этом оставались здоровыми. В своей работе я использую следующие виды деятельности:

Дыхательная гимнастика. Чаще всего не задумываются над тем, как они дышат, и какое огромное значение для их здоровья имеет правильное дыхание. От дыхания зависит нормальное снабжение крови кислородом, а также ритм работы сердца и циркуляция крови в организме. Даже незначительный недостаток кислорода снижает работоспособность мозга, нередко вызывает головную боль. На своих уроках использую дыхательную гимнастику по методике Л. Н. Стрельниковой. Эта гимнастика основана на получении массажного эффекта при помощи струи воздуха, получаемой при применении короткого и активного вдоха.

Гимнастика для глаз. По данным ученых 70-80 % всех сведений человек получает из окружающего мира с помощью зрения. Глаза ребенка выполняют значительную зрительную работу. От того, как соблюдаются правила гигиены, зависит и утомление органа зрения, и сохранение его полноценной функции на будущее. Одна из наиболее частых причин понижения зрения у детей – близорукость. По мере перехода из класса в класс число близоруких растет, а степень близорукости увеличивается. Для профилактики близорукости, включаю в свои уроки специальные упражнения для глаз.

Психофизическая тренировка является разновидностью психотерапии и аутотренинга. Она построена на использовании общеразвивающих и специальных упражнений в целях повышения функциональных возможностей организма, работоспособности и восстановления здоровья. Психофизическая тренировка – это метод самовоздействия на организм. Произвольное расслабление мышц (релаксация) основано на способности человека мысленно при помощи образного представления отключать мышцы от импульсов, идущих от двигательных центров головного мозга. Правильное общее расслабление мышц связано с ощущением отдыха. Кратковременный отдых в таком положении, сочетаемый с правильным дыханием, восстанавливает силы и работоспособность. Такие минутки расслабления использую на уроках с высоким физическим напряжением и эмоциональным всплеском.

Гармонизация полушарий мозга.

Мы все привыкли к тому, что нужно развивать память, внимание, интеллект, совершенствовать  своё тело. Но почему-то при этом мало кто из нас обращает внимание на сам мозг, от которого развитие всего этого в большинстве случаев и зависит. Даже тело развиваться и совершенствоваться не будет, если перед этим мозг хорошенько не настроится и не обдумает, как подступиться к работе над телом.

Хорошо известно, что мозг состоит из двух частей: левой и правой. У кого-то функционирует лучше левая часть, у кого-то правая, а у самых счастливых - обе. Выигрывают, естественно, последние, использующие своё богатство максимально. Левое полушарие мыслит логически. Правое помогает создавать новое, генерировать идеи, интегрировать. Однако можно быть математиком с хорошо развитым левым полушарием и при этом ничего нового придумать. А можно быть творцом и сыпать идеи налево и направо и ни одну из них не реализовать из-за непоследовательности и нелогичности своих действий. Такие люди  встречаются часто. И не хватает им только одного: работы над совершенствованием своего мозга, приведения его в гармоничное состояние.

Поэтому для повышения успеваемости детей в школе или для улучшения общего развития, мы должны развивать левую часть нашего «компьютера».

Так, как развить левое полушарие мозга? Необходимо выполнять следующее:

  • Работайте над развитием логики — изучайте математические алгоритмы, упражняйтесь в логическом мышлении
  • Решайте сложные геометрические задачи. Изучение такой науки, как математика, невозможно без хорошо развитого левой половинки нашего мозга
  • Разгадывайте ребусы и кроссворды — анализируя действия и составляя слова, левое полушарие работает лучше, чем правое
  • Человеку-левше необходимо делать все правой рукой: писать, рисовать, кушать. Необходимо задействовать именно правую сторону тела

Развивая правую половинку, мы воспитываем в себе целостный взгляд на мир и реальность. Как развить правое полушарие мозга? Выполняйте следующее:

  • Прослушивайте музыку — это должна быть классическая музыка, а не рок или попса
  • Мечтайте, медитируйте в одиночестве. Лучше выполнять медитацию на берегу моря или в лесу, где происходит соединение с природой
  • Рисуйте, пишите стихи, сочиняйте музыку. Любое творчество помогает развитию правой половинки мозга

Психофизиологи уже давно разработали систему упражнений для гармонизации полушарий мозга. Хорошо в этом отношении музыкантам, например, пианистам. Им с раннего детства прививают гармоничное восприятие окружающего. Ведь самый главный инструмент для развития мозга - это руки. Действуя двумя руками, человек развивает оба полушария.

Если вы  хотите  научить  чему –то ребенка-

Позвольте  ему идти медленно…

Дайте  приглядеться…

Потрогать и подержать в руках…

Послушать…

Понюхать…

А может быть

он сможет  найти самостоятельно попробовать на вкус…

И вы увидите – сколько нового и интересного!

Сейчас я могу  с уверенностью утверждать, что здоровьесберегающее обучение

·         направлено на обеспечение физического и психического здоровья учащихся;

·         опирается на принципы природосообразности, преемственности, вариативности, практической ориентации;

·         приводит к повышению мотивации учебной деятельности; предотвращению усталости и утомляемости; приросту учебных достижений;

·         достигается через учёт особенностей класса (изучение и понимание человека); создание благоприятного психологического фона на уроке;

А завершить свое выступление я бы хотела словами Жан-Жака Руссо

« Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным - сделайте его крепким и здоровым»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Здоровый ребенок - хороший ученик"

Доклад на родительское собрание, тест для родителей о здоровье ребёнка....

Программа "Здоровый ребёнок - хороший ученик"

Инновация направлена на создание активной образовательной среды, в которой будет организована подготовка ученика к самостоятельной жизни, формированию у него культуры здоровья, воспитание потребности ...

Родительское собрание "Здоровый первоклассник- успешный ученик"

На родительском собрании обсуждается проблема сохранения здоровья первоклассников. Особое внимание уделяется составным компонентам здоровья, которые влияют на успешную учебную деятельность младших шко...

Раздел "Здоровый ребёнок - успевающий ученик"

Подвижный классный час "Значение осанки в жизни человека" Начальные классыДети в игровой форме знакомятся со значением осанки в жизни человека, учат необходимые упражнения для сохранения и укреплени...

Здоровый ученик - успешный ученик

Как же помочь ребенку выдержать неподъемную  нагрузку и при этом сохранить здоровье...

Творческая группа "Здоровый ученик-успешный ученик"

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по внедрению здоровьесберегающих и информационных технологий в учебную и внеурочную деятельность в начальной школе....