Единство воспитания в семье и школе
статья (1 класс) по теме

Фомкина Лариса Александровна

Решение проблемы единство воспитания в семье и школе

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЕДИНСТВО ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЕ И ШКОЛЕ

    По мере  того, как дети растут, социальные связи семьи расширяются: сюда входят и контакты со школой, с учителями и с соучениками, с классными коллективами.  Все эти связи рождаются в процессе обучения ребенка, но требуют очень серьезных размышлений, да не только размышлений – действий со стороны учителя.

   Ребенок с первого же года обучения попадет в сферу другого влияния. Учитель! Тут уж авторитет мамы нередко не спасает. «А учительница велела…» - и ребенок будет стремиться делать все так, как сказала учительница. Хорошо когда взаимоотношения с учителем протекает спокойно, радостно для ребенка, когда есть взаимопонимание. Родители стараются помочь как могут: и оформят класс, уберут, участвуют в общественной работе. Но вот начинаются недовольства – где-то учительница ошиблась, поставила не ту отметку – начинаются мелкие обиды, которые ребенок естественно несет родителям. Как тут поступать?

- «Учитель всегда прав» - говорят одни родители

- «Я поговорю с Марией Петровной и выясню, за что она тебе поставила двойку, не плачь!» - обещает другая мама.

- «Я с самого начала чувствовала, что твоя Нина Петровна злая – и за что только ты ее так полюбила. Вот видишь, какая она? Не реви, я пойду в школу, я тебя не дам в обиду» – говорит третья мама.

Как много требуется деликатности, ума, а иногда и мужества, чтобы правильно вести себя в этой сложной ситуации. Разумеется, нельзя ребенку говорить об учителе плохо. Разумеется, нельзя угрожать учителю или оскорблять ее. Но и позиция мамы, утверждающей, что учитель всегда прав, представляется нам хотя и более правильной, но довольно сомнительной по существу. Конечно, маленькому ребенку можно почти всегда действие учительницы объяснить желанием принести пользу ребенку. Она строгая – это хорошо, будешь лучше учиться, лучше знать. Но ведь ребенок будет расти и сможет со временем объективно оценивать все происходящее в классе. А учителя бывают разные. И выдержка у них разная. Да,  конечно,  профессия трудная, работа нервная, тяжелая – иной раз и попадает зря, и обвиняют человека невинного и отругают с горяча не того, кого следует. Может быть и не так уж часто это случается, но что за дело до этой статистики пострадавшему. Он – ребенок! – сталкивается с несправедливостью, и даже родители его не поддерживают. Это горе. Вот тут и начинаются трудности в семье, в школе.

Конечно, в подавляющем большинстве родители должны ориентироваться на требования школы – педагогические выверенные, грамотные, продуманные. И детей ориентировать на послушание, на понимание этих требований. Кажется естественной и разумной такая система взаимоотношений между родителями и учителями: мать и отец приходят в школу, беседуют с учителями. Разговор двусторонний: учителя рассказывают об ученике и дают рекомендации и, в свою очередь интересуются поведением ребенка в семье – тем, что скрыто от учительских глаз. Чаще учитель – редкий гость в доме ученика. А родители – редкие гости в школе. Не хватает времени. Правда, тут бывает еще один нюанс: «мы отдали его в школу, мы его доверили Вам – теперь основная ответственность за ребенка на вас. А если что случится, вы нас позовете». Разумеется, родители редко признаются – даже сами себе в том, что они так именно думают. Но подсознательно чувствуют какое-то облегчение от груза ответственности за ребенка, отдав его в школу, и не спешат наладить контакт с учителем. Как нужно порой объединить усилия сторон, но они существуют порознь, и ребенок потихоньку привыкает хитрить – проходит целую школу дипломатии, чтобы не осложнять и без того сложных отношений. Сколько усилий приходиться тратить ученику, что бы сохранить мир в семье и в школе. Когда родители узнают, что их сын попал к строгому учителю: «возьмет ребенка в руки». Заманчиво. Самим не всегда удается такое. А тут возьмут!

И вот ребенка взяли «в руки» . Он меняется на глазах: становится пунктуален – боится опоздать в школу. Становиться аккуратным – как огня боится помарок в тетради. Родители даже немного ревнуют: меня не послушал, а учителя слушают. Прекрасно, если это послушание сочетается с уважением и любовью к учителю. Это бывает в том случае, когда строгость учителя – это форма его любви и уважения к детям. Учитель может быть строг, педантичен, может быть даже грубоват, но если за этим стоит любовь к ребятам и подлинная человечность. Вера в себя, в свои способности – один из важнейших компонентов характера. Наша задача, задача взрослых, не только растить эту веру в ребенке, но и поддерживать ее в дни неудач. Ребята иногда ставят своих родителей в затруднительное положение, делясь с ними своими впечатлениями об учителях и о школе. Каждый раз нужно правильно объяснить сложившуюся ситуацию. Очень важно, чтобы родители понимали, что только совместные единые требования учителя и родителей приведут к общей цели: воспитанию здорового в нравственном и физическом отношении ребенка. Но бывают и такие случаи. Приходит отец ребенка и говорит учителю: «Вы дали неправильную характеристику моему сыну. Я с ней не согласен. Будьте любезны переписать». Убедить такого папу в правоте учителя трудно. За время учебы сына это был первый визит в школу. Почему отцы бывают редкими гостями в школе, почему они так охотно передоверяют весь комплекс взаимоотношений с учителями своим женам? Не редко они не могут сказать о своем ребенке ничего. Конечно, много заботливых и внимательных отцов, но в школу обычно приходят мамы. Есть семьи, где мамы, охраняя покой, стараются оградить папу от некоторых сведений в школе по той причине, что реакция папы часто не соответствует поступку ребенка. У матери есть интуиция. Мать, как правило, чувствует своего ребенка и знает, где нужно настоять на своем, а где добиться своего лаской. Этой интуиции отцы нередко лишены. Так хочется иной раз сказать папе: «Вы извините меня, но мне кажется, что вам надо познакомиться со своим собственным сыном» . Родители сейчас уходят в бессознательно от  общения с детьми, потому что это утомительно. А ведь наступит горькая расплата: когда они подрастут, они начнут уклоняться от общения с вами и как раз в то время, когда сыну очень нужны будут и поддержка, и совет отца, и вы не сумеете быть ему полезным. Вот о чем надо размышлять мамам и папам, пока дети еще не выросли.

Много в школе и конфликтов. Обычно принято считать, что они несут в себе только плохое. Обычно сталкиваются два авторитета.

- Оксана, держи закладку возле той строчки, на которой читаешь, ты опять целое предложение пропустила.

- Не буду держать, учительница не велела.

- Она не знает, что ты все время ошибаешься.

- Она все видит и все знает.

- В классе делай, как вам велят, а дома -  как я сказала.

- Значит учителя обманывать?

Вот и столкнулись два авторитета. Учителю и родителям просто необходимо советоваться в вопросах воспитания.

И немного об оценках. Относиться к отметкам равнодушно никак нельзя. Но какой шум поднимается  иной раз по поводу неудовлетворительной оценки в семье. Слезы матери, гнев отца. Нужно спокойно выяснить за что двойка, что думает по ее поводу сам ребенок.  А что делать если сын каждый день получает двойки и никаких переживаний у него нет? Нужно срочно искать причины бедствия. Потому что нормальный здоровый ребенок в нормальной обстановке не может довольствоваться  таким положением. Нужно внушить ребенку уверенность в своих силах убедить, что все поправимо. В школе есть разные ученики. Приятно ли попасть в число слабых? Даже не всякий взрослый при неудачах способен мобилизоваться. А ребенок?  Он начинает хандрить, плакать, отлынивать от занятий. Представьте ребенка, который дома занимает положение кумира семьи. Добрые родители не сумели привить ему чуткость, сдержанность. Легко вообразить, как тяжело ему будет в школе. Учительница не намерена просто так признавать его самым первым, лучшим – это нужно доказать. Дома он всегда командовал, а здесь ребята вовсе не настроены его слушаться. Назревает конфликт.

 Таким образом, родителям нужно больше внимания уделять формированию характера ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание в семье и школе

Материал для родительского собрания...

Патриотическое воспитание в семье и школе.

Мастер-класс по теме: Патриотическое воспитание в семье и школе....

Единство семьи и школы в воспитании учащихся

В данной статье раскрывается принципы, на которых строится работа с родителями. Данный материал представлен из опыта работы Сафроновой О.В....

Воспитание в семье и школе

Необходимые условия формирования нравственных убеждений ребёнка в семейных традициях; моральные принципы и педагогическое мастерство родителей. Проблемы нравственного воспитания детей ...