акклиматизация
материал по теме

сафонова жанна леонидовна

 

Известно, что психологическая нагрузка при обучении ребенка в школе, особенно в младших классах, очень велика, стресс влияет  и на  качество обучения, и на здоровье детей.  Как помочь самым маленьким ученикам максимально безболезненно преодолеть все сложности адаптации в школе при этом максимально эффективно обеспечить их развитие?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon akklimatizatsiia.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Психологическая «акклиматизация»

Известно, что психологическая нагрузка при обучении ребенка в школе, особенно в младших классах, очень велика, стресс влияет  и на  качество обучения, и на здоровье детей.  Как помочь самым маленьким ученикам максимально безболезненно преодолеть все сложности адаптации в школе при этом максимально эффективно обеспечить их развитие?

В отечественной возрастной психологии принято различать обучение и развитие. Под обучением понимается процесс приобретения конкретных знаний и навыков. Обучение  -  процесс обратимый: однажды, что – то узнав,  человек может это забыть, и впоследствии потребуется новый цикл обучения для восстановления утраченных знаний.  В отличии от обучения развитие заключается в повышении общего уровня функционирования системы психических процессов, образование новых, более сложных форм психических функций, создание качественно более совершенных связей между ними. Достижения развития не утрачиваются, поэтому развитие необратимо. Однажды достигнутый уровень развития становиться базовым для функционирования психики,  и в норме дальнейшее движение происходит только вперед.

Для  успешного обучения в средней школе детям необходимы следующие интеллектуальные операции:

  1. понятийно речевое мышление;
  2. абстрактное мышление;
  3. структурно – динамическое мышление;
  4. пространственное мышление;
  5. логическая оперативная память ( то есть память, связанная с понятийным мышлением).

Кроме того, необходимы  и более общие интеллектуальные навыки и системы, а именно:

  1. произвольное мышление (то есть умение произвольно пользоваться имеющимися интеллектуальными операциями);
  2. полноценный навык чтения;
  3. определенный уровень общей  осведомленности, превышающий сложившиеся до школы представления об окружающем мире;
  4. способность к саморефлексии, формированию адекватной самооценки.

Успешность обучения определяется наличием перечисленных качеств у человека, переходящего в среднюю школу из младшей.  Иначе говоря, они востребуются в средней школе, а не формируются в ней, являются базовым, а не достигнутым уровнем.  Таким образом , зная это мы получаем возможность построить образовательный процесс на начальном этапе так, чтобы создать предпосылки для формирования перечисленных функций и свойств, решая повседневные профессиональные проблемы не только с точки зрения «что делать?», но и «зачем делать?».

С учетом перспектив развития детей  необходимы динамические паузы, которые предназначены не только для  снятия напряжения и увеличения двигательной активности учащихся, но и для дополнительной работы над развитием памяти, внимания, мышления.

На занятиях необходимо использовать подвижные игры, игры на развитие мелкой моторики рук, викторины, дидактические игры по предметам, но главное – все игры на развитие памяти, внимания и мышлении, загадки, игры на смекалку и логику мышления.

Вообще в психологии выделяется три сферы адаптации, изменения в которых ставят человека перед необходимостью менять свое поведение:

  1. адаптация к изменениям общих условий и режима жизнедеятельности;
  2. адаптация к новой социальной среде при смене сферы или круга общения;
  3. адаптация к изменившейся ведущей деятельности.

У первоклассников  радикальные изменения происходят во всех трех сферах, поэтому кризис адаптации может происходить исключительно остро.   Ломка стереотипов сопровождается  нарушениями сна, аппетита, поведения, эмоциональным напряжением, ощущением дискомфорта,  страхами, капризами,  энергетическими  тратами, перегрузками, которые  ослабляют ребенка, увеличивают вероятность заболеваний.

Не менее важная задача обеспечение психологической безопасности  учащихся. Для этого нужен специальный человек, который бы имея время и возможность осуществлял последовательный и систематический контроль за выполнением новых для ребенка требований, снижал риск развития поведенческой дезадаптации в школе  и социальной дезадаптации в дальнейшей жизни.

Литература:

  1. Ясюкова Л.А. Психологическая профилактика  проблем в обучении и развитии школьников. СПб:речь,2003.
  2. Кузнецова Ю.М. кандидат псих.наук, психолог Центра Образования №118, г.Москва.

МОУ Катковская СОШ

Выступление подготовила: учитель начальных классов

                                                  Сафонова Жанна Леонидовна

октябрь 2010 г.