Памятка для родителей будущих первоклассников
тест (1 класс) по теме

Новикова Ольга Сергеевна

Тесты и упражнения для будущих первоклассников.Упражнения на развитие внимания,памяти,на тренировку мышления и сообразительности.Анкеты для родителей"Готовы ли вы отдать ребенка в школу?",."готовы ли родители к школе?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sovety_roditelyam_1kl.doc131.5 КБ

Предварительный просмотр:

Памятка родителям будущих первоклашек

Проблема подготовки детей к школе, пожалуй, одна из самых актуальных на сегодняшний день. В помощь родителям открываются развивающие студии, во многих школах стали практиковаться дошкольные группы, в которых детишек разносторонне готовят к вступлению в новую полосу жизни. И это правильно. Как известно, адаптироваться на новом месте не легко. Порой, даже мы - взрослые, неуютно чувствуем себя при смене работы. А представьте, какого маленькому человечку вдруг оказаться вдали от мамы, в незнакомой обстановке и среди чужих людей? А потому к такому моменту, как поступление в школу, нужно подготовиться заранее и тщательно

Так, быстрее приспосабливаются к новому ритму жизни детишки, ходившие в детский сад. Для них уже стало привычным вставать утром в определенное время, и жить в коллективе. Домашним малышам привыкнуть к школе намного сложнее. Поэтому, важно не упустить время, и хотя бы один - два раза в неделю в течение лета, если ранее не получилось, посещать с ребенком развивающие занятия.

Какие занятия нужны именно вам? Это легко проверить.
Большинство современных школ зачисляют учеников по тестовой системе. Подобные тесты осуществляет педагогическая комиссия, которая общается со всеми детьми шести и семилетнего возраста, независимо от того, посещали они дошкольное образовательное учреждение или нет. По результатам ответов детей шестилетнего возраста комиссия дает рекомендацию о целесообразности поступления ребенка в школу или о педагогической помощи детям, которые в этом нуждаются.
Подобные тесты, можно провести и в домашних условиях.

Тесты на физическую готовность:

Как гласит народная мудрость «В здоровом теле - здоровый дух». И это действительно так. Учеба в школе потребует от малыша колоссальных физических затрат: рано вставать, проводить по пять-шесть часов за партой, внимательно слушая учителя. Прибавьте к этому душный воздух в помещении и отсутствие дневного сна, выполнение домашних заданий и посещение секций и кружков. Под конец дня, даже активный ребенок будет падать от усталости. А теперь давайте все это помножим на пять или шесть, в зависимости от пяти, или шестидневного образования.
Исходя из этого, здоровье вашего ребенка должно по возможности приближаться к отметке «отлично». Ведь не случайно, едва начав учиться, многие детишки начинают жаловаться на частую головную боль или очень много и подолгу болеют. А как тяжело некоторым заниматься на уроках физкультуры?

Чтобы проверить физическую подготовку вашего дошколенка проведите следующие тесты, обратив внимание на время их выполнения:

бег 30 метров - за 7 - 7,5 секунд
прыжок в длину с места - 100 см.
прыжок в длину с разбега - 180 см.
метание мяча - 2, 5 - 3 м.

Отличной подготовкой физической формы станут занятия в бассейне, настольным теннисом, и любые спортивные игры на свежем воздухе. Постепенно приучайте вашего ребенка делать по утрам хоть небольшую зарядку.

А как он мыслит?

Мышление человека многогранно. Но, тем не менее, существуют методики, позволяющие определить уровень развития, как отдельных мыслительных операций (классификации, группы), так и характеристик словарного запаса, уровня развития речи. Для начала проведите тест на предварительное впечатление об уровне развития малыша. Он рассчитан на детей шести - шести с половиной лет. Неторопливо задавайте ребенку вопросы и ждите ответы на них, например:

Какое животное больше, лошадь или собака?

Утром мы завтракаем, а в полдень...

Днем светло, а ночью...

Небо голубое, а трава...

Черешни, груши, сливы, яблоки - это что?

И так далее в том же духе. Каждый правильный ответ помечайте знаком «+», неправильный «-». Идеальный вариант, если плюсов окажется не менее 80% от общего количества вопросов. Менее 20 % - низкий уровень, 10% - очень низкий. Следующий этап - сравнение. Для ребенка очень трудно найти сходства двух и более предметов. Учите его сравнивать предметы по форме, по величине, по цвету, по базовому понятию, по функциональному назначению. С этой целью можно поиграть в игру «Что общего?» Попросите сына или дочь объяснить, чем похожи:

ромашка и одуванчик;
ножницы и молоток;
роза и гвоздика ;
яблоко и груша;
уши и глаза;
мячик и арбуз;
тапочки и сапоги;
автобус и самолет;
курица и голубь;
шляпа и зонтик;
молоко и чай;
апельсин и солнце;
платье и брюки;
зеркало и пруд ;
свекла и морковь;
книжка и журнал;
мальчик и девочка.
береза и рябина;
лампочка и свечка;

Еще игра «Группировки». Ее цель понять есть ли у ребенка умение находить основание для группировки. Или научить этому. Как играть? Пусть ребенок рассмотрит, предложенные ему картинки и постарается найти как можно больше групп.

Например:

Туфли, сапоги - обувь;
торт, яблоко - еда;
кошка, лошадь - домашние животные;


На память? Не жалуюсь!

Большинство информации маленький ученик получает через зрительный или слуховой канал. Если у ребенка лучше развита зрительная память, значит, ему легче будет запомнить материал, который представлен в виде картинок и наглядных пособий. Если лучше развита память слуховая, то, заучивая учебный материал, ему необходимо проговаривать, читать вслух. Однако если у дошкольника хорошо развита зрительная память, ему все равно необходимо развивать слуховую, и наоборот.

Тест Венгера

на проверку уровня развития слуховой памяти:

Предложите ребенку запомнить 10 слов. Они должны быть простыми и короткими, например: КОТ, ЕЛЬ, ДОМ, ЗИМА, ИГЛА, МОСТ, БРАТ, КОНЬ, ОЧКИ, СТУЛ. Норма - если ребенок с первого раза запоминает 4-5 слов, а все 10 слов после 3-5 повторов. Если малыш даже после пяти повторов не способен запомнить и воспроизвести все слова, это может говорить о слабой нервной системе. Обычно у таких детей есть проблемы с вниманием. В подобных случаях нужна консультация у невропатолога.

Тест на проверку зрительной памяти:

Вырежьте из бумаги десять разных картинок и покажите их будущему ученику - каждую по 5-6 секунд. Показав все десять картинок, попросите малыша назвать предметы, которые он запомнил. Порядок воспроизведения значения не имеет. Оценивая результат, обратите внимание на то, есть ли повторы, встречаются ли названия предметов, которые вы не показывали. Хороший результат - 8-10 картинок, неудовлетворительный - меньше 5 штук.

ВНИМАНИЕ, внимание!

У ребенка неблагополучного в школе, скорее всего, есть проблемы со вниманием. От того, насколько внимательны ваш сын или дочь, зависит уровень познания ими окружающего мира. Вниманием детей почти всегда управляем мы - взрослые, словами: «Посмотри», «Обрати внимание», «Ты заметил?». Научить ребенка самостоятельно отдавать себе такие команды - это первый шаг в сторону самоорганизации его внимания. Также, для его тренировки можете предложить малышу две картинки, между которыми надо найти отличия. Не менее интересными являются тесты, в тексте которых нужно вычеркнуть все лишние буквы, например букву «а».

Но нельзя забывать, что недостаточное внимание, может быть и сигналом, о нервно - эмоциональной перегрузке ребенка. В этом случае, стоит призадуматься, не слишком ли вы переусердствовали с посещением дополнительных занятий. Так же надо помнить и о том, что, расслабившись за время летних каникул, малыш с трудом входит в новый режим и успевает за программой. Родителям, чьи дети уже ходят в школу, рекомендуется недели за две - три до начала учебных занятий, понемногу вспоминать и повторять учебную программу, так как нельзя забывать, что внимание и память надо постоянно тренировать. Задайте своему ребенку вопрос «Зачем нужно учиться?» Честно расскажите ему о том, почему вы заинтересованы в его успехах. Предложите ему свою помощь.

Многие учащиеся, особенно дошкольники, на ваше приглашение позаниматься отвечают: «Не хочу!». В этом случае, стоит попробовать совместить учебные занятия с игрой. Например, позаниматься с ребенком математикой так, чтобы он этого не заметил. Попросите его расставить на стол тарелки для вашей семьи, или кукол в шкафу по росту. Не хочет читать? Придумайте оригинальную игру про разведчиков и кладоискателей, в которой обязательно надо читать таинственные послания.

Как писал Плутарх - «Какими дети рождаются, это ни от кого не зависит, но чтобы они путем правильного воспитания сделались хорошими - это в нашей власти». Родители лучше всех знают своего ребенка, они изучают его с первых дней существования и могут вместе с ним находить наиболее благоприятные способы воспитания. Постарайтесь на некоторое время стать психологами для своего ребенка, и у вас обязательно все получится.



Памятка родителям будущих первоклассников

1. Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.

2. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.

3. Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.

4. Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.

5. Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.

6. Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка ("Молодец!", "Ты так хорошо справился!") способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.

7. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.

8. С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.

9. Учение - это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.

Тест для родителей

Существует множество тестов, с помощью которых можно проверить готовность малыша к школе. Если вам хочется основательно протестировать ребенка, могу порекомендовать заглянуть, например, на детский портал «Солнышко», где собраны сразу несколько объемных и полезных тестов для будущих первоклассников (http://www.solnet.ee/parents/p2_33.html). А пока честно ответьте на такие вопросы:

• Хочет ли ваш ребенок идти в школу?

• Привлекает ли вашего ребенка в школе то, что он там много узнает и в ней будет интересно учиться?

• Может ли ваш ребенок заниматься самостоятельно каким-либо делом, требующим сосредоточенности в течение 30 минут (например, собирать конструктор)?

• Верно ли, что ваш ребенок в присутствии незнакомых нисколько не стесняется?

• Умеет ли ваш ребенок составлять рассказы по картинке не короче чем из пяти предложений?

• Может ли ваш ребенок рассказать наизусть несколько стихотворений?

• Умеет ли он изменять существительные по числам?

• Умеет ли ваш ребенок читать по слогам или, что еще лучше, целыми словами?

• Умеет ли ваш ребенок считать до 10 и обратно?

• Может ли он решать простые задачи на вычитание или прибавление единицы?

• Любит ли он рисовать и раскрашивать картинки?

• Может ли ваш ребенок пользоваться ножницами и клеем (например, делать аппликации)?

• Может ли он собрать разрезную картинку из пяти частей за одну минуту?

• Знает ли ребенок названия диких и домашних животных?

• Может ли он обобщать понятия (например, назвать одним словом «овощи» помидоры, морковь, лук)?

• Любит ли ваш ребенок заниматься самостоятельно — рисовать, собирать мозаику и тому подобное?

• Может ли он понимать и точно выполнять словесные инструкции?

Результаты теста:

14–17 баллов — можно считать, что ребенок вполне готов к тому, чтобы идти в школу. Вы не напрасно с ним занимались, а школьные трудности, если и возникнут, будут легко преодолимы;

9–13 баллов — вы на правильном пути, ребенок многому научился, а содержание вопросов, на которые вы ответили отрицанием, подскажет вам точки приложения дальнейших усилий;

8 и меньше баллов — ребенку прежде всего требуется консультация опытного невролога.

Людмила ЗАГЛАДА

Журнал "Мир семьи" январь 2007 года

Тест для родителей "Готовы ли мы отдать своего ребенка в школу?"

Н.Н. Серова

1.Мне кажется, что мой ребенок будет учиться хуже других детей.

2.Я опасаюсь, что мой ребенок часто будет обижать других детей.

3.На мой взгляд, четыре урока - непомерная нагрузка для маленького ребенка.

4. Трудно быть уверенным, что учителя младших классов хорошо понимают детей.

5.Ребенок может спокойно учиться только в том случае, если учительница -его собственная мама.

6.Трудно представить, что первоклассник может быстро научиться читать, считать и писать.

7.Мне кажется, что дети в этом возрасте еще неспособны дружить.

8.Боюсь даже думать о том, как мой ребенок будет обходиться без дневного сна.

9.Мой ребенок часто плачет, когда к нему обращается незнакомый взрослый человек.

10.Мой ребенок не ходит в детский сад и никогда не расстается с матерью.

11.Начальная школа, по-моему, редко способна чему-либо научить ребенка.

12.Я опасаюсь, что дети будут дразнить моего ребенка.

13.Мой малыш, по-моему, значительно слабее своих сверстников.

14.Боюсь, что учительница не имеет возможности точно оценить успехи каждого ребенка.

15.Мой ребенок часто говорит: "Мама, мы пойдем в школу вместе!"

Занесите свои ответы в таблицу: если Вы согласны с утверждением, поставьте крестик после косой черты, если не согласны - оставьте клетку пустой.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

А теперь подсчитайте, сколько крестиков оказалось в каждом столбце и какова их общая сумма. Если общий показатель принимает значение: до 4 баллов - это означает, что у Вас есть все основания оптимистично ждать 1сентября, по крайней мере, Вы сами вполне готовы к школьной жизни Вашегоребенка;5-10 баллов - лучше подготовиться к возможным трудностям заранее;10 баллов и больше - было бы неплохо посоветоваться с детским педагогом-психологом.

А теперь обратите внимание на то, в каких столбцах получено 2 или 3 крестика.

1 - необходимо больше заниматься играми и заданиями, развивающими память, внимание, тонкую моторику;

2 - нужно обратить внимание на то, умеет ли Ваш ребенок общаться с другими детьми;

3 - предвидятся сложности, связанные со здоровьем ребенка, но еще есть время заняться закаливанием и общеукрепляющими упражнениями;

4 - есть опасения, что ребенок не найдет контакта с учителем, надо обратить внимание на сюжетные игры;

5 - ребенок слишком привязан к матери, может быть, стоит отдать его в малочисленный класс или вообще отложить школу на год.

Анкета для родителей "Готовы ли к школе родители?"

Е.С. Ковалева, Е.И. Синицына

Попробуйте ответить на вопросы, которые приведены ниже.

Готовы ли Вы:

помочь, не рассердившись;

не кричать, принимать спокойно все так, как есть;

не унижать;

не обижать;

не сравнивать с другими своего ребенка;

не наказывать без явной причины, а лишь потому, что Вы не в духе.

Тест для дошкольников "Что я знаю о школе?"

 

Как обращаются к учителю?

Как привлечь к себе внимание, если нужно о чем-то спросить?

Что говорят, если нужно в туалет?

Что такое урок?

Как узнают, что время начинать урок?

Что такое перемена?

Для чего нужна перемена?

Как в школе называется стол, за которым дети пишут?

Где пишет учитель, когда объясняет задание?

Что такое отметка?

Какие отметки хорошие, а какие плохие?

Что такое школьный дневник?

В классе учатся дети одного возраста или разного?

Что такое каникулы?

Важно, чтобы ребенок ответил принципиально верно, можно и без уточнений.

Примерные ответы

1.По имени-отчеству и на "вы".

2.Молча поднять руку так, чтобы ее было видно.

3.Поднять руку и сказать: "Извините, можно выйти?"

4.Это время, в течение которого дети учатся чему-либо новому: слушают объяснения учителя, ответы учеников, делают упражнения и не выходят из класса. Иногда словом "урок" называют просто задания.

5.Звенит звонок, дети идут в классы, коридоры пустеют.

6.Перемена - это перерыв между уроками.

7.Перемена нужна для того, чтобы дети могли выйти из класса, поиграть, позавтракать, сходить в туалет.

8.Дети пишут за партой.

9.Учитель пишет на доске.

10.Отметка - это число, которым оценивают успехи, правильно или неправильно, хорошо или плохо выполнил задание.

11.Дневник - это специальная тетрадь, где имеется расписание уроков, дети записывают задание на дом, а учитель ставит отметки.

12.1 - хуже не бывает и т.д.

13.В одном классе учатся обычно дети одного возраста - одного года рождения.

14.Каникулы - это перерыв в учении на несколько дней, а также на все лето, после летних каникул дети идут в следующий класс.

Если ребенок ответил правильно на:

11-14 вопросов - школьные правила для него не будут неожиданностью; 7-8вопросов - неплохо, но можно еще поговорить и почитать о школе; 4-6 вопросов - необходимо подробнее поговорить о школьных правилах; 1-3вопроса - напрашивается вопрос: "А ходили ли Вы сами в школу?"

 Тест для дошкольников "Хочу ли я в школу?"

1.Когда я пойду в школу, у меня появится много друзей.

2.Мне интересно, какие у нас будут уроки.

3.Думаю, что буду приглашать на свой день рождения весь класс.

4.Мне бы хотелось, чтобы урок длился дольше, чем перемена.

5.Интересно, что в школе предлагают на завтрак.

6.Когда я пойду в школу, то буду хорошо учиться.

7.Самое лучшее в школьной жизни - это каникулы.

8.Мне кажется, что в школе больше интересного, чем в детском саду.

9.Мне хочется в школу потому, что многие ребята из моего дома уже учатся.

10.Если бы мне разрешили, я бы пошел учиться уже в прошлом году.

Обратитесь к своему ребенку: "Если бы кто-нибудь стал за тебя говорить, согласился бы ты или нет с этими словами?"

Зафиксируйте ответы в таблице: да +, нет - пусто.

Общая сумма:1-3 балла - Ваш ребенок полагает, что неплохо живет и без школы. Следует задуматься;4-8 баллов - Ваш ребенок хочет в школу. Только уточним для чего? Если больше баллов в первой строке, он мечтает о новых друзьях и играх, если больше баллов во второй строке - он вполне представляет себе основное предназначение школы, и оно пока не вызывает отвращения;9-10баллов - прекрасно, если Ваш ребенок сохранит свое отношение к школе на последующие десять-одиннадцать лет.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Результаты могут Вас разочаровать. Не отчаивайтесь. Помните: все мы - ученики в школе жизни. Ребенок не рождается первоклассником, готовность к школе - комплекс способностей, поддающихся упражнению.

Тесты и упражнения для будущих первоклассников.

 Упражнение на развитие произвольного внимания.

Ребенку дают лист бумаги, цветные карандаши и просят нарисовать в ряд 10 треугольников. Когда эта работа будет завершена, ребенка предупреждают о необходимости быть внимательным, так как инструкция произносится только один раз. "Будь внимательным, заштрихуй красным карандашом третий, седьмой и девятый треугольники" Если ребенок переспрашивает, ответить - пусть делает так, как понял. Если ребенок справился с первым заданием, можно продолжить работу, постепенно усложняя задания.

 Упражнение на развитие наблюдательности.

Предложите ребенку игру: "Внимательно осмотри комнату и найди предметы, в которых есть круг, окружность". Ребенок называет предметы - часы, основание карандаша, выключатель, ваза, столик: Можно провести эту игру в соревновательной форме для группы детей, придумать аналогичные задания.

 

Игра на развитие памяти.

В эту игру можно играть с ребенком , например, во время длительных поездок. Взрослый начинает эту игру и говорит: "Я положил в мешок яблоки". Следующий игрок повторяет сказанное и добавляет что-нибудь еще: "Я положил в мешок яблоки и бананы". Третий игрок повторяет всю фразу и добавляет что-нибудь от себя. Можно просто добавлять по одному слову, а можно подбирать слова по алфавиту.

Игра для тренировки мышления и сообразительности "Как это можно использовать?"

Предложите ребенку игру - найти как можно больше вариантов использования какого либо предмета. Например, Вы называете слово "карандаш", а ребенок придумывает, как его можно использовать - писать, рисовать, использовать как палочку, указку, градусник для куклы, удочку и т.д.

 Тест "Нелепицы" - для оценки образно - логического мышления

Покажите ребенку картинку, на которой изображены разные нелепицы и попросите его внимательно рассмотреть картинку и сказать, что нарисовано неправильно. Попросите малыша объяснить, что именно неверно в этих нелепых ситуациях. На все задание отводится 2 минуты. Хорошо, если ребенок за это время заметит более 8 нелепиц.

 

Тест для будущих первоклассников:

- назови свою фамилию, имя, отчество;

- сколько тебе лет? А сколько будет через год? А через два?

- как зовут твоих родителей?

- утром ты завтракаешь, а днем...?

- сравни самолет и птицу. Что у них общего, чем отличаются?

- футбол, гимнастика, теннис, плавание - это...?

- что нужно сделать, чтобы вода в чайнике закипела?

- нож, что это? Велосипед, что это? Килограмм, что это?

- сравни квадрат и прямоугольник. Что у них общего, чем отличаются? Какие еще геометрические фигуры ты знаешь?

- в какой стране ты живешь? Какой твой адрес?

- береза, дуб, осина - это...?

- каких домашних, диких животных ты знаешь? Почему их так называют?

- у коровы - теленок, у собаки - ..., у лошади - ...?

- почему раньше, чем пройдет поезд, опускается шлагбаум?

- огурец, помидор, морковь, свекла - это ...?

Посмотрите, с какой группой вопросов ребенку удалось справиться менее успешно, и уделите этой стороне словарного мышления особое внимание.

Одной из наиболее доступных и распространенных методик тестирования готовности ребенка к обучению в школе является тест Керна-Йирасека.

Он состоит из трех заданий:

- нарисовать фигуру человека;

- скопировать небольшую фразу;

- скопировать 10 точек, расположенных одна под другой на равном расстоянии по вертикали и горизонтали.

Подготовьте чистый лист бумаги, карандаш, две карточки с заданиями. На одной из них черным фломастером (не очень толстым) нужно написать фразу "Он ел суп", вертикальный размер букв - 1 см, а заглавной - 1,5 см. На второй карточке нужно изобразить 10 точек, расстояние между точками по вертикали и горизонтали - 1 см, диаметр точек - 2 мм. При выполнении первого задания говорите ребенку: "Нарисуй здесь (на чистом листе) какого-нибудь мужчину, дядю как умеешь". Дети часто задают много дополнительных вопросов, на них лучше ответить: "Рисуй как умеешь". Можно подбодрить ребенка, если он не уверен.

  После того как ребенок закончит рисовать, нужно перевернуть лист и дать следующее задание: "На этой карточке что-то написано, ты еще не умеешь писать письменными буквами, поэтому постарайся срисовать как можно точнее в верхней части листа" (карточку с заданием нужно положить перед ребенком). Затем предложите в нижней части листа нарисовать точки.

Каждое задание оценивается по пятибалльной шкале, причем 1 - лучшая оценка, а 5 - худшая.

Критерии оценки изображения человека: 1 балл ставится тогда, когда у фигуры есть голова, шея, туловище, руки и ноги, на голове - волосы, на лице - глаза, нос, рот, имеются признаки одежды, а 5 баллов - когда на рисунке "нечто" головоногое.

При оценке фразы 1 балл ставится, когда фраза скопирована достаточно точно, 2 балла -- предложение можно прочитать, 3 балла - можно прочитать хотя бы 4 буквы, 4 балла - с образцом сходны хотя бы две буквы, сохраняется видимость письма, 5 баллов - каракули.

При оценке срисовывания точек: 1 балл - достаточно точное воспроизведение образца, но возможно увеличение или уменьшение фигуры при соблюдении симметрии по вертикали и горизонтали; 2 балла - возможно незначительное нарушение симметрии, допустимо изображение кружков вместо точек; 3 балла - группа точек мало соответствует образцу, нарушена симметрия, возможно большее или меньшее количество точек; 4 балла - точки расположены кучно, но напоминают любую геометрическую фигуру; 5 баллов - каракули.

Оценки выполнения каждого задания суммируются. Готовый к школе ребенок получает, как правило, от 3 до 9 баллов. Как видите, диапазон достаточно широк и поэтому не волнуйтесь, если считаете, что не можете точно поставить оценку. Тест Керна-Йирасека дает представление об уровне общего развития ребенка, пространственном восприятии, способностях к копированию, а также о степени развития зрительно-моторной координации - все это необходимо при обучении ребенка в школе.

Тест, с помощью которого можно определить, хочет ли малыш идти в школу и что его там привлекает:

1. Если бы было две школы - одна с уроками русского языка, математики, чтения, пения, рисования и физкультуры, а другая только с уроками пения, рисования и физкультуры, - в какой из них ты бы хотел учиться?

2. Если бы было две школы - одна с уроками и переменками, а другая только с переменками и никаких уроков, - в какой из них ты бы хотел учиться?

3. Если бы было две школы - в одной ставили бы за хорошие ответы пятерки и четверки, а в другой давали бы сладости и игрушки, - в какой из них ты бы хотел учиться?

4. Если бы было две школы - в одной можно вставать только с разрешения учительницы и поднимать руку, если ты хочешь что-то спросить, а в другой можно делать на уроке все что хочешь, - в какой из них ты бы хотел учиться?

5. Если бы в классе у вас заболела учительница и директор предложил бы ее заменить другой учительницей или мамой, кого бы ты выбрал?

6. Если бы было две школы - в одной задавали бы уроки на дом, а в другой нет, - в какой из них ты бы хотел учиться?

7. Если бы мама сказала: "Ты у меня еще совсем маленький, тебе трудно вставать, делать уроки. Останься в детском саду, а в школу пойдешь на будущий год", - согласился бы ты с таким предложением?

8. Если бы мама сказала: "Я договорилась с учительницей, что она будет ходить к нам домой и заниматься с тобой. Теперь тебе не придется ходить по утрам в школу", - согласился бы ты с таким предложением?

9. Если бы твой друг (подружка) спросил, что тебе больше всего нравится в школе, что бы ты ему ответил?

Проанализируйте ответы ребенка. За каждый правильный ответ дается 1 балл, за неправильный - 0 баллов. Если ребенок набрал 5 баллов и больше, можно смело сказать, что он внутренне готов к школе. (КОНЕЦ)

Хорошо бы понаблюдать за тем, как играет ваш ребенок с детьми, умеет ли играть "по правилам" не только со сверстниками, но и со взрослыми.

Если результаты тестирования вас почему-либо смущают, обратитесь за помощью к специалистам. Может быть, в вашем детском саду есть психолог, который ответит на все ваши вопросы, развеет ваши сомнения.

Книга – учитель,

Книга – наставница,

Книга – близкий товарищ и друг.

Ум, как ручей, высыхает и старится,

Если ты выпустишь книгу из рук.

  Н.А.Морозова: « Книга – это волшебница. Книга преобразила мир. В ней память человеческого рода, она рупор человеческой мысли. Мир без книги – мир дикарей».

Шуточный тест для первоклассников (ведущий читает четверостишия, первоклассники произносят "и я" там, где это уместно.

Все домашние заданья

Буду четко выполнять.

На урок без опозданья

Буду утром прибегать.

Дома ручку не забуду

И тетрадь, и карандаш.

А забыл - реветь я буду

На весь класс, на весь этаж.

На уроках обещаю

Не шуметь и не болтать.

Если и ответ не знаю,

Буду руку поднимать.

А во время перемены

Обещаю не шуметь,

Не сбивать людей и стены,

Не толкаться, как медведь.

Буду ловким, буду смелым,

Буду я в футбол играть.

Значит, буду то и дело

Мячик в окна забивать.

Буду умным и веселым,

Делать добрые дела,

Чтоб меня родная школа

Как родного, приняла.

Требования к собеседованию

1 «Поступление» в первый класс происходит в апреле (запись, как правило, производится еще раньше). Время и место сообщают заблаговременно.

2 Правила конкурсного приема оглашаются не позже чем за два месяца до его начала. Информация о нем размещается в помещении школы, чтобы все желающие могли ознакомиться с нею.

3 Собеседование проводит школьная комиссия в составе трех человек: директор школы (или его заместитель), учитель и непременно психолог. Причем только в присутствии родителей или опекунов.

4 От ребенка не должны требовать знаний, не предусмотренных обязательной программой дошкольного образования. Умения читать, считать, писать в нее не включены.

5 Вопросы на собеседовании должны касаться общего уровня развития малыша. Их цель – выявить его готовность к систематическому обучению и способности к тем или иным предметам.

ФОРМИРУЕМ НАВЫКИ

За учебный год ваш кроха заполняет 20 тетрадей, прочитывает от корки до корки 5-7 учебников и выполняет по ним все задания. Гигантский труд! В ваших силах ему помочь.


1 Чтобы у ребенка сформировались навыки планирования и контроля своих действий, необходимых для работы над  уроками, играйте с ним в любые игры, в которых есть правила: подвижные (прятки, жмурки), настольные (монополия, домино), спортивные (теннис, бадминтон).

2 Часто причиной трудностей во время выполнения домашнего задания является слабый навык чтения. Не заставляйте малыша читать по два часа каждый день: это вызовет только отвращение к книгам. Лучше развесьте по всей квартире листочки с короткими словами и слогами. Причем желательно «вверх тормашками» и «лежа на боку»: во-первых, ребенку так будет занятнее, во-вторых, сформируется навык узнавания слова в любом положении, а это – составная часть скорочтения.


3 С чего начинать учить уроки? Одни считают, что с самого трудного, другие – с чем легче и быстрее справляется карапуз, третьи – с самого интересного. Поскольку дети очень разные, пусть каждый выбирает сам!

Тестирование (собеседование) для первоклашек.

Подборка материалов форума сайта Деточка по теме "Тестирование (собеседование) для первоклашек." 


Автор: мама Ирина Friday, 03·02·2006, 13:54

Привет, девочки! Вчера была на "Дне открытых дверей" в школе, в этом году сын пойдет в 1 класс, и как многие мамы у кого это все впервые, пребывают в панике, ЧТО? КАК? И КОГДА?. Выдали нам опросник для школы (для первоклашек). Выкладываю здесь, вдруг кому-то будет в помощь, и кто еще не знает, как ЭТО все будет проходить. В нашей школе запись начнется с 01/04/06.


ОПРОСНИК ДЛЯ ШКОЛЫ
1. Назови свою фамилию, имя, отчество.
2. Назови Ф.И.О. мамы, папы.
3. Кем работают твои родители?
4. Сколько тебе лет? А сколько будет через год?
5. Где ты живешь? Назови свой домашний адрес, телефон.
6. Сейчас утро или вечер?
7. Когда ты завтракаешь? (вечером или утром?) Что бывает раньше обед или ужин?
8. Какое сейчас время года? Почему ты так считаешь? (ребенок должен знать и называть признаки любого времени года).
9. Уметь отвечать на вопросы:
В какое время года:


-появляются подснежники?
-бегут ручьи?
-день равен ночи?
-самый короткий день? и т.д.
10. Что делают учитель, врач....? (знать, называть профессии).
11. Зачем нужны в школе звонок и парта?
12. Хочешь ли ты сам(а) в школу? почему?
13. Покажи правый глаз левой рукой. Возьми правой рукой левое ухо и т.д.
14. Каких животных ты знаешь? Чем отличаются дикие животные от домашних? (какую пользу приносят домашние животные?).
15. Каких птиц ты знаешь?
16. Какого цвета предмет? (знать основные цвета и оттенки).
17. Что больше - 8 или 5? 7 или 3? посчитай от 3 до 8, от 9 до 2.
18. Сколько букв\звуков в заданном слове? (например, в слове "пень").
19. Подбирать антонимы, синонимы к заданным словам.
20. Называть времена года (в правильной последовательности, начиная с любого).
21. Знать, сколько месяцев в году, называть их ( знать отдельно месяцы каждого времени года).
22. Сколько дней в неделе?
23. Знать дни недели (какие рабочие, какие выходные)
24. Какой месяц самый короткий?
25. Чем ты любишь заниматься?
26. Каких писателей и поэтов ты знаешь?
27. Чтение текста и пересказ прочитанного.
28. Составить рассказ по картинке.
29. Составить рассказ по серии картинок, разложив их в правильной последовательности.
30. Задания на память.
31. Задания на логику.
32. Задание на внимание.
33. Задания на обобщающие понятия ("Назови одним словом", "Четвертый лишний").
34. Математические задания (расставить числа по возрастанию, по убыванию, примеры, задачи).
35. Задания на знание геометрических фигур.
36. Знать, уметь рассказывать сказку, стихотворения.
37. Уметь рисовать графические диктанты.


Нас держали минут 30-40. Было достаточно простенько (для меня ), я сидела в кабинете в сторонке, в качестве моральной поддержки.
1. Заполняли анкету, отвечать должен был только ребенок. ФИО, дата рождения, домашний адрес, телефон, как зовут родителей (фио) телефон родителей (рабочий хотя бы один), где и кем работают родители.
2. Братья и сестры. Есть/нет, как зовут, сколько лет.
Дальше пошли вопросы на знание разных областей.
1. Если умеет читать - почитать на время (отмечали карандашиком сколько прочитано за 1 минуту).
2. Посчитать до 20 и обратно.
3. Решить несколько простых задачек в пределах сложения до 10.
4. Найти лишнее на картинке.
5. Сложить пазлы (на время, я видела секундомер включали
).
6. Назвать цвета радуги, когда радуга появляется.
7. Назвать три основных цвета.
8. Какой цвет получится, если смешать красный и желтый, желтый и синий.
9. Прочитать стихотворение наизусть (любое).
10. Рассказать немного о своей любимой книге.
11. Где живет слон, где живет страус, где живет кошка (
), где живет крокодил.
12. Откуда берется молоко (?).
13. Нарисуй круг, квадрат, треугольник.
Все, потом ребенка попросили выйти в коридор, а мне сказали общие рекомендации (на что обратить внимание, что возможно нам будет проще изучать), я по второму кругу написала заявление (уже с просьбой принять в конкретный класс с конкретной учительнице) и меня тоже отпустили, сообщив, что мы приняты, а про класс они подумают.


Тестирование первоклашки: научите ребенка самостоятельности, подготовьте - морально

"Сегодня" узнала, как проходит собеседование в спецшколах и как к нему подготовиться.

С апреля месяца в специализированных школах проводят тестирование для будущих первоклассников. У каждой школы свои даты, обычно проводят 2 собеседования — в апреле-мае и в августе, но основной набор в первые классы происходит после первого апрельского собеседования, а в конце августа в лучшем случае остается несколько вакантных мест. Поэтому так важно успешно пройти собеседование уже в апреле.

Конечно, в каждой школе свои требования к ученикам. Если это специализированная школа с углубленным изучением иностранных языков, то у ребенка проверят не только навыки чтения и письма, но и запас английских слов, лингвистические способности – попросят повторить произнесенное учителем иностранное слово или даже фразу. В некоторых школах обращают внимание на то, как развита у ребенка логика и умение творчески, нестандартно мыслить. Даже в обычной общеобразовательной школе своего района вас могут попросить привести ребенка на собеседование, чтобы определить, в какой класс его зачислить — сильный или более слабый, гуманитарный или математический, русский или украинский. Но независимо от профиля школы есть стандартные вопросы и задания, которые лучше узнать заранее, чтобы не попасть врасплох. Ведь очень бывает так, что ребенок в 5,5 умеет читать, знает названия стран, а где работает его мама, не знает, не может описать картинку. Приоткрыть завесу над тайной и рассказать о том, как проходит собеседование в школе, согласился Анатолий Николаевич Касянчук, практический психолог специализированной школы № 247 г. Киева.

КАК ПОДГОТОВИТЬ РЕБЕНКА К СОБЕСЕДОВАНИЮ 

Собеседование проходит в очень спокойной обстановке. По времени оно занимает около получаса или даже меньше. В присутствии родителей психолог и учитель младших классов побеседуют с малышом, дадут ему несколько заданий. Причем для определения готовности к школе на первом месте стоят как раз не навыки чтения, счета, письма, а желание ребенка учиться в школе, его общее физическое и умственное развитие. Не зря у мамы во время собеседования обязательно спрашивают, часто ли болеет ребенок простудами, есть у него уже постоянные зубы. Во время беседы с малышом оценивают, насколько он самостоятелен — ждет ли подсказки от мамы или сам отвечает на вопросы. Смотрят, умеет малыш концентрировать внимание хотя бы в течение 10 мин., может ли описывать ситуацию. С помощью вопросов определяем кругозор малыша – знает ли он основные геометрические фигуры, цвета, названия деревьев, животных, времен года, умеет ли группировать предметы по общему признаку и т. д. И конечно, особое внимание будут обращать на чистое произношение звуков и степень развития мелкой моторики руки – уверенно ли ребенок держит карандаш, рисует ли четкие линии.

Итак, вот базовый круг вопросов, которые обычно задают ребенку на тестировании. Возможно, они покажутся вам очень простыми, но именно от уверенных правильных ответов на них зависит то впечатление, которое произведет ваш малыш на комиссию.

Как тебя зовут? Сколько тебе лет? 

С этого начинается любое собеседование. Ребенок должен знать свое имя, фамилию, ответить, сколько ему сейчас лет и сколько будет в следующем году.

Как зовут твоих маму, папу? Где они работают? Есть ли у тебя братик, сестричка? Как их зовут? Сколько им лет? Где ты живешь?

На все эти ребенок должен дать ответ. Конечно, он может не назвать точно профессию мамы или папы, но объяснить, чем они занимаются, обязан. В 5,5 лет ребенок должен знать свой точный адрес – город, улицу, номер дома и квартиры.

Ты хочешь идти в школу? 

Это один из основных вопросов, по ответу на который комиссия определяет, настроен ребенок на учебу или только на игру. В идеале малыш должен объяснить, почему он хочет учиться: узнать много нового, быть взрослым, умным. Если ребенок отвечает просто «да, хочу», психолог может задать ему провокационный вопрос: «Представь себе, что вы вышли с мамой утром из дома. Мама пошла на работу. А ты идешь сам в школу, и по дороге встречаешь своих друзей. Они предлагают тебе не идти в школу, а погулять на площадке. Как ты поступишь?»

Ты сам одеваешься, умываешься в ванной, или тебе помогает мама? 

В шесть лет ребенок должен быть более-менее самостоятельным – он обязан уметь застегивать пуговицы, зашнуровать ботинки, умываться, застилать постель. Все эти навыки необходимы в школе, ведь на переодевание на урок физкультуры отведено определенное время, а после уроков первоклассники спят – значит, нужно уметь расстелить и застелить свою постель.

Составь рассказ 

Учитель дает ребенку картинки: мальчик поливает цветы, мальчик вскапывает землю, маленький росток выходит из земли, мальчик сажает в землю семена, и просит расставить их в правильной последовательности, составить рассказ о том, что за чем происходило. В своем рассказе малыш должен использовать 5-10 предложений. Чем больше ребенок расскажет, тем лучше. Учитель может также показать малышу иллюстрацию в книге и попросить описать, что там изображено.

Скопируй рисунок или слово 

Это могут точки, нарисованные в определенном порядке на листе бумаги в линейку, узор или слово, написанное прописью. Ребенок должен точно скопировать образец. Чем больше сходства, тем лучше.

Сложи фигуру из фрагментов 

Учитель показывает ребенку фигуру – кораблик, например, прячет ее и дает части, из которых можно ее сложить. Ребенок должен составить эту фигуру из фрагментов по памяти, без сверки с образцом.

Найди лишнее 

Малышу показывают несколько картинок – стул, стол, диван, шкаф и помидор. Малыш определяет, что здесь лишнее, и объясняет почему.

Посчитай до десяти и обратно 

Ребенок должен знать прямой и обратный счет. Учитель может задать малышу простые примеры на сложение или вычитание в переделах 10-ти, например: «У тебя есть 6 яблок, мама дала тебе еще 2. Сколько у тебя стало яблок всего?»

Назови буквы, прочитай 

Ребенка попросят составить слог из букв: ка, на, ма и др. прочитать простые слова: мама, лес, каток, кот, море и т. п. Если школа специализированная, ребенок должен уметь читать по слогам целые предложения. Важно, чтобы малыш не просто составлял слова, но и понимал смысл прочитанного. Для того чтобы это проверить, ребенка спросят, о чем он только что читал.

МОРАЛЬНЫЙ НАСТРОЙ 

Заранее (за неделю-две) расскажите ребенку, что вы пойдете в школу, где он будет учиться, и там с ним поговорят взрослые дяди или тети, зададут ему вопросы. Если вы не были еще в выбранной школе с малышом, самое время сходить туда вдвоем. Покажите ему классы, где он будет учиться. Обязательно скажите, что во время собеседования вы будете сидеть рядом, но отвечать он должен сам. Скажите малышу, что если он чего-то не знает, то пусть не расстраивается, это не страшно(действительно, несколько неправильных ответов не испортят общее хорошее впечатление.)

Важно, чтобы малыш выспался перед собеседованием, был сыт и в хорошем настроении. Лучше придите в школу заранее и немного подождите там.

Поиграйте в тестирование. Пусть ребенок возьмет куклу (мишку, зайчика), а вы будете ей задавать вопросы. Потом поменяйтесь ролями: вы говорите и делаете задание за куклу, малыш вас спрашивает.

Не настраивайте малыша на конкретные вопросы. Не нужно говорить ребенку, что будут именно вышеперечисленные вопросы. Скажите лучше, что его могут спросить обо всем. А во время игры задавайте разные вопросы: о дедушке-бабушке, о цветах, птицах, которые он знает, о его друзьях и любимых игрушках и т. д.

ЕСЛИ МАЛЫШ НЕ ПРОШЕЛ СОБЕСЕДОВАНИЕ 

О результатах собеседования вы можете узнать либо сразу после него, либо через несколько дней, когда вывесят списки учеников первых классов. Если вашего ребенка не оказалось в этом списке, это еще не конец света. Такое бывает, особенно если в школе большой конкурс. Прежде всего не ругайте ребенка, что он не так отвечал или неправильно вел себя. Вообще об отрицательных результатах тестирования сообщать ему не надо.

Обязательно поговорите с кем-то из комиссии и узнайте, почему малыша не взяли. Их слова позволят вам провести работу над ошибками. Возможно, в этой школе из-за высоких требований ребенку было бы трудно учиться. Тогда найдите школу попроще, а еще лучше найдите хорошую учительницу, которая гораздо важнее всех общих достоинств любой сильной школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей будущих первоклассников

Памятка для родителей будущих первоклассников....

Памятка для родителей будущих первоклассников "Что нужно знать родителям о речевой готовности к школьному обучению"

Данный материал поможет родителям ответить на вопросы, какими знаниями, умениями и навыками должен обладать будущий первоклассник, какие требования предъявляет школа к речевой готовности....

Памятка для родителей будущих первоклассников

Ребенок вырос. Настала пора отправлять его в первый класс. Что там будет? Как он войдет в новый коллектив? На что обратить внимание родителям, отправляющим своего ребенка в первый клас?...

Памятка для родителей будущих первоклассников

Рекомендации для родителей, которые хотят, чтобы их  ребенок ходил в школу с удовольствием...

Памятка для родителей будущих первоклассников

Рекомендации для родителей, которые хотят, чтобы их  ребенок ходил в школу с удовольствием...

Памятка для родителей будущих первоклассников "Что нужно знать родителям о речевой готовности к школьному обучению"

Данный материал поможет родителям ответить на вопросы, какими знаниями, умениями и навыками должен обладать будущий первоклассник, какие требования предъявляет школа к речевой готовности....