Что такое способности и как их развивать?
статья (2 класс) по теме

Собрание для родителей обучающихся начальной школы на тему: "Что такое способности и как их развивать?".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodit.sobr_._itog_o_sposobnostyah.docx49.19 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка плана – конспекта родительского собрания в начальной школе.

Тема: «Что такое способности и как их развивать?»

Смотреть на дитя и видеть в нем незримое никому сплетение дарований -      вот высшее педагогическое предназначение тех, кто отдает себя высокому делу воспитания.

                                          Альберт Лиханов

Планируемые результаты:

  1. актуализировать проблему развития способностей у детей;
  2.  познакомить родителей учащихся младших классов с понятием «способности ребёнка»;
  3. обозначить пути развития способностей у младших школьников;
  4. предложить вниманию родителей памятку «Как помочь ребенку найти себя?»
  5. вовлечь родителей в творческий процесс коллективного решения проблемы (работа в группах).

Форма проведения: устный журнал.

Подготовительная работа: оформление доски ( тема, эпиграф, страницы «устного журнала»), «камни преткновения» - обрезанные под соответствующую форму и тонированные листы ватмана (3 шт.) + 3 фломастера, памятки для родителей учащихся «Как помочь ребенку найти себя?» (28 шт.).

                                     Ход собрания.

  1. Вступительное слово.

     Уважаемые папы и мамы, я рада снова встретиться с вами. Тему нашей встречи вы определите сами из эпиграфа. Правильно. Сегодня мы уточним для себя «Что такое способности ребенка?» и наметим пути развития способностей младших школьников, наших с вами детей. Ведь, как утверждает Альберт Лиханов, увидеть в ребенке способности, дарования – это наше с вами «высшее педагогическое предназначение». А первые учителя ребенка – отец и мать; учебник – жизнь семьи, её ценности, уклад, взаимоотношения. Жизнь каждого ребенка – это непрерывный рост, постоянное развитие личности. Каждый новый день, каждая новая встреча, каждое событие влияют на ребенка, обогащая или обедняя его душу. Как не разрушить в ребенке нежные ростки самобытности, индивидуальности, творчества? Благодаря искусству педагогов (родителей как первых педагогов) таланты детей могут быть замечены в ребенке и раскрыты на радость людям и самому растущему человечку. Но, к сожалению, из-за неправильного воспитания они могут быть использованы так, что принесут только зло и разрушение, либо могут быть просто загублены. Исходя из этого, очевидна актуальность нашего разговора на этой встрече, которую проведем в форме устного журнала.

2.Основная часть.

 «Литературная страница». Актуализация темы.

Нам предложено познакомиться с небольшой сказкой о садовнике и высказать свое мнение об услышанном.

    У одного богатого человека был прекрасный сад. Какие только диковинные цветы и великолепные деревья не росли в нем! Чтобы ухаживать за цветами, хозяин пригласил садовников и приказал бережно заботиться о растениях и внимательно наблюдать за ними, чтобы не пропустить начало цветения. «Я щедро награжу того, кто вырастит самые прекрасные цветы!», - сказал он. Каждому из садовников он выделил свой участок сада, и те дружно принялись за дело.

    Первый садовник, увидев, что на розах появились бутоны, с радостным криком бросился к цветку и начал разворачивать лепестки, пытаясь помочь бутону раскрыться как можно быстрее. Он так торопился, что нежные лепестки под его пальцами были разорваны и смяты. Горько заплакал садовник, увидев, что пытаясь преждевременно раскрыть цветы, он лишь загубил их.

    Второй садовник решил выращивать цветы под стеклянным колпаком. Он ухаживал за ними очень тщательно: то нагревал, то остужал воду, осторожно тонкой струйкой поливал землю, снимая колпак с цветов  всего на пять минут в день. Через много дней, когда ему показалось, что цветы уже достаточно окрепли, он снял колпак и увидел, что большие красивые головки цветов качаются на тонких полупрозрачных стеблях. Цветы стали такими изнеженными, что когда подул слабый ветерок, их стебли обломились.

    Третий садовник любил все измерять и хотел, чтобы во всем был порядок. Цветы росли у него ровными рядами, и если один озорной цветочек хоть на сантиметр уклонялся от линии, то садовник попросту выкапывал и выбрасывал его. Оставшиеся цветы он постоянно измерял линеечкой: какова их высота, толщина стебля, длина шипов и размер лепестков. Зачем он это делал? Этого садовник не знал и сам, но уж очень он любил порядок. Увлекаясь измерениями и подсчетами, этот садовник забывал поливать цветы и рыхлить землю, и цветы выросли слабыми и чахлыми.

    Четвертый садовник однажды, подрезая веточки и снимая сухие листочки с розовых кустов, поцарапал руку о шипы, увидев царапину, разгневался и закричал: «Сейчас же выполю это гадкое растение!» И выполол, не дожидаясь цветка.

    Пятый садовник, увидев, что рядом с розами выросли и расцветают астры, колокольчики и ландыши, очень рассердился и воскликнул: «Это что такое? Здесь должны расти только розы!» И с корнем выдернул все остальные цветы. При этом он повредил корни роз, и они завяли.

    Шестой садовник, как только увидел, что цветок распускается, скорее  срезал его и побежал показывать своему хозяину, ожидая награды. «Смотрите, смотрите!» - кричал он другим садовникам. – Я вырастил самый красивый цветок! Меня ждет награда!» Но пока он бежал, цветок завял.

    Седьмой садовник так хотел поскорее вырастить самые красивые цветы, что однажды ночью, пока все спали, незаметно прокрался в сад, захватив с собою кисти и краски, и разрисовал стебли и лепестки невиданными узорами. Наутро вся округа сбежалась посмотреть на чудо, которое он вырастил, но уже к вечеру цветы погибли, так как не могли дышать сквозь краску.

    И только один садовник никуда не торопился, потому что он знал, что самое важное для цветов – это время и тепло. Поэтому он бережно ухаживал за росточками, поливал их, окучивал, слегка прикрывал их от холодного ветра и терпеливо ждал, когда придет время цветения. Он знал, что одни цветы распускаются весной, другие летом, а третьи – только осенью. Он знал также, что некоторые будут расцветать много раз, а иные зацветут лишь однажды. Кроме того, он был необычным садовником – он был музыкантом. Он приносил с собой  в сад флейту и, когда у него выдавалась свободная минута, играл на ней нежные мелодии. Цветы покачивали головками в такт музыке и становились прекраснее с каждым днем… Вскоре его часть сада превратилась в настоящий райский уголок. Хозяин, обойдя весь сад, признал, что именно этот уголок сада самый прекрасный, и ВСЕ цветы в нем по-своему великолепны! Со слезами благодарности он спросил садовника, как ему удалось вырастить столь прекрасные растения? «Мой секрет прост, - ответил садовник, - я очень люблю все цветы, ведь каждый из них прекрасен тем, что не похож ни на какой другой, и они это чувствуют!» (Высказывания родителей).

    В поведении взрослых нередко отмечается та неосторожность по отношению к детям, к их способностям, которую они проявляют как воспитатели, и бережность, с которой нужно относиться к раскрытию природных дарований детей.

    Все мы знаем, что неспособных детей не бывает. Каждый ребенок проявляет себя по-своему: один рисует, другой сочиняет стихи, третий поет или танцует… Кем станут эти дети, проявляющие явные способности? Дети – как закрытые цветочные  бутоны. Мы так мечтаем увидеть цветы распустившимися, а детей – способными и талантливыми. Что может помочь нашим воспитанникам в развитии природных дарований? Может ли что-нибудь помешать им в реализации способностей? Почему многие люди, обладавшие в детстве разнообразными дарованиями, взрослея, теряют их? Почему у многих талантливых людей довольно тяжелые характеры? Кто может помочь ребенку в обретении самого себя? Любой родитель, каждый учитель задумываются над этими вопросами. Но что же такое способности и таланты?

 Страница № 2. «Понятие о способностях и талантах».

    В научной и психологической литературе говорится, что под способностями человека понимают индивидуальные устойчивые склонности (особенности) души к тому или иному виду деятельности. Хорошо известно, что при одинаковых условиях некоторые люди справляются более легко и успешно с тем или иным заданием. Более того, существуют такие виды деятельности или науки, которыми одни люди просто не в состоянии овладеть или овладевают с огромным трудом, другие же, напротив, справляются легко и с удовольствием.

    Известно, что все виды способностей основаны на интеллекте человека, но кроме того, зависят от особой, заложенной в его глубинной, изначальной природе восприимчивости к той или иной деятельности. Но даже самые высокоразвитые и всесторонне образованные люди не обладают всеми способностями, присущими человеку.

    При высокой степени и качестве выраженности той или иной способности говорят об одаренности, а её сочетание с успешной работой по максимальной реализации дарования приводит к феноменам, известным  как талантливость или даже гениальность. Можно вспомнить множество примеров, когда одаренность или гениальность является безусловной и общепризнанной: Вивальди и Леонардо да Винчи, Растрелли и Гречанинов, Фет и Баратынский, Лист и Рахманинов, Ломоносов и Павлов, Макаренко и Сухомлинский и еще тысячи имен талантливых людей.

    Далеко не всем удается сделать выбор раз и навсегда, но некоторым людям удается сохранить верность самим себе и успешно двигаться по выбранному пути с детства или отрочества. О таких детях прекрасно написал польский педагог, писатель, врач Януш Корчак (1878-1942): «Когда я замечаю, как в ребенке бьется искра таланта, данная Богом, как ребенок стремится подняться ввысь; когда, не желая подчиниться общей дисциплине, он отстаивает свое, личностное; когда он тихо грустит, мечтая о несбыточном…; когда он, увлеченный, радостный, исполненный доверия и надежд, занят поисками цели, делает трудные шаги на пути к ней и понимает, что никогда нельзя поступаться своей совестью, - то я, воспитатель, снимаю перед ребенком шляпу и готов поклониться ему…»

    Знания не передаются по наследству, но природа наделила человека задатками, на основе которых развиваются\ различные творческие способности. Возможности человеческого мозга колоссальны. Наукой доказано, что при обучении используется лишь 7-10 % этих возможностей. Человек способен выучить до 30 языков, усвоить курс 10-12 институтов… Однако, успех в овладении знаниями зависит не только от способностей, но и от трудолюбия и отношения к учению. Поэтому как при различных способностях ученики могут учиться одинаково, так и при одинаковых способностях успехи могут быть различными.

   Способный ученик отличается следующими качествами:

  1. быстро и правильно понимает изучаемый материал, «схватывает» его;
  2. умеет грамотно и красиво писать; хорошо считает; много и быстро читает;
  3. усидчив и старателен; обладает выносливостью – способностью выполнять интенсивную  работу длительное время, успешно противостоя утомлению;
  4. обладает хорошей памятью; долго хранит в памяти наиболее полезную информацию;
  5. обладает достаточным арсеналом методов и способов умственных действий, возможностью совершать действия разными способами; легко переносит навыки в новые ситуации, на другие виды деятельности;
  6. умеет решать учебные и жизненные задачи, выдвигать необычные, неочевидные идеи, искать принципиально различающиеся способы решения проблем;
  7. показывает существенное повышение эффективности деятельности в ответ на помощь.

    Вы невольно сейчас следили за этим перечнем, и кто-то не обнаружил в своем ребенке многого из перечисленного. И вы уже готовы отнести своих детей к разряду неспособных? Не торопитесь! Конечно, счастливчики, обладающие этими качествами, безусловно, одарены. Но ведь есть и другие, чью одаренность никто не может, не хочет замечать, более того, ее каждый день непреднамеренно уничтожают в школе и в семье. Вот вполне классические примеры, в которых усомниться невозможно:

  1. Альберт Энштейн был весьма посредственным  учеником в гимназии. Да и, став взрослым, он не поражал собеседников чем-то чрезвычайным, особым сверканием ума, что люди обычно считают одаренностью.
  2. Чарлза Дарвина в детстве все учителя считали тупым и предрекали ему самое незавидное будущее!
  3. Всеми нами любимый гений Александр Сергеевич Пушкин  в детстве совсем не казался сколько-нибудь замечательным мальчиком, раздражал мать своей неуклюжестью, вызывал неудовольствие учителей нежеланием учиться (особенно математике). Куда ярче смотрелся живой, веселый, забавный  Левушка. И потом, уже в лицейские годы, у Александра изредка попадались высокие баллы только по  французскому языку.

    И Лобачевский, и Чехов, и Булгаков тоже были сначала самыми обыкновенными детьми, а потом вдруг,  неожиданно  для всех, они стали гениальными? Нет, конечно, такого быть не может! К сожалению,  даже многие  профессионалы - психологи до сих пор склонны зачислять в разряд  одаренных  только тех, кто опережает сверстников в умственном развитии, кто обладает незаурядными  способностями к школьному обучению.

     На самом же  деле способностей очень много. Психолог, педагог Анатолий Гармаев в книге «Обрести себя» выделяет шестнадцать способностей человека. Познакомьтесь с этим списком (каждому родителю предложен этот перечень).

                     16 способностей человека

  1. Умственная, или интеллектуальная (царственная способность человека).
  2. Архитектурная.
  3. Ремесленная.
  4. Музыкальная:

а) музыкально-исполнительская;

б) певческая;

в) композиторская.

  1. Художественная.
  2. Литературная или гуманитарно-просветительская.
  3. Педагогическая.
  4. Врачевательная.
  5. Техническая
  6. Организаторская.
  7. Растениеводческая.
  8. Животноводческая.
  9. Классификаторская.
  10. Пластическая:

а) спортивная;

б) танцевальная.

  1. Ораторская.
  2. Подражательная.

    Но и это еще не все! Есть врожденные способности, к которым трудно подобрать определение, например, вкусно готовить или умение быть военноначальником.

    Несмотря на то, что интеллектуальная способность является основной и даже именуется «царственной», ее развитию в наше время уделяется, возможно,  неоправданно большее внимание, чем другим способностям. Нет логики в том, что более способными считаются дети. получающие отличные отметки по математике и русскому языку, чем те, у которых сплошные пятерки по музыке, труду или изобразительной деятельности. Безусловно, надо развивать имеющиеся интеллектуальные способности, но не менее важно увидеть иные, например художественные, технические или ремесленные способности. Заблуждаются те, кто считает, что труд чиновника важнее, чем труд кузнеца. Часто ремесленный труд по вдохновению и мастерству превосходит труд чиновника. Подавляющее большинство родителей в настоящее время готово платить огромные суммы, только бы их ребенок  после школы продолжал обучение в престижном вузе, и во что бы то ни стало был «дипломированным специалистом», даже если у него нет ни склонности, ни способностей к этому.

    Следует помнить и то, что способности, как и мускулы, надо развивать путем упражнений. Недаром у многих писателей есть девиз: «Ни дня без строчки!» А те, кто занимается музыкой, знают, что путь к мастерству лежит через ежедневные многочасовые занятия, значительную часть которых составляют утомительные гаммы. Еще раз акцентируем внимание на том, что сами по себе способности не могут быть врожденными. Врожденными могут быть только задатки, которые лежат в основе развития способностей, а способности являются результатом развития. Ученые доказали, что способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной предметной деятельности. Таким образом, к способности относится то, что возникает в соответствующей ей деятельности. Оно же влияет на успешность выполнения данной деятельности. Способность начинает существовать только вместе с деятельностью. Еще один термин попробуем уяснить – склонности. Склонности представляют собой определенные отношения человека к деятельности. «Способности не существуют вне определенных отношений человека к действительности, так же как и отношения реализуются не иначе как через определенные способности», - утверждает Б.М.Теплов. Эта цитата свидетельствует о том, что склонности и способности тесно взаимосвязаны. Понятно, что без наличия склонности определенная деятельность может и не начаться, и способность, соответственно не сформируется. С другой стороны, если не будет успешной деятельности, склонности человека не будут опредмечены. Проиллюстрируем эту мысль таким примером. Нашел чудак кирпич. Решил, что эта вещь полезная, положил себе в рюкзак и носит, с гордостью думает: «А у меня такой замечательный кирпич есть!» Так вот, человек, который обладает (или думает, что обладает) способностями, но не использует их в работе, ведет себя как этот чудак. Его кирпич действительно был бы весьма полезен, окажись он на стройке. А в рюкзаке за спиной он только заставляет владельца тратить лишние силы. Так и способности полезны только тогда, когда использованы человеком в реальной деятельности. А пока «лежат в рюкзаке», проку от них нет и гордиться тут нечем.

    Итак, подведем итог:

  1. Способности – это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого.
  2. Способности влияют на успешность выполнения  какой-либо деятельности или нескольких деятельностей.
  3. Способности – это не знания, умения, навыки, а то, что определяет легкость и быстроту приобретения их.
  4. Способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности.
  5. Способности не только проявляются в деятельности, но, самое главное, создаются в деятельности.
  6. Способности существуют только в развитии, человек сам их формирует.

    Таким образом, и дети, рано обнаружившие способности, и дети, еще их не проявившие, требуют от нас с вами большого к себе внимания, индивидуального подхода. Наша главная задача – помочь ребенку  « найти себя»; так и озаглавим следующую страничку нашего « интерактивного журнала».

  Страница № 3. «Как помочь ребенку найти себя?»

    Этот вопрос волнует всех, возможно, кого-то и пугает, ведь как хочется видеть своего ребенка в будущем  успешным, состоявшимся, счастливым! Не будем пугаться, не будем ставить на ребенке клеймо «неодаренного», не будем убивать в нем веру в свои силы; не будем объявлять цветок некрасивым только потому, что он еще не расцвел! Многие родители да и педагоги, желая помочь ребенку «найти себя», увлекаются  различными тестами, которые должны определить уровень интеллектуальных и творческих способностей  детей. Но не кажется ли вам, что тесты – вещь спорная?  Ведь мы с вами уже оговорили тот момент, что истинная одаренность отличается нестандартностью, и поэтому она себя не сможет проявить  в рамках теста. А взрослый человек, постоянно тестирующий ребенка , очень напоминает садовника и з сказки, который то и дело измерял высоту стебля и размер бутонов. (Вряд ли это может повлиять на рост и красоту цветов.) Детям надо помогать, а не измерять уровень их способностей; надо помнить, что одни цветы расцветают ранней весной, а другие – только в конце лета.

    Так как же помочь ребенку определиться?

  1. Развитие способностей – дело не одного дня, это постоянное и постепенное знакомство ребенка с новым и неизведанным. А наблюдая за его поведением, вы сможете разглядеть его наклонности и таланты.
  1. Быть может, ему нужна ваша  (наша) помощь в выборе занятия. Поговорите с ним об интересных сторонах каждого из его увлечений и помогите и остановиться на каком-то одном из них.
  2. Возможно, ему нужна психологическая поддержка, если ребенок чувствует себя неуверенно. Надо постараться развить в нем уверенность в своих силах, научить его ставить небольшие задачи и добросовестно выполнять их.
  3. Может быть, в его характере недостает настойчивости или глубины и он «скользит по поверхности». В таком случае, надо учить ребенка доводить любое начатое дело до конца.
  4. Если ваш ребенок не умеет трудиться и выполнять ежедневную, подчас скучную и тяжелую работу, без которой невозможно достичь мастерства, тогда надо учить его трудолюбию и терпению. Покажите на своем примере, что и вам приходится часто выполнять рутинную работу, это неизбежно.
  5. Нельзя дать категорический совет ограничивать или расширять сферу интересов ребенка, не зная его других индивидуальных особенностей. Но все-таки можно сказать, что в младшем школьном возрасте, безусловно, более ценно разнообразие детских интересов. Пусть ребенок попробует свои силы в разных областях знаний и видах деятельности. Младший школьный возраст – это период впитывания, накапливания знаний, период усвоения по преимуществу. Разнообразие занятий, интересов является обязательным условием полноты развития ума ребенка, его способностей. В слишком ранней специализации младших школьников заключена главная опасность.
  6. Очень интересный и,  безусловно, эффективный  совет как развить умственные способности предлагает СМИ (источник: www.psypopanalyz.ru): «Правило левой руки». Правило действует для правшей. (Если ребенок левша, то уделяйте внимание правой руке.) Старайтесь делать как можно больше мелких моторных движений левой рукой. Например, можно чистить зубы левой рукой, писать и рисовать, расчесываться, застегивать пуговицы, любые привычные для вас движения переносите на левую руку. У человека, как правило, активно только одно полушарие, второе работает как бы в фоновом режиме. Правши преимущественно пользуются левым полушарием, отвечающим за логику и анализ. Правое полушарие коры головного мозга отвечает за интуитивные  способности. Чем больше выполняется движений левой рукой, тем больше активируется правое полушарие, развивается интуиция, расширяется сознание. Таким образом,  исключается ситуация, когда атрофируются некоторые участки мозга. Что случается с мышцами, если их не развивать? Они усыхают. Вот для того, что бы этого не случалось с умственными способностями вашего ребенка, его мозг должен постоянно напрягаться. Ребенок должен «шевелить мозгами», думать, размышлять, держать мозг в постоянной активности. А когда мозг работает в таком режиме, ребенок начинает генерировать новые идеи, становится буквально неординарным ребенком, может увидеть ситуацию с разных сторон, легко выйти из запутанной ситуации и даже стать гением в каком-то смысле этого слова.
  7. Бывает, что ребенок не сразу проявляет интерес к тому, чем занимается. Возможно, некоторые неудачи могут полностью отбить у школьника желание заниматься тем или иным делом. Задача родителей – сделать все, чтобы занятия приносили ему максимальное удовольствие.
  8. Старайтесь радоваться любым, даже самым маленьким успехам. Для многих детей оценка родителей приятнее и важнее многих других. Не ругайте за неудачи, наоборот приободрите ребенка, объясните, что нет ничего страшного  в том, что сейчас что-то не получается. Не вините ребенка в том, что вы попусту тратите время и силы на эти кружки. Не жалейте времени и помогите ему с выполнением задания на дом, например, в шахматном кружке. Это укрепит ваши отношения и повысит успешность ребенка.
  9. Самое главное – не давите на ребенка, не заставляйте его делать что-либо против своей воли. Такими действиями вы не только добьетесь результатов, но раз и навсегда отобьете все желание ребенка этим заниматься.
  10. Помните, что приобретаемые знания обладают способностью «притягивать» к себе новые знания. Н.Г. Чернышевский тонко подметил: «Знания возбуждают любовь: чем больше знакомишься с наукой, тем больше любишь ее». А Виктор Федорович Шаталов справедливо считает, что знания «агрессивны» в хорошем смысле слова.
  11. Очень важный момент – целенаправленность. Очевидно, прежде  всего  следует определить, какими способностями обладает ваш ребенок, какие  из способностей и в каком направлении нужно развивать. Все психические качества личности и,  следовательно, все способности развиваются только в процессе деятельности, для которой они необходимы. Именно об этом говорит поговорка: «Чтобы научиться плавать, надо лезть в воду». Глубоко ошибаются те, кто думает, что можно укрепить волю, не выполняя волевых действий, улучшить память, не запоминая чего-либо, развить бесстрашие, не имея дела с опасностями и риском, а только говоря о значении всего этого. Важные факторы в развитии способностей – повторность, систематичность применения формирующих их средств. Повторение – мать  не только учения, но и воспитания. Но главное – желание совершенствовать свои способности и настойчивость в достижении этой цели.
  12. Будьте терпеливыми в формировании лучших качеств личности и помните, что поиск таланта не должен становиться смыслом вашей жизни. Любите ребенка по- настоящему и не будьте чрезмерно обеспокоены поиском особых дарований в нем. Иначе ребенок почувствует, что вам нужен не он сам, а его успехи и талант.
  13.  Прислушивайтесь к своему ребенку, учитывайте его мнения и желания, станьте с ним партнерами в достижении общей цели, создайте в семье благоприятную эмоциональную среду, любите ребенка таким, каков он есть. Непременно предъявляйте ребенку систему требований и запретов, следите, что бы он их выполнял, ведь они  являются необходимым средством воспитания. И тогда ребенок обязательно добьется успеха, и вы непременно будите им гордиться.
  14. А Светлана Владимировна  Лободина, компетентный в этом вопросе человек  советует не упустить еще один крайне важный момент. Она убеждена, что «научить ребенка мастерству когда-нибудь сможет хороший учитель. Задача родителей – научить его чувствовать, сопереживать, сострадать. Только тогда он сможет стать прекрасным человеком и настоящим творцом». Оспорить это сложно.

   Подводя итог, следует отметить, что для развития способностей важны обучение, воспитание и, конечно же, проявление активности самого ребенка в разных видах деятельности, способствующей развитию именно его способностей.

Страница № 4. «Камни преткновения»

    Мы с вами пришли к выводу, что для достижения  успеха в развитии способностей,  прежде всего необходимо увидеть в ребенке «сплетение дарований», затем надо помочь ему раскрыться; необходимы интуиция, искренняя  любовь к ребенку и огромное терпение. Но как часто, выполнив все эти условия, мы все же иногда попадаем в ситуацию, когда вдруг успеха становится меньше. Мы чувствуем: на что-то наткнулись - отвлекающий фактор или, как по-другому можно сказать, камень преткновения. Образно можно описать так - дерево или что-то еще плывет по реке и ... зацепилось. И если точно увидеть, где отцепить, то оно опять быстро поплывет. Так же происходит с нами, когда мы плывем по реке жизни (источник: subscribe.ru).

    Что такое камень преткновения? В словаре он определяется следующим образом: «Камень преткновения - 1. это то, обо что спотыкается невнимательный человек на пути к цели; 2. основное препятствие на пути к цели».  Есть еще очень интересный синоним этому крылатому выражению – это, оказывается, слово соблазн, которое, в свою очередь, определяется как повод для греха. Соблазны бывают разные: спрятаться за чужой спиной, переложить ответственность на другого человека, опереться на сомнительные советы и рекомендации, слегка отдохнуть, выбрать «легкий» путь...  Вот так мы иногда и цепляемся за свои камни преткновения. Интересно,  правда? Хочется сразу найти свой камень преткновения, убрать и шагнуть к успеху. Источник успеха заключается в том, чтобы предсказать ситуацию и справиться с ней. Попробуем вместе «нащупать» камни преткновения, т.е. основные причины, мешающие развитию способностей. (Родители  работают в группах.  По окончании  работы листы ватмана от каждой группы вывешиваются на классной доске, и озвучиваются варианты решения проблемы. Классный руководитель  благодарит родителей  за плодотворную и дружную работу, подводит  итог ее ).

    Из всех найденных камней преткновения хочу выделить три самых «крупных» на сегодняшний день.

    Во-первых, - лень. Этот злостный разрушитель способен даже самые явные, самые уникальные способности свести к нулю. Ян Амос Каменский писал: «Наши предки имели обыкновение говорить, что праздность – подушка сатаны. И совершенно верно. Ведь кого сатана найдет не занятым трудами, того он займет сам сперва дурной мыслью, а затем также и позорными делами. Итак, благоразумно уже с нежного возраста не оставлять человека праздным, но постоянно занимать его трудами, т.к. таким образом заграждается дорога злейшему искусителю. Я разумею, конечно, труды, которые не превышают сил ребенка…» Ценный совет!

    Во-вторых, чрезмерное пристрастие к телевизору. Телевизор не только съедает драгоценное время, предназначенное для роста и развития способностей ребенка, но и подрывает нравственные основы личности, здоровье ребенка. Во многих семьях, к сожалению, телевизор включен целый день (просто так, для фона, чтобы не было скучно). Рядом с телевизором может играть  малыш, а в двух шагах от экрана готовить уроки первоклассник. Понятно, что кроме вреда такой «просмотр»  ничего не приносит. Ребенок, который каждый день видит по телевизору стрельбу, убийства , насилие, пытки, космические войны и прочие непристойности, постепенно теряет чувство ценности и неповторимости каждой человеческой жизни, становится равнодушным, черствым, жестоким, агрессивным (приплюсуем и глубокую развращенность как  порождение голубого экрана).

    В-третьих, отрицательное воздействие на способности оказывает неправильно организованный мир детской игры. В.М. Григорьев, собиратель народных игр, считает, что  играть стали хуже: «…качество игр стремительно падает. Все больше примитивных игровых  форм – шалостей, проказ, забав, стоящих уже на последней грани игры и все чаще переходящих в озорство и даже хулиганство: забавы с огнем, взрывами, мучительством животных, а то и людей, бессмысленное  разрушительство и т.п.». [5].  На вопрос: «Какие ты знаешь игры? » - дети младших классов просто не могут ответить. Многие из них  называют компьютерные игры, а большинство вместо игр называют игрушки, которыми они просто манипулируют.  Какие же игрушки просит купить родителей современный ребенок? Это – злобные кровожадные монстры и вампиры, черепашки – наемные убийцы (ведь так переводится слово «ниндзя») и т.п.  А какой вред наносит компьютер физическому и психическому здоровью детей? Это отдельная злободневная тема для серьезного разговора. Отмечу лишь, что нет правил, устанавливающих с какого возраста можно купить компьютер вашему ребенку. Но каждый родитель должен понимать, что преждевременное знакомство с высокими технологиями не ускорит развитие способностей у вашего ребенка, а наоборот, сузит его интересы и увлечения, а таланты ограничит компьютерными играми.

3.Заключительная беседа.

    Вот и перевернута последняя страничка нашего журнала, содержание которого, надеюсь, поможет вам сориентироваться в таком непростом вопросе как развитие способностей у детей младшего школьного возраста, добавит оптимизма и веры  в свои силы.

     Памятки со странички № 3 пусть будут у вас под руками (раздать каждому родителю).

     И будем же помнить, что каждый человек, не зависимо от того, каким делом он занимается – шьет одежду, лечит больных, поет в хоре, водит машину или учит детей, он к тому же является  и художником. Причем художником самой сложной, самой разнообразной и удивительно неповторимой картины – своей жизни! Каждый человек – живописец  своей жизненной картины, т.е. автор своей творческой биографии, красками для которой являются добродетели. Какими красками будем расписывать нашу жизнь, какими событиями и героями будем заполнять ее, зависит не только наша собственная картина жизни, но и «полотно» жизни наших детей.

     В основе  нашего журнала заключен труд еще одного педагога, имеющего почти 20-летний стаж работы с детьми, ассоциативного  члена  Общества православных врачей Санкт-Петербурга им. св. Луки Светланы  Владимировны  Лободиной. Рекомендую прочитать ее книгу «Способности ребенка. Как их развить?», изданную в СПб  (издательство «Диалог») в 2006 году (показать). Прочитав эту книгу, вы научитесь лучше понимать своего ребенка, видеть в нем скрытые от других способности и сможете помочь в развитии его природных дарований.

  Безграничной любви к детям и великого терпения желаю вам и я.

   

 Используемая литература:

  1. Борзова В.А., Борзов А.А. Развитие творческих способностей у детей. Самара: Самарский  Дом печати, 1994.
  2. Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2008.
  3. Каменский Я.А. Об искусном пользовании книгами – первейшим инструментом развития природных дарований / Пер. с лат. // Избр. пед. соч.: В 2 т. Т. 2. М., 1982.
  4. Каменский Я.А. Материнская школа / Пер. с нем. // Избр. пед. соч.: В 2 т. Т. 1. М., 1982.
  5. Лободина С.В. Способности ребенка. Как их развить? – СПб.: Издательство «Диалог», 2006.
  6. Соловейчик С. Педагогика для всех. М.: Детская литература, 1987.
  7. Стюхина Г.А. Психологические особенности и механизмы развития ребенка младшего школьного возраста. Учебно-методическое пособие (материалы курса). – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010.
  8. Сухомлинский В.А. Родительская педагогика // Избр. пед. соч.: В 3 т. М.,1981.
  9. www.piter-press.ru/
  10. www.pedlib.ru/
  11. www.psypopanalyz.ru/

    План – конспект составила Козлова Екатерина Ивановна, учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 456 Колпинского района Санкт-Петербурга, слушатель (l-ый поток 2012-2013 г.) курса «Психологические особенности и механизмы развития ребенка младшего школьного возраста» (Стюхина Г.А,), идентификатор: 260-974-392.

     Провела родительское собрание по данному плану-конспекту 06.09.2012 г. во 2 «Б» классе названной выше школы. Акт о внедрении прилагается.

6 сентября 2012 года.                                                                          (Е.И. Козлова)

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Что такое способности и как их развивать?"

Родители  постоянно спрашивают, как лучше развивать детские способности? Я думаю, что собрание, которое прошло в классе на эту тему, помогло родителям,ответить их вопросы....

Родительское собрание Способности. Виды способностей

Материал для родительского собрания в 4 классе...

Особое зрение поэта: способность видеть чудеса, способность удивляться

Особое зрение поэта: способность видеть чудеса, способность удивляться                миру».  С. Я. Маршак «Ландыш...

Родительское собрание "Что такое способности"

Родительское собрание "Что такое способности"...

Родительское собрание по теме: «Формирование математических способностей у детей 6-7 лет» Собрание-практикум Цель: объединение усилий школы и семьи в формировании математических способностей.

Быть готовым к школе сегодня это не только уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе это уметь всему этому учиться.Задачи:1.    Сформировать представление родителей о математ...

Презентация к уроку литературного чтения в 2 в классе «Особое зрение поэта: способность видеть чудеса, способность удивляться миру». С.Я. Маршак «Ландыш».

Урок помогает обучающимся творчески осмыслить стихотворение, активизировать умственную деятельность. На данном уроке происходит литературное расследование, решаются не только познавательные поэтически...

Урок литературного чтения в 2 в классе «Особое зрение поэта: способность видеть чудеса, способность удивляться миру». С.Я. Маршак «Ландыш».

Урок литературного чтения в 2 в классе «Особое зрение поэта: способность видеть чудеса, способность удивляться миру». С.Я. Маршак «Ландыш»....