будьте бдительны!
статья по теме

Ячменёва Алёна Михайловна

материал о профилактике детского алкоголизма и курения. указаны причины, побуждающие детей попробовать спиртные напитки, сигареты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon o_profilaktike_detskogo_kureniya_i_alkogolizma.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

       Будучи уверенными в том, что дети ничего не знают об алкоголе и табаке, взрослые не считают нужным специально объяснять, чем опасно знакомство с этими веществами. Между тем установлено, что уже к  7-9 годам мальчики и девочки обнаруживают определенную осведомленность об одурманивающих веществах. Младшие школьники могут перечислить довольно много марок табачных изделий, наименований алкогольных напитков. Они имеют представление и о том, как действуют никотин и алкоголь на организм человека, даже если личного опыта использования этих одурманивающих веществ у них нет: возникает головокружение, меняется настроение и т.д.

      С одной стороны, дети, конечно, знают, что употребление алкоголя и курение опасны для здоровья. С другой, они далеко не всегда понимают и могут объяснить, в чем конкретно заключается эта опасность, повторяя традиционные «страшилки» взрослых: «Если будешь курить – заболеешь, от вина живот будет болеть» и т.д.

Дети почти ежедневно оказываются свидетелями сцен, демонстрирующих «привлекательность» одурманивающих веществ или  во всяком случае их «безвредность»: реклама пива на экране телевизора, праздничное застолье дома, красивая дама на скамейке с дымящейся сигаретой…. В сознании ребенка возникает так называемый когнитивный (информационный) диссонанс – одновременное присутствие противоречивых  сведений об алкоголе и курении. Именно этот когнитивный диссонанс является основой для возникновения любопытства к одурманивающим веществам. Ребёнку становится интересно: а что на самом деле представляют эти таинственные вещества? Почти треть младших школьников утверждают, что хотели бы попробовать алкоголь, не прочь покурить.

Сегодня возраст приобщения к одурманивающим веществам постоянно снижается. Есть дети, которые уже в 6-7 лет пробовали вино за праздничным столом или вместе с приятелями тайком курили в подъезде. Чем раньше ребёнок знакомится с одурманивающими веществами, тем выше риск того, что в более зрелом возрасте у него возникает пристрастие к алкоголю, курению.

В младшем школьном возрасте ребёнок проходит через так называемый кризис семи лет. Он связан с изменением социальной позиции ребенка. Теперь он школьник: у него новые обязанности и возможности, новое окружение. Он знакомится с множеством людей – учителями, одноклассниками и т.д. Считается, что кризис семи лет – это рождение социального «Я» ребенка.

Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей. Теперь наибольшую значимость для ребенка представляет все, что так или иначе связано со школой, - школьные успехи, отношение учителя, отношение одноклассников и т.д. для ученика его ситуация в школе – мощный источник положительных и отрицательных эмоций.

Ситуация в школе во многом может повлиять на формирование определенного отношения к алкоголю и курению. Ребёнок, не нашедший себя в школе, чувствующий себя изгоем, пытается найти особые компенсации позиции отстающего. Тут все способы хороши, в том числе и попытки продемонстрировать свою самостоятельность, используя атрибуты взрослости. Причем, если в младшем школьном возрасте это просто демонстрация, то впоследствии для подростка это становится и способом получения положительных ощущений, избавления от неприятных переживаний, связанных, в том числе, и со школой.

Поэтому необходимо: во-первых, позаботиться о том, чтобы у ребенка не формировался комплекс неполноценности(или сделать все, чтобы избавить ребенка от этого комплекса). Нужно дать ему шанс почувствовать себя хоть в каком-нибудь деле успешным. Это может быть спорт, опека младшего брата – любая деятельность. Во-вторых, важно замечать любые, даже малейшие, продвижения в учении. Если у ребенка в стройном ряду «двоек» появилась хотя бы одна «тройка» - это победа! Эффективно и действенно сравнение его сегодняшних результатов со вчерашними.

Наиболее типичной схемой поведения младших школьников является реакция имитации, или подражания. Через стадию «маленьких обезьянок», копируя черты человека, который наиболее авторитетен для него. Чаще всего таким образцом для младшего школьника являются его родители. И тут особое значение имеет  отношение взрослого к одурманивающим веществам. Не случайно в семьях, где есть курильщики, дети раньше приобщаются к курению.

Ещё одна поведенческая реакция – это демонстрация своей взрослости, отражающая стремление к самостоятельности. Зачастую способом такой демонстрации становится курение или  знакомство с алкоголем. Чтобы ребенок выбрал другие способы самоутверждения, необходимо создать условия, при которых он сможет почувствовать свою значительность, самостоятельность без вреда для здоровья.

В настоящее время точно установлено, что существует генетически обусловленное нарушение, при котором в организме человека вырабатывается недостаточное количество эндорфинов – веществ, ответственных  за возникновение положительно окрашенных ощущений ( недаром эти вещества называют «веществами удовольствия»). Люди с таким нарушением подсознательно ищут способ компенсировать недостаток эндорфинов, поэтому алкоголь, курение, наркотики могут представлять для них особую привлекательность. В этом случае даже единственная проба того или иного одурманивающего вещества чрезвычайно опасна, поскольку зависимость от химического стимулятора формируется очень быстро. Необходимо с раннего возраста учить ребенка иным – не наносящим ущерба здоровью – способам регуляции своего состояния. Особое значение здесь приобретают занятия спортом, закаливание, повышающие общий тонус организма и стимулирующие образование эндорфинов.

Помимо биологических факторов риска негативную роль могут сыграть и некоторые характерологические особенности ребенка. В данном случае речь идет об акцентуации характера. Психологи определяют акцентуацию как чрезмерное заострение некоторых  личностных черт.

В зоне риска находятся дети с неустойчивым типом акцентуации характера. Для них характерны быстрая переключаемость, неспособность длительное время сосредотачиваться на выполнении задания, повышенная утомляемость даже при не очень сложной работе. Начиная какое-то дело, они часто не доводят его до конца. Их отличают резкие перепады настроения, жажда развлечений, поиск новых ощущений. Поэтому такие дети легко идут на эксперименты с алкоголем и приобщаются к курению. Причем именно возникающий при этом эффект измененного состояния для них чрезвычайно привлекателен.

Особого внимания требуют и дети с истероидным типом акцентуации. Их отличительной чертой является стремление постоянно быть центром  внимания окружающих. Часто им даже не важно, хвалят их или осуждают, главное чтобы именно они были темой разговора. Ради популярности они готовы совершать  даже те поступки, которые в душе не одобряют . поэтому такие дети могут пробовать алкоголь и курить даже не потому, что им это нравится, а чтобы выделиться, подчеркнуть свою непохожесть, «взрослость».

Огромное значение имеет нравственная атмосфера в доме, эмоциональная близость и доверие домочадцев друг другу.

Очень опасно воспитание по типу гипоопеки, когда дети испытывают явный недостаток внимания со стороны взрослых, оказываются представленными самим себе. Причины гипоопеки могут быть разные. Родители могут пренебрегать своими обязанностями, постоянно конфликтовать между собой и в пылу борьбы совершенно забывать о сыне или дочери. Но гораздо чаще причина гипоопеки совсем иная- загруженность родителей на работе.

Но опасна не только гипоопека, но и прямо противоположный тип воспитания – гиперопека. В этом случае родители с раннего детства контролируют буквально каждый шаг ребенка, не давая ему возможности проявить самостоятельность. В результате ребенок не получает собственного опыта преодоления трудностей, борьбы с неудачами, побед над собой.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Будем делать хорошо и не будем плохо!"

Помните, что доброта, милосердие вырабатывались человечеством в те­чение столетий для того, чтобы всем было легче жить, общаться друг с дру­гом, чтобы это общение приносило радость. Надо так ж...

Символ года грядущего - 2014 и Будь бдительным на льду.

Работы выполнила Королёва Александра с ОВЗ. Ребёнок одарённый с художественной точки зрения, выполняет прекрасные работы из различных материалов - красок, бумаги, пластилина....

Будь современным-будь толерантным!

Конспект  классного часа в 4 классе.Классный час требует преварительной подготовки детей. Проводится в групповой форме. Конспект разработан с коллегой Сосиной Ириной Николаевной....

" Будь современным-будь толерантным! "

Презентация к классному часу в 4 классе....

Будьте бдительны на улицах!

Памятка для родителей...