Адаптация ребенка к школе
методическая разработка (1 класс) по теме

Материал для родительского собрания в 1 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon adaptaciya_rebyonka_k_shkole.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптация ребёнка к школе.

        От того, как ребёнок привыкает к школе, зависит многое: учёба, успеваемость, желание учиться, его настроение.

        Школа – это не только новые условия жизни – новые контакты, отношения, обязанности. Школа – это совершенно новая жизнь, которая требует от ребёнка выполнения правил, соблюдения дисциплины, ограничения своих желаний. Делать ребёнку нужно не только то, что хочется, но и то, что надо. Мобилизовать свои интеллектуальные и физические силы. Всё это требует серьёзной психологической подготовки и привыкания к новым условиям.

        Адаптация – это способность менять своё поведение в зависимости от изменения социальных условий, приспособление к новым условиям среды.

        Физиологической основой адаптации является установление динамического стереотипа на какие-либо условия.

        Адаптация к школе происходит не сразу. Не неделя, не день требуется для того, чтобы освоиться в школе по-настоящему.

        Для первоклассников период адаптации к школе обычно составляет от 4 – 7 недель. А наиболее сложными будут первая и четвёртая неделя. Хотя некоторые дети могут привыкать и в течение всего года.

        В адаптационный период поведение детей меняется: некоторые становятся очень шумные, кричат, часто отвлекаются на уроках, другие напротив зажаты, робки, излишне скованны, при малейшей неудаче плачут, у других нарушается сон, аппетит, часто болеют. Иногда возникает капризность, интерес к игрушкам, книжкам для маленьких детей.

        Все эти нарушения вызваны той нагрузкой, которую испытывает психика ребёнка, его организм в связи с резкими изменениями образа жизни, усложнением требований. Двигательная активность снижается, увеличивается умственная нагрузка.

        Трудности адаптации испытывают все дети, но проявляется у каждого по-разному.

Характер и длительность адаптации зависит:

  1. Возраста ребёнка – число детей не готовых к школе в 6,5 лет – 32%, в 7 лет – 13%. В 6,5 лет работоспособность быстрее падает к концу урока, накапливается утомление.
  2. От уровня развития ребёнка и состояния его здоровья: чем лучше ребёнок развит, тем быстрее он привыкает – у него есть необходимый запас знаний, на базе которого будет построена работа в классе.
  3. Частые заболевания ослабляют организм. Ребёнок быстрее утомляется, работоспособность снижается.
  4. От типа ВИД, дети с сильным типом нервной системы могут достаточно долго и напряжённо работать с хорошим настроением (сангвиники, флегматики). Дети со слабым типом быстрее отвлекаются, более медлительны.
  5. Правильного воспитания в семье: нет конфликтной ситуации, единство требований со стороны родителей.
  6. Посещал ли ребёнок ДОУ.

Период адаптации сложен для любого ребёнка, т.к. на его протяжении происходит разрушение старых стереотипов, формирование новых навыков взаимодействия с миром. У первоклассников кризис адаптации может происходить достаточно остро, т.к. изменения происходят в двух сферах:

  1. Изменение общих условий и режима жизнедеятельности
  2. Смена социальной среды и круга общения

Ломка стереотипов сопровождается нарушением поведения, эмоциональным напряжением, ощущением дискомфорта, значительными энергетическими тратами и перегрузками.

У детей могут доминировать отрицательные эмоции, повышенная тревожность, фиксация на трудностях и неудачах, активность в этих случаях снижается, и процесс адаптации замедляется.

Дети, обладающие устойчивой положительной самооценкой, спокойно могут переносить трудности свойственные процессу адаптации. Если же самооценка ребёнка низкая, то для него характерно преобладание отрицательных эмоций, плохого настроения, фиксации на неудачах и промахах.

Выделяются следующие уровни адаптации: (по Чуткиной Н.Е.)

  1. Высокий уровень – дети положительно относятся к школе, воспринимают учебные требования, легко усваивают учебный материал, внимательно слушают объяснения учителя, проявляют интерес к учебной работе, имеют благоприятный статус в коллективе сверстников.
  2. Средний уровень – посещение школы не вызывает отрицательных эмоций, дети понимают учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно, усваивают основное содержание учебной программы, но нуждаются в контроле взрослого, сосредотачиваются только на интересном, дружат со многими детьми в классе.
  3. Низкий уровень – отрицательное отношение к школе, частые жалобы на здоровье, подавленное настроение, нарушение дисциплины, фрагментарно усваивает учебный материал, не могут работать самостоятельно, не проявляют интерес к учебной работе, нет близких друзей, нерегулярно готовятся к урокам, нуждаются в постоянном контроле взрослого.

Немаловажным фактором является поддержка взрослых. Не следует критиковать ребёнка, сравнивать его с другими детьми.

Важно вселить уверенность в свои силы, не давать поддаваться унынию, иначе бороться с апатией будет труднее.

Нередко родители ругают ребёнка, что поздно пришёл из школы, часто звонят друзья, однако в этот период ребёнок активно сотрудничает со сверстниками.

От того, какую нишу займёт ваш ребёнок при распределении социальных ролей, зависит весь период его обучения в школе. Вспомните, как тяжело избавиться от имиджа «жадины», «ябеды» и др.

Первая учительница – это важный человек в жизни ребёнка. Хорошо с ней установить тесный контакт, прислушиваться к её советам.

Сосед по парте – немаловажный фактор успешности работы первоклассника. Обязательно поинтересуйтесь, как складываются отношения с детьми, сидящими вместе. Может ваш ребёнок мешает кому-то на уроках, не пугайтесь, постарайтесь побеседовать с вашим школьником, чтобы он уважал товарища, когда тот работает. Обязательно хвалите, если получилось.

Что могут сделать родители, чтобы облегчить адаптацию к школе:

  1. Соблюдать режим дня. Режим – это порядок в жизни ребёнка. Сон 9 – 10 часов, ложиться в одно и то же время, не позднее 21 ч., перед сном не смотреть телевизор, не заниматься спортом, не устраивать «взбучку». Рекомендуются тихие спокойные игры, тогда сон будет спокойным и глубоким. По необходимости можно ввести ребёнку дневной сон.
  2. Обязательная прогулка на воздухе 2 – 3 ч. во время адаптации идёт снижение двигательной активности, ребёнку нужна разрядка. Не лишать прогулки в наказание, нанося тем самым вред здоровью. Снижая работоспособность, не даём возможности улучшить ребёнку учёбу.
  3. Ограничение просмотра телевизора и компьютера (напряжение зрения, нагрузка на психику)
  4. Питание – полноценное, регулярное, витамины.
  5. Приучать ребёнка делать уроки в одно и то же время, не оставлять выполнение заданий на позднее время. Спокойная обстановка для выполнения уроков, место для уроков, уважение к труду школьника.
  6. Психологический настрой: не ругать за ошибки, ребёнок впитывает установки родителей «опять плохо» или «у тебя получиться». Чаща хвалить за то, что получается. Для успеха нужны постоянные тренировки, заинтересованность родителей.
  7. В 7 лет основное новообразование – ответственность за порученное дело, за учёбу. Помогать, но не делать за него
  8. Не перегружать ребёнка кружками и секциями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптация ребенка к школе.

Данный теоретический материал можно использовать для работы с родителями в 1 классе.Мы с коллегой использовали  его для выступления на курсах повышения квалификации по теме "Здоровый образ жизни"...

Готовность к школьному обучению, как необходимый компонент успешной адаптации ребенка к школе.

Статья, описывающая: фазы адаптации, критерии подготовки к школе, причины школьной дезадаптации....

Адаптация ребенка к школе

Адаптация ребенка к школе— довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма.  Наблюдения показывают, что относительно устойчивое приспособление к школ...

Адаптация ребенка к школе.

Данный материал поможет учителю провести родительское собрание, посвященное проблеме адаптации ребенка к школе....

"Мой ребенок стал учеником. Адаптация ребенка в школе."

Расширение представления родителей о готовности детей к школьному обучению.Участие  родителей в воспитание своих детей....

Конспект родительского собрания "Адаптация ребенка к школе. Как помочь ребенку"

Конспект родительского собрания для первых классов на тему "Адаптация ребенка в школе. Как помочь ребенку"...

Разработка родительского собрания в 1 класса "ЗДравствуй, школа!". Адаптация ребенка в школе.

Разработка родительского собрания в 1 класса "ЗДравствуй, школа!". Адаптация ребенка в школе....