Трудности адаптации первоклассников к школе
план-конспект урока (1 класс) по теме

Ворогушина Наталья Викторовна

Материал содержит советы родителям по адаптации учащихся первого класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trudnosti_adaptacii_pervoklassnikov_k_shkole.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Трудности адаптации первоклассников к школе

Штурмуйте каждую проблему с энтузиазмом,

как если бы от этого зависела Ваша жизнь.

Л. Кьюби

        Задачи: ознакомить родительский коллектив с особенностями адаптации детей к первому году обучения в школе; предложить практические советы по адаптации ребенка к школе.

        Форма проведения: круглый стол.

        Вопросы для обсуждения: физиологические и психологические трудности адаптации первоклассников к школе; система взаимоотношений ребенка в семье в период адаптации к школьному обучению.

        Подготовительная работа: подготовка фотовыставки «Ура! Мы – школьники», рисунков учащихся «Мои первые дни в школе», оформление класса; подготовка памятки для учащихся.

Ход собрания

1. Вступительное слово

        Сегодня на собрании нам предстоит ответить на многие вопросы. С какими физиологическими и психологическими трудностями столкнулись ваши дети в период адаптации к школьной жизни? Как можно преодолеть возникшие трудности?

        Классный руководитель объявляет тему собрания, формулирует цели и задачи, представляет перечень вопросов, на которые предстоит ответить. Собрание начинается с обсуждения с родителями первого школьного дня ребенка.

        Родители делятся друг с другом и классным руководителем теми впечатлениями, которые оставил первый школьный день в душе ребенка, как его поздравляли члены семьи, какие подарки получил ребенок в кругу семьи в честь того, что он стал школьником.

2. Родительский практикум

        Родительский практикум проходит в виде игры «Корзина чувств». Это может выглядеть примерно так: «Уважаемые мамы и папы! У меня в руках корзина, на дне которой находятся самые разнообразные чувства, которые только может испытывать человек. После того, как ваш ребенок переступил школьный порог, в вашей душе, в вашем сердце прочно поселились определенные чувства и эмоции. Опустите руку в корзину и возьмите то чувство, которое вас переполняет более всего в тот период времени, что ваш ребенок находится в школе, и назовите это чувство».

        Родители называют чувства, которые их переполняют, от которых они страдают. Такое задание позволяет выявить проблемы и трудности семей, связанные со школьным обучением ребенка и помогает обсудить эти проблемы в ходе собрания.

3. Выступление врача

        Врач школы или приглашенные на собрание специалисты лечебных учреждений знакомят родителей с физиологическими и психологическими проблемами в здоровье ребенка, которые могут быть связаны с изменением статуса. Специалисты должны обратить внимание родителей на следующее:

- изменение режима дня ребенка в сравнении с детским садом, у4величение физической нагрузки

- необходимость смены учебной деятельности ребенка дома, создание условий для двигательной активности ребенка между выполнением уроков

- наблюдение родителей за правильной позой во время домашних занятий, соблюдение правил освещения рабочего места

- предупреждение близорукости, искривления позвоночника, тренировка мелких мышц кистей рук

- обязательное введение в рацион ребенка витаминных препаратов, фруктов и овощей

- организация правильного питания ребенка

- забота родителей о закаливании ребенка, максимальное развитие двигательной активности, создание в доме спортивного уголка, приобретение спортивного инвентаря: скакалки, гантели и т.д.

- воспитание самостоятельности и ответственности ребенка как главных качеств сохранения собственного здоровья.

4. Выступление психолога

        Психолог рассказывает родителям о способах предопределения психологических трудностей адаптации учащихся первого класса.

- создание благоприятного психологического климата в отношении ребенка со стороны всех членов семьи

- роль самооценки ребенка в адаптации к школе (чем ниже самооценка, тем больше трудностей у ребенка в школе)

- первое условие школьного успеха – самоценность ребенка для его родителей

- обязательное проявление родителей интереса к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню

- обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения с ними после школы

- недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников)

- Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания

- учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к школе, быстро теряют к ней интерес, если чувствуют со стороны взрослых насилие, сарказм и жестокость. – предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля за его учебной деятельностью

- поощрение ребенка и не только за его учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребенка. Развитие самоконтроля и самооценки, самодостаточности ребенка.

5. Подведение итогов

        Известный педагог и психолог С. Соловейчик, имя которого значимо для целого поколения учеников, родителей и учителей, в одной из своих книг опубликовал правила, которые могут помочь родителям подготовить ребенка к самостоятельной жизни среди своих одноклассников в период адаптационного периода. Родителям раздается памятка, содержащая эти правила.

        Очень хорошо, если родители поместят эту памятку в комнате или в рабочем уголке своего ребенка на видном месте. Желательно в конце недели обратить внимание ребенка на то, какие правило у него получается выполнять, а какие – нет и почему.

Памятка для учеников

  1. Не отнимай чужого, но и своё не отдавай.
  2. Попросили – дай, пытаются отнять – старайся защититься.
  3. Зовут играть – иди, не зовут – спроси разрешения играть вместе, это не стыдно.
  4. Не дерись без причины.
  5. Играй честно, не подводи своих товарищей.
  6. Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого ничего не проси.
  7. Будь внимателен везде, где нужно проявить внимательность.
  8. Из-за отметок не плачь, будь гордым. С учителем из-за отметок не спорь и на учителя за отметки не обижайся. Старайся всё делать вовремя и думай о хороших результатах, они обязательно у тебя будут.
  9. Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.
  10.  Старайся быть аккуратным.
  11. Почаще говори: Давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем домой.
  12. Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты – неповторимый для самого себя, родителей, учителей и друзей!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в 1 классе на тему "Трудности адаптации первоклассников к школе"

Задачей родительского собрания является знакомство родителей с особенностями адаптации детей к первому году обучения в школе. ...

Трудности адаптации первоклассников к школе

Родительское собрание Трудности адаптации первоклассников к школе. Цель: объединение усилий школы и семьи по «снятию» адаптационных проблем ребенка - первоклассника. Задачи: Изучение механ...

"Трудности адаптации первоклассников в школе"

- создание благоприятного психологического климата в отношении ребёнка со стороны всех членов семьи;- роль самооценки ребёнка в адаптации к школе;- первое условие школьного успеха – самоценность ребён...

Трудности адаптации первоклассников к школе

Материал к родительскому собранию в 1 классе...

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ В 1 КЛАССЕ НА ТЕМУ "Трудности адаптации первоклассников к школе"

ПЛАН СЦЕНАРИЯ  РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ  В 1 КЛАССЕ НА ТЕМУ: «ТРУДНОСТИ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЕ», форма проведения - круглый стол....

Родительское собрание "Ваш ребёнок - первоклассник. Трудности адаптации первоклассников в школе"

Родительское собрание «Ваш ребёнок – первоклассник. Трудности адаптации первоклассников в школе» У детей большие различия паспортного и физиологического развития. Сегодня н...