Советы родителям от психолога.
материал

Зуева Анна Ивановна

Несмотря на то, что на дворе век информационных технологий, интрнет есть у каждого в доме, однако и по сей дей у родителей остается много вопросов по воспитанию детей. В предоставляемом сейчас потоке информации, родители теряются и не знают как себя вести. Психолог остается незаменимым советноком в мире воспитания. Чтобы как-то помочь родителям, я стараюсь дать родителям хотя бы общую информацию, причем не только в устном виде, но и в письменном, в виде шпаргалок и советов для родителей. Как показывет практика (хоть и небольшая), подобные памятки пользуются спросом и расходятся достаточно быстро.

Воспитание детей – непростая задача, не та, с которой можно запросто справиться. Родители отвечаеют за заботу и формирование личности маленького ребенка, и то, как они будут делать это, определит, каким будет  ребенок, когда вырастет. К сожалению родителей, дети не рождаются с инструкциями по использованию, которые бы подсказали родителям, что именно нужно делать и когда, чтобы ребенок вырос всесторонне развитым, ответственным человеком.

Помня о том, что все люди отличаются друг от друга, у каждого своя динамика в семье, существует ряд вещей, которые обычно могут по взаимному соглашению рассматриваться, как универсальные рекомендации по воспитанию детей, которые станут здравомыслящими людьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

От 3 до 5: возраст открытий.

Внимание к главному.

Дети – это другие люди. Их психика устроена не так, как у нас, взрослых. Природа одарила маленьких детей особым типом мышления. С самого рождения разум ребенка впитывает все то, что он видит, слышит и чувствует, как губка воду – быстро, полностью. Ребенок вбирает в себя жизнь целиком – не прилагая усилий, не задумываясь, не стараясь запомнить, не имея четкой цели. Благодаря этому в фантастически короткий срок он учится сидеть, ходить, говорить, понимать других людей. Но эта особенность мышления постепенно угасает. В три года ребенок будто начинает заново жить. Теперь он уже способен (и намерен) сознательно разобраться в окружающем его мире и в самом себе. Новое он открывает и запоминает через многочисленные повторения разных действий и бесконечные вопросы старшим. Он требует уважения к себе и к тому, что он делает, и стремится к своей автономии, к независимости.

Задача взрослых.

Внимательно наблюдать за жизнью ребенка, не делать за него того, что он уже может сделать сам, и чаще давать ему возможность сосредоточенно заниматься… чем-нибудь. Пусть помогает вам готовить завтрак, рисует, складывает конструктор, играет. На прерывайте его, когда он всерьез увлечен каким-то делом.. В такие моменты развивается его мышление, взрослеет его личность, раскрывается душа.

От 6 до 12: возраст исследований.

Внимание к главному.

К шести годам ребенок теряет спонтанное восприятие окружающей жизни. Все активнее развиваются его интеллект и память. Именно поэтому в 6-9 лет дети становятся исследователями окружающего мира. Они экспериментируют, ставят опыты, а после девяти с легкостью формулируют гипотезы и отыскивают их доказательства. Они активно меряются друг с другом знаниями, а в 11-12 лет у них появляется отчетливое стремление овладеть законами поведения в обществе. Узнавать новое – именно в этом они нуждаются сейчас больше всего. Но парадокс в том, что удовлетворить эту внутреннюю потребность ребенок может, только оставаясь свободным: ему важно самому решать, что читать и сколько, что писать и когда, как считать и где. Ему необходимо чувствовать, что это его учеба, его выбор, его жизнь, а не мамы или учительницы.

Задача взрослых.

Предоставить детям свободу выбора и поддерживать любой их исследовательский интерес. Это не значит разрешать все что угодно. Свобода и безалаберность – разные вещи. Чтобы свобода выбора была настоящей и педагогически эффективной, надо, чтобы ребенку было из чего выбирать. Не всегда нужно участвовать напрямую в том, чем он занимается, но важно делиться с ним своими интересами. Есть прекрасная метафора: ухаживая за растением, садовник поливает его, удобряет, но не тянет за верхушку, чтобы оно поскорее выросло!

 

От 13 до 17: возраст потрясений.

Внимание к главному.

Это время глубоких преобразований в психике ребенка. По своей интенсивности и важности для развития оно сопоставимо лишь с самым ранним периодом его жизни. Подростки очень уязвимы. Они чувствительны, ранимы и застенчивы, чувствуют себя неловко, говорят невпопад. Они впервые переживают риск любовного опыта – подростки желают любви и боятся его. Их поведение редко бывает стабильным, они становятся бунтарями. В конце этого туннеля – умение регулировать свои отношения с близкими, устанавливать верную дистанцию, осознавать свою ответственность за себя и других. А вот завершается переходный возраст индивидуально: это зависит, в том числе, от желания подростка стать взрослым.

Задача взрослых.

Принять тот факт, что сейчас самый слабый и беззащитный член семьи – подросток. Предоставить ему возможность принимать самостоятельные (с неизбежными ошибками) решения и так постепенно укреплять свою веру в себя, помогать ощутить свою ответственность. Подростки нуждаются в том, чтобы слышать от нас четкие «да» и «нет»: если мы занимаем безразличную позицию, они не знают, как судить – о нас и о себе. Поэтому чем яснее вы показываете, чего именно ждете от ребенка, тем больше ясности в ваших отношениях. Впрочем, жизнь рядом с подростками непредсказуема. Лучшие из наших решений часто оказываются парадоксальными.



Предварительный просмотр:

Советы родителям:

-
Быть участвующим родителем. Зная о том, что происходит в школе и других сферах жизни вашего ребенка, вы сможете удостовериться в том, что они придерживаются правильного пути. Также важно суметь определить возможные проблемы, такие как: драки, проблемы в школе или злоупотребление наркотиками. Будучи вовлеченными в школьные занятия и установив хорошие отношения с преподавателями вашего ребенка, вы сможете показать ему, насколько вы заботитесь о нем.

-
Не нужно зависеть от школы, чтобы научить ребенка всему, что ему нужно знать. Учителя не могут сделать все сами. Важно, чтобы вы помогали своему ребенку учиться, и то, что вы будете работать со своим ребенком дома, улучшит то, как он/она будет учиться в школе. Не забывайте каждый вечер проверять его уроки, а также дайте ребенку понять, каковы ваши ожидания.

-
Не наказывайте ребенка в присутствии других людей. Если ваш ребенок плохо себя ведет, отведите его в сторону и объясните, что он сделал неправильно, и каким будет его наказание. Наказывая ребенка в присутствии других людей, вы только придете к ненужному смущению, которое может навредить самооценке вашего ребенка.

-
Старайтесь не сдаваться или уступать, если вы уже сказали «нет». Сказав ребенку «нет», а потом отступив, когда он/она начинает раздражаться, вы только научите его, что раздражение – это способ получить то, что он хочет. Это только усилит плохое поведение, нежели научит хорошему.

-
Признавайте правильное поведение вашего ребенка и его достижения. Хвалите ребенка за хорошо выполненную работу и тем самым поощряйте его хорошее поведение.

-
Не заставляйте ребенка заниматься факультативными занятиями. Если ребенок хочет принимать в них участие, поощряйте его в этом, но не заставляйте. Они должны получать удовольствие от участия в дополнительных занятиях, нежели бояться их.

-
Иногда уделяйте время и себе. Очень просто переутомиться, если вы находитесь с ребенком в течение двадцати четырех часов в сутки семь дней в неделю. Пусть ваши родители или кто-нибудь еще иногда помогают вам, чтобы вы могли устроить себе перерыв. Вы заметите, что ваш уровень напряжения снизится, и что вы будете чувствовать себя намного лучше, когда вернетесь домой.

-
Регулярно разговаривайте со своим ребенком о давлении со стороны сверстников, наркотиках, алкоголе, сексе и т.д. Позвольте вашему ребенку знать, что он может прийти к вам с любым разговором, что вы поможете ему справиться с любыми проблемами, с которыми он может столкнуться. Научите их опасности курения и другим подобным явлениям. Недостаточно сказать об этом один раз, так как дети взрослеют, они постоянно сталкиваются с давлением сверстников и попадают в сложные ситуации.

-
Научите своих детей ценить деньги. Как можно раньше научите их тому, как работает экономическая система и что важно откладывать деньги на будущее. Научите их тому, что в жизни нельзя получить что-то просто так, и что нужно заработать на то, что тебе хочется.

-
Научите своих детей ответственности, давая им различные задания по дому и заставляя их выполнять их. Удостоверьтесь, что вы даете им задания, соответствующие их возрасту, объясните, что они должны помогать вам, выполняя эти задания.

-
Цените независимость. Хорошо чувствовать себя нужным, но ваши дети также должны научиться заботиться сами о себе.



Предварительный просмотр:

КОДЕКС РОДИТЕЛЯ.

     1. Гарантируем безусловную любовь и принятие.

    Основной девиз: «Мы любим тебя таким, каков ты есть, всегда!»
    Никогда не ставьте свою любовь к ребенку в зависимость от его достижений любого характера: хорошего внешнего вида, одержанной победы в конкурсе, получения отличной оценки за контрольную или пятерки в четверти!
Ваш сын или дочь должны быть совершенно уверены в том, что любовь ваша к нему безусловна и абсолютна, и что вы и все ваши родные были бы счастливы видеть его успешным, благополучным и востребованным.

     2. Мотивируем на «достижение успеха».

    Основной девиз: «Мы все радуемся твоим успехам и достижениям!» 
    Повторяя его малышу, конкретизируйте, кто именно все: вся родня, ваши знакомые и сослуживцы, соседи, в общем, все, кому вы будете живописать его победы. «Представляешь, как тобой будут восхищаться ...» - Таня, Ваня, перечислите приятелей ребенка, чьё мнение для него значимо. Добавьте, что когда-нибудь после, «когда ты станешь взрослым и знаменитым, твои друзья будут вспоминать о том, как жили с тобой в одном дворе, ходили в одну школу».

     3. Исключаем мотивацию «избегания неудач».

     Основной девиз: «Тебе помогут стать тем, кем ты хочешь и можешь быть»
    Общий смысл: у каждого обязательно есть талант к чему-либо. В наше время для успеха в любой сфере нужно быть профи высокого класса. А это невозможно без знания компьютера, математики, родного языка, чему и научат в школе. Постарайтесь при этом обойтись без страшилок типа: «Будешь двоечником - ничего не добьешься, есть будет нечего и т. д.», избегайте употребления выражений типа: «Смотри, учись по-человечески, а не то...»

     4. Структурируем день, определив распорядок.

    Основной девиз: «Делу – время, потехе – час!»
    С первых дней постарайтесь установить достаточно жесткий режим сна, бодрствования и занятий. Ни под каким предлогом не позволяйте ребенку утром валяться в постели, заниматься чем-либо лежа или полуразвалившись в кресле. Приучите ребенка сначала с вашей подачи, а потоми самому чередовать виды деятельности - рисование, лепка, письмо, чтение, пересказ прочитанного, физкультминутка и т.д.
    Важно также установить определенное время для занятий того или иного типа: например, ежевечернее чтение и высказывание мнений по поводу услышанного, обсуждение важных событий, случившихся за день.

     5. Проявляем уважение к личности ребенка.

    Основной девиз: «Не бойся, я с тобой!» 
    Общий смысл: «Ты имеешь право на мнение и поступок, но мы всегда готовы выслушать тебя и в любую минуту придем к тебе на помощь».
    Помните, ваш ребенок - не полуфабрикат, он уже полноценная личность. Считайтесь с его желаниями и притязаниями. Вам выпала почетная и ответственная миссия родителей - сопровождать его в самом начале долгой дороги, сориентировать в сложном и противоречивом мире, помочь овладеть самой важной наукой - эффективно учиться, трудиться и общаться.

Становление личности вашего ребенка - это сложный и ответственный проект. Вам помогут в этом любовь, терпение и мудрость.

«Любить своих детей – дар особого рода. Он состоит не в том, чтобы передавать свои знания и опыт, а в том, чтобы «с радостью наблюдать распускающуюся жизнь и наслаждаться соприкосновением с душой ребенка».

Мария Монтессори

Если ВЫ хотите знать больше

  1. Мария Монтессори «Впитывающий разум ребенка».- Благотворительный фонд «Волонтеры», 2009.
  2. «Современный ребенок. Энциклопедия взаимопонимания», под редакцией Анна Варги. - Прагматика культуры, 2006.
  3. Роберт и Джин Байярд «Ваш беспокойный подросток. Практическое руководство для отчаявшихся родителей». - Академический проект, 2008.
  4. Даниэль Марсели, Гильметта де ла Бори «Практическая психология для подростков. 100 самых сложных ситуаций, которые тебе нужно пережить». – У-Фактория, 2008.



Предварительный просмотр:

5 техник по возвращению связи с Внутренним Ребёнком.

Внутренний Ребенок это то, каким ребенком человек является для самого себя. Он не виден окружающим, но выражает важнейшие проблемы самоотношения личности. Внутренний Ребенок счастлив или несчастлив в зависимости от того, как к нему относится сама личность, и как он относится к личности в целом, а также к самому себе. Именно эмоциональное состояние Внутреннего Ребенка определяет основной эмоциональный тон личности, ощущение непосредственного счастья или, наоборот, депрессии, уверенности в себе или собственной никчемности. 

Предлагаем вам 5 техник по возвращению связи с Внутренним Ребёнком! 

🔸Техника «Весенняя прозелень» 
Л. Бондс из книги «Магия цвета». 

Инструкция: 

1. Возьмите свой пиджак и скатайте его. Важно, чтобы пиджак был именно ваш.

2. Положив свернутый пиджак рядом, займите устойчивое положение на стуле, плотно прижмите стопы к полу. 

3. Двумя руками возьмите пиджак и, крепко его удерживая, положите на колени сверху. 

4. Взгляните на сверток отчетливо представив себе, что впервые взяли на руки самого себя, маленького ребенка. 

5. Теперь говорите с малышом, который никогда еще не . слышал вашего голоса. Например, повторяйте следующие слова: «Я больше никогда не покину тебя». Пауза. «Никогда. Ты будешь со мной. Ты слышишь меня?» Пауза. «Я больше никогда не оставлю тебя». Пауза. «Никогда. Ты теперь всегда будешь со мной». Пауза. «Всегда». 

6. Повторяйте это до тех пор, пока твердо не убедитесь, что «ребенок» слышит вас. 

7. В заключение возьмите маленький сверток на руки, прижмите его к груди и покачайте, как ребенка. 

Л. Бондс отмечает, что, возможно у вас возникнет необходимость повторять это упражнение раз в день в течение нескольких дней, пока ваш Внутренний Ребенок окончательно вам не поверит, поскольку «он» или «она» до сих пор жили в постоянном страхе оттого, что были покинуты, и весь «их» опыт говорит о том, что мы, взрослые люди, не уделяем своим детям должного внимания. 

🔸Техника «Приласкайте ребенка, которым вы были» 
Дж. Рейнуоттер («Это в ваших силах»). 

Данная, весьма похожая на вышеизложенную, процедура делается так. 

1. Примите удобную для вас позу, расслабьтесь, закройте глаза, войдите в расслабленное, восприимчивое состояние сознания. 

2. Выберите какой-нибудь тяжелый период вашего детства. Представьте, каким вы были тогда. Каким вы видите себя ребенка? Он сидит, лежит или идет? 

3. Обратитесь к нему. Скажите ему несколько теплых слов одобрения и поддержки. Посоветуйте ему что-нибудь. Будьте ему родителем (защитником, другом, опекуном), какого вы сами хотели иметь. Возьмите в руки мягкую игрушку, которая будет изображать ребенка, которым вы были, поласкайте, побаюкайте ее. 

4. Когда вы закончите это упражнение, обязательно запишите чувства и мысли, пришедшие вам в голову. Для многих людей это очень сильное переживание, а иногда и прорыв. 

🔸Техника "Стань родителем самому себе»
по Дж. Грэхему («Как стать родителем самому себе. Счастливый невротик») 

Инструкция: 

1. Представьте, что вы присутствуете при собственном рождении. Как только вы появитесь на свет, обратите все ваши чувства к новорожденному младенцу, возьмите его на руки, заключите в объятия и просто приласкайте, одновременно нежно глядя себе только что рожденному в глаза. 

2. Когда вы заметите, что ваше новорожденное «я» возвращает вам этот взгляд или просто видит вас, обратитесь к этому своему Внутреннему Ребенку и скажите, что вы любите и понимаете его и что поможете ему вырасти и стать взрослым. 

3.: 
- Убедите ваше Дитя, что он(о) пришло в безопасный мир, в котором вы обеспечите ему необходимую защиту и помощь. 
- Заверьте вашего Внутреннего ребенка, что он никогда не будет чувствовать себя одиноким или обиженным, что он может становиться кем захочет и каким захочет; что ему не понадобится больше бороться за победу и терпеть поражения, потому что вы, его взрослое сознание, поможете своему Дитя пройти через любые испытания. 
- Объясните вашему Внутреннему ребенку, что он не знает чувства одиночества или страха, потому что вы вознаградите его таким вниманием, что он (вы) будет расти в атмосфере любви и безопасности. 
- Убедите свое Дитя, что ему не нужно будет прибегать к отчаянным попыткам обратить на себя внимание (которые закрепляются в виде невротических и психосоматических симптомов), потому что вы будете слушать и слышать его. И слушаться везде, где это действительно надо». 

🔸Упражнение "Любимые занятия" 

Инструкция: 

1. Вспомните и запишите 25 ваших любимых занятий (пускать мыльные пузыри; рисовать; печь печенье; водить машину; плавать; танцевать....) 

2. Что из этого списка Вам по-настоящему доставляло удовольствие в раннем детстве? 

3. Что из этого списка Вам по-настоящему доставляет удовольствие сейчас? Когда последний раз вы позволили себе заняться чем-то из перечисленного вами? 

4. Поставьте дату возле каждого занятия. И не удивляйтесь, если окажется, что это было много лет назад. 

5. Выберите что-нибудь, что Вы не делали уже очень — очень давно и… сделайте это! 

🔸Техника "4 ребенка-Я" 

Инструкция: 

1. Устройтесь поудобнее в тихом месте, где никто вас не сможет побеспокоить. Представьте, что рядом с вами тот ребенок, которым вы были когда-то, и установите с ним контакт. Расспросите его, чтобы узнать, как о нем позаботиться. 

2. Выберите один из этих четырех рисунков. Того вашего внутреннего ребенка с которым в бы хотели пообщаться сейчас. 

3. Задайте ему соответствующие вопросы: 

а) ВЕСЕЛЫЙ РЕБЕНОК 

Вопросы к вашему внутреннему ребенку: 

Что тебя смешит и веселит? (Позвольте всплыть в памяти случаю из вашего детства.) 
Что обычно радует тебя сильнее всего? 
Ты часто радуешься? 
Если это не так, то что тебе мешает радоваться чаще? 

Как быть хорошим родителем для самого себя: 

Выявите свои источники радости сегодня: что доставляет вам физическое и психическое удовольствие (в одиночестве или в отношениях, с какими людьми, в каких обстоятельствах, на каких условиях...). 

Постарайтесь больше ценить их (делая «стоп-кадры», чтобы полностью переживать их). Если вам кажется, что их слишком мало, постарайтесь создавать моменты радости, вместо того чтобы ждать, когда они появятся сами в вашей жизни. Замечайте и воспроизводите эти мгновения сильных переживаний, когда чувствуете себя радостным, спокойным и собранным. 

б) ИСПУГАННЫЙ РЕБЕНОК 

Вопросы к вашему внутреннему ребенку: 

Что тебя так пугает? (Позвольте всплыть в памяти случаю из вашего детства.) 
Что тебя обычно пугает? Ты часто боишься? Что делают с твоим страхом твои родители, преподаватели, друзья? 
Тебя успокаивают? Если нет, то как бы ты хотел, чтобы тебя успокоили и ободрили? 

Как быть хорошим родителем для самого себя 

Для начала примите свой страх без стыда и чувства вины, не пытаясь преуменьшить или отвергнуть его. Вы можете сказать себе вслух: «Я боюсь». 

Глубоко дышите, чтобы ослабить стресс: делайте вдохи и выдохи через нос и как можно длиннее. 

Поймите природу своего страха (мимолетный, постоянный, смутный, конкретный...). Он может быть фобией (страх летать на самолете), тревогой, порождающей негативные сценарии (страх неудачи, страх быть покинутым...) или реакцией на чувство угрозы (ехать на метро одному в час ночи). 

Вернитесь к реальности «здесь и сейчас». Если ваш страх – это следствие проекций, не забывайте, что эмоции – это результат мыслей, которые, в свою очередь, являются результатом убеждений 

в) ПЛАЧУЩИЙ РЕБЕНОК 

Вопросы к вашему внутреннему ребенку: 

Почему ты плачешь? (Позвольте всплыть в памяти случаю из вашего детства.) 
Что тебя обычно больше всего печалит? 
Ты часто грустишь? 
Что делают с твоей печалью твои родители, преподаватели, друзья? 
Тебя утешают? Если это не так, то как бы ты хотел, чтобы тебя утешили? 

Как быть хорошим родителем для самого себя 

Прежде всего согласитесь с тем, что испытываете в данный момент, примите то, что эта эмоция присутствует, острая и мучительная. Вы можете сказать себе вслух: «Мне грустно». 

Постарайтесь найти ее причину как можно более точно. 

Поищите, что могло бы сделать эту эмоцию менее интенсивной, менее долгой, менее частой (можно поговорить об этом с близким человеком, изменить ситуацию или отношения, которые порождают печаль; подумайте о возможности терапии, если вы чувствуете, что причина неблагополучия глубокая и давняя). 

Поддержите себя, утешьте себя, доставьте себе удовольствие, заботясь о себе так, как вы позаботились бы о своем лучшем друге. 

г) СЕРДИТЫЙ РЕБЕНОК 

Вопросы к вашему внутреннему ребенку: 

Что тебя так злит? (Позвольте всплыть в памяти случаю из вашего детства.) 
Что обычно вызывает твой гнев? Ты часто сердишься? 
Что делают с твоим гневом твои родители, твои учителя, твои друзья? Тебя успокаивают? Если это не так, то как бы ты хотел, чтобы тебя успокоили и «остудили»? 

Как быть хорошим родителем для самого себя 

Прежде всего примите эмоцию, которую вы испытываете в данный момент, примите то, что она присутствует, острая и мучительная. Вы можете сказать себе вслух: «Я сержусь, злюсь, я в ярости». 

Глубоко дышите, чтобы ослабить стресс: делайте вдохи и выдохи через нос и как можно более долгими. 

Найдите то, что вызвало ваш гнев (несправедливая критика); разберитесь, что вас особенно задело («У меня было ощущение, что меня обесценили»); задайте себе вопрос, была ли ваша эмоция оправданной, но избыточной, или оправданной и соразмерной поводу. 

Чтобы гнев стал вашим союзником, начните с того, чтобы не вступать сразу в разговоры, чреватые конфликтом, чтобы иметь возможность успокоить себя с помощью дыхательных и расслабляющих техник. Затем спокойно обдумайте, как ослабить или свести на нет действие факторов, которые провоцируют ваш гнев. 



Предварительный просмотр:


Готовность к школе и условия успешной учебы

Обученность и интеллектуальное развитие - это не одно и тожеготовность к школе, подготовка к школе


Закон об образовании предусматривает поступление детей в школу с шести с половиной лет.

В этом возрасте не только каждые полгода, но и каждые два-три месяца очень существенны для развития детей. Шестилетки в целом принадлежат еще дошкольному миру. Эксперименты двадцатилетней давности по их обучению показали, что ребенок шести лет действительно способен усваивать учебный материал. Но при этом у него еще сохраняется острая потребность играть. Это ребенок играющий. Поэтому обучение шестилеток изначально задумывалось как обучение игровое.

Девочки по всем психофизиологическим законам созревают раньше, чем мальчики. Они более социально-адаптивны и усидчивы. Мальчики созревают для дисциплинарной школьной среды гораздо медленнее. Им нужно дольше играть, чем девочкам. Недоигравшие мальчики - это горе для учителя и сплошные учебные проблемы для самого ребенка. Очень часто мы встречаем
неровные классы: там сидят готовые к обучению прилежные девочки и маленькие мальчики, возящие под партой машинки.

Если говорить формально, то детские психологи выделяют несколько критериев готовности детей к обучению в школе.

1.
Интеллектуальная готовность (способность к концентрации внимания, умение строить логические связи, развитие памяти, мелкая моторика);

2.
Эмоциональная готовность (мотивация к обучению, умение сосредоточиться, управление эмоциями);

3. 
Социальная готовность (потребность в общении, коррекция поведения в коллективе, способность обучаться).

В принципе, то интеллектуальное развитие, которое получает ребенок с рождения, как в семье, так и в детском садике, те сведения о жизни вообще, которые он черпает из окружающей обстановки, для подготовки к началу обучения в обычной школе в общем достаточны. Любой ребенок к окончанию детского садика, как правило, умеет считать до десяти, знает буквы (может, не все, но это не страшно), может в какой-то мере пользоваться логическим мышлением.

Кстати, если не отмахиваться от вопросов, которые начинает вам задавать ребенок, и не отгораживать его от вашей окружающей взрослой жизни - подготовка к школе будет идти естественно и без напряжения.

Скажем, если вы периодически берете ребенка хотя бы в магазин, он может попробовать посчитать, сколько нужно денег, чтобы купить ему, к примеру, конфету; если конфета стоит шесть-семь рублей, то сколько денег дадут ему обратно, если мама вручит ему десять рублей и разрешит купить конфету самостоятельно? Какую конфету он желает купить - вот, написаны названия, пусть назовет хотя бы три первые буковки?…

Таким образом, ребенок научится хотя бы в первом приближении читать, считать, делать выбор и совершать некоторые самостоятельные действия. А это, собственно, и есть основа подготовки к школе - чтобы ребенок не просто выпаливал заученные цифры и буквы, а умел сориентироваться в ситуации и был способен думать.

Поступление в первый класс вовсе не всегда и не обязательно связано с развитием. Более того, очень часто родители первоклассников жалуются на то, что ребенок, прекрасно рисовавший в дошкольном возрасте, любивший учить стихи, постоянно что-то сочинявший, выдумывавший, вдруг становится вялым, скучным, отказывается от любимых занятий, капризничает. Обычно это происходит, когда учебная нагрузка оказывается чрезмерной для малыша. Все его свободные силы в этом случае уходят на преодоление сложностей в обучении.

Первый класс - это, прежде всего, письмо. Письмо отнимает столько сил, что у детей часто наблюдается регресс в изобразительном творчестве, в рисунках - это смежные с письмом виды деятельности.

Кроме того, надо помнить, что детей, поступивших в школу раньше положенного возраста, подкарауливают сложности в курсе математики. Математика обычно меньше всего пугает родителей - что там такого, в первом классе: два плюс два! Это серьезная ошибка.

Действительно, в первом классе, скорее всего, все пойдет более или менее гладко. Проблемы настигнут ребенка во втором и в третьем классе.
Там он столкнется с составными задачами, к которым не будет готов исключительно в силу возраста: эти задачи будут казаться слишком сложными.

Если ребенку хорошо в детском саду и проблема его недогрузки - единственное, что беспокоит родителей, посоветуйте им не торопиться с поступлением в школу.

Умный, тонкий родитель всегда найдет возможности для развития творческих способностей своего малыша: для этого существуют всевозможные кружки, студии, спортивные секции. Возможно, даже на базе детского сада.

Важно помнить: развитый ребенок и готовый к школе ребенок - это не одно и то же. Обученность - это те умения и навыки, которым ребенка обучили: умение писать, читать, считать. Интеллектуальное развитие - это некий умственный потенциал, способность ребенка к самодвижению, к самостоятельному обучению, к решению проблемных задач.

То есть обученность и умственное развитие - это отнюдь не синонимы!

Например, родители ребенка не были озабочены тем, чтобы он бегло читал или тем более писал. Их больше волновало, как бы научить его играть в шахматы. На момент поступления в школу он читает хуже одноклассников. Но при этом обладает такой высокой обучаемостью (не обученностью!), что через несколько месяцев легко их догоняет.

Обученность может облегчить жизнь ребенку в первые месяцы в школе и даже создать ему временную успешность. Но в ней же кроется и опасность, что ребенку будет скучно учиться. Кроме того, в определенный момент резерв обученности истощится - на старых запасах долго не проедешь. Поэтому лучше сосредоточить свое внимание не на форсировании учебных умений, которыми ребенок должен, по идее, овладеть в школе, а на развитии психических функций, обеспечивающих обучаемость.

А здесь, кроме внимания, памяти, мышления, воображения, моторики руки, важно развитие социальных умений и навыков.

Ведь что такое школа в первую очередь? Вовсе не развивающая среда, а система социализации, дисциплинирующая система.

И построена она на принуждении. Урок - это форма принуждения. В самой благополучной и доброжелательной обучающей среде ребенок не сможет успешно учиться, если ему не знакомо слово "нельзя". Он должен уметь принимать ограничения со стороны других и должен уметь ограничивать сам себя.
Кроме того, к моменту поступления в школу ребенок должен обладать известной долей самостоятельности. Если он умеет бегло читать, но не способен завязать шнурки и сложить портфель, пребывание в школе будет осложняться множеством неприятностей.

Существует и еще одна проблема, о которой почему-то не принято говорить, - это проблема школьного туалета.

Чем заниматься с ребенком, чтобы он оказался готовым к школе?

В первую очередь надо позаботиться о его здоровье. Плавание, прогулки, велосипед - это занятия, способствующие будущему успешному вступлению в школьную жизнь. О навыках самообслуживания было сказано выше.

Важно, чтобы ребенок развивал в себе волевые качества. Для этого его нужно приучать любое начатое им дело доделывать до конца.

Самый важный способ развития (относящийся и к речи, и к вниманию, и к общению, и к памяти, и к воображению, и еще ко многому другому) - читать ребенку книги. Нужно читать (или рассказывать) детям сказки не менее получаса в день.

Полезны занятия, которые заставляют работать фантазию, воображение, самостоятельную смекалку: рисование, лепка, конструирование.

Бывает, что ребенок по одним показателям преуспевает (развитие, коммуникативность, самостоятельность), а здоровье у него очень слабое или имеются хронические болезни, которые могут сильно сказаться на его возможности посещать школу. Здесь тоже возможны разные варианты. В Москве в некоторых округах существуют центры надомного обучения. Дети с ослабленным здоровьем по справке от врача (чтобы получить такую справку, нужны серьезные основания) могут быть зачислены в школу, но первые полгода или год заниматься на дому: к ним ходит учитель из Центра. Когда срок действия справки истекает, ребенок выходит в школу.

Кроме того, родители вправе обучать ребенка сами на дому через систему экстерната (это форма платного обучения). В подобных случаях ученик получает свидетельство государственного образца о прохождении учебного курса и при переходе в обычную школу должен быть зачислен в класс в соответствии с выданным ему документом.

Если у ребенка есть особые проблемы, связанные с ослабленным зрением, слухом, логопедией, нарушением моторики, требуется консультация специалиста, которая поможет родителям определиться со сроками поступления в школу и с выбором учебного заведения.

Помочь родителям самостоятельно определить уровень готовности ребенка к школе могут следующие критерии из адаптированного для России теста, разработанного американскими психологами:

Оценка развития познания.

- Владеет ли ребенок основными понятиями: правый-левый, большой-малый, и т.п.?
- Способен ли ребенок понимать простейшие принципы классификации, например: вещи, которые могут катиться, и которые не могут?
- Может ли малыш удержать в памяти и выполнить как минимум три указания?
- Может ли ребенок назвать большинство букв алфавита?

Оценка базового опыта ребенка.

- Приходилось ли ребенку сопровождать вас в магазин, на почту, в сберкассу?
- Был ли он в библиотеке?
- Была ли у вас возможность регулярно читать малышу или рассказывать истории?
- Проявляет ли ребенок интерес к чему-либо, есть ли у него хобби?

Оценка языкового развития.

- Может ли ребенок назвать и обозначить основные окружающие его предметы?
- Легко ли ребенку отвечать на вопросы взрослых?
- Может ли ребенок объяснить, для чего служат различные вещи: пылесос, холодильник, стол и т.п.?
- Может ли ребенок объяснить, где расположены какие-то предметы: на столе, на стуле, на полу, у стены и т.п.?
- Может ли малыш рассказать историю, описать произошедший с ним случай?
- Четко ли ребенок выговаривает слова?
- Правильна ли речь ребенка с точки зрения грамматики?
- Способен ли ребенок участвовать в общем разговоре, разыграть какую-либо ситуацию?

Оценка уровня эмоционального развития.

- Выглядит ли ребенок веселым (дома и среди товарищей)?
- Сформировался ли у ребенка образ себя как человека, который многое может?
- Легко ли малышу "переключиться" при изменениях в привычном распорядке дня, перейти к решению новой задачи?
- Способен ли ребенок работать самостоятельно, соревноваться в выполнении заданий с другими детьми?

Оценка умения общаться.

- Включается ли малыш в игру других детей, делится ли с ними?
- Соблюдает ли он очередность, когда этого требует ситуация?
- Способен ли ребенок слушать других не перебивая?

Оценка физического развития.

- Хорошо ли ребенок слышит?
- Хорошо ли он видит?
- Способен ли он посидеть спокойно в течение некоторого времени?
- Развита ли у него координация моторных навыков, например, может ли он играть в мяч, прыгать, спускаться и подниматься по лестнице?
- Выглядит ли ребенок бодрым и увлеченным?
- Выглядит ли ребенок здоровым, сытым и отдохнувшим?

Зрительное различение.

- Может ли ребенок идентифицировать схожие и несхожие формы? Например, найти картинку, непохожую на остальные?
- Может ли ребенок различать буквы и короткие слова, например б-п, кот-год?

Зрительная память.

- Может ли ребенок заметить отсутствие картинки, если ему сначала показать серию из трех картинок, а потом одну убрать?
- Знает ли ребенок собственное имя и хотя бы шесть-восемь названий предметов, которые встречаются ему в повседневной жизни?

Зрительное восприятие.

- Способен ли ребенок разложить по порядку (в заданной последовательности) серию картинок?
- Понимает ли ребенок, что читают слева направо?

Уровень слуховых способностей.

- В состоянии ли ребенок различать слова, начинающиеся на разные звуки, например лес-вес?
- Может ли ребенок повторить за взрослым несколько слов или цифр?
- Способен ли ребенок пересказать историю, сохранив основную мысль и последовательность действий?

Оценка отношения к книгам.

- Возникает ли у ребенка желание посмотреть книги самостоятельно?
- Внимательно ли и с удовольствием он слушает, когда вы читаете ему вслух?
- Задает ли ребенок вопросы о словах - что они значат и т.п.?

Общая и психологическая готовность.

Может ли ваш ребенок:

- Объяснить с помощью слов, а не показывая пальцем, чего он хочет?
- Изъясняться связно, например, "покажи мне…"
- Понимать смысл того, о чем ему читают?
- Четко выговорить свое имя?
- Запомнить свой адрес и номер телефона?
- Писать карандашом или мелками на бумаге?
- Пользоваться красками, пластилином, цветными карандашами, фломастерами?
- Вырезать ножницами с тупыми концами, причем ровно и не поранившись?
- Слушать и следовать полученным указаниям?
- Быть внимательным, когда кто-то с ним разговаривает?
- Сосредоточиться хоть на десять минут, чтобы выполнить полученное задание?
- Радоваться, когда ему читают вслух или рассказывают истории?
- Положительно оценивать: я - человек, который многое может?
- "Подстраиваться", когда взрослые меняют тему разговора?
- Проявлять интерес к окружающим его предметам?
- Ладить с другими детьми?

Ваши взаимоотношения с ребенком, ваша роль в подготовке его к учебе.
(тут важно отвечать честно хотя бы перед собой)

- Нравится ли вам ваш малыш?
- Слушаете ли вы то, что ребенок говорит?
- Смотрите ли вы на малыша, когда он говорит с вами?
- Стараетесь ли вы создать у ребенка ощущение значимости того, о чем он говорит?
- Поправляете ли вы речь малыша?
- Позволяете ли вы ребенку совершать ошибки?

- Хвалите ли вы малыша, обнимаете ли его?
- Смеетесь ли вы вместе с ним?
- Отводите ли вы каждый день время для чтения ребенку и для бесед с ним?
- Играете ли с малышом в какие-нибудь игры?
- Поощряете ли вы интересы и увлечения ребенка?
- Есть ли у малыша хотя бы одна-две собственные книги?
- Есть ли у ребенка дома место, которое отведено только ему?

- Стараетесь ли вы подать малышу пример, читая газеты, журналы, книги, вообще интересуясь окружающими событиями?
- Обсуждаете ли вы с малышом и со всей семьей что-то интересное из прочитанного или услышанного вами?
- Стараетесь ли вы сказать все за малыша, прежде чем он сам успеет открыть рот, в магазине или у зубного врача?
- Смотрите ли вы телевизор вместе с ребенком?
- Задаете ли вы малышу вопросы о смысле увиденного по телевизору?
- Ограничиваете ли вы возможность ребенка смотреть телевизор?
- Стараетесь ли вы ходить с малышом на прогулки?
- Собираетесь ли вы сводить ребенка в зоопарк, в театр, в музей?

...Хотим обратить ваше внимание на то, что все перечисленные критерии - тоже далеко не истина в последней инстанции, и вовсе не нужно стараться, чтобы ваш ребенок соответствовал им всем без исключения и в полной мере: кстати, ориентируясь по этому тесту, не обязательно пользоваться только оценками "да" или "нет": допускаются и варианты "всегда, иногда, часто, редко, никогда".

У любого малыша существует естественная, биологическая тяга к восприятию новой информации, иными словами - к обучению. И пресловутое детское любопытство - тоже основано на этом стремлении познавать новое. Вообще любознательность ребенка - один из лучших и эффективных "инструментов" его обучения.

Поэтому опять же, отмахиваться от детских вопросов - значит подавлять "пытливость его ума", а значит, и тягу к знаниям, и желание учиться. И в результате дети, на чьи вопросы в свое время не отвечали родители, начинают потихоньку отставать в учебе. Особенно если их любознательность (особенно ту, которая вроде бы к школьным знаниям не относится) так и продолжают подавлять.

Вообще в процессе той же подготовки к школе включение каких-то дидактических, обучающих элементов, причем повторяемых в нескольких вариантах, во всевозможные игры - тоже существенный шаг к пробуждению и закреплению интереса к школьной учебе. И даже в начальной школе обучение в принципе должно иметь характер определенной игры.

Собственно, основной принцип успешной учебы был сформулирован еще в старой песенке: "Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться!" И если в школе это делают не всегда - вполне можно превратить в веселую игру выполнение тех же постылых домашний заданий.

То же самое с принадлежностями для учебы. Чем больше вещь напоминает игрушку - тем более привлекателен для ребенка весь процесс, связанный с использованием этой вещи. Поэтому стимулировать интерес к учебе можно, купив ребенку красивый, яркий (причем необязательно дорогой) портфель, пенал или хотя бы ластик.

Кстати, в таком процессе игры удовольствие от обучения развивается и закрепляется, если хотите, на уровне безусловных рефлексов - причем, что важно, удовольствие не столько от получения каких-то знаний, сколько от умения ими активно пользоваться и их применять в реальной жизни.

И потому еще одно из условий успешной учебы - явная применяемость знаний в реальных условиях (кстати, это действует на протяжении всех школьных лет). Когда ребенок чувствует, что получаемые знания не лежат мертвым грузом, а постоянно применяются в бытовых ситуациях, - это вновь и вновь мотивирует его эти полезные знания получать.

Еще одно условие успешного обучения - так называемое "обучение с конечной стадии". Скажем, для того, чтобы научить ребенка готовить (и чтобы этот процесс ему был приятен), вначале научите накрывать на стол, подавая готовое блюдо. Потом научите раскладывать блюдо по тарелкам и накрывать на стол, потом - помешивать в процессе готовки, раскладывать по тарелкам и накрывать на стол, потом - наполнять посуду ингредиентами, помешивать, раскладывать, накрывать…

Во всех случаях суть в том, что ребенок выполняет завершающую стадию процесса, как бы получая подтверждение, что у него "все получилось", видя результаты своего труда. Точно так же, если вы учите ребенка, к примеру, вырезать фигурки из дерева, то начать нужно не с того, что подыскивать подходящий корень или ветку, а с полирования готовой фигурки… И те элементы школьной программы, которые построены по такому же принципу - дать возможность сразу почувствовать какие-то успехи, ведя ученика от конца к началу - дают, как показывает практика, наиболее успешные результаты.

И главное условие успешной учебы - сформировать не потребность выучить от сих до сих, а развитие так называемого "пытливого ума". Собственно говоря, все дети имеют изначально такой ум, а вот задача школы и родителей - эту пытливость поддерживать, а не подавлять.



Предварительный просмотр:

КОДЕКС РОДИТЕЛЯ.

     1. Гарантируем безусловную любовь и принятие.

    Основной девиз: «Мы любим тебя таким, каков ты есть, всегда!»
    Никогда не ставьте свою любовь к ребенку в зависимость от его достижений любого характера: хорошего внешнего вида, одержанной победы в конкурсе, получения отличной оценки за контрольную или пятерки в четверти!
Ваш сын или дочь должны быть совершенно уверены в том, что любовь ваша к нему безусловна и абсолютна, и что вы и все ваши родные были бы счастливы видеть его успешным, благополучным и востребованным.

     2. Мотивируем на «достижение успеха».

    Основной девиз: «Мы все радуемся твоим успехам и достижениям!» 
    Повторяя его малышу, конкретизируйте, кто именно все: вся родня, ваши знакомые и сослуживцы, соседи, в общем, все, кому вы будете живописать его победы. «Представляешь, как тобой будут восхищаться ...» - Таня, Ваня, перечислите приятелей ребенка, чьё мнение для него значимо. Добавьте, что когда-нибудь после, «когда ты станешь взрослым и знаменитым, твои друзья будут вспоминать о том, как жили с тобой в одном дворе, ходили в одну школу».

     3. Исключаем мотивацию «избегания неудач».

     Основной девиз: «Тебе помогут стать тем, кем ты хочешь и можешь быть»
    Общий смысл: у каждого обязательно есть талант к чему-либо. В наше время для успеха в любой сфере нужно быть профи высокого класса. А это невозможно без знания компьютера, математики, родного языка, чему и научат в школе. Постарайтесь при этом обойтись без страшилок типа: «Будешь двоечником - ничего не добьешься, есть будет нечего и т. д.», избегайте употребления выражений типа: «Смотри, учись по-человечески, а не то...»

     4. Структурируем день, определив распорядок.

    Основной девиз: «Делу – время, потехе – час!»
    С первых дней постарайтесь установить достаточно жесткий режим сна, бодрствования и занятий. Ни под каким предлогом не позволяйте ребенку утром валяться в постели, заниматься чем-либо лежа или полуразвалившись в кресле. Приучите ребенка сначала с вашей подачи, а потоми самому чередовать виды деятельности - рисование, лепка, письмо, чтение, пересказ прочитанного, физкультминутка и т.д.
    Важно также установить определенное время для занятий того или иного типа: например, ежевечернее чтение и высказывание мнений по поводу услышанного, обсуждение важных событий, случившихся за день.

     5. Проявляем уважение к личности ребенка.

    Основной девиз: «Не бойся, я с тобой!» 
    Общий смысл: «Ты имеешь право на мнение и поступок, но мы всегда готовы выслушать тебя и в любую минуту придем к тебе на помощь».
    Помните, ваш ребенок - не полуфабрикат, он уже полноценная личность. Считайтесь с его желаниями и притязаниями. Вам выпала почетная и ответственная миссия родителей - сопровождать его в самом начале долгой дороги, сориентировать в сложном и противоречивом мире, помочь овладеть самой важной наукой - эффективно учиться, трудиться и общаться.

Становление личности вашего ребенка - это сложный и ответственный проект. Вам помогут в этом любовь, терпение и мудрость.

«Любить своих детей – дар особого рода. Он состоит не в том, чтобы передавать свои знания и опыт, а в том, чтобы «с радостью наблюдать распускающуюся жизнь и наслаждаться соприкосновением с душой ребенка».

Мария Монтессори

Если ВЫ хотите знать больше

  1. Мария Монтессори «Впитывающий разум ребенка».- Благотворительный фонд «Волонтеры», 2009.
  2. «Современный ребенок. Энциклопедия взаимопонимания», под редакцией Анна Варги. - Прагматика культуры, 2006.
  3. Роберт и Джин Байярд «Ваш беспокойный подросток. Практическое руководство для отчаявшихся родителей». - Академический проект, 2008.
  4. Даниэль Марсели, Гильметта де ла Бори «Практическая психология для подростков. 100 самых сложных ситуаций, которые тебе нужно пережить». – У-Фактория, 2008.



Предварительный просмотр:

Рекомендации родителям будущего первоклассника

       Ваш ребёнок – будущий первоклассник. Его успехи в учёбе в первую очередь будут зависеть от него самого и только во вторую – от Вас и учителя школы. Поэтому  зададимся, прежде всего, вопросом: какие умения, навыки, психологические качества пригодятся ребёнку в школе, помогут добиться успехов?

       Именно   психологическая  готовность  к  обучению  в  школе  станет  тем  подспорьем, которое  ребёнок   может  использовать  в  сложной  ситуации, при  встрече с  трудностями. С   какими  же  трудностями   придётся   столкнуться   ребёнку  в первом  классе?

         Хочет ли ребенок учиться?

       Для ответа достаточно предложить ребёнку выбрать из трёх дел то, которое ему больше хочется выполнить: поиграть, помочь по дому или позаниматься с книжкой. Учтите, что момент для подобного выбора надо найти подходящий, когда ребёнок ничем не занят, никуда не торопится. И пусть он будет уверен, что любой выбор разрешён и не лишит его вашего родительского внимания.

       Если нет желания и интереса к учению (познавательной деятельности), умение читать и считать, любые другие достоинства вашего ребёнка не сделают для него радостными и эмоционально приятными школьные события.

       Это от Вас, родители, прежде всего, зависит, с каким настроением придёт ребёнок в школу: с радостным ожиданием новых открытий или желанием поскорее сбежать домой к оставленным игрушкам, телевизору и т.д.

       Систематические занятия в школе предъявляют высокие требования к  самоорганизации ребёнка: не пропустить мимо ушей домашнее задание, не забыть захватить из дома все нужное для уроков, быстро уметь включиться в дело после перемены и т.д.

        Иногда не надо проводить специального теста, достаточно вспомнить, как ваш малыш справляется с регулярными домашними обязанностями, всегда ли может найти среди своих вещей нужную в данный момент (в ящике, на полке, в комнате может быть «беспорядок», с точки зрения мамы, в котором ребёнок прекрасно ориентируется). Если ребёнок не организован, советуем поиграть, например, в такую игру: «Семь нужных вещей». Водящий придумывает задание, куда отправить игрока («на прогулку в дождь», «в лес за грибами», «на рисование», «в школу на урок математики», «на Северный Полюс» и т.д.), а задача игрока – собрать  в дорогу 7 – 10 нужных вещей. Допустим, он берёт на рисование бумагу, карандаш, краски, ластик, кисти и т.д. потом игроки меняются ролями.

        ПОМНИТЕ!  Ребенка нельзя научить самоорганизации, если не доверять ему САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ выполнение какой-либо работы. Пусть он чувствует ответственность за какое-то маленькое, но его собственное дело.

        Ещё одна значимая для успеха в школе особенность вашего ребёнка – это его САМООЦЕНКА (или «ОБРАЗ Я», как говорят психологи).

        Если самооценка занижена (ребёнок считает себя хуже других, неумехой, плохим другом, глупым и так далее), он неохотно берётся за дело – «Всё равно не получится».

        Родители, поддержите своего  малыша! Помогите ему поверить в его силы, поощряйте и хвалите его даже за малозаметные достижения, за старание и приложенные усилия, и главное - пусть Ваш сын или дочь почувствуют, что Вы их любите безусловно, несмотря на неудачи, только тогда он поверит в свои силы, если Вы в него верите и принимаете.  

        Бывает, что самооценка у ребёнка завышена. Он уверен в своём совершенстве, он лучше всех, умнее всех. В этом случае опасность заключается в том, что, потерпев неудачу,  этот ребёнок перестаёт верить в свои силы. Всякий человек имеет право на ошибку. Тривиальная поговорка «на ошибках учатся» открывает нам способ научить ребёнка ошибаться так, чтобы самооценка от этого не страдала, не падал  интерес  к учёбе  и  чтобы  неудовлетворительная  отметка  в  дневнике  не  приводила  к истерикам или страху перед школой. Сформируйте у своего ребёнка следующие установки:

- прежде чем дело выйдет хорошо, надо потренироваться;

- если не получилось в первый раз, попробуем снова;

- оценка – за дело, а сам ребёнок хорош и умён в случае неудачи.

        Для формирования этих установок особенно подходят настольные игры:

«шашки», «домино», «лото» и другие. Поможет вашему ребёнку и наблюдение за тем, как Вы, взрослые, иногда проигрываете и как переживаете неудачи.

        Вопрос о положительной самооценки, уверенности в своих силах очень тесно переплетается с вопросом активности, инициативы ребёнка, умения и желания высказывать свою точку зрения и отстаивать её. Это, несомненно, важные личностные качества для школьника. Несмотря на то, что в первом классе они ещё не выходят на первый план, закладываются эти качества в старшем дошкольном возрасте.

        Предложите своему малышу самому придумать для семьи планы на выходной день, составить меню обеда, украсить комнату ко дню рождения и т.д., и Вы увидите, с каким упоением он реализует свои собственные замыслы. Если у Вас дома инициатива ребёнка поддерживается, если Вы даёте малышу поэкспериментировать свободно, из него вырастет активный человек, способный на самостоятельные идеи и действия, а не пассивный исполнитель.

        ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ ребёнка в 1 классе школы часто бывают связаны с включением в новый коллектив, завязыванием новых дружеских контактов, необходимостью отстаивать своё место в социальной  иерархии класса. Проблем здесь будет меньше, если ребёнок владеет коммуникативными навыками:

     - умеет знакомиться, играть по правилам;

     - может понять по мимике и позе другого его душевное состояние;

     - способен проявить сочувствие, помочь в трудной ситуации.

         ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ к школе предполагает также развитые до определённого уровня внимание и память, способность к логическому конструктивному  мышлению.

         Не нужно «натаскивать» детей на выполнение тех или иных заданий, а обратить свои силы и внимание на положительные отношение ребёнка к учёбе и школе, эмоциональное отношение ребенка к учёбе и школе, эмоциональное благополучие его в отношениях со сверстниками, уверенность в своих силах. И тогда обучение в 1 классе станет для ребёнка открытием огромного не постигнутого ещё мира знаний, в который он бесстрашно входит, чтобы учиться.  

Советы родителям:

1. Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у будущего первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними до школы.

2. Не заучивайте азбуку наизусть. Не читайте по пять раз одно и то же. Прочитывайте книги вместе с ребёнком (три книжечки за неделю - достаточно).

3. Выпишите или покупайте детские журналы и разгадывайте ребусы, кроссворды, находите различия в картинках и сходство. Это позволит освоить сравнение в математике. Отгадывание ребусов даст целостность, тут как бы стыковка математики и русского языка.

4. Приучайте детей к самообслуживанию : собрать портфель, завязать шнурки, одеть спортивный костюм, убрать за собой в столовой … и многое другое в школе придется делать самому, да еще в условиях ограниченного переменой времени.

5. Составьте вместе с будущим первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением

6. С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появится человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение ребенка о своем педагоге.

7. Важно, чтобы ребенок не боялся ошибаться. Если у него что-то не получается, не ругайте. Иначе он будет бояться ошибаться, поверит в то, что ничего не может. Даже взрослому, когда он учиться чему-то новому, не всё сразу удаётся. Если заметили ошибку, обратите внимание ребенка на неё и предложите исправить. И обязательно хвалите. Хвалите за каждый даже крошечный успех.

8. Не думайте за ребёнка. Помогая ребенку выполнять задание, не вмешивайтесь во все, что он делает. Иначе ребенок начнет думать, что он не способен справиться с заданием самостоятельно. Не думайте и не решайте за него, иначе он очень быстро поймет, что ему незачем заниматься, родители всё равно помогут всё решить.

9. Не пропустите первые трудности. Обращайте внимание на любые трудности своего ребенка и по мере необходимости обращайтесь к специалистам. Если у ребенка есть проблемы со здоровьем, обязательно займитесь лечением, так как будущие учебные нагрузки могут существенно ухудшить состояние ребенка. Если вас что-то беспокоит в поведении, не стесняйтесь, обращайтесь за помощью и советом к психологу. Если у ребенка проблемы с речью, посетите логопеда.

10. Устраивайте праздники. Обязательно устраивайте маленькие праздники. Повод для этого придумать совсем не сложно. Радуйтесь его успехам. Пусть у Вас и вашего ребенка будет хорошее настроение.

Воспитание детей – сложный процесс. Проявите изобретательность в выборе средств воспитания, а главное не забывайте, что одно из самых надёжных – добрый пример родителей. Почаще возвращайтесь памятью в своё детство – это хорошая школа жизни.



Предварительный просмотр:

Психологические критерии готовности ребенка к школе

Традиционно психологической готовностью ребенка к школе называют такой уровень развития психики, который позволяет получать, усваивать и воспроизводить новую информацию всех видов: слуховую, зрительную, графическую. При этом разделяют три основных аспекта развития психики: интеллектуальный, эмоциональный и социальный.

Интеллектуальный аспект готовности к школе – это уровень развития познавательной сферы психики. Он затрагивает такие психические функции, как восприятие, внимание, память, мышление, речь. Готовность к школе

Способность ребенка концентрировать внимание на определенном задании также немаловажна для школьного обучения. Основная проблема в развитии усидчивости и внимания заключается в том, что многие родители и воспитатели пытаются удержать внимание ребенка на вещах, не интересных ему самому. Однако, если предложить задание, которое понравится ребенку (сюжетная игра, где нужно следить за чем-то, загадки, прятки, а также любая изобразительная и конструктивная деятельность), он сможет усидеть достаточно продолжительное время.

Память – важная составляющая процесса обучения. Тренировать память ребенка также необходимо с помощью доступных ему средств: это может быть пересказ событий прошлого дня или мультфильма; игры из разряда «угадай, какую игрушку убрали», «разложи карандаши по цветам, как они лежали раньше» и пр.

Аналитическое, логическое мышление – это способность уловить основные связи между явлениями. Проверить уровень развития мышления ребенка можно, предложив ему составить рассказ по картинкам, разложив их в правильном порядке. Пересказ сказки или мультфильма также позволяет развить мышление у дошкольника. В разговорах с детьми родителям необходимо делать акценты на то, какие события повлекли за собой другие, указывать, что было сначала, что потом, что раньше, что позже.

Развитие речи ребенка также говорит об интеллектуальной готовности к школе. В дошкольном возрасте развитие речи происходит пассивно, ребенок воспроизводит особенности речи взрослых. Поэтому необходимо говорить с ребенком сложными предложениями, использовать речевые обороты, читать ребенку художественную литературу.

Критерием интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе является также умение воспроизводить образец, достаточный уровень развития зрительно-моторной координации. Формирование этих навыков достигается путем совместных занятий родителя с ребенком, в ходе которых дошкольнику предлагается нарисовать/вырезать/слепить такую же или похожую фигуру. Такие занятия также развивают мелкую моторику, необходимую для формирования хорошего почерка у младшего школьника.

Эмоциональная готовность к школе – это умение регулировать свое поведение, возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание, а также наличие познавательной мотивации. Если ребенок достаточно часто задает родителям вопросы, интересуется различными фактами и событиями, делится чем-то новым, что он узнал, значит, познавательная мотивация у него существует. Развитию познавательной мотивации способствует также ограничение информации, получаемой ребенком. Дошкольник, целыми днями смотрящий телевизор и имеющий доступ к компьютеру, получает информацию (нужную и ненужную) без усилий, поэтому у него нет стремления к поиску ответов на свои вопросы.

Однако, в настоящее время появилась глобальная проблема развития учебной познавательной мотивации. Уже в начальной школе ребята не проявляют интерес к учебе, отвлекаются, предпочитают играть, а не слушать учителя. Причин такого поведения может быть несколько.

Первая причина – слишком малый возраст для обучения в школе. Родители стремятся отдать ребенка в школу с 6 лет, когда ведущей деятельностью является игровая, а многие психические функции и мозговые структуры еще не достаточно развиты. Поскольку развитие у каждого ребенка происходит по-своему, важно в индивидуальном порядке определять готовность конкретного ребенка к обучению, и не торопиться отдавать его в школу, если он еще не готов.

Вторая причина отсутствия мотивации – слишком большие требования, предъявляемые некоторыми школами к поступающим в первый класс, и некоторыми родителями к своим детям. Будущий первоклассник должен знать буквы и цифры, уметь читать, считать, решать арифметические задачи. И родители стремятся так подготовить своего ребенка, чтобы он был лучшим в классе. В итоге, приходя в первый класс, ребенок понимает, что новой информации ему не дают. Появляется скука на занятиях, первоклассник часто отвлекается, привыкает к тому, что может хорошо учиться, не прилагая никаких усилий к этому. В более старших классах, когда новый материал появляется в большом объеме, такая установка приводит к снижению успеваемости, отставанию и, как результат, к полному отсутствию мотивации.

Поэтому важно при подготовке дошкольника не переходить грань между готовностью к школе и излишней информированностью ребенка.

Последний аспект готовности к школе – социальный. Сюда относится потребность ребенка в общении со сверстниками и умение общаться, а также способность исполнять роль ученика. Развитию коммуникативных навыков способствует посещение ребенком дошкольного образовательного учреждения, кружков, секций, групповых занятий в психологических центрах.

Необходимо еще раз отметить, что ведущей деятельностью ребенка в дошкольном возрасте является игровая деятельность. Поскольку лучше всего усваиваются умения и навыки, сформированные на основе ведущей деятельности, все занятия по подготовке к школе необходимо проводить с опорой на игру.



Предварительный просмотр:

«Скоро в школу»

Следует отметить, что, пожалуй, в жизни ребенка нет больше ни одного момента, когда бы так резко и кардинально менялась его жизнь, как при поступлении его в школу. Между дошкольным детством и началом школьной жизни пролегает гигантская пропасть, и в один миг ее не одолеть, даже если малыш посещал детский сад, подготовительные курсы. Начало школьной жизни – серьезное испытание для детей, так как оно связано с резким изменением всего образа жизни ребенка.

Он должен привыкнуть

к новому взрослому, к коллективу;

к новым требованиям;

к повседневным обязанностям.

Сегодня приём детей в первый класс стал серьёзной проблемой для родителей, которые задолго до приёма документов и срока записи начинают волноваться. Да, приход ребёнка в школу является переломным моментом в его жизни. Произойдёт к новому образу жизни, деловой деятельности, новым отношениям. Школа станет центром жизненных интересов вашего ребёнка. И от того, как успешно произойдёт этот переход, сможет ли ваш ребёнок успешно преодолеть трудности, ждущие первоклассника, зависит не только от учителей, но и от вас, дорогие родители.

Многие родители считают, что если их ребёнок умеет читать, писать и считать, значит, он готов к учёбе, и никаких проблем со школой у них не возникнет. Каково же их удивление, когда успехов у ребёнка в школе нет, а есть только жалобы педагога, нелюбовь ребёнка к учителю и нежелание посещать школу. Оптимального ответа на вопрос: «Что делать?» нет, так как все дети разные и причины их трудностей в школе тоже различные. Но есть общие подходы к тому, что должен знать и уметь ребёнок, который идёт в 1 класс, а также то, что должны знать родители.

Успех ребёнка в школе зависит от:

психологической готовности ребёнка к школе – это прежде всего желание получать знания, отнюдь не всегда интересные и привлекательные;

развития произвольных когнитивных процессов: мышления, памяти, внимания;

развития речи и фонематического слуха.

Психологическая готовность к школе не возникает на уроках подготовительных курсов, в прогимназиях, мини— лицеях, других центрах подготовки детей к школе.

Она возникает как итог всей дошкольной жизни ребёнка-дошкольника, подразумевающем то, что малыш много играет сам, со сверстниками, со взрослыми в сюжетно-ролевые игры и игры по правилам. Кроме того, он рисует, лепит, вырезает и клеит самоделки из бумаги, складывает узоры из мозаики, собирает кубики по образцу, занимается с различными конструкторами, играет на игрушечных музыкальных инструментах и, конечно же, слушает сказки, повести, рассказы.

Чтение должно стать неотъемлемой частью жизни каждого ребёнка. Книги, которые читают детям, не всегда их соответствуют возрасту и развитию. Иногда это чтение с отставанием («Репка», «Колобок» и т.п.) или с опережением (рассчитанные на младший или средний школьный возраст). Когда вы читаете ребёнку, он обязательно должен высказывать своё мнение о прочитанном. Задавайте ему вопросы:

– О ком или о чём произведение?

– Кто понравился и чем?

– Как бы ты поступил на месте героя?

– Продолжи сказку (рассказ).

– Рассмотри иллюстрацию. К какому сюжету она относится?

– Нарисуй свой рисунок.

Речевое развитие детей 6-7 летнего возраста предполагает наличие словарного запаса в 3, 5-7 тысяч слов, умение правильно произносить звуки, способность к простейшему звуковому анализу слов.

Перед поступлением в школу ваш ребёнок должен иметь определённый запас знаний, основанный на его жизненном опыте. Ребёнок должен знать: имя, фамилию, адрес (город, улицу, дом, телефон), имена и отчества родителей, где они работают. Кроме этого ребёнок должен знать мир, который его окружает: времена года, дни недели, деревья, птиц, насекомых, зверей и т.д. ваши дети должны не просто воспринимать действительность, а делать определённые выводы, размышлять. Чаще задавайте детям вопрос: а почему ты так думаешь? Важно, чтобы ребёнок научился сравнивать, обобщать, сопоставлять. (Пособия по развитию речи, мышления, памяти, воображения.)

Нужно ли учить ребёнка читать и писать?

Министерство образования не рекомендует учить детей читать, усматривая в этом перегрузку для детей данного возраста. Кроме того, неквалифицированное обучение чтению создаёт массу трудностей при дальнейшем обучении. Намного сложнее переучить, чем научить. Для того, чтобы ребёнок научился в школе читать быстрее, ему надо развивать память (зрительную и слуховую), мышление, воображение.

Но всё же, если ребёнок хочет или уже умеет читать, совершенствовать технику чтения можно с помощью букваря

Н.С. Жуковой, в котором даны рекомендации для вас, дорогие родители.

Не пытайтесь учить вашего ребёнка писать рукописные буквы! Этот процесс очень сложный: необходимо знать методику написания каждой отдельной буквы. Но вы можете помочь учителю и укрепить руку, которой будет писать малыш, различными упражнениями:

раскрашивание;

вырезание;

штриховка;

лепка;

застёгивание и расстёгивание пуговиц;

завязывание и развязывание лент;

перекладывание мелких игрушек;

закручивание и раскручивание гаек;

перебирание крупы;

мозаика.

Я хочу предложить вам игры со счётными палочками, которые помогут развить не только мелкую моторику рук вашего ребёнка, но и его память, внимание, наблюдательность, воображение, а также познакомят его с геометрическими фигурами и понятием о симметрии.

В этих играх вашими помощниками станут не только обыкновенные счётные палочки, но и карандаши, спички или соломинки.

Ребёнку предлагаются рисунки и простейшие геометрические фигуры, которые ему нужно выложить из палочек на ровной поверхности. В процессе игры необходимо пояснять, как называется та или иная фигура, как сложить домик из квадрата и треугольника, солнце – из многоугольника и т.п. пусть ребёнок пофантазирует и придумает свою картинку.

Детям надо научится внимательно слушать учителя на уроке. Нельзя кричать с места, вставать без разрешения учителя, выходить из класса. Если ребёнок хочет что-то сказать, то нужно поднять руку. Дети должны помнить, что учитель даёт задание всему классу и не может повторять его только ему. Ваш ребёнок будет постоянно испытывать дискомфорт оттого, что в классе для учителя все дети равны и он один из них.

Научите ребёнка слушать и слышать вас! Выполнять ваши просьбы и поручения!

И тогда он будет слышать учителя, и выполнять его требования. Так вы научите своего малыша работать в коллективе, слушать, когда говорят всему классу и выполнять задание вместе со всеми. И не в коем случае не привлекать к себе внимание плохим поведением.

Избегайте чрезмерных требований. Не спрашивайте с ребенка все и сразу. Ваши требования должны соответствовать уровню развития его навыков и познавательных способностей.

Не забывайте, что такие важные и нужные качества, как прилежание, аккуратность, ответственность не формируются сразу. Ребенок пока ещё учиться управлять собой, организовывать свою деятельность и очень нуждается в поддержке, понимании и одобрении со стороны взрослых. Задача пап и мам запастись терпением и помочь ребенку.

Каждый без исключения ребенок проживает процесс приспособления к школе (процесс адаптации). И естественно, чем больше у ребенка есть нужных умений, качеств, тем быстрее и безболезненно он сумеет адаптироваться.

Для некоторых детей оказываются школьные требования слишком трудны, а распорядок слишком строг. Для них период адаптации к школе может быть травмирующим. С какими же проблемами сталкиваются в это время первоклассники? Откуда берутся эти трудности? И можно ли их избежать? Многих трудностей можно избежать, если вовремя обратить на них внимание.

Большинство истоков возможных школьных сложностей и неприятностей нередко скрываются в дошкольном детстве.

Родители ребенка до 6 -7 - летнего возраста не так часто обращают внимание на развитие малыша (“да успеет еще научиться, для этого школа есть!”), не уделяют внимание особенностям его общения с окружающими взрослыми и сверстниками (“со временем пройдет…”), на наличие или отсутствие желания учиться (“втянется, повзрослеет, глядишь, и всё пройдет), не обучают ребенка управлять своими эмоциями, поступками, подчиняться требованиям с первого раза. В результате чего у детей оказываются не сформированы важные компоненты школьной готовности.

Традиционно выделяются три аспекта школьной готовности

интеллектуальный

эмоциональный

социальный

В интеллектуальной сфере характеристиками достижения школьной зрелости являются: наличие у ребенка некоторого круга знаний и представлений о предметах окружающей действительности, развитие познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения, речи и др.), сформированность предметно-специфических знаний, необходимых для школьного обучения (математические представления, речевая подготовка, пространственно-графическая подготовка).

Можно сказать, что интеллектуальная зрелость отражает функциональное созревание структур головного мозга.

Фактор интеллектуального развития является необходимым, но недостаточным условием успешного перехода ребенка к школьному обучению. Часто в практике встречаются “умненькие” дети, но с большими трудностями в поведении и общении.

В эмоциональном плане школьная зрелость характеризуется достижением определенного уровня эмоциональной устойчивости, снижением количества импульсивных реакций, на фоне которых осуществляется процесс обучения, а также умение регулировать свое поведение, возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание.

Социальная зрелость определяется, прежде всего, сформированностью потребности ребенка общаться с другими детьми, участвовать в групповом взаимодействии, принимать и подчиняться интересам и обычаям детских групп.

Этот компонент школьной зрелости включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы эффективно общаться с другими участниками учебного процесса (одноклассниками и учителями).

В более широком понимании социальная зрелость – это способность ребенка выполнять социальную роль школьника.

Причинами школьной незрелости могут быть:

Недостатки в воспитательной среде (необходимы: систематические занятия с ребенком)

Недостатки соматического развития ребенка. (Необходима: консультация с врачом и лечение ребенка) болезненные дети менее устойчивы к различным нагрузкам, быстрее устают, утомляются.

Невротическое развитие характера. (Необходима: консультация психолога, медицинского психолога с последующей коррекцией поведения)

Пренатальное или раннее постнатальное повреждение центральной нервной системы. (Необходима: консультация у невропатолога и лечение).

Раздаются родителям буклеты «Скоро в школу»»

Мне бы хотелось остановиться на рекомендациях, которым необходимо следовать на этапе подготовки, чтобы не отбить у ребенка желание учиться.

Советы родителям:

1. Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у будущего первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними до школы.

2. Не заучивайте азбуку наизусть. Не читайте по пять раз одно и то же. Прочитывайте книги вместе с ребёнком (три книжечки за неделю - достаточно).

3. Выпишите или покупайте детские журналы и разгадывайте ребусы, кроссворды, находите различия в картинках и сходство. Это позволит освоить сравнение в математике. Отгадывание ребусов даст целостность, тут как бы стыковка математики и русского языка.

4. Приучайте детей к самообслуживанию : собрать портфель, завязать шнурки, одеть спортивный костюм, убрать за собой в столовой … и многое другое в школе придется делать самому, да еще в условиях ограниченного переменой времени.

5. Составьте вместе с будущим первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением

6. С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появится человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение ребенка о своем педагоге.

7. Важно, чтобы ребенок не боялся ошибаться. Если у него что-то не получается, не ругайте. Иначе он будет бояться ошибаться, поверит в то, что ничего не может. Даже взрослому, когда он учиться чему-то новому, не всё сразу удаётся. Если заметили ошибку, обратите внимание ребенка на неё и предложите исправить. И обязательно хвалите. Хвалите за каждый даже крошечный успех.

8. Не думайте за ребёнка. Помогая ребенку выполнять задание, не вмешивайтесь во все, что он делает. Иначе ребенок начнет думать, что он не способен справиться с заданием самостоятельно. Не думайте и не решайте за него, иначе он очень быстро поймет, что ему незачем заниматься, родители всё равно помогут всё решить.

9. Не пропустите первые трудности. Обращайте внимание на любые трудности своего ребенка и по мере необходимости обращайтесь к специалистам. Если у ребенка есть проблемы со здоровьем, обязательно займитесь лечением, так как будущие учебные нагрузки могут существенно ухудшить состояние ребенка. Если вас что-то беспокоит в поведении, не стесняйтесь, обращайтесь за помощью и советом к психологу. Если у ребенка проблемы с речью, посетите логопеда.

10. Устраивайте праздники. Обязательно устраивайте маленькие праздники. Повод для этого придумать совсем не сложно. Радуйтесь его успехам. Пусть у Вас и вашего ребенка будет хорошее настроение.

Итог собрания.

Воспитание детей – сложный процесс. Проявите изобретательность в выборе средств воспитания, а главное не забывайте, что одно из самых надёжных – добрый пример родителей. Почаще возвращайтесь памятью в своё детство – это хорошая школа жизни.

Готовьте ребёнка к школе настойчиво, умно, соблюдая меру и такт. Тогда учение не будет мучением ни для ребёнка, ни для вас.



Предварительный просмотр:

От 3 до 5: возраст открытий.

Внимание к главному.

Дети – это другие люди. Их психика устроена не так, как у нас, взрослых. Природа одарила маленьких детей особым типом мышления. С самого рождения разум ребенка впитывает все то, что он видит, слышит и чувствует, как губка воду – быстро, полностью. Ребенок вбирает в себя жизнь целиком – не прилагая усилий, не задумываясь, не стараясь запомнить, не имея четкой цели. Благодаря этому в фантастически короткий срок он учится сидеть, ходить, говорить, понимать других людей. Но эта особенность мышления постепенно угасает. В три года ребенок будто начинает заново жить. Теперь он уже способен (и намерен) сознательно разобраться в окружающем его мире и в самом себе. Новое он открывает и запоминает через многочисленные повторения разных действий и бесконечные вопросы старшим. Он требует уважения к себе и к тому, что он делает, и стремится к своей автономии, к независимости.

Задача взрослых.

Внимательно наблюдать за жизнью ребенка, не делать за него того, что он уже может сделать сам, и чаще давать ему возможность сосредоточенно заниматься… чем-нибудь. Пусть помогает вам готовить завтрак, рисует, складывает конструктор, играет. На прерывайте его, когда он всерьез увлечен каким-то делом.. В такие моменты развивается его мышление, взрослеет его личность, раскрывается душа.

От 6 до 12: возраст исследований.

Внимание к главному.

К шести годам ребенок теряет спонтанное восприятие окружающей жизни. Все активнее развиваются его интеллект и память. Именно поэтому в 6-9 лет дети становятся исследователями окружающего мира. Они экспериментируют, ставят опыты, а после девяти с легкостью формулируют гипотезы и отыскивают их доказательства. Они активно меряются друг с другом знаниями, а в 11-12 лет у них появляется отчетливое стремление овладеть законами поведения в обществе. Узнавать новое – именно в этом они нуждаются сейчас больше всего. Но парадокс в том, что удовлетворить эту внутреннюю потребность ребенок может, только оставаясь свободным: ему важно самому решать, что читать и сколько, что писать и когда, как считать и где. Ему необходимо чувствовать, что это его учеба, его выбор, его жизнь, а не мамы или учительницы.

Задача взрослых.

Предоставить детям свободу выбора и поддерживать любой их исследовательский интерес. Это не значит разрешать все что угодно. Свобода и безалаберность – разные вещи. Чтобы свобода выбора была настоящей и педагогически эффективной, надо, чтобы ребенку было из чего выбирать. Не всегда нужно участвовать напрямую в том, чем он занимается, но важно делиться с ним своими интересами. Есть прекрасная метафора: ухаживая за растением, садовник поливает его, удобряет, но не тянет за верхушку, чтобы оно поскорее выросло!

 

От 13 до 17: возраст потрясений.

Внимание к главному.

Это время глубоких преобразований в психике ребенка. По своей интенсивности и важности для развития оно сопоставимо лишь с самым ранним периодом его жизни. Подростки очень уязвимы. Они чувствительны, ранимы и застенчивы, чувствуют себя неловко, говорят невпопад. Они впервые переживают риск любовного опыта – подростки желают любви и боятся его. Их поведение редко бывает стабильным, они становятся бунтарями. В конце этого туннеля – умение регулировать свои отношения с близкими, устанавливать верную дистанцию, осознавать свою ответственность за себя и других. А вот завершается переходный возраст индивидуально: это зависит, в том числе, от желания подростка стать взрослым.

Задача взрослых.

Принять тот факт, что сейчас самый слабый и беззащитный член семьи – подросток. Предоставить ему возможность принимать самостоятельные (с неизбежными ошибками) решения и так постепенно укреплять свою веру в себя, помогать ощутить свою ответственность. Подростки нуждаются в том, чтобы слышать от нас четкие «да» и «нет»: если мы занимаем безразличную позицию, они не знают, как судить – о нас и о себе. Поэтому чем яснее вы показываете, чего именно ждете от ребенка, тем больше ясности в ваших отношениях. Впрочем, жизнь рядом с подростками непредсказуема. Лучшие из наших решений часто оказываются парадоксальными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советы от педагога-психолога

Советы от педагога-психолога Марьинских Натальи Владимировны....

выступление на пед.совете "Классный руководитель-психолог"

выступление на пед.совете на тему:"Классный руководитель - психологог"...

презентация к пед.совету "Классный руководитель-психолог"

авторская презентация к пед.совету на тему: "Классный руководитель- психолог"...

Советы родителям "Пять отдельных советов родителям"

Пять отдельных советов родителям...

Советы родителям психолога

Рекомендации на родительское собрание. ПАМЯТКА «КАК ПРОЖИТЬ ХОТЯ БЫ ОДИН ДЕНЬ БЕЗ НЕРВОТРЕПКИ, ПОУЧЕНИЙ, ВЗАИМНЫХ ОБИД?»...

«Советы родителям на каждый день» (психология)

laquo;Советы родителям на каждый день» (психология)...

«Советы родителям на каждый день» (психология)

laquo;Советы родителям на каждый день» (психология)...