«Суицид – геройство или слабость»
методическая разработка по теме

Кузнецова Ирина Александровна

методическая разработка по организации профилактики суицидального поведения детей и подростков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_po_suicidu.docx35.78 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство Образования и Науки Республики Адыгея

Республиканский  заочный конкурс

на лучшую методическую разработку по организации профилактики суицидального поведения детей и подростков

Название работы  - «Суицид – геройство или слабость»

Номинация – родительское собрание

Вид работы – методическая разработка

Сведения о конкурсантах:

Ф.И.О.  Валентир Елена Алексеевна

Адрес и место постоянного проживания конкурсанта:

 385 436 Российская Федерация, Республика Адыгея, Кошехабльский район, село Вольное, улица Ленина, 153

Телефон 8-964-92-77-214,

Место работы (наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом):

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 9» села Вольного, Кошехабльского района, Республики Адыгея.

Должность:

Учитель – логопед, социальный педагог.

Почтовый адрес образовательного учреждения:

385 436, Российская Федерация, Республика Адыгея, Кошехабльский район, село Вольное, улица Ленина, 154.

Контактный телефон: 9-45-18, E-mail kosh_shkola@mail.ru

Ф.И.О.  Кузнецова Ирина Александровна

Адрес и место постоянного проживания конкурсанта:

 385 436 Российская Федерация, Республика Адыгея, Кошехабльский район, село Вольное, улица Степная,100.

Телефон 8-961-81-94-273, E-mail: irina.kuznecova.1991@BK.ru

Место работы (наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом):

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 9» села Вольного, Кошехабльского района, Республики Адыгея.

Должность:

Педагог – психолог, социальный педагог

Почтовый адрес образовательного учреждения:

385 436, Российская Федерация, Республика Адыгея, Кошехабльский район, село Вольное, улица Ленина, 154.

Контактный телефон: 9-45-18, E-mail kosh_shkola@mail.ru

Цель:

  1. обратить внимание родителей к своим детям,
  2. вместе с родителями проанализировать место ребенка в семье
    и оказать профилактическую помощь по проблеме подросткового суицида.

Задачи

  1. Расширить знания родителей о причинах, признаках и характере подросткового суицида;
  2. Предоставить возможность задуматься и оценить взаимоотношения со своим ребенком;
  3. Воспитывать уважение к личности подростка и понимание его проблем

Ведущий: Добрый вечер уважаемые родители! Сегодняшняя наша встреча не случайная, мы собрались для того, чтобы обсудить очень важную тему, это суицид среди подростков. И так начнем…

Суицид – геройство или слабость,
или в нервном потрясенье срыв?
Есть, скажите, у кого-то храбрость
вскрыть его причинности нарыв?
Можно долго рассуждать о многом,
осуждать, оправдывать, корить.
Но не высказать высоким слогом,
что порвало тоненькую нить
между жизнью и мгновенной смертью,
у которой за спиной развал.
Кто расскажет, как, в какие сети
не по воле человек попал?
Обсуждая тему, психиатры,
говорун-философ, – чудаки,
как на сцене скучного театра,
с пафосом шлифуют языки.
Но никто не знает, не узнает,
сколько б не потратил он труда,
почему самоубийца выбирает
путь себе такой вот в никуда
.

С каждым годом проблема самоубийств приобретает все более глобальный характер, а суицидальные попытки все чаще становятся формой поведения, к которой прибегает человек в той или иной кризисной ситуации. Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом, (лишение себя жизни). Суицид - является одной из основных причин смерти у молодежи на сегодняшний день. Суицид считается «убийцей № 2» молодых людей, в возрасте от пятнадцати до двадцати четырех лет. «Убийцей № 1» являются несчастные случаи, в том числе передозировка наркотиков, дорожные происшествия, падения с мостов и зданий, самоотравления. По мнению  психологов, многие из этих несчастных случаев в действительности были суицидами, замаскированными под несчастные случаи. И если специалисты правы, то тогда главным «убийцей» подростков является суицид.

Горькие цифры

Детские суициды в 99 случаях из 100 происходят в семьях со средним или выше среднего достатком.

80 процентов детей, добровольно ушедших из жизни или попытавшихся это сделать, были психически здоровы.

По данным психиатров, в возрасте с 7 до 14 самое большое число суицидов совершают мальчики - их психика более хрупкая. С 15 до 18 лет картина меняется: чаще жить не хотят девочки.

Попыток суицида в 10 раз больше, чем состоявшихся самоубийств.

 Наблюдается динамика роста случаев суицида. Так в 2003 году в Российской Федерации произошло 96 случаев суицида, а на 2009 год – зафиксировано 152 случая суицида среди несовершеннолетних.

         

Типичные ошибки и заблуждения, бытующие среди взрослых,

препятствующие профилактики самоубийства:

Заблуждение 1. Самоубийства совершаются в основном психически ненормальными людьми.

Изучение обстоятельств суицида показало: большинство из лишивших себя жизни - это практически здоровые люди, попавшие в острые психотравмирующие ситуации. Они никогда не лечились у психиатров, не обнаруживали каких- либо поведенческих отклонений, позволяющих отнести их к категории больных. По данным многих авторов, на учёте в психоневрологических диспансерах состояло лишь 20% суицидентов и только 8 - 10 % нуждались в специализированной медицинской помощи.

Заблуждение 2. Самоубийства предупредить невозможно. Тот, кто решил покончить с собой, рано или поздно это сделает.

Многие считают, что суицидальные намерения неотвратимы: если человек решил покончить с собой, никто и ничто не сможет его остановить. Однако психиатрами отмечается, что потребность к самоуничтожению у подавляющего большинства людей является лишь временной. Суицид - это крик о помощи. Таким образом, потребность суицидента в душевной теплоте, желание быть выслушанным, понятым, готовность принять предлагаемую помощь - всё это убеждает, что организация профилактики самоубийств необходима.

Заблуждение 3. Если человек открыто заявляет о желании покончить с собой, то он никогда не совершит самоубийства.

По данным исследований, 34 % людей, совершивших самоубийства или покушавшихся, сообщали о своих намерениях ближайшему окружению, а изучение уголовных дел показало, что около 20% суицидентов ранее уже пытались покончить с собой.

Заблуждение 4. Если загрузить человека работой, то ему некогда будет думать о самоубийстве.

По их мнению, если человек будет загружен работой, и за ним будет осуществляться постоянный контроль, то проблема будет решена. Реальное же осуществление такой “профилактики” выливается в нарушение элементарных условий труда и отдыха, что может привести к истощению психофизиологических ресурсов организма, ещё больше повышая вероятность суицидальных попыток.

Заблуждение 5. Чужая душа - потёмки. Предвидеть попытку самоубийства невозможно.

Барьером для профилактики самоубийств является мнение людей, считающих, что нет внешних признаков, которые указывают на решение человека покончить с собой. В подобных высказываниях есть рациональное зерно: “заглянуть в душу”, познать внутренний мир  действительно очень сложно. Но такие возможности, как правило, имеются.

Заблуждение 6. Существует некий тип людей, ”склонных к самоубийству”.

Самоубийство совершают люди разных психологических типов. Реальность суицидального намерения зависит от силы психотравмирующей ситуации, и её личностной оценки, как непереносимой.

Подростки о суициде

        Давайте рассмотрим, а что думают подростки        

  1. Знакома ли ты с такой проблемой, как суицид?

Ответ: И на телевидении, и в газетах сейчас слишком много об этом пишут и говорят.

2. Как ты думаешь, почему вообще человек может покончить жизнь самоубийством, какие причины толкают человека на это?

Ответы:

- Может быть безысходность;

- так поступают только больные люди, у них нет будущего;

- какое-то горе;

 у них, наверное, что-то с нервами, у них стресс;

-Мне кажется, у всех людей по-разному: кто-то, например, от безденежья, безвыходное положение и человек кончает жизнь самоубийством,

-потому, что сейчас сильно распространена проблема наркотиков, ну и по разным другим причинам;

- взаимоотношения с родителями

когда тебя ненавидят, за человека не считают

когда ты пустое место, когда тебя тупо не замечают

когда  в материальном плане ограничивают

 когда 1 любовь тебе не доступна, она просто безответная.

Коренная причина детских самоубийств — непонимание их как взрослыми (родителями, учителями), так и ровесниками. Основанием для ухода из жизни могут стать плохие отношения между родителями, из развод, смерть близких, унижение ребенка родителями, боязнь перед жестоким наказанием, не сложившиеся  взаимоотношения в школьном коллективе, неудачная («разбитая») первая любовь и другие кризисные (экстремальные) стрессовые ситуации. Именно в эти моменты они ищут родительской поддержки и понимания, доброго слова и ласкового взгляда.

 Специалисты предлагают массу рецептов избегания суицида, главные из которых – любовь, доброта, тепло. Помните, что нашим детям гораздо в большей степени, чем пища и теплые вещи, нужны душевное тепло и понимание. Ребенок должен знать, что вы его любите и будете любить всегда – что бы в его жизни ни случилось, что бы с ним ни произошло, вы будете на его стороне, всегда поддержите и поймете. Самое главное — покажите своему ребенку, что он вам небезразличен. Дайте ему почувствовать, что он любимый и желанный. Постарайтесь уверить его, что все душевные раны со временем заживут. Убедите его в том, что безвыходных ситуаций не бывает! Помогите ему увидеть этот выход.   Он должен знать, что в мире есть кто-то, кому он нужен и кто нужен ему, поэтому уходить отсюда нельзя. Тем более нельзя уходить из жизни, если она еще не началась.

Целями суицида могут быть:

1. Протест, месть. Суицидальное поведение по типу "протеста" предполагает нанесение ущерба, мести обидчику, т. е. тому, кто считается причиной суицидального поведения. Действует принцип: "Вам будет хуже после моей смерти". Конфликт носит острый характер.  

2. Призыв. Суицидальное поведение по типу "призыва" возникает остро, реализуется чаще всего через самоотравление. Основной смысл суицидальной попытки - получение помощи извне с целью изменения ситуации.

3. Избегание (наказания, страдания). Суицидальное поведение по типу "избегания" проявляется в ситуациях угрозы наказания и при ожидании психического или физического страдания, а смысл суицида заключается в попытках их избежать.

4. Самонаказание - определяется переживаниями вины реальной, или же это следствие патологического чувства вины.

5. Отказ. Суицидальное поведение по типу "отказа" от жизни, где цель и мотивы полностью совпадают, встречается только у душевнобольных.

Как понять, что ребенок решился на самоубийство

Если ребенок всерьез задумал совершить самоубийство, об этом обычно нетрудно догадаться по ряду характерных признаков, которые можно разделить на 3 группы: словесные, поведенческие и ситуационные.

1. Словесные признаки. Подросток часто размышляет о своем душевном состоянии, при этом:

  1. прямо и явно говорит о смерти: "Я собираюсь покончить с собой"; "Я не могу так дальше жить";
  2. косвенно намекает о своем намерении: "Я больше не буду ни для кого обузой"; "Тебе больше не придется обо мне волноваться";
  3. много шутит на тему самоубийства;
  4. проявляет нездоровую заинтересованность вопросами смерти.

2. Поведенческие признаки. Подросток может:

  1. раздавать вещи, имеющие для него большую личную значимость, другим людям; приводить в порядок дела; мириться с давними врагами;
  2. демонстрировать радикальные перемены в поведении, такие как:
  3. в еде - есть слишком мало или слишком много;
  4. во сне - спать слишком мало или слишком много;
  5. во внешнем виде - стать неряшливым;
  6. в школьных привычках - пропускать занятия, не выполнять домашние задания, избегать общения с одноклассниками; проявлять раздражительность, угрюмость; находиться в подавленном настроении;
  7. замкнуться от семьи и друзей;
  8. быть чрезмерно деятельным или, наоборот, безразличным к окружающему миру; ощущать то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния;
  9. проявлять признаки беспомощности, в поступках ощущается безнадежность.

3. Ситуационные признаки. Подросток может решиться на самоубийство, если он:

  1. социально изолирован (не имеет друзей или имеет только одного друга), чувствует себя отверженным;
  2. живет в нестабильном окружении (серьезный кризис в семье - в отношениях с родителями или родителей друг с другом; алкоголизм - личная или семейная проблема);
  3. ощущает себя жертвой насилия - физического, сексуального или эмоционального;
  4. предпринимал раньше попытки суицида;
  5. имеет склонность к самоубийству вследствие того, что оно совершалось кем-то из друзей, знакомых или членов семьи;
  6. перенес тяжелую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей);
  7. слишком критически настроен по отношению к себе.

Если замечена склонность школьника к самоубийству, следующие советы помогут изменить ситуацию:

1. Внимательно выслушайте подростка, решившегося на самоубийство. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.

2. Оцените серьезность намерений и чувств ребенка. Если он уже имеет конкретный план самоубийства - ему срочно нужна помощь.

3. Оцените глубину эмоционального кризиса. Замечайте детали. Например, если человек, находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает проявлять бурную деятельность, - это может служить основанием для тревоги.

4. Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам. Не пренебрегайте ничем из сказанного. Подросток может не давать волю чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находиться в состоянии глубокой депрессии.

5. Не бойтесь прямо спросить ребенка, не думает ли он (или она) о самоубийстве. Часто подросток бывает рад возможности открыто рассказать о своих проблемах.

Профилактика суицидального поведения детей и подростков

При разработке мер профилактики суицидов у детей и подростков нужно иметь в виду:

1. Граница между истинным и демонстративно-шантажным суицидальным поведением в детском и подростковом возрасте условна. Целесообразно все суицидальные мысли, тенденции, попытки ребенка рассматривать как реальную угрозу его жизни и здоровью.

2. Чем меньше возраст больного, тем острее протекают депрессивные состояния с высокой суицидальной опасностью.

3. Депрессия сама по себе не содержит суицидальных тенденций. Они появляются под действием конфликтных ситуаций, если не приняты адекватные меры профилактики, диагностики и лечения.

4. Психологические переживания часто переоценивается подростками и недооценивается взрослыми.

5. В структуре депрессивного состояния есть симптомы, наличие которых должно насторожить психолога.

6. При депрессивных состояниях у детей и подростков всегда высок риск повторений, что требует индивидуальной профилактической работы.

7. Как правило, суицидальные угрозы и намерения реализуются депрессивными детьми и подростками в истинные покушения на самоубийства.

Рекомендации родителям

Семейная дезорганизация - главная социально-психологическая причина суицидов. Дети, совершающие самоубийство, как правило, из неблагополучных семей, в которых часто происходят конфликты между родителями, между родителями и детьми с применением насилия. Экономические проблемы в семье, ранняя потеря родителей или утрата с ними взаимопонимания, болезнь матери, уход из семьи отца - также могут быть причинами суицидального решения.

Родителям можно рекомендовать:

  1. ни в коем случае не оставлять нерешенными проблемы, касающиеся сохранения физического и психического здоровья ребенка;
  2. анализировать вместе с сыном или дочерью каждую трудную ситуацию;
  3. учить ребенка с раннего детства принимать ответственность за свои поступки и решения, предвидеть последствия поступков. Сформируйте у него потребность задаваться вопросом: "Что будет, если...";
  4. воспитывать в ребенке привычку рассказывать родителям не только о своих достижениях, но и о тревогах, сомнениях, страхах;
  5. не опаздывать с ответами на его вопросы по различным проблемам физиологии;
  6. не иронизировать над ребенком, если в какой-то ситуации он оказался слабым физически и морально, помочь ему и поддержать его, указать возможные пути решения возникшей проблемы;
  7. обсудить с ним работу служб, которые могут оказать помощь в ситуации, сопряженной с риском для жизни; записать соответствующие номера телефонов;
  8. записать свои рабочие номера телефонов, а также номера телефонов людей, которым родители сами доверяют.

Тест для родителей

Уважаемые родители! Обращайте внимание на эмоциональное состояние вашего ребенка. Общайтесь, обсуждайте проблемы, учите их разрешать, внушайте оптимизм. Если вы не справляетесь сами, чувствуете неблагополучие в социальной, эмоциональной сфере вашего ребенка, не стесняйтесь обращаться за помощью. Не надейтесь, что все само собой пройдет и наладится. Проявите бдительность. Специалисты помогут облегчить страдания вашего ребенка, найдут выход из трудной ситуации.

Ответьте на некоторые вопросы, которые помогут увидеть картину ваших взаимоотношений с ребенком.

  1. Рождение вашего ребенка было желанным?
  2. Вы каждый день его целуете, говорите ласковые слова или шутите с ним?
  3. Вы с ним каждый вечер разговариваете по душам и обсуждаете прожитый им день?
  4. Раз в неделю проводите с ним досуг (походы в кино, концерт, театр, посещение родственников, катание на лыжах и т. д.)?
  5. Вы обсуждаете с ним создавшиеся семейные проблемы, ситуации, планы?
  6. Вы обсуждаете с ним его имидж, моду, манеру одеваться?
  7. Вы знаете его друзей (чем они занимаются, где живут)?
  8. Вы знаете о его времяпровождении, хобби, занятиях?
  9. Вы в курсе его влюбленности, симпатий?
  10. Вы знаете о его недругах, недоброжелателях, врагах?
  11. Вы знаете, какой его любимый предмет в школе?
  12. Вы знаете, кто его любимый учитель?
  13. Вы знаете, кто его нелюбимый учитель?
  14. Вы первым идете на примирение, разговор?
  15. Вы не оскорбляете и не унижаете своего ребенка?

Подсчет результатов

Если на все вопросы вы ответили "да", значит, вы находитесь на верном родительском пути, держите ситуацию под контролем и сможете в трудную минуту прийти на помощь своему ребенку. Если же большинство ответов "нет", необходимо немедленно изменить поведение, услышать и понять подростка, пока не случилась беда!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предупреждение суицида среди несовершеннолетних

классный час на тему :  " Предупреждение суицида среди несовершеннолетних"...

классный час "Вежливость - это слабость, необходимость или сила..."

Сценарий классного часа поможет построить беседу-рассуждение с обучающимися по теме "Вежливость"....

Суицид - геройство или слабость?

Профилактика суицидального поведения учащихся....

Внеклассное занятие "Вежливость- сила, слабость, необходимость.

Тема классного часа:«Вежливость – это сила, слабость, необходимость»Цели:– обогатить речь детей новыми словами и понятиями по теме «Вежливость»,– формировать ...

Презентация к внеклассному занятию "Вежливость , сила,слабость,необходимость.

Презентация к внеклассному занятию "Вежливость , сила,слабость,необходимость....

Конспект классного часа по теме: «Вежливость –это сила, слабость или необходимость»

Конспект классного часа по теме: "Вежливость-это сила, слабость или необходимость" для 3-4 класса...

Нарушения речи при слабости правого полушария

В данной статье рассматривается нейропсихологический подход к объяснению нарушений речевого развития детей....