Родительское собрание совместно с учащимися по теме: «Проблемы нравственности и этики поведения в классном коллективе».
материал по теме

Супрун Людмила Васильевна

 

Уважаемые родители! В этом материале я представляю родительское собрание, проведённое в классе, на котором мы поговорили о нравственности и этике поведения.

В качестве подготовительной работы к собранию я провела два мини-опроса с детьми и выявила ряд серьёзных проблем, которые мы решили совместно с родителями. Пусть материал этого собрания поможет и другим в решении нравственных проблем.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

НРАВСТВЕННОСТЬ И ЭТИКА ПОВЕДЕНИЯ Подготовила: Учитель начальных классов МОУСОШ № 45 МО Северский район Л. В. Супрун

Слайд 2

Диагностика отношения к жизненным ценностям "Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список 10-ти желаний, выбрать из которых можно только 5-ть"

Слайд 3

Список желаний: 1. Быть человеком, которого любят 2. Иметь много денег 3. Иметь самый современный компьютер 4. Иметь верного друга 5. Мне важно здоровье родителей 6. Иметь возможность многими командовать 7. Иметь много слуг и ими распоряжаться 8. Иметь доброе сердце Уметь сочувствовать и помогать другим людям 10. Иметь то, чего у других никогда не будет

Слайд 4

ОТНОШЕНИЕ К ЖИЗНЕННЫМ ЦЕННОСТЯМ

Слайд 5

Диагностика этики поведения "Я прочитаю вам пять незаконченных предложений. Вы должны подумать и каждое из этих предложений дописать сами. Переписывать первую часть предложений не надо".

Слайд 6

Текст: 1. Когда я вижу кого-то из ребят в нелепой ситуации, то я... 2. Если кто-то надо мной смеется, то я... 3. Если я хочу, чтобы меня приняли в игру, то я... 4. Когда меня постоянно перебивают, то я... 5. Когда мне не хочется общаться с одноклассниками, я...

Слайд 7

Отрицательный результат ответов Ударить, Бью, Убью, Психую, Даю в лоб, Злюсь, Затыкаю, Тоже смеюсь, Кричу громче……. 43 % от общего числа опрошенных

Слайд 8

ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ Гуманизм , в основе которого заложено уважение и доброжелательность по отношению к другому человеку, доброта как источник чувства, действия и отношения к окружающему миру. Ответственность как моральная готовность держать ответ за свои мысли и действия, соотносить их с возможными последствиями. Долг как осознание и готовность к проявлению своих обязанностей перед государством, обществом, людьми и самим собой. Совестливость как регулятивная основа всей жизнедеятельности человека Чувство собственного достоинства как нравственное самоутверждение на основе позитивно окрашенной установки на самоуважение и уважение к другому человеку. Гражданственность как чувство Родины, неразрывной связи с отечеством, причастности к его судьбе.



Предварительный просмотр:

Родительское собрание совместно с учащимися по теме:

«Проблемы нравственности и этики поведения

в классном коллективе».

Вступительное слово учителя.

Уважаемые родители! На сегодняшний день в нашем классном коллективе особенно остро назрела необходимость поговорить о нравственности и этике поведения.

В качестве подготовительной работы к собранию я провела два мини-опроса с детьми и выявила ряд серьёзных проблем, которые мы не сможем решить без вашей помощи.

Описание опросов и их результатов.

Методика№ 1: Диагностика отношения к жизненным ценностям

инструкция:

"Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список 10-ти желаний, выбрать из которых можно только 5-ть" Список учитель заранее выписывает на доске.

Список желаний:

1.        Быть человеком, которого любят

2.        Иметь много денег

3.        Иметь самый современный компьютер

4.        Иметь верного друга

5.        Мне важно здоровье родителей

6.        Иметь возможность многими командовать

7.        Иметь много слуг и ими распоряжаться

8.        Иметь доброе сердце

9.        Уметь сочувствовать и помогать другим людям

10.        Иметь то, чего у других никогда не будет

Интерпретация:

•        Номера отрицательных ответов: №№ 2, 3, 6, 7, 10.

•        Пять положительных ответов - высокий уровень.

•        4-е, 3-й - средний уровень.

•        2-а - ниже среднего уровня.    

•        0-1 - низкий уровень.

Результаты:

Высокий уровень-6чел

Средний уровень – 8 чел

Ниже среднего- 4 чел

Низкий уровень-0

Методика №2: Диагностика этики поведения

Инструкция:

Учитель объявляет детям: "Я прочитаю вам пять незаконченных предложений. Вы должны подумать и каждое из этих предложений дописать сами. Переписывать первую часть предложений не надо".

Текст:

1.        Когда я вижу кого-то из ребят в нелепой ситуации, то я...

2.        Если кто-то надо мной смеется, то я...

3.        Если я хочу, чтобы меня приняли в игру, то я...

4.        Когда меня постоянно перебивают, то я...

5.        Когда мне не хочется общаться с одноклассниками, я...

Интерпретация:

Первый вопрос: отрицательный результат проявляется, если в ответе присутствуют: равнодушие, агрессия, легкомысленное отношение. Положительный результат: помощь, сочувствие.

Второй вопрос: Отрицательный результат: агрессия, разные способы психологического подавления. Положительный результат: отсутствие реакции, уход от ситуации; высказывание своих чувств, мнения без грубости и агрессии.

Третий вопрос: Отрицательный результат: Давление, агрессия, хитрость. Положительный результат: Самоутверждающее поведение, построенное на равноправных отношениях, открытая позиция.

Четвертый вопрос: Отрицательный результат: Отсутствие всякой реакции, агрессия, раздражение, угроза, давление. Положительный результат: Высказывание своего пожелания, мнения, чувств, отношения без агрессии и грубости.

Пятый вопрос: Отрицательный результат: Грубость, агрессия, нетактичность. Положительный результат: Тактичное, мягкое, понятное высказывание своего пожелания.

Зачитываются ответы детей, у которых по мнению родителей не возникает конфликтных ситуаций ни с детьми, ни с учителем…..( Если я не принимаю их позиции, значит я не права и точка)

Почему собрание с детьми, скажете вы. Самое страшное во всей ситуации то, что моя работа с детьми не даёт положительных результатов, и во многом потому, что часто мои действия, направленные на воспитание детей, расходятся с вашими, как это не прескорбно. Сегодня мы попробуем выработать единую стратегию, которая поможет прежде всего детям. Меня очень беспокоят их взаимоотношения и отношение к нравственным нормам и просто элементарная этика поведения. Их учебные результаты в 5 классе лопнут как мыльный пузырь, если они не научатся общаться, жить по правилам коллектива, выполнять нормы поведения. Помочь в этом сможем только мы взрослые, сообща и понимая, чего мы хотим достичь.

Мы часто слышим сейчас, что ценности в обществе меняются. Но позвольте с вами не согласиться.  Ценностные основания бытия человека отрабатывались веками и всегда были значимы и первостепенны в обществе. Они выражались в разные периоды жизнедеятельности человечества в постулатах религиозных учений, заповедях христианства, моральных исканиях мыслителей, традициях народов и этносов, провозглашались в различных социальных кодексах поведения людей.

Моральный исток осмысления человеческой жизни на протяжении столетий рассматривался философией и этикой в попытке найти ему единое содержательное определение, в результате чего было выделено и обосновано такое ёмкое понятие как «простые нормы нравственности», одинаково значимое для всего человечества. Отсюда понятие «общечеловеческие ценности».

Гуманизм, в основе которого заложено уважение и доброжелательность по отношению к другому человеку, доброта как источник чувства, действия и отношения к окружающему миру.

Ответственность как моральная готовность держать ответ за свои мысли и действия, соотносить их с возможными последствиями.

Долг как осознание и готовность к проявлению своих обязанностей перед государством, обществом, людьми и самим собой.

Совестливость как регулятивная основа всей жизнедеятельности человека

Чувство собственного достоинства как нравственное самоутверждение на основе эмоционально-рефлексивной и позитивно окрашенной установки на самоуважение и уважение к другому человеку.

Гражданственность как чувство Родины, неразрывной связи с отечеством, причастности к его судьбе.

Занятие для учащихся по теме: «Доброта что солнце».

- Вы любите сказки?

- Какие сказки вы знаете?

- Почему вам нравятся сказки?

- Да, в сказках происходит много интересного, необычного и полюбившимся вам героям помогают волшебники. А все ли волшебники помогают?

- Какие бывают волшебники?

- Да, добрые и злые.

Так дети выходят на понятие добра. 

- А вам какие волшебники нравятся?

- Почему?

- Значит, добрые волшебники творят Добро! (Если какой-то ребёнок предпочтёт злого волшебника, педагог отметит, что и об этих волшебниках они обязательно поговорят).

-А в народе говорят: «Доброта что солнце». Как вы думаете, почему?

Педагог предлагает детям вообразить красивую волшебную полянку, освещённую солнцем. Такая полянка может быть изображена на детских рисунках, на полотне, на доске, которую учитель открывает в этот момент. Она может быть создана творческим воображением детей.

- Посмотрите, какая красивая полянка. Представим себя на ней. Вам нравится?

- А теперь представьте, что солнышко закрыла туча. Стало темно, пасмурно, неуютно и холодно. И вот тучка начала понемногу уходить, появился первый лучик солнышка. Что мы почувствовали, греясь в его лучах?

- Конечно, тепло. А если доброта что солнце, то доброта – это...?

- Верно, тепло, теплота. А лучик солнышка, согревший нас на полянке, проявил к нам... что?

- Внимание, потому что он о нас... что?

- Позаботился.

- Следовательно, доброта – это ещё и... что?

- Конечно, внимание и забота. Видите, как нам лучик помог понять, что такое доброта. Это теплота, внимание и забота, проявленные нами к кому-то.

- Посмотрите, ребята, на солнышко на нашей красивой поляне. Каждый его лучик несёт в себе тепло, заботу и внимание. Хотите в этом убедиться?

Педагог включает воображение детей, предлагая им своеобразную игру. Он как бы вручает лучик одному из воспитанников (можно такие лучики заготовить и вручать ребятам в процессе игры, поскольку маленькие дети любят «конкретику»), спрашивая, кому бы он подарил этот символ своего внимания, теплоты и заботы. Далее лучик «вручается» ещё нескольким. Данная игра в то же время является и методикой, определяющей приоритеты в отношениях детей к близким, окружающим и сверстникам.

- Скажите, ребята, приятно было получить и подарить солнечный лучик, излучающий тепло, заботу и внимание?

- Но ведь не каждый смог испытать это приятное ощущение. Подумаем вместе, как сделать так, чтобы его испытал каждый.

- Посмотрите на нашу поляну. Ведь она волшебная, верно?

- Посмотрим, нет ли на нашей полянке ещё чего-нибудь волшебного... Оказывается, есть... – клубочек. Надо проверить, в чём же его волшебство.

С этими словами педагог подходит к одному из ребят (здесь удобнее организовать круг) и предлагает ребёнку потянуть клубочек за ниточку. Как только он возьмётся за ниточку и начнёт тянуть, руководитель произносит:

- Ой, действительно, клубочек волшебный! Как только ты взялся за ниточку, я увидела все твои лучшие качества. Хочешь, я тебе их назову?

Далее каждый ребёнок, разматывая «волшебную» ниточку, последующему ребёнку называет его лучшие качества не зависимо от того, как строились их отношения до этого.

- Обратите внимание, ребята, как много в вас хорошего, какая добрая, тёплая и светлая атмосфера царит у нас. Постараемся её сберечь?

«Рождает зверя зверь,

Рождает птица птицу,

От доброго добро,

От злого зло родится»...

 «Добро и зло творить всегда

Во власти всех людей.

Но зло творится без труда,

Добро – творить трудней».

- Вы обратили внимание на то, что рядом с добром соседствует зло. Как вы думаете, почему?

- Добро всегда противодействует злу, борется с ним. Известный врач и философ Альберт Швейцер очень образно определил сущность добра и зла: «Добро – то, что служит сохранению и развитию жизни, зло есть то, что уничтожает жизнь или препятствует ей». Следовательно, основное назначение человека – творить добро. Вы согласны с этим?

- Может быть, именно поэтому ещё в старой азбуке, когда буквы алфавита обозначались самыми близкими человеку словами: З – земля, Л – люди, М – мыслите, буква Д обозначалась словом Добро. Азбука как бы призывала: Люди Земли, мыслите, думайте и творите Добро!

Что лучше, слышать добрые слова или злые, видеть улыбки или слёзы и злые лица, делать добро или зло. Сегодня мы собрались все вместе, чтобы поставить точку в непонимании, простить и забыть обиды, задуматься о том, как мы будем строить свои взаимоотношения дальше, какими мы будем в будущем. Я надеюсь, что родители нам в этом помогут.

        Свою помощь нам предлагает школьный психолог. Предлагает провести ряд занятий по сплочению коллектива и снятию агрессивного состояния во взаимоотношениях детей.

Высказывания родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание совместно с учащимися начальных классов на тему «Профессии наших родителей»

Цель: Познакомиться с профессиями родителей .УУД:- расширение знаний детей о мире профессий;- формирование интереса к профессиям,- развитие умения сопоставлять, анализировать, делать выводы, пони...

Родительское собрание совместно с учащимися начальных классов на тему «Профессии наших родителей»

Цель: Познакомиться с профессиями родителей .УУД:- расширение знаний детей о мире профессий;- формирование интереса к профессиям,- развитие умения сопоставлять, анализировать, делать выводы, пони...

Родительское собрание в 1 классе по теме "Развитие нравственных качеств в младшем школьном возрасте"

Младший школьный возраст – время интенсивного приобретения ребёнком социальных знаний, которые включают в себя усвоение общественных норм и правил, а также способов действий в различных си...

Тема родительского собрания в 3 классе «Роль родителей в нравственном воспитании детей, учащихся младших классов».

Оформление: плакат с пословицами: «Что у родителей скачет с языка, то у ребенка скачет на языке», «Родительское слово на ветер не молвится», на доске высказывание В.А. Сухомлин...

Родительское собрание в 4 классе по теме"Проблемы и трудности родителей в воспитании младшего школьника"

На сегодняшний день остро встаёт вопрос о роли и функциях семьи в воспитании младших школьников. Проблемы, особенности воспитания детей данного возраста приобретают особую важность и обращают на себя ...