Родительское собрание в 1 классе по теме "Развитие нравственных качеств в младшем школьном возрасте"
методическая разработка (1 класс)

 

Младший школьный возраст – время интенсивного приобретения ребёнком социальных знаний, которые включают в себя усвоение общественных норм и правил, а также способов действий в различных ситуациях. Именно в начальной школе дети учатся принимать в расчёт нюансы дружбы и авторитета, учитывать множество предписаний и правил. Исходя из этого, важная психолого-педагогическое значение приобретает развитие у ребенка нравственных качеств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie_v_1_klasse.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание в 1 классе.

Тема: «Развитие нравственных качеств в младшем школьном возрасте».

Форма проведения: беседа.

Цели:

Ход собрания.

Младший школьный возраст – время интенсивного приобретения ребёнком социальных знаний, которые включают в себя усвоение общественных норм и правил, а также способов действий в различных ситуациях. Именно в начальной школе дети учатся принимать в расчёт нюансы дружбы и авторитета, учитывать множество предписаний и правил. Исходя из этого, важная психолого-педагогическое значение приобретает развитие у ребенка нравственных качеств.

        В дошкольном детстве большинство детей методом проб и ошибок учатся отличать хорошие поступки от дурных, различать сердечность и бессердечие, великодушие и себялюбие. В младшем школьном возрасте ребёнок начинает придавать повышенное значение выполнению нравственных норм и правил. Одной из причин этого выступает тот факт, что в игре дошкольник учится действовать по правилам и выполнять их. С приходом в школу это умение совершенствуется и начинает касаться не только игровых и учебных  ситуаций, но и отношений между людьми, правил морали.

        По мнению психологов, моральное чувство у детей возникает из взаимодействия между их развивающимися мыслительными структурами и постепенно расширяющимся социальным опытом. В развитии морального чувства можно выделить две стадии.

        В дошкольном возрасте дети думают, что необходимо соблюдать все правила, потому что это реальные, нерушимые условия, а не абстрактные принципы. На этой стадии они судят о нравственности того или иного поступка исходя из его последствий и ещё не способны оценивать намерения.

        В младшем школьном возрасте дети начинают понимать, что правила создаются людьми на основе взаимной договорённости и что при необходимости их можно изменять. Это приводит к осознанию того, что в мире не существует ничего абсолютно правильного или неправильного и что нравственность поступка зависит не от его последствий, а от намерений.

         В младшем школьном возрасте формируется одно из самых главных представлений о человеческих отношениях – представления о дружбе. Способность строить предположения относительно мыслей, ожиданий, чувств и намерений других людей играет главную роль в понимании того, что значит быть другом. Дети, которые могут видеть вещи и явления с точки зрения другого человека, в большей степени способны устанавливать и поддерживать прочные, близкие отношения со сверстниками.

        В дошкольном возрасте дружба, как правило, основана на соображениях физического или географического порядка и носят довольно эгоцентрический характер. Друг – это просто партнёр в играх, тот, кто живёт неподалёку и имеет интересные игрушки. О том, чтобы понять и принять в расчёт собственные интересы друга, речь пока не идёт.

        В младшем школьном возрасте дети начинают проникаться идеей взаимности и сознавать чувства другого. Дружба рассматривается главным образом сточки зрения поступков одного человека и их субъективной оценки другим.

        В реальности дети начинают устанавливать более близкие отношения, чаще всего с лучшими друзьями. Эти узы дружбы очень сильны, но они, как правило, весьма недолговечны.

        К концу начальной школы дружба основана на идее подлинно равного обмена: друзья рассматриваются как люди, помогающие друг другу. Дети осознают, что могут оценивать действия своих друзей и что друзья, в свою очередь, могут оценивать их действия. В это время впервые появляется понятие обязательства.

        Наибольшее распространение получает групповая дружба. Группы обычно бывают большими, включая ядро из нескольких мальчиков или девочек.

        Два дружащих между собой ребёнка могут удовлетворять различные потребности друг в друге. Одному может нравиться командовать, другому – подчиняться. Иногда отношения могут строиться на принципах равноправия, когда ни один из друзей не играет чётко выраженную или постоянную роль. Характер дружеских отношений зависит от потребностей каждого ребёнка в доминировании, подчинении и автономии.

Литература:

  1. Коломинский Я.Л., Панько Е.А.  Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. М., 1988.
  2. Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000.
  3. Непомнящая Н.И. Становление личности ребёнка 6-7 лет. М., 1992.
  4. Обухова  Л.Ф. Возрастная психология. М., 1999.
  5. Психическое развитие младших школьников. М., 1990.
  6. Рабочая книга школьного психолога. М., 1991.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в третьем классе на тему: «Психологические особенности детей младшего школьного возраста» (Форма проведения – семинар)

Освоение педагогически обоснованных приёмов развития памяти младших школьников по Л.С.Выготскому в условиях семейного воспитания....

Родительское собрание в 1 классе: "Проектная и исследовательская деятельность в младшем школьном возрасте"

Одним из шагов при организации проектной и исследовательской деятельности в начальной школе является мотивация. Необходимо работать в двух направлениях: мотивация учащихся и мотивация их родителей, ко...

Родительское собрание. Тема: «О применении компьютеров в воспитании детей младшего школьного возраста»

В данной статье есть рекомендации для родителей о пользе компьютерных игр и их негативном влиянии на воспитание младшего школьника. Даны советы, как выбрать игру учитывая  психологические особенн...

Родительское собрание во 2 классе Тема: «Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста»

ЦЕЛЬ: показать необходимость развития творческого потенциала детей в семье.ОБОРУДОВАНИЕ: бумага А4, ручки, цветные карандаши.Развитие творческих способностей детеймладшего школьного возрастаДуховная ж...

Методическая разработка родительского собрания по теме: «Способы развития познавательных процессов обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития»

В данной методической разработке представлен материал по особенностям детей с задержкой психического развития, а также способах развития их познавательных процессов родителями....

Родительское собрание – практикум «Воспитание и развитие нравственных качеств у ребёнка младшего школьного возраста»

Презентация для родительского собрания "Воспитание и развитие нравственных качеств у ребенка младшего школьного возраста". Данную презентацию можно использовать на родительском собрании в лю...

«Воспитание нравственных качеств детей младшего школьного возраста посредством русских народных сказок»

задачи:- изучить и проанализировать научную литературу по проблеме использования русских народных сказок в формировании нравственных качеств у младших школьников-  создать необходимые услови...