Брошюра «Читаем, играя!»
методическая разработка по теме

Мауль Людмила Иосифовна

Игры, упражнения, памятки, рекомендации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon broshyura_chitaem_igraya_maul_l.i._mou_sosh_no3.doc88 КБ

Предварительный просмотр:

В помощь родителям и учителям начальной школы

ЧИТАЕМ, ИГРАЯ!

Игры, упражнения, памятки, рекомендации

Составитель: Мауль Людмила Иосифовна,

                                       учитель начальных классов

                                                           высшей квалификационной категории,

                                                                 МОУ «СОШ №3» г. Горнозаводска

        

г. Горнозаводск, 2011 г.

«Привить ребёнку вкус к чтению –                                                                                  лучший подарок, который мы можем ему сделать»

С. Лупана

Дорогие родители – мамы и папы, дедушки и бабушки, дяди и тёти! Читайте детям книжки вслух, не жалейте на это времени и сил. Весьма вероятно, что это очень поможет вам самим и избавит от необходимости убеждать и заставлять ребёнка учиться, нанимать репетиторов. Это занятие делает ребёнка любознательным, отвлекает от компьютера и телевизора, на хороших литературных примерах учит чадо жизни. Именно из начитанных детей вырастают умники и умницы. Совместное чтение и сопереживание сближает вас с вашими ребятишками. Они будут помнить эти моменты всю жизнь и полюбят читать.

Игры для детей

«Очумелые ручки»

Ребенок прочитал сказку «Машенька и Медведь». Вы ему – лист бумаги и краски, пусть нарисует персонажей. Или вылепит из пластилина, или вырежет из цветной бумаги. Рукодельных фантазий множество. Можно написать письмо-обращение к герою. Писать можно и доброму, и злодею. Вдруг злодей захочет стать добрым.

«Заседание суда»

Можно устроить заседание суда по обвинению злодейств Бабы-Яги, Карабаса-Барабаса, Кощея Бессмертного. Играть могут все члены семьи. Роли распределяются: судья, прокурор, адвокат, свидетели. Затем выносится приговор. В данном случае у ребенка развивается логическое мышление, справедливость, милосердие к осужденным.

«Спектакль»

Разыгрывается спектакль с участием домашних или маленьких друзей. Нужно дать ребенку проявить свои творческие мыслительные способности, развить фантазию.

«Летучка»

После прочтения спросить у ребенка, что он думает о каком-либо поступке героя, как относится к разным персонажам. А потом предложить созвать этих героев на совет и высказать свое суждение, просьбу, недовольство.

Упражнения, помогающие при освоении чтения

  1. Предлагайте ребенку определить количество слогов в названном вами слове. Учите называть любой по местоположению звук в слове (первый, второй, последний), различать парные согласные, мягкие и твердые звуки.
  2. Тренируйте не только в звуковом анализе слова ("разборка"), но и в синтезе ("сборка"). Предложите отдельные звуки на слух, ребенку нужно составить из них слог, затем из слогов - слово. Постепенно можно перейти к составлению слов из написанных на карточках слогов. Если ребенок хорошо справляется с этой работой, переходите к чтению простых предложений.
  3. Обязательно расширяйте активный словарь ребенка, развивайте навык связной речи. Попросите описать, что происходит на сюжетной картинке, а затем пускай ребенок придумает, что могло случиться раньше и что произойдет позже. Предлагайте восстановить последовательность из картинок, связанных одним сюжетом.
  4. Заучивайте с ребенком забавные стихи, песни и др.
  5. Предложите ребенку читать слова в строчке «наоборот» - от последнего к первому. Для того чтобы он при чтении не домысливал окончание слов, пускай читает только их вторые половины. Можно прикрыть нижнюю половину слова или строчки или поупражняться в чтении слов, повернутых на 90, 180 градусов. Или заготовить текст, в котором слова наползают одно на другое или пересечены какими-то линиями, мешающими восприятию.
  6. Тренирует в чтении и игра в "псевдослова". Для нее нужно заготовить карточки с реальными словами и с придуманными, искусственными ("мираду", "полеса" и т.д.). Попросите ребенка прочитать их и разделить на две группы - настоящие и ненастоящие. Или дайте ему карточку с каким-то словом и попросите найти это слово среди 10-15 других, отличающихся от нужного всего на одну-две буквы. Можно потренироваться в чтении текста через слово.

Упражнения для тренировки осязания:

Несколько монет достоинством две, три, пять, десять рублей (копеек) рассыпьте и, закрыв глаза, рассортируйте по достоинству.

Упражнения, развивающие тактильные ощущения:

  1. Представьте себе, что вы берете котенка в руку. Он вырывается, а вы стараетесь его удержать. Он все же вырвался, и ощущение его теплого, мягкого тела исчезает. Повторите это мысленно несколько раз.
  2. «Душ». Вода холодная – горячая.

Упражнения для тренировки обоняния:

1. Выработка эталонов запахов. Знакомясь с группами запахов, пополняйте их теми запахами, с которыми вы часто встречаетесь:

Цветочные: ромашка, роза…

Пищевые: хлеб, сыр, мясо жареное…

Лекарственные: йод, полынь…

Опасные: газ, бензин…

2. Создание вторичных ощущений запахов в ситуациях: море, вечер, легкая волна накатывает на берег (песок), гнилые водоросли, мидии.

Упражнения для тренировки вторичных вкусовых ощущений:

Сладкое: сахар, мед, шоколад…

Кислое: лимон, кефир, сливы…

Горькое: лук, перец, чеснок…

Соленое: селедка…

Представляя вкусовые ощущения, постарайтесь вызвать зрительные образы и их носителей.

Упражнения для развития беглости чтения

  1. Работа по созерцанию зеленой точки.  На карточке, на картинке ставим зеленую точку и концентрируем на ней взгляд. В это время называем предметы справа, слева, вверху, внизу.
  2. Работа по таблицам Шульте.
  3. Развитие поля зрения по горизонтали.

847 22 9 14 18 7

215 3 12 6 23 20

639 21 4 1 25 15

       13 5 24 11 17

       10 8 19 2 16

4. Развитие поля зрения по вертикали:

13  33  9  4  26                                      26  31  23   5  21

3   22  19  2  30                                     17   3  35  11  29

28  31  12  24  6                                    14  22   8  24   6

7   10  21  27  14                                   20  33  27  16  13

35  18   1  16  8                                     12  30  18   2  34

Упражнение «Прочитаем вслух рассказ. Не один, а много раз»

Примечание для родителей

Текст вы читаете вслух. Затем ребенок читает его же в течение одной минуты и отмечает место, на котором остановился. Небольшой перерыв. Ребенок снова читает текст с самого начала и вновь отмечает место, на котором истекла отпущенная ему минута. Естественно, во второй раз удается прочитать больше. Таким образом, это простое упражнение не только тренирует навык чтения, но и повышает мотивацию ребенка. Возвращайтесь к тексту и в третий, и в четвертый раз.

Упражнение «Возьми друга на буксир»

Тебе знакомо выражение "взять на буксир"? Правильно, оно означает "оказывать поддержку, помощь".

Я буду быстро читать, а ты следи глазами за тем, как я это делаю. Старайся не отставать. Как только я остановлюсь, бери меня на буксир - продолжай чтение сам. Теперь уже я буду следить глазами и, как только ты остановишься, возьму на буксир тебя.

Примечание для родителей

Выберите текст, соответствующий технике чтения вашего ребёнка. Читая, не развивайте слишком большой темп, иначе вашему подопечному будет не под силу следить за вами. И не водите по строчкам указкой или пальцем - ребенок должен перемещать взгляд без этих вспомогательных средств. Но, поменявшись ролями и передав функцию "буксира" ребенку, постарайтесь, чтобы он подольше не останавливался: ведь наша главная задача в данном случае - развивать у него навык скоростного чтения.

В дальнейшем можно варьировать скорость чтения от 80 до 160 слов в минуту. Повторяйте упражнение многократно. Постепенно скорость чтения ребенка станет подтягиваться к вашей.

Работаем над постановкой ударения

Примечание для родителей

Обычно существует две причины, по которым в читаемом слове неправильно ставится ударение.

  1. Слово незнакомо ребенку - оно не входит в его активный словарный запас, либо он вообще впервые его слышит.
  2. Ребенок постоянно слышит от окружающих неправильный вариант постановки ударения в определенном слове. Он воспринимает его как правильный.

Какая бы из причин не была истинной, результат всегда оказывается одним и тем же. Как помочь ребенку в этом случае?

Сначала необходимо поработать над смысловой стороной слова, и только затем над его звучанием. Общий порядок работы изложен в памятке для ребенка.

Памятка для работы над ударением

  1. Если слово уже встречалось тебе раньше, попробуй самостоятельно уяснить для себя его смысл. Что оно обозначает?
  2. Если слово для тебя совсем новое, отыщи его в толковом словаре. Из словарной статьи ты сможешь узнать, что обозначает это слово. Прочти, а потом постарайся самостоятельно объяснить смысл слова. Кроме того, в словаре указано, на какой слог слова приходится ударение. Запомни это, чтобы в дальнейшем произносить слово правильно.
  3. Произнеси слово правильно несколько раз, голосом выделяя ударение. Определи, какой по счёту слог - ударный. Несколько раз отстучи карандашом ритм слова - ударный слог громко, а безударные - тихо, так, чтобы число ударов соответствовало числу слогов.
  4. Нарисуй с помощью крестиков слоговую схему слова. Ударный слог обозначь большим крестиком (X), безударные – маленькими (х). Например, для слова КЛАПАН схема будет выглядеть так: Хх.
  5. Напиши слово цветным фломастером печатными буквами на листе бумаги, выдели ударную гласную ярко-красным цветом и размером. Пусть ударная гласная будет больше других букв. Правильно произнеси слово несколько раз, ориентируясь на выделенную ударную гласную.
  6. Посмотри на слово несколько секунд. Закрой глаза, мысленно представь себе слово. Оживи ударную гласную: вообрази, как она дышит, танцует, растет.
  7. Открой глаза, громко и отчетливо произнеси слово несколько раз подряд.
  8. Составь два-три предложения с этим словом, и запиши их. В слове, над которым работаешь, выдели ударную гласную красным фломастером. Прочитай вслух предложения.

Упражнение на расширение объема ассоциативной памяти

(до 15 минут)

Постарайтесь запомнить каждый из данных рядов слов путем установления между словами ряда  ассоциативных связей и создания одной и более образных ситуаций.

ЛУНА, ПЕШЕХОД, СНЕГ, ПРИГОРОД, ТЕМП, ТЕЛЕСКОП, ЦАПЛЯ.

ПИРАМИДА, ПЕТУХ, ПИРОГ, ПАМЯТЬ, ТЕЛЕФОН, ЯНТАРЬ, МОРЕ.

ПЕСОК, ПЛАТЬЕ, ЛАДЬЯ, ОВАЛ, МЕТЕЛЬ, ЛУНА, ЧАЙКА.

СЦЕНА, МАСЛО, ХУДОЖНИК, МАКЕТ, ГЛОБУС, ДОЛИНА, МАК.

ПОЕЗД, ПЕРРОН, ПЛОЩАДЬ, УЧЕНЫЙ, ПОИСК, ПЛАНЕТА, ЛИМОН.

ПЕСНЯ, ПИСЬМО, ЯЩИК, МОНТЕР, ЛИФТ, ПЕРСИК, СВИРЕЛЬ, ПОЭТ.

ВОЙНА, ПЛЕЧО, САЛЮТ, ПОБЕДА, ШАГ, САРАФАН, ЦВЕТ, ТЕСЬМА.


Упражнение на развитие эмоциональной памяти

За короткое время (7 секунд) рассмотрите какой-нибудь предмет, отвернитесь и опишите его мысленно.

Зафиксируйте взглядом несколько предметов. Закройте глаза и опишите их.

«Оживление» картин. Глядя на картинку, представьте себе, что изображение на ней приобрело способность двигаться, ожило. Себя представьте свидетелем действия. Особое внимание уделите оживлению лиц, персонажей картины.

Создание зрительного образа на базе отдельных слов:

человек, земля, глаз, вода, город, дом, лицо, дверь, книга, завод, стекло, стол…

Медленно читая данные существительные, создавайте мысленно зрительный образ или ряд образов «сфантазируйте» их.

Как обсуждать с ребёнком прочитанное

  1. Выясните перед чтением или во время чтения трудные слова.
  2. Спросите у ребенка, понравилось ли ему прочитанное. Чем?
  3. Что нового он узнал?
  4. Попросите его рассказать о главном герое, главном событии.
  5. Какие слова и выражения запомнились?
  6. Чему научила книга?
  7. Предложите ребенку нарисовать картинку к понравившемуся эпизоду, выучить отрывок, если это стихотворение.

Как вызвать интерес к чтению

  1. Читайте не более 15–20 минут, но каждый день.
  2. Прежде чем читать, проветрите комнату, уберите со стола отвлекающие предметы.
  3. Если ребенок устал, сделайте физкультурную паузу.
  4. Хвалите ребенка.
  5. Ничего не делайте за ребенка из того, что он может и умеет делать сам.
  6. Воспитывайте читателя личным примером.
  7. Не заставляйте ребенка читать насильно, заинтересуйте его чтением, подбирая книги, которые могли бы чем-то его привлечь.
  8. Можно купить школьнику аудиокнигу по произведениям русских классиков, можно найти и показать достойный фильм, снятый по классике, а потом попросить прочитать книгу. Обсудите различия.
  9. Приучите ребенка значение любого незнакомого слова смотреть в словаре.
  10. Совместное чтение книг, пересказ прочитанного друг другу и невольно возникающий при этом обмен мнениями – естественный путь читательского общения в семье.
  11. Вспоминайте любимые книги своего детства, как бы разжигая аппетит к важным для каждого человека книгам. Пересматривайте книги собственной библиотеки с участием детей. О книгах любимых рассказывайте с восхищением.
  12. Поручите школьнику составить каталог домашних книг.
  13. Проконтролируйте, чтобы в дорогу была взята интересная книга.
  14. Если юный читатель увлекся какой-либо темой, подкиньте нужную литературу. Позаботьтесь о том, чтобы в руки ребенка попадали действительно хорошие книги.
  15. Убедите школьника записаться в городскую библиотеку и посещать ее не реже двух раз в месяц. Учитель с удовольствием порекомендует интересные книги.

Ребёнок читает медленнее всех в классе.

Как ему помочь?

  1. Перед выполнением домашнего задания дайте ребёнку 5 минут читать любой текст, затем приступайте к выполнению домашнего задания по математике; после чего опять 5 минут чтения – выполнение домашнего задания по русскому языку. В течение дня усаживайте его за чтение на 5 минут три – четыре раза с промежутками времени в час – полтора. Не забывайте о том, что чтение нужно контролировать и слушать, чтобы исправлять ошибки.
  2. Контролируйте технику чтения. Подберите подходящую детскую книгу с шрифтом, соответствующему в учебнике чтения, отсчитав 100 слов, попросите ребёнка прочитать. Запишите, за какое время был прочитан текст. Задайте несколько вопросов по прочитанному. Запишите, на сколько вопросов после самостоятельного чтения текста ребёнок дал правильные ответы. Через неделю повторите замер. Сдвиги будут заметны и родителям, и ребёнку.  В дальнейшем замеры скорости чтения достаточно проводить один раз в месяц.
  3. Развивайте оперативную память ребёнка при помощи специальных упражнений (прочитать определённое количество слов, затем повторить  на память эти  слова).
  4. Тексты упражнений можно спросить у учителя.

Литература и Интернет-ресурсы:

  1. Как привить ребенку любовь к чтению? Елена Урдиханова.                                     Интернет-ресурс: http://www.Shkolazhizni.ru.
  2. Если ребенок не хочет и не любит читать.                                                                     Geo, интернет-ресурс: http://www.mumskids.ru/Pages.aspx?pageid=27.
  3. Совершенствование чтения младших школьников. М.И.Оморокова.
  4. Устраняем технические недостатки в чтении. Интернет-ресурс: http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_07b.shtml.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Сказочная азбука. Играем, учимся читать" (Книга для дошкольников и их родителей) Авторы: Малютина Н.П., Писмарёва Н.В.

Книга предназначена для дошкольников и их родителей. Пособие поможет ребенку сделать первые шаги в обучении чтению. В книге представлены несложные занимательные упражнения , которые превратят занятия ...

Как помочь ребенку научится читать? Учимся,играя.

К концу дошкольного возраста большинство родителей считают необходимыми умение ребенка читать....

Программа дополнительного образовательного курса «Читаем и играем сказку» в 4 классе

Дополнительная образовательная программа по английскому языку «Английская сказка» имеет художественную  направленность и органически входит в учебно-воспитательный процесс.Данная программа р...

Развивающая игра "Баба-яга учится читать"

Данная игра поможет вашему ребенку проверить свои знания. Игра интересная и простая в использовании....

Читаем, играя.

Выполняя задание, ребята приобретают интерес и любовь к чтению, учатся понимать смысл прочитанного, выделять главное, делать выводы, быть терпеливыми и последовательными в своих действиях. Подобн...

Брошюра "Игры и упражнения на развитие психических процессов и адаптации"

Брошюра "Игры и упражнения на развитие психических процессов и адаптации"...

ПАМЯТКА "УЧИМСЯ ЧИТАТЬ ИГРАЯ"

Предметы, которым обучают детей, должны соответствовать их возрасту, иначе является опасность, что в них разовьется умничанье,модничанье, тщеславие». Иммануил Кант...