Брошюра "Игры и упражнения на развитие психических процессов и адаптации"
материал на тему

Саванчук Мария Николаевна

Брошюра "Игры и упражнения на развитие психических процессов и адаптации"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k.docx120.38 КБ

Предварительный просмотр:

ГБПОУ КК ЕПК

Игры и упражнения на развитие психических процессов и адаптации

Подготовила:

Студентка  Ш-31группы

Саванчук Мария

Ейск, 2016г.

Оглавление:

  1. Психические процессы
  1. Память

А) Эстафета слов

Б) Фигуры

  1. Внимание

А) Запрещённая буква

Б) Счёт с помехой

  1. Мышление

А) Сокращение рассказа

Б) Дерево, лист, плод.

  1. Воображение

А) Дорисуй картинку

Б) Пять точек

  1. Речь

А) Картинки-загадки

Б) Мостик

  1. Адаптация

1. Быстро по местам

2. Испорченный телефон

3. Вопрос соседу

4. Найди пару

5. Алфавит

  1. Психические процессы

1)Память - одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию.

А) «Эстафета слов»

Занятие проводится по аналогии с известной игрой «Снежный ком». Вы называете одно слово, ребенок называет то слово, которое сказали вы, и добавляет свое слово. Вы повторяете свое слово, слово, которое сказал ребенок, и добавляете третье. Потом эстафета переходит опять к ребенку, он должен повторить 3 названных слова и добавить еще одно и т. д. Для «Эстафеты слов» лучше выбрать какую-нибудь тему, например: «Природа», «Погода», «На улице», «Спорт», «Фрукты». Можно договориться называть слова на какую-нибудь одну букву или только одушевленные существ ьные и т. д. Вот пример такой эстафеты на тему «Природа». Первый играющий говорит: «Деревья». Второй говорит: «Деревья, трава». Первый добавляет: «Деревья, трава, река». Второй: «Деревья, трава, река, лес». Проигрывает тот, кто ошибется в повторе или не сможет добавить еще одно слово. На первых порах можно играть в медленном темпе, постепенно доводя его до быстрого. Игру можно проводить и в группе, по кругу.

Б) «Фигуры»

Для занятия вам потребуется 6 карточек, на каждой из которых изображено сочетание геометрических фигур.

Все 6 сочетаний имеют между собой визуальное сходство, но, тем не менее, отличаются друг от друга. Вы даете ребенку для запоминания одну из карточек на 10 секунд. После внимательного изучения он возвращает ее и с закрытыми глазами мысленно восстанавливает рисунок. В это время вы раскладываете перед ним все 6 карточек в произвольном порядке и предлагаете найти среди похожих ту, которую он запоминал. Нужно следить за тем, чтобы карточки с фигурами не были перевернуты при повторном предъявлении, иначе вид фигуры может измениться. Насыщенность и сложность сочетаний геометрических фигур на карточках зависит от возраста ребенка, его возможностей и длительности занятий по развитию зрительной памяти. Мы приводим в качестве примера вариант средней сложности, подходящим для второклассников, которые имеют опыт выполнения подобных упражнений. По аналогии вы сможете сделать наглядный материал для этого упражнения на более простом или же усложненном уровне.

http://ped-kopilka.ru/images/9-6.jpg

2.Внимание-это процесс сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой.

А) Игра "Запрещенная буква"

В этой игре каждому придется следить за самим собой, чтобы не проговориться.Обращаясь к обучающемуся, ведущий задает какой-нибудь несложный вопрос, требуя на него немедленного ответа. Например: "Сколько тебе лет?", "С кем ты сидишь за партой?", "Какое ты любишь варенье?" и т. п. Тот, к кому обращен вопрос, должен тотчас же дать любой ответ, но не употребляя в своей фразе буквы, которая по уговору объявлена запрещенной. Предположим, что запрещенной объявлена буква "А".

Игра ведется в быстром темпе, долго раздумывать не разрешается. Замешкался, не ответил сразу или же, растерявшись, употребил в своем ответе запрещенную букву, становись на место водящего и задавай вопросы.

Б)Игра «Счет с помехой»

cifry.png

Ребенок называет цифры от 1 до 20, одновременно записывая их на листе бумаги или доске в обратном порядке: произносит 1, пишет 20, произносит 2, пишет 19 и т.д. Подсчитывают время выполнения задания и число ошибок.

3.Мышление – это процесс, благодаря которому человек мысленно проникает за пределы того, что ему дано в ощущениях и восприятии.

А)  Игра «Сокращение рассказа»

Ход игры: Предъявляется отпечатанным или зачитывается короткий рассказ. Его содержание надо передать максимально сжато, используя лишь одно-два-три предложения, и так, чтобы в них не было ни одного лишнего слова. При этом основное содержание рассказа, конечно же, должно сохраниться, второстепенные же моменты и детали следует отбросить. Побеждает тот, у кого рассказ короче и при этом сохранено основное содержание. Возможна совместная доработка и «шлифовка» наиболее удачных ответов.

Б) Упражнение «Дерево, лист, плод»

Материал:

Коробка с двумя отделениями;

Карточки с изображением и названием различных деревьев (ель, сосна, дуб, клен, липа, яблоня, вишня, груша, кокосовая пальма);

Карточки с изображением листьев этих деревьев;

Мелкие игрушки или естественные плоды этих деревьев.

Ход работы: Ребенок выбирает карточку с деревом и подбирает к ней карточку с листом и плод.

4.Воображение – это психический процесс, благодаря которому создаются такие образы, которые человек ранее никогда не воспринимал.

А) «Дорисуй картинку». 

Детям предлагаются карточки с упрощенным схематическими изображениями предметов и незаконченными линиями неопределенного характера, которые надо дорисовать так, чтобы получилась картина, например, волшебного леса. Можно разработать темы: «Волшебный лес», «Сказочная поляна», «Подводное царство» и т.д. 
«На что похоже половина яблока?» 

Б) «Пять точек»

Количество игроков: любое

Дополнительно: листы бумаги с нанесенными на них пятью точками, карандаш или ручка

На рисунке без всякого порядка нарисовано пять точек. Нужно нарисовать человечка таким образом, чтобы на двух точках он стоял ногами, еще две приходились на центр ладоней, а пятая – на центр головы.

5.Речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил.

А) Игра "Картинки-загадки".

Из группы детей выбирается один водящий, остальные садятся на стулья, они должны отгадывать. Учитель имеет большую коробку, в которой лежат маленькие картинки с изображением различных предметов (можно использовать картинки от детского лото).

Водящий подходит к учителю и берет одну из картинок. Не показывая ее остальным детям, он описывает предмет, нарисованный на ней. Дети предлагают свои версии.

Следующим водящим становится тот, кто первый отгадал правильный ответ.

Б) Игра "Мостик".

Ведущий показывает одну карточку, на которой нарисован предмет, затем другую. Задача игры состоит в том, чтобы придумать слово, находящееся между двух задуманных предметов и служащее как бы "переходным мостиком" между ними. Каждый участник отвечает по очереди. Ответ должен быть обязательно обоснован.

Например, даются два слова: "гусь" и "дерево". "Переходными мостиками" могут быть следующие слова: "лететь" (гусь взлетел на дерево), "вырезать" (из дерева вырезали гуся), "спрятаться" (гусь спрятался за дерево) и т. п.

Примечание: игра подходит и для индивидуальных занятий с ребенком.

  1. Адаптация

Адаптация - процесс приспособления к изменяющимся внешним условиям.

1. Быстро по местам!

Дети встают в круг (колонну, шеренгу и т.п.). По сигналу водящего : "На прогулку" - все расходятся в разные стороны. По синалу: "По местам!" - все должны вернуться на свои места. Играют 3-4 раза. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся.

Исходные положения могут быть самые разные.

2. Испорченный телефон

Обычно играют две команды. Ведущий загадывает слово и шепотом говорит его на ухо первому члену команды. Тот передает слово (также тихонько, чтобы никто не услышал) следующему игроку, и так далее – по цепочке. Последний член команды произносит слово вслух. Выигрывает та команда, которая верно «донесла» слово ведущего через всех игроков. Порой можно услышать уморительные варианты загаданного слова, которое неверно передал «испорченный телефон».

Многие усложняют игру: ведущий загадывает не слово, а целую фразу.

3. Вопрос соседу

Правила игры: Все садятся в круг, ведущий - в центре. Он подходит к любому игроку и задает вопрос, например: "Как тебя зовут?", "Где ты живешь?" и т.д. Но отвечать должен не тот, кого спрашивают, а его сосед слева. Если ответит тот, кого ведущий спрашивал, он должен отдать фант. После игры фанты разыгрывают.

4.Найди пару

Ребята становятся в круг, по очереди называют свои имена. По сигналу учителя «ПАРА», ребята должны быстро найти пару:

- по имени

- по увлечениям

- любимый цвет

- и.т.д

5. Алфавит

Игру можно проводить как стоя к кругу, так и сидя за партами. Игра на внимательность. Учитель задает задания:

Чьи имена начинаются на А прыгните 3 раза

Чьи имена начинаются на К поднимите руки вверх

и т.д


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения для развития психических процессов младших школьников

Представлены упражнения по развитию памяти, мышления, внимания, восприятия....

Упражнения для развития психических процессов младших школьников

Упражнения на развитие памяти, внимния, воображения, мышления....

упражнения на развитие психических процессов

упражнение на развите психических процессов для начальной школы...

Сборник упражнений по развитию психических процессов детей старшего дошкольного возраста.

Приближается 1 сентября. Многие дети впервые пойдут в школу. Это очень трудный и ответственный момент в жизни ребенка. Первый учебный год в школе — переломный период, когда меняется привы...

Сборник упражнений по развитию психических процессов детей старшего дошкольного возраста.

Первый учебный год в школе — переломный период, когда меняется привычный уклад жизни, меняется место ребенка в системе общественных отношений, появляются новые обязанности, увеличивается нагрузк...

Сборник упражнений по развитию психических процессов детей старшего дошкольного возраста.

В сборник упражнений по развитию психических процессов детей старшего дошкольного возраста, мы включили теоретический материал по психическим процессам: восприятие, память, мышление, внимание и вообра...

Методическая разработка на тему: "Упражнения на развитие психических процессов у детей с ОВЗ"

В работе представлены упражнения на развитие различных психических процессов у детей. Мышления, восприятия, памяти. Материал может быть полезен педагогам, родителям, психологам....