Упражнения для развития психических процессов младших школьников
учебно-методический материал (1 класс) на тему

Иващенко Елена Равиловна

Упражнения на развитие памяти, внимния, воображения, мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon upr._dlya_razvitiya_psihicheskih_protsessov.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение №1

Упражнения на развитие психических процессов

1. Упражнения на развитие памяти:

 1.1. Развитие слуховой памяти.

      Упражнение1.  Учитель один раз читает следующие пары слов (а затем тройки), которые дети должны запомнить. После того как учитель закончит читать , ему следует в каждой паре произносить лишь первое слово, а задача детей вспомнить второе (третье).

1. ФРУКТЫ – ЯГОДЫ                         ВОДА – СНЕГ

    МАШИНА – ПАССАЖИР              ЗЕРНО – КОЛОС

    ШОФЕР - АВТОБУС                       ШОКОЛАД – КАРАМЕЛЬ

    МОЛОКО - КУВШИН                     ЯБЛОКО – ГРУША

    КОРОВА - КОЛОКОЛЧИК             БУМАГА - ГАЗЕТА

2. ШКОЛЬНИК- БИБЛИОТЕКА- УЧИТЕЛЬ

    КНОПКА-СКРЕПКА-ТЕТРАДЬ

    ЗЕМЛЯ- ЛУНА-КОСМОС

    ШЕРСТЬ-СВИТЕР-НОСКИ

    МАЛИНА-СОК-СИРОП

    МОРЕ-РЕКА-ЛУЖА

    РЕКА-ОЗЕРО-ВОДА

    ВОДА- ДОЖДЬ-СНЕГ

    МАМА-ПАПА-ДЕТИ

    СНЕГ-ГРАД- ХОЛОД

           Упражнение 2. Учитель говорит название фруктов , овощей , дети  представляют себе соответствующие картинки. После чего берут листок бумаги вспоминают и рисуют в названном порядке эти фрукты и овощи.

           Пример:  яблоко, груша, картофель, клубника, малина, морковь.

1.2. Развитие зрительной памяти:

Упражнение 1.   Для этого упражнения нужны палочки ( не более 10) .Их кладут на стол . Ребёнку дают мало времени , чтобы посмотреть на них. Через 1-2 секунды их накрывают листом бумаги .   

Упражнение 2. На стол ставится несколько небольших предметов . Детям предлагается запомнить , что и в каком порядке лежит на столе. Затем они отворачиваются , а учитель меняет местами несколько предметов и предлагает отгадать , что изменилось.

   2. Развитие внимания.      

           Упражнение 1. Тренировка скорости распределения внимания, его объема и                    переключения. 

             11    18    14    17    24

            21    20    13    25    22

              1    12      8      3    23

            16      4      2    19      7

              6    10    15     5       9

        Постарайтесь быстрее находить и называть вслух числа от 1 до 25.

           Упражнение 2 . Развитие концентрации внимания и его устойчивости:

        На бланке напечатаны буквы, обнаружить среди букв слова, подчеркнуть их:

       ФПИТЗМКУНЦЗНИАКОТЕЛМАРТПОМЯЧВТРПМДЫММЫЛОЩЙЬМШЦЫСОРЗЩНТСПРЖОКВИАИПШУБАЫВАННАКРТЬАМАМАОАИПСАЗШОТШМЛОРОРВБУРАНСТРАЛГПАЛКАНИООДЫРАМЕТЛАКАИОГУАВТОБУСШЫГИК

         Упражнение 3. Необходимо внимательно послушать текст и подсчитать в нем     количество слов:

Со звуком «в»

Воробей просил ворону

Вызвать волка к телефону

Воробья врачи спасли,

В вертолет его внесли.

Вертолет вертел винтами,

Волновал траву с цветами.

Со звуком «б»

Белый снег. Белый мел.

Белый сахар тоже бел.

А вот белка не бела.

Белой даже не была.

3. Развитие мышления.

      Упражнение 1. «Лишний предмет» ( оценка образно-логического мышления, умственных операций      анализа и обобщения).

        На карточке – 4 предмета, один из них  - лишний. Необходимо объяснить, почему ребенок ребёнок думает, что можно назвать оставшиеся 3 предмета одним словом.

       Упражнение 2. Развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделяя    существенные признаки .

         Найди лишнее слово:

  1. старый, дряхлый, маленький, ветхий.
  2. храбрый, злой, смелый, отважный.
  3. яблоко, слива, огурец, груша.
  4. молоко, творог, сметана, хлеб.
  5. час, минута, лето, секунда.
  6. ложка, тарелка, кастрюля, сумка.
  7. платье, свитер, шапка, рубашка.
  8. мыло, метла, зубная паста, шампунь.

Упражнение 3. Детям предлагается рассмотреть ряды слов , которые можно объединить по какому-либо признаку.

  • ТРАМВАЙ, ЭЛЕКТРИЧКА, АВТОБУС, ТРОЛЛЕЙБУС, МОТОЦИКЛ, АВТОМОБИЛЬ.
  • СВИНЬЯ, ОЛЕНЬ, КОРОВА, ОВЦА, ЛИСА, ВОЛК.
  • СИРЕНЬ, БЕРЕЗА, ДУБ, СМОРОДИНА, ЖАСМИН.
  • ЛИМОН, ЯБЛОКО, ГРУША, СЛИВА, АПЕЛЬСИН.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения для развития психических процессов младших школьников

Представлены упражнения по развитию памяти, мышления, внимания, восприятия....

упражнения на развитие психических процессов

упражнение на развите психических процессов для начальной школы...

Сборник дидактических игр на развитие психических процессов младших школьников

Сборник включает в себя 5 разделов, в которые входят различные игры на развитие определенных психических процессов: память, внимание, мышление, речь, а так же на снятие психо - эмоционального напряжен...

Брошюра "Игры и упражнения на развитие психических процессов и адаптации"

Брошюра "Игры и упражнения на развитие психических процессов и адаптации"...

Сборник упражнений по развитию психических процессов детей старшего дошкольного возраста.

Приближается 1 сентября. Многие дети впервые пойдут в школу. Это очень трудный и ответственный момент в жизни ребенка. Первый учебный год в школе — переломный период, когда меняется привы...

Сборник упражнений по развитию психических процессов детей старшего дошкольного возраста.

Первый учебный год в школе — переломный период, когда меняется привычный уклад жизни, меняется место ребенка в системе общественных отношений, появляются новые обязанности, увеличивается нагрузк...

Сборник упражнений по развитию психических процессов детей старшего дошкольного возраста.

В сборник упражнений по развитию психических процессов детей старшего дошкольного возраста, мы включили теоретический материал по психическим процессам: восприятие, память, мышление, внимание и вообра...