Упражнения для развития психических процессов младших школьников
статья (1 класс) на тему

Кутлубаева Лилия Юнировна

Представлены упражнения по развитию памяти, мышления, внимания, восприятия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система коррекционно – развивающих упражнений

для учащихся классов 7 вида

Задачи:

  1. Коррекционно – развивающие упражнения должны способствовать оптимизации обучения учащихся классов 7 вида.
  2. Коррекционно – развивающие упражнения должны активизировать познавательные процессы: зрительное восприятие, слуховое восприятие, ориентирование в пространстве, тактильно- двигательное восприятие, память, мышление.
  3. Развивать коммуникативную функцию речи.
  4. Развивать мотивацию к учению.

Виды упражнений

мышление

1. Упражнение на развитие мыслительных процессов:

обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков

«Найди лишнее слово»

Читайте каждому ребенку серию слов. Каждая серия состоит из четырех слов. Три слова в каждой серии являются однородными и могут быть объединены по общему для них признаку, а одно слово отличается от них и должно быть исключено. Предложите определить слово, которое является «лишним»:

  1. Старый, дряхлый, маленький, ветхий.
  2. Храбрый, злой, смелый, отважный.
  3. Яблоко, слива, огурец, груша.
  4. Молоко, творог, сметана, хлеб.
  5. Час, минута, лето, секунда.
  6. Ложка, тарелка, кастрюля, сумка.
  7. Платье, свитер, шапка, рубашка.
  8. Мыло, метла,  зубная паста, шампунь.
  9. Береза, дуб, сосна, земляника.

10.Книга, телевизор, радио, магнитофон.

2. Упражнение на развитие гибкости ума

Предложите детям назвать как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие:

  1. Назовите слова, обозначающие деревья (береза, дуб, ель, рябина).
  2. Назовите слова, относящиеся к спорту (футбол, хоккей).
  3. Назовите слова, обозначающие зверей.
  4. Назовите слова, обозначающие домашних животных.
  5. Назовите слова, обозначающие наземный транспорт.
  6. Назовите слова, обозначающие воздушный транспорт.
  7. Назовите слова, обозначающие водный транспорт.
  8. Назовите слова, относящиеся к искусству.
  9. Назовите слова, обозначающие овощи.

10.Назовите слова, обозначающие фрукты.

3. Игра, развивающая мышление, сообразительность «Бывает - не бывает»

            Называете какую-нибудь ситуацию и бросаете ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том          случае, если названная ситуация бывает, а если - нет, то мяч ловить не нужно.

Ситуации можно предложить разные:

  1. Папа ушел на работу.
  2. Поезд летает по небу.
  3. Кошка хочет есть.
  4. Человек вьет гнездо.
  5. Почтальон принес письмо.
  6. Зайчик пошел в школу.
  7. Яблоко соленое.
  8. Бегемот залез на дерево.
  9. Шапочка резиновая.
  1. Дом пошел гулять.
  2. Туфли стеклянные.
  3. На березе выросли шишки.
  4. Волк бродит по лесу.
  5. Волк сидит на дереве.
  6. В кастрюле варится чашка.
  7. Кошка гуляет по крыше.

4.Упражнение на развитие операции анализа и синтеза

              Учащиеся должны по данным анаграммам найти исходные слова

ЛБКО, РАЯИ, РКДЕТИ, УПКС, ОКОРАВ

память

1. Упражнение на развитие зрительной памяти

Разложите на столе палочки, из которых сделайте какую-либо фигуру (домик, квадрат, флажок и т. д.). Попросите внимательно посмотреть на эту фигуру в течение 2 секунд, затем закройте эту фигуру и попросите ее повторить, сложить так же.

Другой вариант: вы просите сосчитать палочки, из которых сделана фигура, а затем сложить фигуру из такого же количества палочек.

Это упражнение тренирует не только зрительную память, но и умение считать.

2. Игра на развитие слуховой памяти  «Я положил в мешок...»

В эту игру можно играть всем классом.

Учитель начинает эту игру и говорит: «Я положил в мешок яблоки». Первый (ученик) играющий повторяет сказанное и добавляет еще что-нибудь: «Я положил в мешок яблоки и бананы». Третий игрок повторяет всю фразу и добавляет что-то от себя. И так далее. Можно просто добавлять по одному слову.

В такой игре не важно, кто станет победителем, а кто проигравшим.

Важно, чтобы ребенок развивал в себе способность вспоминать, получая от этого удовольствие.

3.Упражнение на развитие памяти на цифры

Покажите детям числовой ряд, написанный на карточке, и попросите их повторить в той же последовательности эти цифры, затем увеличивайте этот ряд на одну цифру. Отметьте, какое максимальное количество цифр могут повторить дети.

Далее предложите детям выполнить то же самое задание, но только зачитывая цифры без показа. В первом случае проверяется зрительная память, а во втором - слуховая.

Этот прием можно использовать и для тренировки на запоминание букв и слов.

Это помогает более надежно закрепить нужную информацию в долговременной памяти.

6 2

  1. 8 3
  1. 7  14

6        3 9  15

8  14 9 2 6

4.Упражнение на развитие объема кратковременной слуховой памяти.

Попросите ребенка повторять за вами слова. Начинайте с одного слова, затем называйте два слова, ребенок повторяет в той же последовательности.

Когда ребенок не сможет повторить определенный словесный ряд, зачитайте ему такое же количество слов, но других (для этого следует подготовить другой список слов).

Если во второй попытке ребенок справился с этим словесным рядом, то переходите к следующему ряду, и так до тех пор, пока и во втором прочтении ребенок не сможет воспроизвести заданное количество слов. То количество слов, которое ребенок может повторить за вами, есть объем его слуховой кратковременной памяти на слова.

Ребенок 6-7 лет правильно повторяет ряд из 5-6 слов:

Огонь.

Дом, молоко.

Конь, гриб, игла.

Петух, солнце, асфальт, тетрадь.

Крыша, пень, вода, свеча, школа.

Карандаш, машина, брат, мел, птица, хлеб.

Орел, игра, дуб, телефон, стакан, пальто, сын.

Гора, ворона, часы, стол, снег, книга, сосна, мед.

Мяч, яблоко, шапка, морковка, стул, бабочка, метро, цыпленок, носки.

Грузовик, камень, ягоды, портфель, санки, молоток, девочка, скатерть, арбуз, памятник.

восприятие

1. Упражнение на развитие точности восприятия «Дорисуй фигуры»

Ребенку показывают рисунки, на которых линиями изображены различные геометрические фигуры, но они не дорисованы. Попросите ребенка дорисовать их.

2. Упражнение на развитие представлений о временах года

Покажите детям 4 картинки с изображениями явлений природы в 4 временах года. Например, приметы осени: гроздь рябины, желтый лист, кочан капусты, белка делает запасы, дети в осенний дождь идут с корзинками из леса, осенние цветы.

Расспросите детей о временах года: «Когда бывает снег? Когда опадают листья с деревьев? Когда появляются подснежники? Когда птицы строят гнезда?» и т. д.

Через 1-2 дня детям последовательно показывают 4 картинки с изображением времен года и просят назвать, какое время года изображено, и объяснить, почему он так думает.



Предварительный просмотр:

Коррекция познавательного
и эмоционального развития
детей с ЗПР

Цель этой работы — коррекция и развитие поврежденных психологических механизмов, формирование сложных процессов на базе простых полноценных психических функций.

Цель: развитие произвольности и основных свойств внимания.

Задачи: коррекция устойчивости и произвольности внимания, формирование самоконтроля, развитие способности определять эмоции.

Упражнение «Запоминай порядок». 5—6 человек выстраиваются в ряд. Водящий на 30 секунд поворачивается в их сторону, затем, отвернувшись, перечисляет, кто за кем стоит. Потом водит другой.

Упражнение «Кто быстрее». Предлагаются колонки с геометрическими фигурами. Детям надо как можно быстрее вычеркнуть часто встречающуюся геометрическую фигуру, например, квадрат. Задачу изменяют: предлагается одну фигуру зачеркнуть, а в другой — поставить определенный знак.

Упражнение «Полет самолета». Представьте: летит самолет, из него выпрыгивает человек, раскрывается парашют и опускается на землю. Детям предлагается показать четыре момента:

летит самолет;

отделился человек;

раскрылся парашют;

человек на земле.

Упражнение «Цветы». Детям раздают цветы, вырезанные из цветной бумаги, в центре которых схематично изображены эмоции. Предлагается рассмотреть их и рассказать, что они чувствуют, выбрать наиболее привлекательный цветок.

Цель: развитие основных свойств внимания и памяти.

Задачи: коррекция зрительной памяти, тренировка распределения внимания, контроль эмоционального состояния.

Упражнение «Зеркало». Водящий изображает разные эмоциональные состояния, а дети повторяют. Когда дети запомнят изображения эмоциональных состояний, то на изображение эмоционального состояния, показанного водящим, дети должны показать противоположное.

Упражнение «Сверхвнимание». Ребенку предлагают закодировать с помощью знаков фразу по образцу и ставят пластинку со сказкой. После выполнения задания ребенка просят рассказать о сказке.

Упражнение «Запомни узор». Ребенку предлагается образец с узором, состоящим из геометрических фигур. Просят внимательно рассмотреть все детали узора и зарисовать.

Упражнение «Кляксы». Рисование руками, используя краски с целью эмоциональной разрядки.

Цель: развитие смыслового запоминания.

Задачи: коррекция логического запоминания, развитие связной речи, развитие воображения.

Упражнение «Пиктограмма». Я буду называть слова и целые выражения, которые необходимо запомнить. Для того, чтобы легче было запоминать, на каждое слово нужно нарисовать такой рисунок, чтобы он помог вспомнить. Качество рисунка не имеет значения. Слова и буквы писать нельзя. После выполнения задания дети с помощью рисунков вспоминают слова.

Игра «Почтальон». Почтальон приносит зашифрованную срочную телеграмму, где по 2—3 графически изображенным эмоциям надо догадаться о содержании событий.

Упражнение «Цветоощущения». Детям предлагается закрасить лист бумаги красками в зависимости от настроения и сочинить рассказ по данному рисунку.

Цель: развитие образно-логического мышления.

Задачи: развитие пространственного восприятия, формирование словесно-логических операций.

Игра «Найди тайник». Ребенку показывается план комнаты, где отмечено место тайника. Ребенок по плану ищет тайник в реальной комнате.

Упражнение «Угадай предмет». Угадать надо предмет по описанию его существенных признаков. Ребенок задает вопросы, пытаясь отгадать, какой предмет загадан.

Упражнение «Лото». В лото используются два цвета: зеленый — обозначает растения, красный — обозначает животных. На игровом поле — различные растения и животные. Выигрывает тот, кто быстрее закроет цветными фишками игровое поле.

Упражнение на выбор эмоций. Ребенку предлагают картинки с изображением различных эмоциональных состояний и предлагают выбрать ту, которая больше подходит настроению.

Цель: развитие словесно-логических операций.

Задачи: формирование способности к обобщению и классификации, развитие умения сравнения, развитие воображения.

Содержание занятия: раскрасить картинку по образцу, свободная классификация.

Предлагается 16 карточек разделить на группы, которые можно будет назвать одним словом.

Поиск сходных предметов. Дается предмет, и среди других предметов надо найти, сходные с ним. Например: бабочка — птица, облако, комар, самолёт.

Игра «Маски». На одного ребенка надевают маску животного, но он не знает какого. Чтобы отгадать, чья это маска, остальные дети изображают этого животного.

Игра «Облака». Детям предлагаются разноцветные облака разной формы и условные обозначения цветов. Каждый ребенок выбирает себе облако по настроению.

Цель: развитие звуковых и смысловых компонентов речи.

Задачи: обогащение словарного запаса, развитие связной речи.

Содержание занятия: скороговорки, составить рассказ по сюжетной картинке, придумайте недостающую часть рассказа.

Ребенку показывают четыре картинки, которые связаны между собой, предлагают разложить их по порядку и придумать рассказ. Затем предъявляется пятая картинка, и ребенок вместе со взрослым анализирует, насколько правильно он связал все картинки единым сюжетом.

Игра «Подари нам радугу». Ребенок рисует и раскрашивает радугу по следующим зонам: игра, занятие, друзья, воспитатель, семья, детский сад, школа, используя условное обозначение цвета.

Цель: развитие связной речи.

Задачи: развитие монологической речи, развитие воображения.

Содержание занятия:

Игра «Сказочные звери». Воспитатель предлагает детям вспомнить сказки, в которых есть различные животные. Одни рассказывают про сказочного зверя, остальные угадывают зверя и сказку.

Игра «Сочиняем сказку». В шкатулке кружки различного цвета. Вытаскиваем кружок и придумываем, кто это будет в сказке и т.д. Составляем текст, рисуем сказку.

Цель: развитие воображения.

Задачи: развитие творческих способностей, коррекция эмоциональной сферы ребенка.

Упражнение «Рисунок эмоции». Детям предлагают вспомнить и зарисовать ситуацию, когда они испытывали интерес, радость, страх, удивление, удовольствие.

Упражнение «Завершение рисунков». Надо завершить незаконченный рисунок.

Упражнение «Необыкновенное животное». Придумай и нарисуй необычное. После рисования просим детей описать животное и назвать его.

Коррекционно-развивающая работа с детьми с ЗПР помогает снизить уровень тревожности, формирует эмоционально-позитивное настроение, активизирует познавательное развитие, совершенствует навыки учебной деятельности: произвольности, самоконтроля и самооценки.

Докладчик Кутлубаева Л.Ю. ( МОУ СОШ № 6)



Предварительный просмотр:

«Игры и упражнения для развития внимания детей младшего школьного возраста»



Игровой тренинг для развития внимания младших школьников

 
Игра «ЧИСЛА»

 
Учащиеся встают в круг. Ведущий предлагает следующую игру: «Сейчас мы по очереди будем считать от 1 до 30. Будьте внимательны, т. к. числа, содержащие 3 или делящиеся на 3, произносить нельзя. Вместо этого надо сделать хлопок. Тот, кто ошибается, выбывает из игры». 
Можно предложить другой 
вариант задания: не называть числа, содержащие четыре или делящиеся на 4 и т. д. 
Игру можно проводить не один раз.


Игра «ЧАСЫ»

 

В игре могут принимать участие 13 человек (из них один ведущий). Дети встают в круг. Ведущий предлагает им изображать циферблат больших часов, каждый ребенок стоит у определенного часа, договариваются о том, где будут 12 часов. Один из участников игры встает в центре, он должен называть время. Ведущий объясняет участникам игры, что ребенок, стоящий там, где должна находиться часовая стрелка в это время, должен сделать один хлопок, а тот ребенок, который стоит там, где будет находиться минутная стрелкадолжен сделать два хлопка. Тот из ребят, кто ошибается, становится в центр круга и будет называть время.


Игра «ПОЕМ ВМЕСТЕ»


Дети удобно устраиваются на своих местах. 
Ведущий предлагает хором спеть какую-нибудь песню. 
НАПРИМЕР, «Голубой вагон». Он объясняет, что надо делать при этом, Один хлопок — начинаем петь. Два хлопка — продолжаем петь, но мысленно. Один — хлопок — снова поем вслух. И так несколько раз, пока кто-нибудь не ошибется. 
Тот из ребят, кто ошибся, сам становится ведущим.


Игра «АЛФАВИТ».


Дети располагаются в кругу. Между детьми распределяются буквы алфавита. Чем меньше участников, тем больше букв алфавита приходится на каждого. Далее ведущий диктует какую-либо фразу. А ребята, как на пишущей машинке, должны распечатать, эту фразу. Печатание нужной буквы обозначается хлопком в ладоши того участника игры, за которым данная буква закреплена. 
Тот из ребят, кто ошибся, сам становится ведущим.

Таким образом, можно «распечатать» несколько самых разных фраз. Тот из ребят, кто ни разу не был ведущим, самый внимательный.

 

Игра «НАОБОРОТ»

 

Ребята сидят в кругу. Игра заключается в том, о ведущий показывает какие-либо движения, а ребята должны делать наоборот. Если ведущий поднимает руки, ребята должны их опускать. Если ведущий сложит ладони в кулак, дети должны разжать ладони. 
Кто ошибается, становится ведущим.

 

Игра «ЗАПРЕЩЕННЫЕ ПРЕДМЕТЫ»

 

Участники игры располагаются в кругу. Ведущий сообщает школьникам, что они должны повторять все движения ведущего, кроме одного. Как только руки ведущего опускаются вниз, все должны поднять руки вверх, то есть сделать наоборот. 
Тот, кто ошибается, становится ведущим.

 

Игра «ПОИСК ПРЕДМЕТА»

 

Для проведения этой игры ведущий заранее готовит несколько мелких предметов: значок, ластик, колечко и т. д. 
Ведущий предлагает участникам игры внимательно оглядеться вокруг, хорошо запомнить обстановку в комнате, предметы, находящиеся в ней. После этого все, кроме ведущего, выходят. Ведущий кладет один маленький предмет на видное место. По очереди приглашаются участники игры. Им разрешается сделать один круг по комнате и ответить на вопрос, есть ли новый предмет и что это. Не назвавшие предмет выходят из игры.

Тот, кто ошибается, становится ведущим. 

Игра «КТО ВНИМАТЕЛЬНЕЙ И НАБЛЮДАТЕЛЬНЕЙ»

 

Один из ребят становится ведущим, он должен запомнить позы играющих, их одежду, затем выходит из комнаты. В это время играющие должны сделать 5 изменений в своих позах и одежде. Не у каждого игрока 5, а всего 5. После этого входит ведущий, он должен вернуть всех в исходное положение. 
Если ведущий нашел все 5 изменений, то у него хорошая наблюдательность и высокий уровень внимания.

Каждый играющий должен побывать в роли ведущего.

 

Игра «САМЫЙ ВНИМАТЕЛЬНЫЙ»

 

Участники игры встают полукругом. Затем определяют ведущего. Ведущий должен запомнить порядок расположения участников игры. Затем ведущий отворачивается. В это время игроки меняются местами. Ведущий должен сказать, как стояли его товарищи в начале игры. 
На месте ведущего должны побывать все игроки. 
Все, кто не ошибся, считаются победителями.

 

«ИГРАЕМ В СЧИТАЛКИ»

 

Участники игры делятся на пары, становятся друг против друга. По команде ведущего каждая пара начинает считать от 1 до 100, причем один партнер произносит нечетные числа, а другой — четные. Рядом стоят такие же участники игры, и они так же считают. В такой обстановке считать трудно. Но участники игры должны стараться не сбиться. Побеждает та пара, которая быстрее сосчитает до 100.

 

Игра «ПИШУЩАЯ МАШИНКА»

 

Это упражнение направлено на развитие внимания и на развитие умения работы в группе. 
Ведущий предлагает участникам игры «напечатать» слова известного стихотворения: «У лукоморья дуб зеленый...». 
Участники игры должны по очереди называть буквы. Когда слово кончается, все должны встать, а когда надо поставить знак препинания, все топают ногой, в конце строки все должны хлопнуть в ладоши.

Еще одно условие: кто ошибется, выходит из игры.

 

Игра «НАЙДИ ОШИБКИ»

 

Учащимся предлагается текст. Ведущий предупреждает учащихся, чтобы они слушали внимательно, поняли содержание и главную мысль. 
Затем вниманию учащихся предлагается этот же текст, но с несколько измененными деталями. Задача учащихся — найти и исправить все ошибочные суждения. 
Для работы школьникам потребуются ручки и бумага. Каждый работает самостоятельно, - должен отметить все неточности. 
Следует обсудить, кто - сколько неточностей заметил. Побеждает тот, кто правильно заметил все ошибки.

 

Игра «ДВА ДЕЛА ОДНОВРЕМЕННО»

 

Эту игру можно использовать для развития внимания сразу к нескольким объектам. Школьники делятся на две команды. 
Ведущий подвешивает самодельный маятник и приводит его в движение, В это же время за маятником показывает 3 репродукции, одну за другой . 
ЗАДАНИЕ УЧАЩИМСЯ: Подсчитать число качаний маятника и пересказать содержание - репродукций. 
У трех человек, из каждой команды ведущий
 спрашивает, сколько раз качнулся маятник. Затем по одному человеку из каждой команды рассказывают содержание показанных репродукций. 
Выигрывает та команда, которая дала более правильные ответы.

 
Игра «ЛОВИ МЯЧ»


Для проведения этой игры ребята разбиваются на две команды. Встают друг против друга. 
У играющих два мяча: темный и светлый. 
ИНСТРУКЦИЯ УЧАСТНИКАМ: Светлый мяч надо ловить всегда, а темный надо ловить только тогда, когда его бросают молча. Если бросивший мяч

крикнет «Лови», ловить его нельзя. Поймавший такой мяч выбывает из игры. 
Игра заканчивается тогда, когда в одной из команд не остается ни одного игрока. 
Победителем становится команда, сохранившая несколько игроков.


Игра  «ПЕРЕДАЙ СМЫСЛ СТИХОТВОРЕНИЙ».


Всех участников игры разбивают на три команды. 
Ведущий и два его помощника читают три четверостишья, но сначала все по очереди читают первую строчку из каждого четверостишия, потом вторую, затем третью, а потом и четвертую. 
 При таком прочтении трудно сразу уловить содержание каждого четверостишия, поэтому чтение
 можно повторить.

ЗАДАНИЕ 1-Й  КОМАНДЕ — передать смыслы первого четверостишия,

ЗАДАНИЕ 2-й КОМАНДЕ — передать смысл второго четверостишья,

 ЗАДАНИЕ 3-й КОМАНДЕ — передать смысл третьего четверостишия. Стихотворения должны быть сюжетного характера.

 Я люблю свою лошадку, 
Причешу ей шерстку гладко, 
Гребешком приглажу хвостик 
И верхом поеду в гости.

А. Барто

 

Побежала мышка-мать 
Тетю лошадь в няньки звать: 
 «Приходи к нам, тетя лошадь,

 Нашу детку покачать»

С. Маршак


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения для развития психических процессов младших школьников

Упражнения на развитие памяти, внимния, воображения, мышления....

упражнения на развитие психических процессов

упражнение на развите психических процессов для начальной школы...

Сборник дидактических игр на развитие психических процессов младших школьников

Сборник включает в себя 5 разделов, в которые входят различные игры на развитие определенных психических процессов: память, внимание, мышление, речь, а так же на снятие психо - эмоционального напряжен...

Брошюра "Игры и упражнения на развитие психических процессов и адаптации"

Брошюра "Игры и упражнения на развитие психических процессов и адаптации"...

Сборник упражнений по развитию психических процессов детей старшего дошкольного возраста.

Приближается 1 сентября. Многие дети впервые пойдут в школу. Это очень трудный и ответственный момент в жизни ребенка. Первый учебный год в школе — переломный период, когда меняется привы...

Сборник упражнений по развитию психических процессов детей старшего дошкольного возраста.

Первый учебный год в школе — переломный период, когда меняется привычный уклад жизни, меняется место ребенка в системе общественных отношений, появляются новые обязанности, увеличивается нагрузк...

Сборник упражнений по развитию психических процессов детей старшего дошкольного возраста.

В сборник упражнений по развитию психических процессов детей старшего дошкольного возраста, мы включили теоретический материал по психическим процессам: восприятие, память, мышление, внимание и вообра...