"Полезное с приятным".
учебно-методический материал (1 класс) по теме

Николаева Галина Григорьевна

 

В этой статье речь пойдет о рекомендациях и упражнениях, которые помогут родителям младших школьников превратить занятия с ребенком по чтению в незабываемую увлекательную игру.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadaniya.docx38.75 КБ

Предварительный просмотр:

Уважаемые родители!

 Это задание для тех  многих пап и мам, которые хотели бы на каникулах помочь собственному ребенку научиться читать бегло, понимать смысл прочитанного, да и вообще сделать чтение интересным и необходимым занятием всей его дальнейшей жизни.

Предлагаемые упражнения, рассчитанные на каникулярное время, позволяют не только выработать у школьника желание бегло и осознанно читать, но и стимулировать интерес к чтению, грамотно строить свою речь, постоянно совершенствовать собственные литературные навыки.  

Чтение и речь

I. Занимательные вопросы


1. В какой сказке у "бабушки" были длинные уши и большие зубы?(Красная Шапочка)

2.
 Какой сказочный персонаж владеет тремя языками? (Змей Горыныч)

3.
 Герои каких сказок совершили путешествие благодаря перелетным птицам? ( Нильс с дикими гусями, Лягушка-путешественница с утками)

4.
 У кого к зиме был готов и стол, и дом? (Муравей)

5.
 Кто говорил такие волшебные слова: крекс, фекс, пекс!?(Буратино)

6.
 Кто увидел свой образ в зеркале? (Обезьяна)

7.
 Как звали самого высокого милиционера Москвы? (Дядя Степа)

8.
 Назовите героиню сказки Андерсена, превратившуюся в морскую пену? (Русалочка)

9.
 Чем отличался стойкий оловянный солдатик от своих братьев? (у него была только одна нога)

10.
 Кто остался без завтрака благодаря своей глупости? (Ворона)

11.
 В какой сказке Андерсена собаки охраняли три сундука с деньгами? (Огниво)

12.
 Кто восхвалял Петуха, "не боясь греха"? (Кукушка)

13.
 В какой сказке есть домик, вместивший большое количество жильцов? (Теремок)

14.
 В какой сказке роль волшебной палочки выполняет цветок?(Цветик-семицветик)

15.
 Невеста какого героя жила на болоте? (Ивана Царевича) 

••• 


16. В каком государстве копали траншею полтора землекопа:
    * Королевство кривых зеркал
    * Страна невыученных уроков
    * Страна дураков
    * Тридевятое царство?

17.
 В честь какого дня недели Робинзон Крузо назвал найденного на острове друга:
    * второго
    * третьего
    * пятого
    * шестого?

18.
 Кто не входил в состав бременских музыкантов:
    * кот
    * петух
    * лошадь
    * собака?

19.
 С какой жалобой пришел к Айболиту Барбос:
    * я несчастный, больной старый пес
    * меня курица клюнула в нос
    * я свой хвост отморозил в мороз
    * меня кашель замучил до слез?

20.
 Что выронила из клюва Ворона, поддавшись на уговоры Лисы спеть:
    * кольцо
    * колбасу
    * палочку
    * сыр?

21.
 Какая часть Чеширского кота исчезала последней:
    * хитрый взгляд
    * широкая улыбка
    * правое ушко
    * кончик хвоста?

22.
 Кто подсказал царевичу Елисею, где его невеста:
    * звезды
    * солнце
    * ветер
    * месяц?

II. Упражнения на развитие мыслительных операций, навыков чтения и речи, литературных способностей


1. Назовите какие-нибудь три признака пословицы, стихотворения, повести.

2.
 Чем схожи и чем отличаются поэт и прозаик?

3.
 Выделите два слова, наиболее важных для слова перед скобками:
книга (очки, чтение, оглавление, печать, учебник, текст).(чтение, текст)

4.
 Расположите последовательно в порядке возрастания слова:
часть, строка, роман, абзац, глава. (строка, абзац, глава, часть, роман)

5.
 Исключите лишнее слово:
повесть, рассказ, поэма, новелла. (поэма)

6.
 Назовите группу слов:
Буратино, Карлсон, Незнайка, Кай, Чиполлино. (персонажи литературных сказок)

7.
 Даны три слова. Между первым и вторым имеется логическая связь. Подберите четвертое слово, которое связано по смыслу с третьим так же, как первое со вторым, например: Береза – дерево; Земля – ? (планета).

  1. Глава – повесть; строфа – ? (стихотворение)
  2. Баба-яга – сказка; Илья Муромец – ? (былина)
  3. Повесть – прозаик; поэма – ? (поэт)
  4. Добро – зло; пролог – ? (эпилог)
  5. Рассказ – проза; стихотворение – ? (поэзия)

8. Расположите последовательно, следуя образцу (детская меховая шапка, меховая шапка, шапка, зимний головной убор, головной убор, вещь), слова и словосочетания: фольклорная сказка, произведение устного народного творчества, "Морозко", русская народная сказка, русская народная сказка для детей.( "Морозко", русская народная сказка для детей, русская народная сказка, фольклорная сказка, произведение устного народного творчества)

9.
 Вставьте пропущенные слова в предложение: "Сказка – ..., да в ней ..., ... молодцам ...". ("Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок)

10.
 Восстановите предложение: и, словами, комнату, подзатыльника, , , С, Незнайка, этими, взмахнул, Шпунтик, и, Шпунтику, такого, кулаком, что, завертелся, всю, волчком, полетел, сильного, дал, через. (С этими словами Незнайка взмахнул кулаком и дал Шпунтику такого сильного подзатыльника, что Шпунтик завертелся волчком и полетел через всю комнату)

11.
 Восстановите текст:

  1. и уж в эти-то окна не стоило смотреть на своих добрых друзей.
  2. и худо было, если такие очки надевали для того,
  3. Были среди осколков и большие - их вставили в оконные рамы,
  4. и это было страшнее всего: сердце делалось как кусок льда.
  5. чтобы лучше видеть и правильно судить о вещах.
  6. Некоторым людям осколки попадали прямо в сердце,
  7. Наконец, были и такие осколки, которые пошли на очки,

(Некоторым людям осколки попадали прямо в сердце, и это было страшнее всего: сердце делалось как кусок льда. Были среди осколков и большие - их вставили в оконные рамы, и уж в эти-то окна не стоило смотреть на своих добрых друзей. Наконец, были и такие осколки, которые пошли на очки, и худо было, если такие очки надевали для того, чтобы лучше видеть и правильно судить о вещах)

12.
 Прочтите зеркально отображенные слова:


13. Расшифруйте анаграммы: 

    а) гаир, тепь, учкар, юруис, овцетк, ваторищ, лефотен. (игра, петь, ручка, рисую, цветок, товарищ, телефон)

Интересная книга


    б) аМам пилаук нигук. амТ тисих и акритник. отВ имакш и айзак. А утт яТан и кямич. Я бюлюл тичать тиэ хитис.
(Мама купила книгу. Там стихи и картинки. Вот мишка и зайка. А тут Таня и мячик. Я люблю читать эти стихи).

    в) Разгадайте имена сказочных героев.

  1. ймокачюоДв (Дюймовочка)
  2. инкаМторстоК (Кот Матроскин)
  3. кялкопШа (Шапокляк)
  4. никечП (Печкин)
  5. срКаная окчаШпа (Красная Шапочка)

14. Назовите имя персонажа или название сказки с его участием. А поможет в этом изображение предмета, имеющего отношение к тому или иному сказочному герою. 

  1. ступа с метлой (Баба-Яга)
  2. горошина (Принцесса на горошине)
  3. золотое перо (Жар-Птица)
  4. невод (Сказка о Золотой рыбке)
  5. золотое яичко (Курочка Ряба)
  6. русская печь (Емеля)
  7. веретено (Спящая Царевна)
  8. золотой ключик (Буратино)

15. Быстро прочтите скороговорки

  1. От топота копыт пыль по полю летит.
  2. У пеньков опять пять опят.
  3. Водовоз вез воду из-под водопровода.
  4. Шел Фрол по шоссе к Саше в шашки играть.
  5. Нисколько не скользко, не скользко нисколько.
  6. Три дровосека, три дроворуба на дворе дрова топорами рубят.
  7. Всех скороговорок не перескороговоришь да не перевыскороговоришь.
  8. Сшит колпак не по-колпаковски, надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать.
  1. Шел Егорка по пригорку и учил скороговорку.
    Он учил скороговорку про Егорку и про горку.
    А когда сбежал под горку, позабыл скороговорку.
    И теперь в скороговорке нет ни горки, ни Егорки.

16. Закончите четверостишие:

  1. Что болтунья Лида, мол,
    Это Вовка выдумал.
    А болтать-то мне когда?
    Мне болтать-то ... 
    (некогда, "Болтунья" А. Барто)
  2. Почему сегодня Петя
    Просыпался десять раз?
    Потому что он сегодня
    Поступает ... 
    (в первый класс, "В школу" А. Барто)
  3. Я однажды ненароком
    Задремала за уроком.
    Мне уютно и приятно,
    Я на лодочке плыву,
    И одно мне непонятно,
    Что во сне, ... 
    (что наяву, "Чудо на уроке" А. Барто)
  4. Пошел Сережа в первый класс.
    С Сережкой не шути!
    Считать умеет он у нас
    Почти ... 
    (до десяти,"Два и три" Б.Заходер)
  5. — Вам знакомы Вова с Петей?
    Не знакомы? Вот так раз!
    Нас же знают все на свете,
    Знает нас весь ... 
    (пятый класс, "Познакомимся" Б.Заходер)
  6. "Перемена, перемена!" -
    Заливается звонок.
    Первым Вова непременно
    Вылетает ... 
    (за порог "Перемена" Б.Заходер)
  7. Милый, милый Бармалей,
    Смилуйся над нами,
    Отпусти нас поскорей
    К нашей ... 
    (милой маме, "Айболит" К.Чуковского)
  8. Только вдруг из-за кусточка,
    Из-за синего лесочка,
    Из далеких из полей
    Прилетает ... 
    (воробей, "Тараканище" К.Чуковского)
  9. Приходили к Мухе блошки,
    Приносили ей сапожки,
    А сапожки не простые –
    В них застежки ... 
    (золотые, "Муха Цокотуха" К.Чуковского)
  10. Наступила темнота,
    Не ходи за ворота:
    Кто на улицу попал –
    Заблудился и ... 
    (пропал, "Краденое солнце" К.Чуковского)
  11. Я за свечку,
    Свечка - в печку!
    Я за книжку,
    Та – бежать
    И вприпрыжку
    Под ... 
    (кровать, "Мойдодыр" К.Чуковского)
  12. А за нею вилки,
    Рюмки да бутылки,
    Чашки да ложки
    Скачут по ... 
    (дорожке, "Федорино горе" К.Чуковского)

17. Вставьте пропущенные буквы в горизонтальные слова и прочтите названия героев разных литературных произведений (и и йодна – буква). А какое выделенное слово лежит на вертикали?

а

ё

н

ш

а

т

р

к

о

з

о

е

з

ь

я

а

и

в

у

ш

к

а

б

р

а

и

о

в

а

с

л

с

р

о

к

д

и

л

б

о

г

т

р

ь

ответ

а

л

ё

н

у

ш

к

а

с

т

р

е

к

о

з

а

о

б

е

з

ь

я

н

а

и

в

а

н

у

ш

к

а

б

у

р

а

т

и

н

о

в

а

с

и(й)

л

и

с

а

к

р

о

к

о

д

и

л

б

о

г

а

т

ы

р

ь


III. Упражнения на развитие интереса к чтению, выработку навыка техники чтения и умения понимать смысл прочитанного в статьях:


  1. Читаю играя
  2. Играю читая
  3. Читать бегло и (или) осознанно?
  4. Необычный сюрприз
  5. Ищем ошибки
  6. Разгадывание анаграмм
  7. Увлекательное обучение технике чтения
  8. Прерванный рассказ
  9. Я – писатель


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Праздник "Чай душистый, ароматный и на вкус всегда приятный!"

В разработке праздника для 2 класса можно познакомиться с историей чая, народными традициями чаепития, целебными свойствами чая. Предложена конкурсная программа, посвященная чаю....

Внеклассное мероприятие для учащихся 3 класса. "Доброе слово и кошке приятно"

Цель классного часа расширить знания учащихся о добрых и вежливых словах, об их применении в жизненных ситуациях. ...

Классный час "Хобби: сочетай приятное с полезным"

Материал для проведения классного часа (1-2 класс). Занятие поможет заинтересовать и привлечь учащихся к организации своего досуга....

Классный час "Улыбка и смех приятны для всех"

Классный час для учащихся 1-4 классов...

Внеклассное мероприятие "Доброе слово и кошке приятно!"

Цель мероприятия: воспитание чуткости, доброты, отзывчивости по отношению друг к другу; умения находить общий язык с окружающими; осознание влияния поступков на чувства других людей; воспитание ...

Плавание очень полезный и приятный вид спорта.

Радость от приобретения новых жизненно необходимых навыков....

Консультация для родителей "Как сделать прогулку приятной и полезной"

Консультация для физического развития, укрепления организма детей в зимней период...