КАК РОДИТЕЛИ МОГУТ ПОМОЧЬ РЕБЁНКУ ХОРОШО УЧИТЬСЯ
статья на тему

Хилевич Елена Анатольевна

Беседа с родителями

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon beseda_pomoshch_rebyonku.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

КАК РОДИТЕЛИ МОГУТ ПОМОЧЬ РЕБЁНКУ ХОРОШО УЧИТЬСЯ

Примерный план беседы

  1. Соблюдение режима дня – важное условие успешной учёбы ребёнка.
  2. Контроль родителей за выполнением домашних заданий школьниками.
  3. Типичные ошибки родителей в организации учебного труда детей дома.

Помощь родителей детям в организации их учебного труда идёт в трёх направлениях.

Родители организуют режим для школьника, проверяют выполнение домашних заданий, приучают детей к самостоятельности. Учитель должен убедить родителей в необходимости придерживаться режима дня. На убедительных примерах он показывает, что соблюдение режима помогает ребёнку справиться с учебной нагрузкой, способствует укреплению его здоровья, защищает его нервную систему от переутомляемости. У 20 % школьников слабое здоровье является основной причиной неуспеваемости в начальных классах.

При планировании учебной работы школьника и других его обязанностей по дому, свободных занятий родителям важно иметь в виду, что всему должно быть отведено определённое время. Конечно, иногда приходится просить дочь или сына помочь в чём-то, когда эта помощь необходима независимо от привычного распорядка дня. Но нельзя это делать постоянно, не считаясь с тем, чем сейчас занимается ребёнок. Нередко бывает так: только школьник разложил книги, сел за уроки, как его посылают в магазин. Начал мальчик читать интересную книгу – его просят полить цветы, села девочка за вышивку, только начала работать – её посылают погулять с младшим братом.

В зависимости от типа нервной системы ребенка такое переключение может происходить быстрее или медленнее. Дети с подвижным типом нервной системы легче справляются с задачей переключения с одного дела на другое, а медлительные испытывают при этом особые трудности. Младший школьник и в силу своих возрастных особенностей ещё не умеет быстро переключаться с одного дела на другое. Чтобы бросить одно занятие, на которое он настроился, и приступить к другому, ребёнку приходится преодолеть естественное внутреннее желание настоять на своём и не выполнить просьбы родителей. В результате появляется общее недовольство, чувство огорчения.

Иногда внутреннее нежелание, связанное с трудностью переключения, проявляется в грубости. На предложение матери или отца выполнить неожиданное поручение ребёнок вдруг говорит: "Не пойду я никуда. Всегда, как только начну что-нибудь интересное, так обязательно другое заставят делать". Родители должны дать ребёнку время на то, чтобы перестроиться, психологически подготовиться к новому делу. Например, дочка читает книгу, а её необходимо послать в магазин. Мать говорит дочери: "Галя, как только дочитаешь страницу, надо будет пойти в магазин. Вот я тебе положила здесь деньги". Или сыну: "Заканчивай делать пропеллер, через 10 минут будем накрывать на стол".

Всякое необоснованное переключение ребёнка с одного дела на другое (если это стало обычным в семье) вредно и тем, что ребёнок вынужден бросать начатую работу, не закончив её. Если это войдёт в систему, то у школьника будет воспитана плохая привычка – не доводить дела до конца.

Все эти факты следует учитывать родителям детей младшего возраста, в котором начинается формироваться отношение к своим обязанностям, к урокам, общественным поручениям, к труду.

Режим предусматривает обязательное пребывание детей на воздухе. Учитель подчёркивает, что родители не должны нарушать этого требования. Таким

образом, родители должны понять, что их главная задача – помощь ребёнку младшего школьного возраста в организации его времени дома. Организованный, усидчивый и внимательный ребёнок будет хорошо работать на уроке.

Учитель рассказывает родителям о том, как они должны контролировать выполнение домашних заданий школьниками. Прежде всего надо постоянно следить за записями домашних заданий в дневнике. После этого важно проверить сам факт выполнения домашнего задания. А затем просмотреть правильность его выполнения. Взрослые заметили ошибку в тетради – не надо спешить показывать, где она. Ребёнок должен приучаться к самоконтролю. Сначала надо сказать: "Ты неправильно решил пример, как ты проверял решение таких же примеров в классе. Каким способом можно проверить – есть у тебя ошибки или нет?" И только в крайнем случае прямо показать, где допущена ошибка.

Нередко родители, помимо заданий учителя, нагружают своего ребёнка дополнительными (необходимыми, по их мнению) учебными заданиями. У таких родителей ребёнок выполняет сначала задания на черновике, потом переписывает его в чистую тетрадь. Если учитель задаёт на дом два столбика примеров, родители заставляют ребёнка выполнить четыре – лучше будет знать! Причём всё это делается за счёт свободного времени. Ребёнок переутомляется, быстро устаёт и нередко начинает учиться не лучше, а хуже. Он теряет интерес к учению, которое становится для него тяжким и неинтересным трудом. Учитель должен разъяснить родителям: если они дают дополнительные задания своему ребёнку, то количество и содержание их должно быть обязательно согласованно с ним.

Иногда дети стремятся, придя из школы, сразу же сесть за уроки. Это стремление поощряют некоторые родители. У детей же такое желание вызывается их неумением переключиться с одного вида деятельности на другой. Правильный распорядок дня требует, чтобы после школы ребёнок отдохнул, погулял и только после этого начал готовить уроки. Учитель должен разъяснить родителям, сколько времени уходит на приготовление уроков в среднем и какие отклонения от этого времени допустимы для некоторых детей с учётом их индивидуальных особенностей и темпов развития. Долго сидеть за приготовлением уроков – это ещё не значит хорошо их приготовить. Бесконечное сидение за уроками, которые можно сделать гораздо быстрее, обычно объясняется неустойчивостью внимания детей, неумением сосредоточиться на одном предмете. В этом случае ребёнок напишет, например, строчку, а затем отвлечётся и начнёт рассказывать о том, что было сегодня в классе, опять вернётся к письму, вновь отвлечётся – начнёт чинить карандаш и т.д. Конечно, это отражается на качестве выполнения задания. Чтобы приучить ребёнка к усидчивости, родители ставят перед ним задачу – уложиться в определённое время, ставят перед ним часы; он же, глядя на часы, учится распределять свои занятия по времени.

Не все дети одинаково развиваются, отдельные дети даже в 1 классе слабо усваивают учебный материал, начинают отставать. Этот недостаток мог бы быть преодолён со временем, однако некоторые родители, проявляя большое нетерпение, часами сидят с ребёнком, буквально вдалбливая в его голову урок.    Раздражаясь, они начинают кричать на сына (или дочь), называть его тупицей.

В результате дело идёт ещё хуже, ребёнок начинает ненавидеть учение, а иногда

и школу, как виновницу своих неудач. Терпение родителей, доброжелательный тон – важное условие успешной помощи ребёнку в учении.

Главная задача родителей – проконтролировать, когда ребёнок сел за уроки, всё ли сделал, подсказать, где искать ответ на вопрос, но не давать готового ответа, воспитывая у детей самостоятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как родители могут помочь ребенку хорошо учиться

Главная задача – помощь ребёнку младшего школьного возраста в организации его времени дома. Организованный, усидчивый и внимательный ребёнок будет хорошо работать на уроке. Родители должны контр...

Как родители могут помочь ребёнку хорошо учиться

Рекомендации родителям по подготовке домашнего задания, по организации режима дня школьника, конкретные рекомендации по преодолению неустойчивости внимания детей, умению переключаться с одного вида де...

Как родители могут помочь ребенку хорошо учиться.

В статье рассказывается о том как важно соблюдать режим дня....

Как родители могут помочь ребёнку хорошо учиться?

Статья содержит советы родителям по организации режима дня....

Как родители могут помочь ребенку хорошо учиться. Лекторий для родителей

Помощь родителей детям в организации их учебного труда. Советы родителям. Типичные ошибки родителей в организации учебного труда детей дома....

Как родители могут помочь ребенку хорошо учиться? Рекомендации для родителей

Как родители могут помочь ребенку хорошо учиться? Рекомендации для родителей...

Как родители могут помочь ребёнку хорошо учиться в школе (родительское собрание)

Ребёнок пошёл учиться в школу! Сколько забот, тревог, переживаний связано с этим событием. Как же родители могут помочь ребёнку хорошо учиться в школе? Методическая разработка поможет разобраться в да...