Программы по изобразительному искусству под редакцией Б.М.Неменского (2-7 класс), О.Л.Куревиной, Е.Д.Ковалевской (2-4 класс)
учебно-методический материал (2 класс) по теме

Литвиненко Галина Анатольевна

 

Краткое описание программ по изобразительному искусству   под редакцией    Б.М. Неменского "Изобразительное искусство и художественный труд" (2-4 классы);  О.Л. Куревиной, Е.Д.Ковалевской  "Изобразительное искусство" (2-4  класс)

                                                                        

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plany.docx58.21 КБ

Предварительный просмотр:

Программы по изобразительному искусству под редакцией Б.М. Неменского (2-4 классы); О.Л.Куревиной, Е.Д.Ковалевской            

 

I. «Изобразительное искусство и художественный труд» под редакцией Б.М. Неменского

Интернет-ресурсы, которые могут быть использованы  учащимися для подготовки уроков, сообщений, докладов и рефератов:

http://ra.wikipedia.org/wiki

http://moikompas.ru/tags/plastilin

http://art.melib.ru/culfere/pictures/iskusstvo_yaponii.html

http://www.orientmuseum.ru/art

www.ellada.spb.ruhttp://ru.wikipedia.org/wiki

http://www.vasnecov.ru

2 класс

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся к концу 2 класса в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом и с учетом примерной программы:

Обучающиеся должны знать/понимать:

• три сферы художественной деятельности и их единство;

• роль изображения, украшения, построения в передаче художником своего отношения к предмету или явлению;

• роль фантазии в искусстве, связь фантазии и реальности;

• многообразие природных форм, их рациональность и красота;

• основные и составные цвета;

• цель использования художником выразительности цвета, линии, пятна в творчестве;

• имена художников и их произведений, знакомство с которыми произошло на уроках изобразительного искусства.

Обучающиеся должны:

• уметь делать осмысленный выбор материала и приемов работы для передачи своего отношения к тому, что изображается;

• иметь навыки работы кистью, навыки смешивания красок;

• иметь навыки работать гуашью, навыки свободного заполнения всего листа бумаги изображением, а также навыки работы мелками, графическими материалами;

• иметь навыки построения композиции на всем листе;

• уметь работать с мягкими материалами (глина, пластилин), конструировать из бумаги;

• учиться навыкам изображения линий разного эмоционального содержания;

• развивать навыки использования цвета, его насыщения для выражения эмоций;

• совершенствовать умения свободно владеть цветовой палитрой, живописной фактурой,

• свободно заполнять лист цветовым пятном;

• уметь смешивать цвет, получать желаемые оттенки, эмоционально изменять выразительность цвета в зависимости от поставленной творческой задачи;

• уметь сочетать объемы для создания выразительности образа;

• уметь эмоционально строить композицию с помощью ритма, объемов, их движений;

• творчески работать в паре, группе, коллективе сверстников (распределять роли, подчинять свои действия общим интересам, то есть творчески сотрудничать).

Учебно-тематический план

№ п/п

Тема раздела

Содержание

Количество часов

1

Чем и как работают художники

Три основные краски, строящие многоцветие мира

8

Пять красок - все богатство цвета и тона

Пастель И цветные мелки, акварель - выразительные возможности

Выразительные возможности аппликации

Выразительные возможности графических материалов

Выразительность материалов для работы «'объеме

Выразительные возможности бумаги

Для художника любой материал может стать выразительным (обобщение темы четверти)

2

Реальность и фантазия

Изображение и реальность

7

Изображение и фантазия

Украшение и реальность

Украшение и фантазия

Постройка и реальность

Постройка и фантазия

«Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки» всегда работают вместе (обобщение темы)

3

О чем говорит искусство

Выражение характера изображаемых животных

11

Выражение характера человека в изображении; мужской образ

Выражение характера человека в изображении; женский образ

Образ человека и его характер, выраженный в объеме

Изображение природы в разных состояниях

Выражение характера человека через украшение

Выражение намерений человека через украшение

В изображении, украшении, постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы)

4

Как говорит искусство

Цвет как средство выражения: теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного

8

Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета. Смешение с черной, серой, белой красками (мрачные, нежные оттенки цвета)

Линия как средство выражения: ритм линий

Линия как средство выражения: характер линий

Ритм пятен как средство выражения

Пропорции выражают характер

Ритм линий и пятен, цвет, пропорции - средства выразительности (обобщение)

Обобщающий урок года

3 класс

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся к концу 3 класса в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом и с учетом примерной программы:

Обучающиеся должны знать/понимать:

• основные жанры станковых форм искусства: натюрморт, портрет, пейзаж, исторический и бытовой жанры;

• основы изобразительной грамоты (цвет, тон, пропорции, композиция);

• имена выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;

• названия наиболее крупных художественных музеев России.

           Обучающиеся должны уметь:

• узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных художников (И. И. Левитана, А. Саврасова, И. Репина, В. Серова);

• сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства);

• использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага, пластилин)?

• уметь передавать движение, пропорции фигуры человека и животных;

• применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах;

• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;

• делать анализ произведений изобразительного искусства (выражать собственное мнение).

Учебно-тематический план

№ n/ii

Тема раздела

Содержание

Количество часов

1

Искусство на улицах твоего города

Твои игрушки

2

Посуда у тебя дома

1

Мамин платок

1

Обои и шторы в твоем доме

1

Твои книжки

1

Поздравительная открытка

1

Что сделал художник в нашем доме (обобщение темы)

1

2

Искусство на улицах твоего города

Памятники архитектуры - наследие веков

1

Парки, скверы, бульвары

1

Ажурные ограды

1

Фонари на улицах и в парках

1

Витрины магазинов

1

Транспорт в городе

1

Что сделал художник на улицах моего города (в моем селе)

3

Художник и зрелище

Художник в цирке

1

Художник в театре

2

Театральные маски

2

Театр кукол

2

Афиша, плакат

2

Праздник в городе

1

Школьный праздник-карнавал (обобщающий урок)

1

4

Художник и музей .

Музеи в жизни города

1

Картина-пейзаж

1

Картина-портрет

Картина-натюрморт

1

Картины исторические и бытовые

1

Скульптура в музее и на улице

1

Художественная выставка

1

4 класс

Знания и умения учащихся начальной школы

В результате изучения программы учащиеся:

• осваивают основы первичных представлений о трех видах художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объеме и пространстве; украшение или декоративная художественная деятельность с использованием различных художественных материалов;

• приобретают первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живопись, графика, скульптура, дизайн, начала архитектуры, декоративно-прикладные и народные формы искусства;

• развивают свои наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость на эстетические явления в природе и деятельности человека;

• развивают фантазию, воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой художественной деятельности;

• осваивают выразительные возможности художественных материалов: краски, гуашь, акварель, пастель и мелки, уголь, карандаш, пластилин, бумага для конструирования;

• приобретают первичные навыки художественного восприятия различных видов искусства; начальное понимание особенностей образного языка разных видов искусства и их социальной роли - значение в жизни человека и общества;

• учатся анализировать произведения искусства; овладевают знаниями о конкретных произведениях выдающихся художников в различных видах искусства; учатся активно использовать художественные термины и понятия;

• овладевают начальным опытом самостоятельной творческой деятельности, а также приобретают навыки коллективного творчества, умение взаимодействовать в процессе совместной художественной деятельности;

• приобретают первичные навыки изображения предметного мира, изображения растений и животных, начальные навыки изображения пространства на плоскости и пространственных построений, первичные представления об изображении человека на плоскости и в объеме;

• приобретают навыки общения через выражение художественных смыслов, выражения эмоционального состояния, своего отношения к творческой художественной деятельности, а также при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей;

• приобретают знания о роли художника в различных сферах жизнедеятельности человека, в организации форм общения людей, в создании среды жизни и предметного мира;

• приобретают представления о деятельности художника в синтетических и зрелищных видах искусства (в театре и кино);

• приобретают первичные представления о богатстве и разнообразии художественных культур народов Земли и основах этого многообразия, единстве эмоционально-ценностных отношений к явлениям жизни.

Учебно-тематический план

№ п/п

Тема раздела

Содержание

Количество часов

1

Истоки родного

Пейзаж родной земли

1

искусства

Гармония жизни с природой. Деревня - деревянный мир

3

Образ красоты человека

2

Народные праздники

2

2

Древние города

Древнерусский город-крепость

1

нашей земли

Древние соборы

1

Древний город и его жители

1

Древнерусские воины-защитники

1

Города Русской земли

1

Узорочье теремов

1

Праздничный пир в теремных палатах

1

3

Каждый народ -

художник

Страна восходящего солнца. Образ художественной

культуры Японии

3

Искусство народов гор и степей

1

Образ художественной культуры Средней Азии

2

Образ художественной культуры Древней Греции

2

Образ художественной культуры средневековой Западной Европы

2

Многообразие художественных культур в мире (обоб-

щение темы)

1

4

Искусство объеди-

Все народы воспевают материнство

1

няет народы

Все Народы воспевают мудрость старости

1

Сопереживание - великая тема искусства

1

Герои, борцы и защитники

2

Юность и надежды

2

Искусство народов мира (обобщение)

1

Программа под редакцией О.Л. Куревиной,                Е.Д. Ковалевской

Предметные результаты в начальной школе:

а) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека;

б)        ознакомление учащихся с выразительными средствами различных видов изобразительного искусства и освоение некоторых из них;

в)        ознакомление учащихся с терминологией и классификацией изобразительного искусства;

в)        первичное ознакомление учащихся с отечественной и мировой культурой;

г)        получение детьми представлений о некоторых специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, работа с компьютером, элементы мультипликации и пр.), а также декоративного искусства и дизайна.

2 класс

1.        Овладевать языком изобразительного искусства:

•        иметь представление о видах изобразительного искусства (архитектура, скульптура, живопись, графика);

  1. понимать и уметь объяснять, что такое круглая скульптура, рельеф, силуэт, музей, картинная галерея, эскиз, набросок, фактура, штриховка, светотень, источник света, растительный орнамент, элемент орнамента, ритм, колорит;
  2. знать свойства цветов спектра (взаимодействие тёплых и холодных цветов);
  3. знать и уметь объяснять, что такое растительный орнамент;
  4. уметь описывать живописные произведения с использованием уже изученных понятий.

2.        Эмоционально воспринимать и оценивать произведения искусства:

•        учиться чувствовать образный характер различных произведений искусства, замечать и понимать, для чего и каким образом художники передают своё отношение к изображённому на картине;

•        учиться воспринимать эмоциональное звучание тёплых или холодных цветов и колорита картины.

3.        Различать и знать, в чём особенности различных видов изобразительной деятельности. Дальнейшее овладение навыками:

  1. рисования цветными карандашами;
  2. рисования простым карандашом (передача объёма предмета с помощью светотени);
  3. аппликации;
  4. гравюры;
  1. построения растительного орнамента с использованием различных видов его композиции;
  2. различных приёмов работы акварельными красками;
  3. работы гуашевыми красками.

4.        Углублять понятие о некоторых видах изобразительного искусства:

  1. живопись (натюрморт, пейзаж, бытовая живопись);
  2. графика (иллюстрация);
  3. народные промыслы (городецкая роспись).
  1. Изучать произведения признанных мастеров изобразительного искусства и уметь рассказывать об их особенностях (Третьяковская галерея).Иметь представление об искусстве Древнего Египта. 

Учебно-тематический план

N

п/п

Тема

Кол-во

часов

1

Виды        изобразительной деятельности: архитектура,скульптура, живопись, графика.

1

     2

Рисуем цветными карандашами.Развиваем наблюдательность: взаимодействие        цветов.

1

   3-4

Аппликация.

2

   5-6

Музей        искусств. Третьяковская галерея. Обрамление        картины.

2

  7-9

Иллюстрация.Композиция        иллюстрации. Эскиз  композиции. Изучаем  работу  мастера.

Развиваем наблюдательность:наброски.

     3

10-11

Гравюра. Фактура. Из истории гравюры.

      2

12

Для любознательных. Русский лубок и его выразительные средства.

       1

13-14

Рисунок.Штриховка.

    2

15-16

Натюрморт. Твоя мастерская: рисование с натуры.

    2

17-18

Братья наши меньшие. Твоя мастерская. Развиваем наблюдательность: рисуем домашнего любимца.

   2

19-21

Растительный орнамент. Как        получаются разные        орнаменты?

    3

22-23

Народные промыслы России. Городецкая роспись.

    2

24-26

Весенние        впечатления. Твоя мастерская: Работаем акварелью, рисуем пейзаж.

     3

27

Колорит – душа живописи.

    1

28

Бытовая живопись.

     1

29-30

Искусство Древнего Египта. Древнеегипетский рельеф.

    2

31-34

 Проекты

    4

3 класс

1. Овладевать языком изобразительного искусства:

•        иметь чёткое представление о жанрах живописи и их особенностях (натюрморт, пейзаж, анималистический жанр, батальная живопись, портрет, бытовой жанр, историческая живопись);

  1. понимать и уметь объяснять, что такое цветовая гамма, цветовой круг, штриховка, тон, растушёвка, блик, рамка-видоискателъ, соотношение целого и его частей, соразмерность частей человеческого лица, мимика, стиль, билибинский стиль в иллюстрации, буквица;
  2. знать и уметь объяснять, что такое орнамент звериного стиля;

•        знать и уметь объяснять, что такое театр, театральная декорация, театральный костюм и чем занимаются театральные художники;

•        учиться описывать живописные произведения с использованием уже изученных понятий.

2.        Эмоционально воспринимать и оценивать произведения искусства:

  1. чувствовать и уметь описывать, в чём состоит образный характер различных произведений;
  2. уметь рассказывать о том, какая цветовая гамма используется в различных картинах и как она влияет на настроение, переданное в них.

3.        Различать и знать, в чём особенности различных видов изобразительной деятельности. Дальнейшее овладение навыками:

  1. рисования цветными карандашами;
  2. рисования простым карандашом (передача объёма предмета с помощью светотени);
  3. выполнения декоративного панно в технике аппликации;
  4. выполнения декоративного панно из природных материалов;
  5. выполнения растительного орнамента (хохломская роспись);
  6. выполнения плетёного орнамента в зверином стиле;
  1. овладения различными приёмами работы акварельными красками (техникой отпечатка);
  2. работой гуашевыми красками;
  3. постановки и оформления кукольного спектакля.

4.        Углублять понятие о некоторых видах изобразительного искусства:

  1. живопись (натюрморт, пейзаж, бытовая живопись);
  2. графика (иллюстрация);
  3. народные промыслы (хохломская роспись).
  1. Изучать произведения признанных мастеров изобразительного искусства и уметь рассказывать об их особенностях (Русский музей).Иметь понятие об искусстве оформления книги в средневековой Руси. 

Учебно-тематический план

N

п/п

Тема

Кол-во

час- ов

1-2

Жанры живописи. Натюрморт. Пейзаж: барбизонская школа пейзажа; импрессионизм; зимний колорит.

2

3-4

Портрет.        Какие бывают портреты. Исторический        и батальный жанры в живописи. Бытовой и анималистический жанры.

2

5-7

Цветовая гамма. Твоя мастерская :штриховка и цветовой тон. Работа цветными

Тренируем наблюдательность: изучаем работу мастера.

3

8-10

Декоративное панно. Твоя мастерская: панно из природного материала.

3

11-13

Тон, форма, светотень. Твоя мастерская: натюрморт из геометрических тел.

      3

14-16

Люди и их лица. Приметы         возраста. Мимика.

       3

17-18

Народные  промыслы:         Золотая Хохлома.

      2

19

Плетёные орнаменты. Звериный стиль.

      1

20

Волшебство акварели. Совмещение        не-скольких техник в работе акварелью.

Твоя мастерская: Техника отпечатка.

1

21-23

Мастер иллюстра ции И. Билибин. Билибикский стиль. Иллюстрации        к

сказкам.

3

24-25

Из истории искусства. Древнерусская книга. Как украшали рукописные книги.

2

26-29

Для любознательных: художник и театр

4        

30

Учимся видеть. Русский музей.

1

31-34

Проекты

4

4-й класс

1. Овладевать языком изобразительного искусства:

  1. иметь представление о монументально-декоративном искусстве и его видах;
  2. понимать и уметь объяснять, что такое монументальная живопись (роспись, фреска, мозаика, витраж), монументальная скульптура (памятники, садово-парковая скульптура), икона, дизайн, художник-дизайнер, фотография, градации светотени, рефлекс, падающая тень, конструкция, композиционный центр, контраст, линейная перспектива, линия горизонта, точка схода, воздушная перспектива, пропорции, идеальное соотношение целого и частей, пропорциональная фигура, модуль;

•        рассказывать о живописных произведениях с использованием уже изученных понятий.

2.        Эмоционально воспринимать и оценивать произведения искусства:

•        чувствовать и уметь описать, в чём состоит образный характер
различных произведений;

•        уметь рассказывать о том, какие изобразительные средства
используются в различных картинах и как они влияют на настроение, переданное в картине.

3.        Различать и знать, в чём особенности различных видов изобразительной деятельности. Развитие умений:

  1. рисовать цветными карандашами с переходами цвета и передачей формы предметов;
  2. рисовать простым карандашом, передавать объём предметов с помощью градаций светотени;
  3. разрабатывать и выполнять композицию на заданную тему;
  4. работать в смешанной технике (совмещение различных приёмов работы акварельными красками с гуашью и цветными карандашами).

4.        Углублять и расширять понятие о некоторых видах изобразительного искусства:

  1. живопись (натюрморт, пейзаж, картины о жизни людей;
  2. графика (иллюстрация);

•        народные промыслы (филимоновские и дымковские игрушки, изделия мастеров Хохломы и Гжели),

5.        Изучать произведения признанных мастеров изобразительного искусства и уметь рассказывать об их особенностях (Эрмитаж).

в. Иметь понятие об изобразительных средствах живописи и графики:

•        композиция, рисунок, цвет для живописи;

•        композиция, рисунок, линия, пятно, точка, штрих для графики.

Учебно-тематический план              

Тема

Кол-во

час-ов

   1-2

Монументально-декоративное искусство. Рождение        монументальной живописи. Что такое фреска. Что такое мозаика и витраж.

  2

     3

Русская икона.3венигородекая находка.

  1

     4

Монументальная скульптура.

,

  1

5

Новые виды искусств: дизайн и фотография.

  1

б

На пути к мастерству. Родная природа. Поэт пейзажа. Изучаем        работу

мастера (И. Левитан        «Печальная, но дивная пора»)

     1

7

Изучаем        работу мастера (Д. Митрохин «Яблоки»). Твоя мастерская: использование

разных        видов штриховки.

1

8-9

Градации светотени. Рефлекс. Падающая тень. Твоя мастерская: конструкция предмета.

2

10-11

Композиция        на заданную тему. Оформление творческих работ.

2

    12-13

3арисовки животных. Твоя мастерская: от        зарисовок        к иллюстрации.

2

14

Для любознательных: отмывка. Твоя мастерская: гризайль.

1

15-16

Композиция и её основные законы.

  2

17

Родная история и искусство. Народные промы-слы: нижегородская резьба по дереву.

1

18-19

Линейная перспектива.

2

20-21

Родная история и искусство. Изучаем        работы мастеров (А. Дей-неко «Оборона Севастополя», П. Оссовский «Салют Победы», М. Кугач «Дед и внук»).

2

22-25

Фигура человека. Пропорции.

4

26

Для любознательных: китайский рисунок кистью.

1

27-30

Для любознательных: родная история и искусство - русский народный театр.

4

31-32

Учимся видеть: Эрмитаж

2

32-34

Проекты

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку изобразительного искусства по программе Б.М.Неменского в 3 классе по теме: "Посуда у тебя дома" .

Презентация к уроку изобразительного искусства по программе Б.М.Неменского в 3 классе по теме: "Посуда у тебя дома" в соответствии с методической разработкой, в которой представлены цели и задачи урок...

Рабочая программа по изобразительному искусству 3 класс Б.М.Неменский

Календарно-тематическое планирование предметной линии «Изобразительное искусство»в рамках  УМК «Школа России» 3 класс 1 час в неделю – 34 часа в годпредметная линия учебников под редакцией Б.М.Не...

Рабочая программа по изобразительному искусству 1 класс (Б. М. Неменский)

Рабочая программа по изобразительному искусству для преподавания в 1 класс. Составлена на основе авторской программы "Изобразительное искусство" Неменский Б. М. в соответствии с ФГОС....

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс VII вид, Неменский

Программа разработана на основе программы по изобразительному искусству для 2 класса УМК «Школа России».Автор Б.М.Неменский и др. М. «Просвещение» 2009...

Рабочая программа по изобразительному искусству 3 класс (Б.М. Неменский )

Рабочая программа составлена на основе Программы Б.М. Неменского Изобразительное искусство для 3 класса....

Рабочая программа по изобразительному искусству 4 класс (Б.М. Неменский )

Рабочая программа составлена на основе Программы Б.М. Неменского Изобразительное искусство для 4 класса....

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс Б.Н.Неменский (УМК "Школа России")

Программа создана на основе развития традиций российского художественного образования, внедрения современных инновационных методов и на основе современного понимания требований к результатам обучения....