Гиперактивный ребёнок в школе и дома
статья по теме

Бесова Инна Юрьевна

 

 Синдром дефицита внимания  и гиперактивность (СДВГ) характеризуется несвойственными для нормальных возрастных показателей избыточной двигательной активностью, дефицитами концентрации внимания, отвлекаемостью, импульсивностью поведения, проблемами во взаимоотношениях с окружающими и трудностями в обучении. Предлагаемый материал будет полезен как родителям гиперактивных детей, так и педагогам, на пути которых встретился сверхактивный ученик.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon giperaktivnyy_rebenok_v_shkole_i_doma.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Гиперактивный ребенок в школе и дома

 Синдром дефицита внимания  и гиперактивность (СДВГ) характеризуется несвойственными для нормальных возрастных показателей избыточной двигательной активностью, дефицитами концентрации внимания, отвлекаемостью, импульсивностью поведения, проблемами во взаимоотношениях с окружающими и трудностями в обучении. Вместе с тем дети с СДВГ часто выделяются своей неловкостью, неуклюжестью, которые часто обозначаются как минимальная статико – локомоторная недостаточность

Критерии выявления гиперактивного ребенка в группе сверстников.

Оценка внимания:

  1. Имеет много незаконченных проектов
  2. Непоследователен в поведении
  3. Не может долго удерживать внимание
  4. Не слышит, когда к нему обращаются
  5. С большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его
  6. Имеет трудности в организации поведения
  7. Теряет вещи
  8. Избегает задач скучных и тех, которые требуют умственных усилий

Оценка сверхактивности:

  1. Ёрзает  на стуле
  2. Беспокоен (барабанит пальцами, двигается в кресле, забирается куда – либо)
  3. Спит намного меньше, чем другие дети (даже в младенчестве)
  4. Находится в постоянном движении, «с мотором»
  5. Очень говорлив

Оценка импульсивности:

  1. Отвечает до того, как его спросят
  2. Не может дождаться своей очереди в игре, на занятиях
  3. Часто вмешивается в разговор, прерывая говорящего
  4. Плохо сосредотачивает внимание
  5. Не может отложить вознаграждение
  6. Не может регулировать свое поведение, не умеет подчиняться правилам
  7. На некоторых занятиях спокоен, на других – нет (вариативность выполнения заданий)

Примечание 1. Если в возрасте до 7 лет проявляются хотя бы 6 из перечисленных характеристик, можно предположить (но не поставить диагноз!), что ребенок является гиперактивным.

Примечание 2. Если у ребенка день за днем наблюдаются признаки гиперактивности, то педагог, психолог, медработник, администрация и др. должны в тактичной форме порекомендовать родителям ребенка обратиться к врачу (детскому невропатологу или психиатру).

Список вопросов для беседы с родителями гиперактивного ребенка

1. Каковы особенности протекания беременности?

2. Каковы особенности раннего развития ребенка?

3. Страдает ли ребенок нарушением сна?

4. Не является ли аллергиком?

5. Является ли семья полной?

6. Каков уровень развития мелкой моторики?

7. насколько хорошо развита координация движения?

8. Характерны ли нервные движения (раскачивание ногой и др.)?

9. Когда слушает, заняты ли его руки (играет, чертит линии?)

10. Нравится ли, когда появляются новые вещи? Хватает ли он их сразу?

11. Случается ли, что ребенок задевает, роняет вещи?

12. Теряет ли ребенок свои вещи?

13. Какова амплитуда настроений ребенка?

14. Часто ли проявляет беспокойство?

15. Легко ли приходит в состояние гнева?

16. Трудно ли ему справляться с гневом?

17. Часто ли приходит в ярость?

18. Часто ли проявляется агрессия? Какая чаще: вербальная или невербальная?

19. Характерна ли низкая переносимость огорчения?

20. Склонен ли к депрессиям?

21. Часто ли является инициатором  конфликтных ситуаций?

22. Как реагирует на замечания взрослых?

23. Имеет ли привычку лгать?

24. Каков уровень самооценки?

25. Нет ли склонности принижать свои успехи?

26. Учится ли он ниже своих способностей?

27. Трудно ли ребенку приступить к занятиям?

28. Трудно ли доводить до конца начатое?

29. Легко ли его отвлечь от выполнения задания?

30. Умеет ли следовать указаниям взрослых?

31. Подчиняется ли правилам, инструкциям?

32. Часто ли нарушает правила?

33. Часто ли отказывается выполнять требования, просьбы?

34. Часто ли ребенку делают замечания дома, на прогулке?

35.  Нет ли привычки «перепрыгивать» с одной программы ТВ на другую?

36. Трудно ли ему выслушать до конца сказку (рассказ, историю), которую читает взрослый?

37. Характерна ли для него роль «клоуна» в группе?

38. Умеет ли ребенок планировать последствия своего поведения?

39. Трудно ли ему хранить секреты?

40. Трудно ли ему дожидаться своей очереди в игре, на занятиях?

41. Способен ли он длительное время ждать вознаграждения?

42. Есть ли в семье родственники, склонные к депрессиям, к алкоголизму, к употреблению наркотиков?

43. Страдал ли кто – либо из членов семьи дефицитом внимания?

44. Есть ли в семье другие гиперактивные члены?

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ГИПЕРАКТИВНЫХ ДЕТЕЙ

  1. В своих отношениях с ребенком постарайтесь придерживаться «позитивной» модели. Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслужил, подчеркивайте успехи. Это поможет укрепить уверенность ребенка в собственных силах.
  2. Избегайте повторения слов «нет» и «нельзя». Говорите сдержанно, спокойно, мягко. Не следует давать ребенку только директивные указания: «Ты должен сделать то-то и то-то». Лучше говорить с ним в более мягкой форме.
  3. Установите твердый распорядок дня, обязательный не только для ребенка, но и для всех членов семьи. Напоминайте об этом распорядке почаще и в ненавязчивой форме.
  4. Придумайте систему вознаграждений за хорошо без отвлечений выполненные виды деятельности. Это может быть как словесное поощрение типа: «Молодец!», так и совместная прогулка, поездка и т.д. Если в семье есть и другие дети, поощряйте их за хорошо выполненную работу.
  5. Прежде чем поручить ребенку что – либо сделать, тщательно взвесьте, сможет ли он с этим справиться. Не ожидайте, что поручение или свою обязанность ребенок выполнит быстро и очень хорошо. Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить.
  6. Почаще показывайте ребенку, как лучше выполнить то или иное задание, не отвлекаясь.
  7. Если ребенок не сделал что – нибудь, потому что отвлекся, объясните ему, что из этого может получиться и почему. Например, ребенок не собрал вечером портфель, т.к. увлекся интересной игрой. Подойдите к ребенку и объясните ему, что он может опоздать завтра в школу, потому что не подготовился к выходу из дома в школу вовремя. Убедитесь, что ребенок видит связь между поступком и его последствием.
  8.  Напоминайте ребенку о его обязанностях не только устно. Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию: повесьте на стену перечень его обязанностей.
  9. Расширяйте список обязанностей ребенка постепенно, по мере того, как убедитесь, что он научился справляться с ними, не отвлекаясь. Разрешите ребенку принимать участие в обсуждении круга его обязанностей.
  10. Покажите ребенку несколько раз, как нужно выполнять его новую обязанность, прежде чем разрешить выполнять ее самому.
  11. Убедитесь, что у ребенка есть все необходимое, чтобы выполнить свои обязанности по дому, не отвлекаясь и в срок.
  12.  Постарайтесь снизить влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребенком задания.
  13. Помогайте ребенку приступить к выполнению задания, т.к. начало для него самое -  трудное.
  14. По мере выполнения поручений ребенок может вычеркивать их из списка, который должен составляться для него ежедневно. Пусть ребенок ставит выбранный им значок (звездочку, флажок) напротив правильно выполненных заданий и пусть от вас за них получает вознаграждение.
  15. Во время игр ограничивайте ребенка лишь одним – двумя партнерами. Избегайте беспокойных, шумных приятелей. Устраивайте перерывы в общении ребенка со сверстниками, если видите, что уровень возбуждения у вашего ребенка чрезвычайно высок.
  16. Избегайте по возможности скопления людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках, в ресторанах и т.п. оказывает на ребенка чрезмерное стимулирующее действие.
  17. Оберегайте ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
  18. Давайте ребенку возможность расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность: длительные прогулки, бег, спортивные занятия. Для более маленьких детей можно выбрать ритмику. Для старших – хореографию, танцы, теннис, плавание.
  19. Помните о том, что присущая детям гиперактивность,  хотя и неизбежна, но может удерживаться под разумным контролем с помощью перечисленных мер
  20. Всегда будьте хорошими адвокатами для своего ребенка. Помните, что большинство людей ничего не знают о гиперактивности и нарушениях внимания, считая такого ребенка «неудобным, трудным». Объясните, не стесняясь, другим взрослым, общающимся с вашим ребенком, прежде всего родственникам, воспитателям, учителям, его особенности и специфические трудности в выполнении заданий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья : Гиперактивный ребёнок в школе

Статья : Гиперактивный ребёнок в школе...

Гиперактивный ребенок в школе и дома.

В этой статье я попыталась рассказать о гиперактивных детях...

Гиперактивный ребёнок в школе

В своей статье я расскажу о том, как знания, полученные на курсах по психологии, помогли мне в работе с гиперактивными детьми. В статье я рассматриваю следующие вопросы: что такое гиперактивность, как...

Гиперактивный ребёнок в школе.

Рекомендации родителям и учителям при работе с гиперактивным ребёнком (памятка)...

Гиперактивный ребёнок в школе. Что делать?

На родительском собрании обсуждаются проблемы гиперактивных детей, как им помочь в учёбе. Что делать родителям, если их ребёнок чересчур активный....

Родительское собрание " Гиперактивный ребёнок в школе"

Познакомим  родителей  с  понятием  «гиперактивность»,  как  она  проявляется.   Даём  рекомендации  психолога  по  коррекции...