Готов ли ребенок к школе?
статья по теме

Мартынова Галина Петровна

В каждой семье, где растет ребенок, начало его школьной жизни - событие исключительное. Его ждут, к нему готовятся. Много радостных забот приносит и подготовка к школе. Не меньше тревог: как покажет себя малыш, сумеет ли хорошо учится, найдет ли контакт с товарищами по классу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gotov_li_rebenok_k_shkole.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Готов ли ребенок к школе

В каждой семье, где растет ребенок, начало его школьной жизни - событие исключительное. Его ждут, к нему готовятся. Много радостных забот приносит и подготовка к школе. Не меньше тревог: как покажет себя малыш, сумеет ли хорошо учится, найдет ли контакт с товарищами по классу.

Научно-технический прогресс закономерно пришел и в школу, заявил о себе возросшим объемом и содержанием учебных программ, современными методами преподавания и техническими средствами, спецшколами, факультативами, массой справочной литературы, учебными кино и телевидением и т.д. Естественно, повысились и требования к ребенку, поступающему в школу.

Успехи будущего ученика в значительной мере зависят от того, насколько он развит физически, как ориентирован в окружающей действительности.

Как же готовить ребенка к школе? С какого возраста этим заниматься? Чему надо учить его до школы? Эти вопросы наиболее часто задают родители нам, педагогам.

Разумеется, в рамках небольшой беседы нельзя полно ответить на них. Вот лишь несколько советов для родителей будущих первоклассников.

Как известно, именно в период раннего детства – в школьном возрасте – дети развиваются наиболее быстро. Понаблюдайте, как многому научился ребенок за первые 5-7 лет своей жизни: смотреть, говорить, слушать, отличать множество предметов и знать, как ими пользоваться; он прекрасно стоит, ходит, бегает, прыгает, обладает десятком навыков: и умеет пользоваться ложкой, вилкой, ножницами, карандашом и т.д.; он уже усвоил основы правил поведения – «что такое хорошо, что такое плохо», знает немало о временах года, о жизни человека в прошлом и настоящем… Невозможно даже перечислить все, что уже познал человек в раннем возрасте (детстве). И рядом с ним, как мудрый и добрый учитель, шла игра – это богатейшая школа познания жизни, самый верный путь к развитию детской самостоятельности, творчества, умственных способностей, нравственных устоев.

И все же поступление в школу – серьезный переломный этап в общем процессе развития ребенка. Основным видом его деятельности теперь (и целых 10 лет, пока он не получит обязательное среднее образование) становится учение. А оно диктует целый ряд серьезных требований, предъявляемых к современному первокласснику: умение адаптироваться в новом детском коллективе, в смене режима дня и т.д. и т.п.

Обучение в школе требует обладания не только учебными навыками: бегло читать, правильно и быстро писать, знать устный и письменный счет, но и трудовыми: действовать быстро и безопасно ножницами, иглой и ниткой, ножом и кисточкой, и бытовыми: правильно есть, быстро и проавильно одеваться и обуваться и т.д., и физкультурными: бегать, прыгать, ходить в строю.

Все эти навыки не что иное, как действия и движения, которые многократно повторяясь, становятся автоматическими. И надо отметить, что подавляющее большинство детей к началу учебы в школе ими владеют.

Поговорим о другом: К началу школьной жизни ребенок с помощью взрослых должен владеть рядом умений. А умения – действия, основанные на знаниях. Вот об этом должна быть особая забота.

Как можно раньше научите ребенка правильно ориентироваться в окружающей обстановке: наблюдать, сравнивать, обобщать и систематизировать увиденное. Помогите ему оценить красоту окружающей природы. научите любить все живое – растения, животных, беречь каждый кустик, каждое деревце. Расскажите о деревьях, их названиях, о птицах, рыбах, насекомых. Покажите ребенку город, улицу, дома, магазины. Помогите сравнить увиденное: дома каменные и деревянные, большие и маленькие. Сосчитайте этажи. Расскажите, что улицы имеют названия. Пусть он запомнит свой адрес. Зайдите с ним в разные магазины. Объясните, где продают овощи, где мебель, где продукты, и как называются эти магазины.

Очень важно развивать и совершенствовать активный речевой словарь ребенка. Введите в него обобщающие слова: овощи, фрукты, растения, домашние животные, одежда, обувь. Научите, например, чтобы они яблоки, груши, апельсины назвал одним словом – фрукты; знали, что овощи – это капуста, морковь, картофель и т.д.

Очень важно, чтобы малыш понимал причину различных явлений природы. К примеру, деревья качаются потому, что дует ветер, а не наоборот; лужи во дворе – значит был дождь и т.д. Постигая причины явлений, их взаимосвязь, ребенок значительно продвинется в своем умственном развитии.

Учите детей считать. От 1 до 10 и обратно. Выясните вместе, какое число следует за каким и какому оно предшествует. Советуем поиграть в «соседей».

-Я число 5. Кто мои соседи?

-Впереди сосед – 4, сзади – 6. И т.д.

Не устраивайте для ребят специальных уроков, не заставляйте их считать по памяти – это никому не нужная зубрежка. Лучше попросите принести 4 чайные ложечки или 3 картофелины. Очень полезны проблемные ситуации: за столом пятеро, а есть три ложки. Следует попросить принести недостающие.

У вашего ребенка есть друзья. Выясните вместе с ним, сколько кому лет, а затем, кто раньше родился, кто младше, кто старше. Поиграйте с малышами в магазин. Это и весело и полезно. Пусть будут и кассиры, и чеки, и продавцы, и покупатели. Дети должны платить деньги, получать чеки, просить отпустить товар, получать его, вежливо благодарить. Пусть они меняются ролями.

Хорошо, если ваш ребенок усвоил «больше», «меньше», «столько же», «длиннее», «короче», «одинаковые», «легче», «тяжелее», «равные» и т.д.

Теперь о чтении. Больше читайте ребенку, чаще учите с ним наизусть. Не восхищайтесь, если ваше дитя читает наизусть целые главы из «Евгения Онегина». От таких «экспериментов», явно рассчитанных на демонстрацию способностей «вундеркинда», пользы никакой. Ребенок должен читать доступные его пониманию стихи, написанные для его возраста, петь свои детские песни, знать «считалочки». Не огорчайтесь, если через какое-то время он забудет то, что без запинки читал и знал раньше. Это не страшно, даже закономерно. Стихи были тем «оселком», на котором шлифовались речь, память, чувство ритма, эмоции, слух.

Стоит ли учить ребенка читать еще до школы? Хорошо бы… Но, дорогие папы и мамы, дедушки и бабушки, знаете ли вы, как надо правильно учить чтению? Чтобы не пришлось переучивать (а это ох как трудно и малышу, и учителю), посоветуйтесь с воспитателем детского сада или с учителем начальных классов, попросите их научить вас методам обучения грамоте. И если вы решили научить ребенка читать, учите правильно!

И последний совет. Воспитывайте малыша веселым и самостоятельным. Учите его доводить начатое до конца. Серьезно относитесь к его делам. Для него очень важно то, чем он занят, и ему очень хочется сделать все самому. Похвалите его, приободрите, чуть-чуть помогите. Но никогда не делайте за него то, что он в состоянии сделать сам. Как можно раньше приучите его к самообслуживанию – одеваться, обуваться, убирать игрушки, книжки и т.д.

Ребенок должен четко знать свои обязанности в семье и иметь определенные права. В своем уголке, на своем столике он полновластный хозяин. И не стоит сковывать инициативу, подавлять самостоятельность маленького человека своими бесконечными указаниями, замечаниями, советами, подсказками. Ведь на ошибках, утверждает народная мудрость, человек тоже учится.

Итак. Скоро ваш ребенок пойдет в школу. Готов ли он к этому?...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Готов ли ребенок к школе?

Конечно же, родителям дошкольника хотелось бы знать, насколько их ребенок подготовлен к школе. Для выявления   уровня такой подготовки проведите небольшую беседу. ...

Готов ли ребенок к школе? (2 часть)

Собирание разрезных картинок....

Родительское собрание для будущих первокласников "Готов ли ребенок к школе"

Деловая игра «Готовность к школе»Цели деловой игры• Познакомить родителей с видами психологической готовности детей к школе.• Способствовать определению позиций, по которым дети нуждаются в помощи при...

Диагностика будущих первоклассников. Е.Э Кочурова, М.И. Кузнецова Готов ли ребенок к школе?

Материал помогает диагностировать уровень готовности к обучению каждого будуще­го школьника....

Готов ли ребенок к школе?

Статья знакомит психологическими трудностями адаптации первоклассников к школе....

Готов ли ребенок к обучению в школе. Тест по ФГОС

Тест по ФГОС Готов ли ребенок к обучению в школе...