Готов ли ребенок к школе?
консультация (1 класс) по теме

Лебедева Евгения Васильевна

Статья знакомит психологическими трудностями адаптации первоклассников к школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_v_gazetu_-_adaptatsiya_1-klassnika.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ

Готов ли ребенок к школе?

 ( для родителей, чьи дети не посещали детский сад)

За 33 года работы в школе я не встречала родителей, которых бы не волновали вопросы, как будут учиться их ребенок, как сложатся его взаимоотношения с учителем, сверстниками, будет ли школа доставлять ему радость? Как мы, учителя, можем помочь им?

 Начать разговор хотелось бы с нравственной и психологической готовности ребенка к школе. Очень важно привить ему такие качества, как ответственность, самостоятельность, организованность, инициативность. Следует поощрять любую проявленную, пусть даже пустяшную, инициативу, подчеркнуть ее достоинства или, напротив, указать на недостатки. Эти качества просто необходимы для успешного осуществления учебной деятельности. Родителям необходимо помнить, что подчинение детей инструкциям взрослых развивает безынициативность, препятствует творческому началу и самостоятельности в воспитании ребенка. Вот почему так важно каждому ребенку иметь посильные обязанности и постоянно с ними справляться, преодолевая себя, заставлять делать то, что кажется трудным. Сегодня трудность – это полить цветок, убрать игрушки, вынести мусор и т.д., а завтра – это уже решить трудную задачу, выучить стихотворение, написать сочинение …

Родители первоклассников должны знать, что именно трудности развивают в детях способности, что именно в преодолении трудностей и осуществляется развитие ребенка.

Поступление в школу вносит большие перемены в жизнь ребенка. Очень сложным для первоклассников является период адаптации в школе. Обычно он составляет от 1 до 2 месяцев. В этот период некоторые дети могут быть очень шумными, крикливыми, без удержу носятся по коридорам, отвлекаются на уроках, даже могут вести себя развязно с учителями: дерзить, капризничать. Другие очень скованы, робки, стараются держаться незаметно, слушают, когда к ним обращаются с вопросом, при малейшей неудаче, замечании плачут. У некоторых детей нарушается сон, аппетит, они становятся очень капризными, теряется интерес к игрушкам, играм, книгам. Конечно, не у всех детей адаптация к школе протекает с подобными отклонениями, но есть первоклассники, у которых этот процесс сильно затягивается. Такие дети часто и подолгу болеют, эти дети составляют группу риска с точки зрения возникновения школьного невроза.

Некоторые дети к середине дня оказываются уже переутомленными, т.к. школа для них является стрессовым фактором, уже дорога в школу для многих требует повышенного внимания, напряжения. На протяжении дня у них не бывает возможности полного расслабления, как физического, так и умственного, эмоционального. Некоторые дети невеселы уже по утрам, выглядят переутомленными, у них появляются головные боли , страх, тревога перед предстоящей работой в классе, из-за расставания с домом, родителями.

Неуспешный школьный старт приводит к нарушению настроения, снижению самооценки,  к ухудшению здоровья ребенка. Если вовремя не обратить внимания на затруднения детей и не оказать действенной помощи в период адаптации, проблемы в обучении будут все больше нарастать. Если оставить ребенка без родительского внимания и корректной профессиональной поддержки, период приспособления к новым условиям, новым людям  затягивается.

Теперь хотелось бы остановиться на том, как растет ребенок. В 6-7 лет каждая из 206 костей претерпевает изменение по форме, размерам, внутреннему строению. В год ребенок подрастает на 8-10 см и увеличивает свой вес на 2,2 – 2,5 кг, чаще за лето. Огромную нагрузку  испытывает не сформировавшийся опорно-двигательный аппарат ребенка. Поэтому 6-7 –летнему ребенку так трудно долго сидеть в неподвижной позе. Именно неправильная поза легко приводит к нарушению осанки. Необходимо строго следить за посадкой и соблюдать необходимые правила.

Говоря об обучении письму, я ни в коем случае не имею научение писать письменные буквы. Хотя именно с обучением письму первоклассники встречают самые большие трудности. У будущих учеников хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей. Они хорошо выполняют движения. Но!  У 6-7-летних детей слабо развиты  мышцы рук, не закончено окостенение костей запястья и фаланг пальцев, поэтому часто слышно: «Болит рука, рука устала». Трудно будет первое время при письме.  Я рекомендую больше рисовать, штриховать, раскрашивать, лепить, вязать, вышивать, отвинчивать и завинчивать гайки, собирать конструктор «Лего». При этом необходимо следить за четкостью и аккуратностью.

У многих родителей существует устойчивое представление о том, что если ребенок приходит в школу умеющим читать, считать и решать элементарные задачи, то в школе ему будет скучно и неинтересно. Порой родители сознательно тормозят любознательность ребенка. Тем более, что школьная программа предусматривает обучение с «нуля». Бывает и иное мнение. Чтобы было легко в школе, родители «штурмуют» «Азбуку» и стремятся вооружить знаниями, которые, в свою очередь, порождают нежелание ребенка учиться. Прежде чем научиться читать, ребенок должен овладеть умением слышать, из каких звуком состоят слова, которые он произносит. Только тогда процесс чтения будет успешным.

                       Дорогие родители!

  • Верьте в возможности ребенка, не сравнивайте его с другими детьми!
  • Дайте ребенку ощутить рост своих возможностей.
  • Сопереживайте и радуйтесь вместе, любите его таким, какой он есть.
  • Учитывайте его индивидуальные способности. Обязательно подбадривайте застенчивого ребенка.
  • Не порождайте страх перед школой, неуверенность в своих силах.
  • Дайте ему возможность раскрыться, помогите ребенку прийти к успешности.
  • Верьте, все успехи всегда постоянны, а неудачи временны.

                                                                              Е.В. Лебедева


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Готов ли ребенок к школе?

Конечно же, родителям дошкольника хотелось бы знать, насколько их ребенок подготовлен к школе. Для выявления   уровня такой подготовки проведите небольшую беседу. ...

Готов ли ребенок к школе? (2 часть)

Собирание разрезных картинок....

Родительское собрание для будущих первокласников "Готов ли ребенок к школе"

Деловая игра «Готовность к школе»Цели деловой игры• Познакомить родителей с видами психологической готовности детей к школе.• Способствовать определению позиций, по которым дети нуждаются в помощи при...

Диагностика будущих первоклассников. Е.Э Кочурова, М.И. Кузнецова Готов ли ребенок к школе?

Материал помогает диагностировать уровень готовности к обучению каждого будуще­го школьника....

Готов ли ребенок к школе?

В каждой семье, где растет ребенок, начало его школьной жизни - событие исключительное. Его ждут, к нему готовятся. Много радостных забот приносит и подготовка к школе. Не меньше тревог: как покажет с...

Готов ли ребенок к обучению в школе. Тест по ФГОС

Тест по ФГОС Готов ли ребенок к обучению в школе...