Из цикла "Родительский лекторий": "Труд и его значение в жизни ребёнка. Роль семьи в развитии работоспособности и трудолюбия"
методическая разработка (3 класс) по теме

Морокова Татьяна Дмитриевна

Материал включает текст выступления на собрании родителей начальных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lektoriy_dlya_roditeley_3_klass.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Труд и его значение в жизни ребёнка.

Роль семьи в развитии работоспособности и трудолюбия.

Морокова Т.Д., заместитель директора по УВР

МАОУ «СОШ № 40» г. Перми

Уважаемые папы и мамы.

Очень часто мы сталкиваемся в реальной жизни с такими ситуациями, когда умные талантливые люди, состоявшиеся в своей профессии, не могут состояться в своём главном умении – умении иметь семью и быть счастливым.

 Вы можете задать вопрос: а как это относится к теме нашего собрания? Могу сказать, что это относится на прямую. Человек, который не умеет трудиться, заниматься домашним хозяйством, очень часто становится одиноким.

На обрекаемом ли мы собственных детей во взрослой жизни на страдания и одиночестве постоянно трудиться?

Домашний труд, повседневные обязанности скучны и весьма обременительны. По статистике социологов, занимающихся проблемами семьи, женщина тратит в неделю на приготовление пищи 12-14 часов, на стирку – 6-8 час., на закупку продуктов 6-8 часов, на уборку квартиры 4-8 часов. Согласись, для того, чтобы добровольно выполнять такие нагрузки, необходимо большое чувство, умение жертвовать своими желаниями для других людей и просто умение выполнять все перечисленные дела быстро и качественно.

Учим ли этому своих мальчиков и девочек, требуем ли мы от них неукоснительного выполнения домашних обязанностей или нас волнуют только их учебные успехи?

В нашей жизни многое изменилось. Произошли изменения и в жизни наших детей. Усложнилась школьная программа, учиться стало труднее. Вот родители и идут на «жертву»: всю домашнюю работу берут на себя. И вырастает потребитель, который будет вероятнее всего требовать такого же к себе отношения в будущей семье.

С другой стороны, родители, которые позволяют своему ребёнку стать потребителем, сами ленивые люди. Ведь прививать своему ребёнку трудовые навыки – тяжёлый труд. Надо вначале показать, затем помочь, а потом и проконтролировать. Для нужно делать усилия над собой, своей волей, своим мозгом; сдерживать себя, проявляя по отношению к ребёнку такт и терпение. А это, увы, не просто.

Сегодня не просто. Проще будет тогда, когда ребёнок вырастет и сможет трудиться и в рабочем коллективе, и в своём доме, не испытывая психологического и душевного дискомфорта.

Основы трудового воспитания закладываются в семье. Семья – дружный трудовой коллектив. Любовь к труду необходимо начинать воспитывать очень рано. Подержание, свойственное ребёнку, является одним из важнейших мотивов, побуждающих детей к активной деятельности. Наблюдение за трудом взрослых рождает желание делать те же самые дела. Не погасить это желание, а развить и углубить его – основная задача родителей, если они хотят вырастить ребёнка трудолюбивым.

Воспитание привычки к труду – самое хлопотное дело. И ждать слишком быстрых результатов и результатов лёгких нельзя. Во – первых, потому, что любовь к труду воспитывается только в труде, а во – вторых, потому, что всякий труд связан с преодолением не умений, с усилием, усталостью и напряжением. Только преодолевая трудности и неумения, ребёнок постепенно находит удовлетворение.  

    Бытовой труд в нашей повседневности занимает весьма значительное место. Приучать детей к выполнению домашних дел необходимо не только потому, что мы их должны готовить к будущей самостоятельной жизни. В конечном счёте, это не такие уж сложные дела.

Главное, привлекая детей к выполнению бытовых обязанностей, мы воспитываем привычку трудиться, а вместе с ней – привычку заботиться о близких, формируя тем самым благородные побуждения. Наверное, самый лучший подарок для матери, если дочь или сын скажут ей, уставшей после работы: «Ты отдохни, я сам почищу картошку».

Именно с бытового труда и начинается трудовое воспитание. И не важно, кем станет ребёнок, когда вырастет. Привычка трудиться, умение делать - что-то своими руками пригодятся ему в любой профессии.

Основная цель домашнего труда ребёнка – воспитательный эффект. Необходимо помочь ему ощутить пользу своих трудовых усилий, научить испытывать радость оттого, что его деятельность полезна окружающим.

Дети младшего возраста с удовольствием берутся за любые дела, выполняют поручения взрослых, помогают в домашней роботе, но при этом их больше привлекает процессуальная сторона дела, а не результат; их трудовая активность нередко зависит от внимания окружающих и их позитивной реакции. В связи с этим необходимо предлагать ребятам разнообразные виды труда, обновлять их содержание, поддерживать стремление к работе и веру в успех, стимулировать эмоциональное отношение к результатам деятельности. Вот почему родители должны стремиться не просто привить детям трудовые навыки, но и помочь им увидеть результат своего труда, пользу от него. Желание повторить успех стимулирует потребность в труде.

Педагоги выделяют основные принципы работы семьи в трудовом воспитании детей:

Приобщение к труду через само – обслуживание;

Постепенный переход от самообслуживания к труду для других;

Постепенное расширение круга обязанностей, наращивание их сложности;

Тактичный и постоянный контроль качества выполнения трудовых       поручений;

Обучения трудовым операциям;

Формирование у ребёнка уверенности в важности выполнения порученной ему работы;

Учёт индивидуальных особенностей и склонностей ребёнка при распределении трудовых поручений;

Поощрение прилежного выполнения поручения, проявления самостоятельности и инициативы;

Чередование труда и отдыха, а также различных видов труда в режиме дня младшего школьника.

Каковы же основные педагогические требования к организации труда детей в семье?

Родителям не следует приписывать процессу труда только «инструментальный» смысл, т.е. видеть в труде лишь средство к достижению какой – то нетрудовой цели. («Вот подметёшь пол, уберёшь со стола, тогда пойдёшь гулять»). Конечно, такие мотивировки тоже нужны, и ребёнок должен их освоить. Однако взрослые слишком часто злоупотребляют применением в воспитании прямолинейных схем типа: «хороший поступок» (потрудился) – «награда», «плохой поступок» (отказался от выполнения трудового поручения) – наказание.

В результате своими действиями они отдаляют ребёнка от труда, превращая труд лишь в средство на пути к потреблению. При этом взрослые иногда рассуждают следующим образом:  «Чем больше я смогу пообещать, чем привлекательнее для ребёнка награда, тем сильнее разовьётся у него потребность в труде. Но потребность как раз и не развивается; напротив, труд всё больше лишается для ребёнка привлекательности, рассматривается им как нечто вынужденное.

Слишком часто родители не замечают,  как стремятся навязать ребёнку свой образ мыслей и действий. Взрослые привыкли заставлять себя заниматься не совсем приятными вещами, и передают ребёнку своё собственное отношение к таким скучным занятиям, как мытьё посуды, чистка обуви…

Практика показывает, что основной причиной, сдерживающей привлечение детей к труду, является длительная опека. От поиска брошенной игрушки взрослые переходят к укладыванию ранца.

Таким образом, при воспитании трудолюбия начинать необходимо с самообслуживания: застёгивать пуговица, складывать игрушки,…

При выполнении бытовых обязанностей родители привлекают детей, кропотливо формируют привычку трудиться. У ребёнка непременно должны быть постоянные обязанности – только при таком условии труд станет воспитательным средством. Постоянные обязанности способствуют воспитанию ответственности. Эффективность воспитания трудолюбия обеспечивается в семьях, где каждый имеет постоянные обязанности.

В трудовом воспитании детей важен ПРИМЕР. В семьях, где мать, вернувшись с работы, весь вечер проводит на кухне, а отец читает газету или смотрит телевизор, сложно добиться успеха.

Привычка трудиться закрепляется волевыми усилиями. Важно помочь ребёнку научиться различать понятия «можно», «надо», «нельзя». С той целью необходимо приучать детей делать не только то, что в данный момент хочется, а то, что надо. Как это сделать?

Предъявите сыну или дочери условное требование: «Не будешь смотреть телевизор, пока не наведёшь порядок в своей комнате». Причём родителям следует проявлять настойчивость до тех пор, пока для ребёнка не станет привычкой сначала делать то, что « надо», а потом то, что «хочу». Приучать ребёнка к слову «нельзя» – значит приучать его сдерживать свои желания, т.е. развивать самоорганизацию и самоконтроль, которые имеют огромное значение в развитии волевых качеств личности.

Трудолюбие, положительное отношение к труду взаимосвязаны с воспитанием организованности. С детских лет необходимо приучать ребёнка планировать и организовывать свой труд, работать собрано, ритмично. Хороший работник обладает способностью к организации деятельности. Основным принципом развития способности к организации является предоставление ребёнку самому, путём преодоления ошибок, осваивать предстоящую работу.

В воспитании организованности важно привлекать детей к планированию деятельности, которая совершается, раскрывать её внутренний смысл: зачем что – делают, какие задачи при этом решают, какие способы используют, зачем нужен контроль за качеством исполнения.

Ребёнку необходимо ощутить себя в мире, где каждое дело не само собой совершается, а специально организуется, требует трудовых усилий. Этот аспект воспитания начинается с обсуждения с ребёнком домашних дел.

Хорошо, когда у детей с раннего возраста накапливается собственный опыт. Прежде всего, это умение выполнять требование взрослого, простейшее его поручение.

Залогом успеха в воспитании трудолюбия является выработка у детей привычки выполнять определённый круг обязанностей без напоминания взрослых.

Понимание того, что обязательные, важные для всей семьи дела никто, кроме него, не сделает, способствует осознанию ребёнком собственной значимости. Конечно, эта работа должна быть посильна, дети должны видеть результаты своего труда.

Как правило, среди наиболее распространённых трудовых поручений дети отличают такие:

  1. помогаю родителям в уборке квартиры;
  2. мою посуду;
  3. покупаю хлеб, молоко;
  4. вынесу мусор;
  5. кормлю домашних животных;
  6. гуляю с собакой, кошкой;
  7. ухаживаю за младшей сестрёнкой, братом;

Бытовой труд, формирующий трудовые привычки, ни в коем случае не должен быть эпизодичным. Здесь необходима систематичность.

В связи с этим для формирования трудовых привычек чрезвычайно важны следующие требования:

  1. Определить детям в семье постоянные трудовые обязательности, которые будут им по силам.
  2. Не скупиться на благодарность и похвалу, если ребёнок хорошо потрудился, выполняя домашнюю работу.
  3. Приучать детей к бережливости; учить ценить  и свой, и чужой труд.
  4. Не платить детям деньги за выполнение повседневных дел.
  5. Не прибегать к наказанию трудом.
  6. Воспитывать у детей уважение к любому труду, необходимому людям.
  7. Практиковать в семье совместный труд детей и взрослых, раскрывать практическую значимость труда.

Помните. Если родители не воспитают трудолюбие с детства, в более зрелые годы наверстать будет сложно, а порой и невозможно.

Вы любите своего ребёнка? Вы желаете ему добра? Хотите, чтобы его любили в детстве и уважали, когда он станет взрослым? Тогда возьмите себе в помощники ТРУД. Без умения увлечённо трудиться не может быть у человека ни людского уважения, ни личного счастья.

Итак, успехов вам и вашим воспитанникам.

Воспитание ребёнка – это труд, труд каждодневный и непрерывный, без выходных и отпусков.  

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль семьи в развитии речи ребёнка

В материале даны советы по развитию речи детей, которые можно применить на родительских собраниях....

Роль семьи в развитии творческих способностей ребёнка

Ребёнок большую часть времени (жизни) проводит в семье.  Нельзя  недооценивать роль семьи в развитии творческих способностей своего ребёнка....

«Значение проблемно-ценностного общения в семье в развитии личностных качеств ребёнка»

Илларионова О.П.,воспитатель ГПДГБОУ СОШ №618  «Значение проблемно-ценностного общения в семье в развитии личностных качеств ребёнка»  Цели:Определить значение личностно-ценного об...

Роль семьи в развитии школьных успехов ребёнка.

Роль семьи в развитии школьных успехов ребёнка....

Роль семьи в развитии работоспособности ученика

Родительское собрание "Роль семьи в развитии работоспособности ученика"...

Значение взаимодействия образовательного учреждения и семьи в развитии личности и социализации ребёнка

Для успешного прохождения процесса обучения и формирования личности необходим благоприятный микроклимат между педагогами и учениками, самими учениками, образовательным учреждением и семьей в целом, ко...

Лекторий для родителей 2-х классов на тему: Роль семьи в развитии личности ребенка

Роль семьи в развитии личности ребенкаКак нет в этом мире двух одинаковых людей, так и никогда вам не встретятся две одинаковых семьи. У каждого свои устои, понятия о правильн...