Умеете ли вы любить своего ребёнка
материал по теме

Людмила Анатольевна Тюнина

материал для родительского собрания

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

                                                        учитель

 МОУ СОШ №1

                          г.Немана

               Тюнина

      Людмила

   Анатольевна

2008

"Умеете ли вы любить своего ребенка"

“Где не хватает терпения надо бы постараться понять, где не понимаю - постараться вытерпеть, и всегда я принимаю ребенка, всегда люблю”.

С. Соловейчик

Все когда-то были детьми: первая улыбка, первое слово, первый шаг. Такая нежная мама и такой надежный папа... И этот огромный, красочный, чудесный мир. Наши дети, сыночки и доченьки... Они пришли в этот мир жить! Пройдут годы и кто-то из них подарит человечеству свой талант, кто-то - доброту и заботу своим близким, а кто-то...

Доброта или жестокость, любовь или бездушие, стойкость или слабость... Какими им быть, нашим детям ? Решаем мы, причем сегодня и сейчас, завтра уже может быть слишком поздно. Важны каждая минута, каждое слово, каждый взгляд. Талант воспитателя - величайший талант, и совсем иным станет наш мир, если мы постараемся раскрыть его в себе и поймем простую истину - мы взяли на себя ответственность дать жизнь новому человеку, и от нас в первую очередь зависит, какой она для него станет.

Трудно встретить человека, не считающего себя маститым воспитателем, еще труднее - хотя бы иногда задумывающегося над тем, как нужно воспитывать своего ребенка. Поразительная самоуверенность, бросающая под откос судьбы формирование личности. Часто маленькое существо, даже при внешней видимости кропотливой заботы, остается совсем одиноким перед лицом суровой жизни. Мы забываем о том, что ребенок живет, словно в ином измерении, далеком от наших буднично-материальных забот, и мы не считаем нужным заглянуть туда, к нему, в его маленький мир чудес и сказок, где на невидимом для нас фронте между добром и злом идет непримиримая борьба за его душу.

Главная ошибка нас, родителей, состоит в том, что мы стремимся быть для ребенка именно родителями, и усматриваем процесс воспитания в управлении ребенком с высоты своего положения. Учим, наставляем, пытаемся воздействовать на его душу извне и сверху вниз, словно читая ему лекцию жизни и не соизволяя снизойти к нему со своего напыщенного пьедестала. Ребенок терпеливо слушает, возможно, даже старается вникать и усваивать скучный материал, но рано или поздно ему это надоест, и он посмотрит на нас грустными и непонимающими глазами, но никто, скорее всего, не заметит последнюю искорку надежды в его душе.

И тогда он отвернется от нас и побредет своей дорогой, сначала со слезами на глазах и опустив голову, но потом он обязательно встретит на своем пути таких же одиноких и покинутых, а также новых учителей и воспитателей, и не от нас уже будет зависеть, кем ему быть в этой жизни. Можно будет кричать, надрываясь до хрипоты, упрекать его в неблагодарности, а потом умолять о жалости, но он не услышит, мы предали его тогда, когда нужны были ему больше всего на свете, он верил в нас, а мы не оправдали самой большой надежды маленького человека.

Пора бы уже понять, что нельзя строить воспитание ребенка по принципу начальник-подчиненный, только равные отношения могут привести к взаимопониманию, без которого не прикоснуться к душе другого человека. Невозможно навязать что-то снаружи, нельзя заставить понимать, можно лишь пробудить желание к пониманию. Используя свою власть для того, чтобы навязать ребенку нужную нам модель поведения, мы добиваемся лишь механического подчинения. Но только до тех пор, пока силы не уравняются. А потом придет время подводить итоги. И как бы нам не ужаснуться, проклиная себя за то, что мы сделали с самым дорогим для нас существом.

Единственно верным считаю отношение к ребенку как к равному себе, являясь для него скорее старшим товарищем, чем родителем, и не позволяя любых проявлений насилия - как морального, так и физического. Возможно, я кого-то и удивлю, но позволю себе заметить, что на человека нельзя кричать, нельзя даже повышать голос, не говоря уже о большем. В случае с ребенком это может привести, а чаще всего и приводит, к весьма печальным последствиям, и очень жаль, что мало кто это понимает.

Завоевать уважение ребенка возможно лишь при отношении к нему как к равному, отдав ему свою любовь, открыв перед ним свою душу, искренне интересуясь всем, что происходит в его жизни, его мыслями и его мировоззрением. Ребенок ответит взаимностью, и родится великое чудо взаимопонимания, и только оно позволит вкладывать в душу маленького человека то доброе, чем мы хотим его наделить.

При таких взаимоотношениях ребенок прислушается ко всему, что мы ему говорим, и последует совету, даже не до конца понимая его смысл и значение. Он будет уверен, что понимающие и уважающие его взрослые, обратят его внимание только на то, что действительно является важным. В этом и состоит секрет воспитания, и в этом единственная надежда на то, что наш мир когда-нибудь станет лучше.

Они растут. Иногда огорчают, но гораздо чаще радуют нас. Давайте же и мы постараемся не огорчать их. Они ждут от нас тепла, понимания и уважения. Оправдываем ли мы их надежды?

А задумывались ли вы когда-нибудь, почему, как бы мы ни надрывались, раздавая указания, наш ребенок, кажется, вовсе не слышит нас? Фактически, они слышат. Проблема заключается не в слухе нашего ребенка, а в том, как мы преподносим  наши инструкции, и как дети их интерпретируют.

Так как же нам, родителям, стоит разговаривать, чтобы добиться желаемых результатов от наших детей?

Говорите положительными указаниями, а не негативными. Дети, и даже мы, взрослые, иногда реагируем лучше, если нам говорят, что мы можем делать, а не то, чего нам делать нельзя. Поэтому вместо этого нам, родителям, следует перефразировать указание таким образом, чтобы оно стало положительным и точным указанием для детей. Мы всегда можем сказать: «Ешь правильно, как мамочка показала тебе». Другим примером могут стать слова – «Не ложись спать поздно». Вместо этого, мы всегда можем сказать: «Ложись спать пораньше, чтобы хорошо выспаться». Детям и подросткам необходимо знать обоснование каждому из ваших указаний: вы поступаете так, потому что вы любите и заботитесь о них, а не потому что вы монстр, который хочет сделать их жизнь еще более несчастной, чем она есть сейчас.

Нам нужно разговаривать в спокойном тоне. Чем больше родители повышают свой голос на ребенка, тем больше ребенок начинает сопротивляться указаниям родителей. Чем больше мы начинаем злиться и беспокоиться, тем больше дети будут чувствовать, что они одерживают победу в этой битве. Разговаривая с ними в спокойном тоне, мы покажем им, что мы контролируем ситуацию. Спокойный тон даст им знать, что как бы они не боролись или сопротивлялись, они не смогут переубедить нас. Разговаривая в спокойном, серьезном, настойчивом, но в то же время мягком тоне, мы покажем  им, что мы поступаем так, потому что заботимся о них.

Какими бы ни были родители, они всегда ответят утвердительно на вопрос “Любите ли вы своего ребенка?” А как мы любим и, тем более, умеем ли мы любить, над этим как-то задумываться не приходилось. Давайте проанализируем свои отношения с ребёнком.

Я предлагаю вам ответить на 14 вопросов теста. Вам надо ответить “да” , “иногда”, “нет”. Отвечайте на вопросы быстро, не раздумывая. Первая реакция, самая верная.

1. Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с детьми?

2. Говорят ли дети с вами “по душам”, советуются ли “по личным делам”?

3. Интересуются ли они вашей работой?

4. Знаете ли вы друзей ваших детей?

5. Участвуют ли дети вместе с вами в хозяйственных заботах?

6. Проверяете ли вы, как они учат уроки?

7. Есть ли у вас с ними общие занятия и увлечения?

8. Участвуют ли дети в подготовке к семейным праздникам?

9. А “детские праздники” - предпочитают ли ребята, чтобы вы были с ними?

10. Обсуждаете ли вы с детьми прочитанные книги?

11. А телевизионные передачи?

12. Бываете ли вместе в театрах, музеях, на выставках и концертах?

13. Участвуете вместе с детьми в прогулках, туристических походах?

14. Предпочитаете ли проводить отпуск вместе с ними или нет?

Посчитаем количество набранных баллов.

«Да» - 2 балла,  “иногда” - 1 балл, “нет” - 0 баллов.

Итак. Если вы набрали более 20 баллов, то …

Ваши отношения с детьми в основном можно назвать благополучными.

От 10 до 20 баллов.  Отношения можно оценить как удовлетворительные, но недостаточно многосторонние. Вам следует подумать, как они должны быть улучшены и чем дополнены.

Менее 10 баллов. Ваши контакты с детьми явно недостаточны. Необходимо принимать срочные меры для их улучшения.

Вы честно, проанализировали свои отношения с ребенком. Нисколько не сомневаюсь в том, что все вы набрали большое количество баллов. Тем не менее, самое время остановиться и поразмышлять, в чем наши удачи в воспитании своего ребенка, а где мы ошибаемся. Почему самое время? Потому что наши дети растут и меняются. Еще чуть-чуть и они войдут в тот возраст, который называют переходным, противоречивым, трудным. Давайте остановимся и присмотримся к себе. Не намечается ли какой-нибудь трещины в отношениях с ребенком, которая со временем разрастется в огромный овраг.

1. Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с детьми?

2. Говорят ли дети с вами “по душам”, советуются ли “по личным делам”?

3. Интересуются ли они вашей работой?

4. Знаете ли вы друзей ваших детей?

5. Участвуют ли дети вместе с вами в хозяйственных заботах?

6. Проверяете ли вы, как они учат уроки?

7. Есть ли у вас с ними общие занятия и увлечения?

8. Участвуют ли дети в подготовке к семейным праздникам?

9. А “детские праздники” - предпочитают ли ребята, чтобы вы были с ними?

10. Обсуждаете ли вы с детьми прочитанные книги?

11. А телевизионные передачи?

12. Бываете ли вместе в театрах, музеях, на выставках и концертах?

13. Участвуете вместе с детьми в прогулках, туристических походах?

14. Предпочитаете ли проводить отпуск вместе с ними или нет?

1. Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с детьми?

2. Говорят ли дети с вами “по душам”, советуются ли “по личным делам”?

3. Интересуются ли они вашей работой?

4. Знаете ли вы друзей ваших детей?

5. Участвуют ли дети вместе с вами в хозяйственных заботах?

6. Проверяете ли вы, как они учат уроки?

7. Есть ли у вас с ними общие занятия и увлечения?

8. Участвуют ли дети в подготовке к семейным праздникам?

9. А “детские праздники” - предпочитают ли ребята, чтобы вы были с ними?

10. Обсуждаете ли вы с детьми прочитанные книги?

11. А телевизионные передачи?

12. Бываете ли вместе в театрах, музеях, на выставках и концертах?

13. Участвуете вместе с детьми в прогулках, туристических походах?

14. Предпочитаете ли проводить отпуск вместе с ними или нет?

1. Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с детьми?

2. Говорят ли дети с вами “по душам”, советуются ли “по личным делам”?

3. Интересуются ли они вашей работой?

4. Знаете ли вы друзей ваших детей?

5. Участвуют ли дети вместе с вами в хозяйственных заботах?

6. Проверяете ли вы, как они учат уроки?

7. Есть ли у вас с ними общие занятия и увлечения?

8. Участвуют ли дети в подготовке к семейным праздникам?

9. А “детские праздники” - предпочитают ли ребята, чтобы вы были с ними?

10. Обсуждаете ли вы с детьми прочитанные книги?

11. А телевизионные передачи?

12. Бываете ли вместе в театрах, музеях, на выставках и концертах?

13. Участвуете вместе с детьми в прогулках, туристических походах?

14. Предпочитаете ли проводить отпуск вместе с ними или нет?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Умеете ли вы любить своего ребёнка

Родительское собрание по теме "Умеете ли вы любить своего ребёнка" Представленна анкета по этой теме...

Умеете ли вы любить своего ребёнка

Материал подготовлен для родительского собрания. Включает в себя три раздела:-отношения с детьми-десять ошибок в воспитании-в лучах родительского солнца.Раскрыват проблемы в воспитании со стороны псих...

Родительское собрание на тему:"Умеете ли вы любить своего ребёнка"

В ходе собрания проводится тест и сразу подводится итог,предлагаются родителям ситуации,которые нужно решить,памятки....

Родительское собрание "Умеете ли вы любить своего ребёнка"

Цель данного родительского собрания познакомить родителей с формами проявления любви к своим детям, проанализировать ошибки допускаемые в воспитаниии заострить внимание на положительных моментах воспи...

Родительское собрание "Умеете ли вы любить своего ребёнка ?"

«Где не хватает терпения, надо бы постараться понять, где не понимаю – постараться вытерпеть, и всегда я принимаю ребёнка, всегда люблю» (С. Соловейчик)...

Родительское собрание «Умеете ли вы любить своего ребёнка»

Презинтация для родителей «Умеют ли они любить своего ребёнка»...

Тест к Родительскому собранию «Умеете ли вы любить своего ребёнка»

Тест к Родительскому собранию «Умеете ли вы любить своего ребёнка»...