Компьютерные игры. Психологические проблемы.
консультация по теме

Ребёнок познаёт себя и мир в игре. Компьютер вытесняет традиционную игру, в том числе коллективную игру со сверстниками, столь необходимую для психического становления и личностного развития.

Материал можно использовать при проведении родительского собрания по теме: "Компьютер. Психологические проблемы".

Приложение содержит советы психолога.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 2

Сейчас и дошкольники, и школьники знают, что такое Интернет. В Сети можно найти почти всё, что интересует. Дети заходят на сайты с мультфильмами, развивающими играми, онлайн - фильмами, энциклопедиями, на музыкальные сайты. Не исключено, что им станет доступна не желательная их возрасту информация. В Интернете ребёнок может столкнуться с жестокостью, насилием и т.п. Может возникнуть искажённое восприятие действительности, желание и попытки кому-то подражать. Психологические травмы и их последствия: агрессивность, аутизм, склонность к суициду, асоциальное поведение – это следствие от полученных сведений, размещённых на сайтах, для детей не предназначенных.

Слайд 3

Часто от взрослых можно услышать: «Ребёнок сам управляется с компьютером, я в нём ничего не понимаю», «Он так быстро всему научился. Знает, как искать и скачивать то, что нужно» и т.п. Часто взрослые далеки от понимания, как обращаться с компьютером. И, к сожалению, большинство родителей покупают ребёнку компьютер как игрушку, с которой он оказывается наедине. Многие недооценивают опасность от такого общения. А она есть, и немалая!

Слайд 4

для психики воспринимается рисование на компьютере: всю работу выполняют глаза ( возникает нагрузка на зрение ), нет отвлекающей роли звука. рассматривать картинки или фотографии в сопровождении звука. воспринимается озвученное крупное цветное изображение. плохо : безопасно : легко : Восприятие

Слайд 5

Основные вредные факторы:

Слайд 6

Компьютер требует большой сосредоточенности. Увлекательные игры требуют большого напряжения, которого в обычных условиях практически не бывает. Но психическую нагрузку можно уменьшить: Психическая нагрузка : Необходимо следить за содержательной стороной игр. В работе следует делать перерывы.

Слайд 7

В ходе компьютерных игр дети: приобщаются к исследовательской работе, совершенно не замечая этого, у них развиваются умения: получать, анализировать и интерпретировать информацию; создавать гипотезы и делать выводы; корректировать свои дальнейшие действия. развлекательные обучающе - развивающие Компьютерные игры : Остановимся на развлекательных играх, как на наиболее распространённых и влияющих на мировоззрение ребенка.

Слайд 8

Игры – вредители. Переутомление и напряжение детского организма после таких длительных игр снять очень нелегко.

Слайд 9

Подавляющее большинство игр представляют собой крайне негативное для физического, психического и духовного здоровья явление. Стратегии. Аркадные. Логические. Стимуляторы. 3D-Action. Адвенчурные . Ролевые. Виды компьютерных игр :

Слайд 10

Оформлены как мультфильм, но с интерактивными свойствами – возможностью управления ходом событий. Для решения поставленных задач необходимо обладать хорошей сообразительностью и развитым логическим мышлением. Адвенчурные игры ( приключенческие ). Предполагают длительную работу за компьютером. Данный вид игр является мощным раздражителем, поэтому гиперактивным детям не рекомендуется с ними работать.

Слайд 11

Основная цель – завоевание вражеских поселений, заключение необходимого союза, набор фиксированного количества очков, управление ресурсами, войсками, энергией и т. п. Развивают: усидчивость, способность к планированию своих действий, тренируют многофакторное мышление. Не подходят детям младшего школьного возраста из-за большой продолжительности по времени. Стратегии.

Слайд 12

Для этих игр характерно поуровневое дробление хода действий, когда наградой и целью является право перехода к следующему эпизоду или миссии. Система набора очков и бонусов, предоставляемых за "особые заслуги", такие как быстрота прохождения, победа над сильным врагом, нахождение секретных дверей и т. п. Тренируют: глазомер, внимание, скорость реакции. Не рекомендуются гиперактивным детям. Необходим контроль времени со стороны взрослых. Аркадные игры.

Слайд 13

Цель – отыскание определенного артефакта, человека или заклинания. Путь к достижению намеченной цели обычно преграждают враги, которых нужно победить в бою или обмануть хитростью. Главный принцип – использование нужного персонажа в нужном месте и в нужное время. Как и аркадные игры, тренируют глазомер, внимание, скорость реакции. Не рекомендуются гиперактивным детям. Необходим контроль времени со стороны взрослых. Ролевые игры.

Слайд 14

Цель игрока – уничтожить как можно больше соперников. Такие игры сугубо развлекательны, они развивают моторные функции играющего. Но данный вид игр считается жестоким и его категорически запрещается использовать при работе с детьми. (авто-, авиа-, спортивный и т. п.) 3D-Action. Симуляторы, имитаторы Позволяют попробовать свои силы в новых ситуациях. Тренируют: глазомер, внимание, скорость реакции. Не рекомендуются гиперактивным детям. Необходим контроль времени со стороны взрослых.

Слайд 15

Головоломки, задачи на перестановку фигур, составление рисунка, обучающие чтению, письму и т. п. Как правило, разбиты на отдельные задачи, что позволяет регламентировать время работы ребенка на компьютере. Способствуют: развитию мышления, памяти, внимания. Логические

Слайд 16

Позволяют расслабиться. Позволяют освоить различные формы общения. Оказывают психотерапевтическое воздействие. Позволяют ребенку моделировать различные реальные и предполагаемые жизненные ситуации. Игры могут помочь ребенку в самореализации. Положительное влияние.

Слайд 17

Для компьютерной игры не нужны товарищи. Товарищем и партнером является машина. Ребёнок играет на нём, в него и с ним… Часто попытки родителей оторвать сына или дочь от игры заканчиваются страшными скандалами, истериками, припадками – такова сила азарта. Ребёнок живет в несуществующем мире. Проблемы … Он - не пассивный зритель, а активно действующее лицо. Игры способствуют развитию воображения у детей.

Слайд 18

При неправильном подборе игровых программ, в т. ч. основанных на агрессивности или чистой развлекательности, возможно такое нежелательное психологическое явление, как вытеснение интересов. Это может проявляться в нежелании ребенка: общаться с друзьями, учиться, в "уходе" в виртуальный мир компьютера. Поэтому для работы с детьми начальных классов целесообразно использовать логические игры. «В ытеснение интересов»

Слайд 19

Для младших школьников лучше выбирать: логические игры, игры-симуляторы. Они, как правило, непродолжительны по времени, направлены на развитие мышления, внимания, памяти, скорости реакции у детей. Оптимальный уровень сложности игры можно определить, наблюдая за реакцией детей в ходе выполнения игровых действий. Если ребенок перевозбужден, то следует снизить уровень сложности или вообще сменить игру на другой тип. Если ребенок стал излишне нетерпелив – нужно повысить уровень сложности. Что выбрать? …

Слайд 20

www.logozavr.ru ; www.samouchka.com.ua ; www.detskieigri.ucoz.ru ; www.hunter-hamster.com ; www.klub-drug.ru . Интернет-сайты с обучающими и развивающими играми:

Слайд 21

Существование психологической зависимости от компьютерных игр и использования Интернета пока еще не доказано. Однако в западных странах существует официальный термин "патологическое использование компьютера". При правильном подборе компьютерных игр и методов их применения у младших школьников развиваются: внимание, сосредоточенность, быстрота действий, появляются интерес к компьютеру и психологическая готовность к работе с ним.

Слайд 22

Компьютерная аддикция

Слайд 23

Стадии компьютерной зависимости:

Слайд 24

Хорошее самочувствие, эйфория во время работы за компьютером. Невозможность остановиться. Увеличение количества времени, проводимого за компьютером. Пренебрежение семьей и друзьями. Ощущения пустоты, депрессии, раздражения вне времени, проводимого за компьютером. Ложь членам семьи о своей деятельности. Проблемы с работой или учебой. Синдром карпального канала (туннельное поражение нервных стволов руки, связанное с длительным перенапряжением мышц). Сухость в глазах. Головные боли по типу мигрени. Боли в спине. Нерегулярное питание, пропуск приемов пищи. Пренебрежение личной гигиеной. Расстройства сна, изменение режима сна. Психологические признаки Признаки компьютерной зависимости Физ ические признаки

Слайд 25

Среди основных факторов, влияющих на развитие у детей компьютерной зависимости: неправильное воспитание в семье, участие в играх родителей и знакомых, эмоциональная подавленность. наличие постоянной потребности в компьютерной игре и одновременно с этим невозможность полного удовлетворения этой потребности; Причины депрессивных отклонений

Слайд 26

3) переживание практической бесполезности увлечения компьютерными играми и вследствие этого собственной бесполезности наряду с невозможностью прекращения увлечения из-за психологической зависимости; Причины депрессивных отклонений 4) неадекватное отношение к себе.

Слайд 27

Внедрение компьютерных технологий создает предпосылки для увеличения интенсивности, производительности труда в образовательном процессе. Игры могут обеспечивать переход от механического усвоения детьми знаний к овладению умением приобретать их самостоятельно. В ходе компьютерных игр дети приобщаются к исследовательской работе, совершенно не замечая этого, у них развиваются умения: получать, анализировать и интерпретировать информацию; создавать гипотезы и делать выводы; корректировать свои дальнейшие действия. Подведём итоги …

Слайд 28

Сам по себе компьютер ни хорош, ни плох, он лишь инструмент, и весьма полезный, но его содержание, «начинка» таковы, какими его наполнили взрослые разработчики. Так что от нас с вами зависит, станет ли ребенок фанатом компьютерных игр или же найдет для себя приемлемое занятие, не разрушающее личность.

Слайд 29

Интернет источники: http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=473951 http://www.menobr.ru/materials/45/41815/



Предварительный просмотр:

                         Советы  психолога Веры Абраменковой.

Компьютер вытесняет традиционную игру, в том числе коллективную игру со сверстниками, столь необходимую для психического становления и личностного развития». Все же, если ребенок играет в развлекательные компьютерные игры, то автор рекомендует сделать следующее:

1. Ограничьте время игр: для 6-7 леток 10 минутами, для 8-10-леток – 15-20 минутами. Затем необходимо сделать перерыв, сменить род деятельности. Это необходимые санитарные нормы. Объясните ребенку, что все игры на компьютере основаны на быстроте и точности, а не на продолжительности. Помимо вреда для нервной системы подобное «упорство» может привести к ослаблению зрения.

2. Установите закон расстояния для игровых приставок не менее двух метров, для персональных компьютеров - 30-40 см, при обязательном применении защитного экранного фильтра для снижения воздействия высокочастотных колебаний. Комнатные растения, свежий воздух, ионизатор (типа отечественного «Супер-плюс») помогут ослабить вредное воздействие.

3. Установите временной закон: не играть перед сном, сразу после еды и, конечно при несделанных уроках. Установите код для включения компьютера и автоматический прерыватель сеанса игры.

4. Контролируйте содержание игр, исключайте сюжеты с насилием, жестокостью, элементами культовых ритуальных обрядов.

А главное – больше играйте с ребенком в игры вашего детства, простые и добрые, чтобы компьютерная игра была вытеснена полноценным и содержательным общением с вами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологические проблемы адаптации детей к школе

Проблема трудностей адаптации детей к условиям начальной школы в настоящее время имеет высокую актуальность. По оценкам исследователей, в зависимости от типа школы...

Психологические проблемы обеспечения качества образовательного процесса

В данной статье рассказывается, как можно изменить качество образования недирективными методами....

Психологические проблемы преемственности в обучении в начальной школе и школе второй ступени

Переход на вторую ступень обучения (начиная с пятого класса) был всегда сопряжен с падением успеваемости и появлением проблем в учебе у многих школьников. Лишь незначительная часть отличников и «...

Психологические проблемы ребенка-спортсмена

О важности психологической подготовки спортсмена сказано немало слов. Однако сама психология проникает в спорт с большим трудом. Реальная психологическая работа ведется на узком фронте и небольшими си...

Психологические проблемы семьи в современном мире

В данной статье рассматриваются психологические проблемы существования семей в современных условиях общественного развития....