Психологические проблемы обеспечения качества образовательного процесса
статья на тему

Сотникова Алла Пантелеевна

В данной статье рассказывается, как можно изменить качество образования недирективными методами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психологические проблемы обеспечения качества образовательного процесса

Сотникова А.П.

ГБОУ Школа № 283 г. Москвы

Существуют различные модели психологического сопровождения образовательного процесса. Одни модели предполагают, что педагог-психолог выполняет координационную работу по обеспечению качественного образовательного процесса. Другие модели наделяют педагога-психолога функциями наблюдателя и помощника в сложных ситуациях жизни организма учреждения. Общение с коллегами по образовательной организации показывает, что каждый педагог-психолог выбирает наиболее близкую для себя модель, и никто не может сказать, что именно тот или иной подход является наиболее эффективным. Данная психологическая проблема, по моему мнению, очень актуальна.

В своей работе педагог-психолог соприкасается с миром огромного количества людей. На мой взгляд, очень важно, чтобы у этих людей сформировалось отношение к психологу как к помощнику в любых жизненных ситуациях. При этом они должны осознавать, что психолог может поделиться своими знаниями, но ответственность за положительное разрешение, например, конфликта будет лежать на самом человеке. Вероятно, речь идет о формировании одного из элементов мировоззрения личности.

Каким образом педагог-психолог может положительно повлиять на качество образовательного процесса, используя недирективный подход?

В течение двух последних лет моей работы в качестве педагога-психолога и учителя математики для детей в начальной школе сложилась хорошая ситуация для формирования условий, в которых можно влиять на улучшение качества образовательного процесса, не прибегая к методам, которые могут вызвать сопротивление. На протяжении двух лет использую любые возможности продемонстрировать педагогам психологические методы и приемы, которые позволяют сделать развитие детей эффективным и личностно-ориентированным.

Два года назад на протяжении всего учебного года на базе школы проводилось обучение учителей на курсе «Освоение деятельностного подхода как основа профессиональной компетентности современного учителя начальной школы». За это время были проведены две недели стажировок по теме «Реализация деятельностного подхода на уроках в начальной школе». В обеих стажировках мне выпала возможность показать открытые уроки. Можно было продемонстрировать приемы опосредованного запоминания алгоритмов, поэтапную работу с формированием умения. В частности, удалось показать на материале математики движение от уровня наглядно-действенного мышления через наглядно-образное к словесно-логическому.

В прошлом учебном году также проводились открытые уроки в рамках всеобуча учителей начальных классов нашей образовательной организации. И вновь мне удалось показать открытый урок, в котором была отражена работа с детьми по становлению рефлексии, а именно, развитие умения отслеживать верность выполнения задания по определенным критериям. Так же было продемонстрировано, как можно связать работу с наглядными пособиями, имеющимися у каждого ребенка на столе, с материалом компьютерных программ ПервоЛого и Мат-решка.

В прошлом и этом учебном году у меня возникла возможность заниматься подготовкой к школе детей в детском саду, входящем в нашу образовательную организацию. В этом учреждении воспитываются дети с серьезными проблемами зрения. Важной задачей было подготовить малышей к обучению в массовой школе. Но не менее важной была задача – научить  воспитателей строить свою работу с детьми так, чтобы будущие первоклассники максимально быстро адаптировались к условиям учебы в школе. Воспитатели постоянно присутствовали на занятиях педагога-психолога. И я наблюдала, как постепенно меняется подход этих воспитателей к развивающим занятиям малышей. От категорического отрицания возможностей у данных детей контролировать свою работу и выполнять задания самостоятельно постепенно все воспитатели перешли к совершенно другому стилю проведения занятий. Мне удалось не раз наблюдать, как изменился стиль общения с детьми, как менялось отношение к возможностям будущих первоклассников. В этом учебном году ребята из этого детского сада пришли в первый класс школы, в которой я работаю. Мне очень приятно наблюдать, как хорошо адаптируются эти дети к школе, что они ничем не отличаются от своих сверстников, у которых зрение сохранено.

С начала этого учебного года с первоклассниками ведутся развивающие занятия с использованием смарт-доски. В игровой форме дети учатся приемам опосредованного запоминания, решению логических задач, совмещению анализируемых признаков. На занятиях всегда присутствует учитель данного класса. У него есть возможность научиться приемам, которые он может использовать в обучении детей конкретным предметам.

В этой статье мне хотелось показать, как можно решать проблемы повышения качества образования путем опосредованного обучения учителей методам и приемам развивающей работы с детьми. Показывая на собственной работе, как действуют технологии и демонстрируя результаты данной работы, можно, не вызывая сопротивления учителей и не занимая их свободное время, дать возможность учителям и воспитателям научиться новым технологиям, а так же взглянуть на свою работу по-новому.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание комфортной образовательной среды как основное педагогическое условие обеспечения высокого качества образовательного процесса. е

В данной статье говорится о способах достижения комфортной образовательной среды в начальной школе для повышения качества образовательно процесса....

Преодоление основных проблем и трудностей в работе начинающего педагога-хоровика с целью обеспечения качества образовательного процесса.

Хоровое пение - наиболее эффективная, доступная и действенная форма музыкального воспитания. Здесь в качестве музыкального инструмента выступает человеческий голос, пользоваться которым могут почти вс...

Обеспечение высокого качества образовательного процесса на основе эффективного использования системно – деятельностного подхода на уроке русского языка «Часть речи - имя существительное.

Главной целью современного образования становится развитие личности обучающегося. Должна быть создана воспитывающая среда, при погружении в которую и будет происходить личностный рост школьника. В мла...

Мастер - класс «Современные образовательные технологии как инструмент обеспечения качества учебного процесса и достижения образовательных результатов, соответствующих требованиям ФГОС второго поколения»

Тема мастер-класса: «Современные образовательные технологии как инструмент обеспечения качества учебного процесса и достижения образовательных результатов, соответствующих требованиям ФГОС второ...

«Обеспечение высокого качества образовательного процесса на основе эффективного использования проектно- исследовательской деятельности обучающихся» Обобщение опыта.

Метод проектов – это самостоятельная  деятельность учащихся,  направляемая учителем, в основе которой лежит решение творческой, исследовательской проблемы,  нацеленной на конкретн...

Игровая технология как инструмент обеспечения качества учебного процесса и достижения образовательных результатов, соответствующих ФГОС начального общего образования

В данной разработке представлены различные типы игр на уроках иностранного языка в начальной школе в зависимости от формируемого вида речевой деятельности....