кризис 6-7 летнего возраста
статья (1 класс) по теме

Фролова Татьяна Владимировна

особенности кризиса 6-7 лет, как проявляется; советы по преодолению

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krizis_6-7_let.odt16.36 КБ

Предварительный просмотр:

Кризис возраста 6-7 лет..

При благоприятном течении кризис — это возможность выйти на новый уровень развития; приобрести новые интеллектуальные6социальные и эмоциональные навыки; возможность преодолеть трудности и положить к себе в копилку способы их решения.

В возрасте 6-7 лет у ребенка происходит много изменений на физиологическом уровне, это возраст смены зубов и вытягивания тела; быстро развивается кора больших полушарий (лобный отдел). Это является основой для формирования произвольности — умения планировать свои действия и прогнозировать последствия.

Ребенок начинает лучше понимать игры, в которых есть определенные правила.

Возрастает общая подвижность нервных процессов (особенно возбуждения), поэтому 6-7 летние дети непоседливы, подвижны,эмоционально нестабильны. Их настроение может меняться от слез до заливистого смеха в течение 10 минут.

Для этого возраста характерны слишком острые реакции — в ответ на внешние события могут возникать страхи, агрессия, истерики.

Психологические симптомы кризиса 7 лет делятся на три группы: негативные, нейтральные, позитивные.

Негативные симптомы — непослушание, капризность, раздражительность, негативизм (отрицание правил и требований).

Иногда эти изменения нарастают постепенно, иногда внезапно (например, после возвращения с летнего отпуска спокойный ребенок становится неуправляемым). Ребенок начинает заявлять, что уже «взрослый» и будет со всеми смотреть телевизор; в ответ на просьбу будет делать вид, что ничего не слышал или говорить, что занят; и т. д.

Для ребенка это этап примерки новых ролей. Он пока не понимает до конца, что значит быть взрослым, нести ответственность. Для него взрослость — свобода поступать как хочется. Обговорите с ребенком его новые права и обязанности. Когда ребенок отвергает старые требования, необходимо четко обозначить границы его возможностей. В семье обязательно должны быть правила, детям они помогут адаптироваться. Установите четкий режим дня (это облегчит ребенку переход к школьной жизни).

Нейтральные симптомы — новые черты в поведении ребенка, направленные на подчеркивание его «взрослости». Например, когда девочка примеряет мамины туфли, а мальчик с серьезным видом рассуждает о политике.

Позитивные симптомы — приобретения, которые ребенок выносит из успешного разрешения кризиса: возросшая самостоятельность, интерес к школе, появление новых увлечений.

Значение любого кризиса — разрешение конфликта между готовностью что-то сделать и способностью к этому, приобретение новых навыков.

При разрешении кризиса 7 лет у детей

  1. формируется «внутренняя позиция школьника», он становится психологически готовым к обучению. Сначала ребенку нравятся внешние атрибуты (красивый портфель, пенал с ручками и т.д.). Потом ребенку становится интересным содержание учебной деятельности (желание получить ответы на разные вопросы). И к 8 годам формируется настоящее самосознание школьника (ориентация на учебу, получение знаний и хороших отметок, стремление к общению со школьными друзьями).

                Важная составляющая — понимание правил, требований и запретов,возможностей и обязанностей.

Эта сфера вызывает больше всего трудностей у ребенка. Ведь правила сначала надо увидеть. Это происходит, когда ребенок отрицает, противостоит или игнорирует требования, установленные родителями. Он проверяет, является ли это правилом, т.е. «ощупывает» ситуацию, ее границы и способы действий. Характер этого «ощупывания» зависит от темперамента ребенка: более спокойные дети будут интересоваться, почему надо делать именно так; а более возбудимые — активно саботировать и наблюдать за реакцией родителей.

  1. Развитие эмоциональной сферы. В этом возрасте у ребенка появляется способность озвучивать свои эмоции и эмоции окружающих. Он начинает ориентироваться в собственных переживаниях (раньше он просто разбрасывал свои игрушки, а теперь способен сказать «я злюсь, потому что хочу еще поиграть, а не учить буквы). Эта способность — шаг к развитию самосознания, ребенок учится связывать свои эмоции со смыслом ситуации. Если раньше он занимался тем, что предлагал взрослый, то теперь будет делать то, в чем достигает успеха, что приносит позитивные эмоции. Это возраст, когда могут сформироваться жизненные хобби, расположенность к профессии; а также комплексы, поэтому так важно не давать резкую негативную оценку.
  2. Приобретение новой социальной позиции. Весь дошкольный период дети слышат от родителей, что когда они пойдут в школу, тогда они станут взрослыми. И ребенок с нетерпением ждет момента вступления в ряды «больших». После чего нередко выражает презрение к своему прежнему образу жизни и тому, что с ним было связано (заявляет младшим, что больше с ними играть не будет).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности работы с детьми 5-6 летнего возраста в хоре музыкальной школы

Особенности работы с детьми 5-6 летнего возраста в хоре музыкальной школы...

Программа обучения английскому языку детей 6 летнего возраста

Программа обучения английскому языку детей 6 летнего возрастаучителя английского языка Побожей И.И., разработанная на основе авторской программы «Обучение английскому языку детей 6 лет в 1 классе» авт...

Возрастные особенности 7 летнего возраста

Переход ребенка от дошкольного к младшему школьному возрасту сопровождается развитием нормального возрастного кризиса развития — кризиса 7 лет. Развитие малыша происходит неравномерно и представ...

Программа подготовительного курса для детей 6 летнего возраста.

Целью  подготовительного  курса  является  развитие детей  старшего  дошкольного  возраста,  позволяющее  им  в  дальнейшем  успешно...

Интеллектуально - познавательная игра для детей 9-11 летнего возраста "Мы и наши права"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"4533312","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"336","width":"448"}}]] Цель: Обобщить знания детей о Конвенции о правах ребенка....

Воспитание культуры поведения детей 9-10 летнего возраста в социально-культурном событии.

Актуальность исследования связана с увеличением пространства свободы современного человека.Разрушаются традиции,стереотипы,меняются нормы поведения.Культура поведения современного человека становится ...