Подготовка ребёнка к школе
материал по теме

Васильева Ирина Олеговна

Материал для родителей будущих первоклассников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podgotovka_rebyonka_k_shkole_beseda.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовка ребёнка к школе

Материал для родителей

    Ваш ребёнок идёт в школу. Это очень ответственная пора в жизни каждой семьи. Первокласснику нужно много знать и уметь, чтобы выполнить все требования, предъявляемые программой, поэтому у детей 5-6 лет необходимо развивать логическое мышление, произвольное восприятие, память, внимание, формировать интерес к знаниям.

Учимся слышать слова и звуки

    Ребёнок в возрасте четырёх-шести лет обладает прекрасной способностью впитывать информацию, которую он получает из рассказов взрослых, во время игр со сверстниками, более старшими детьми, когда смотрит телевизор и слушает радио. У него возникает потребность что-то создавать, читать стихи, петь полюбившиеся песни и пр.

    Малышу в этом возрасте нетрудно выучить то, что его интересует. Из сказок он «читает» наиболее понравившуюся, сопоставляя запомнившуюся сказку с иллюстрациями в книжке, аккуратно следуя за буквами, хотя прочесть их пока не может. Как раз в этот период ребёнок спрашивает у вас название той или иной буквы, берёт в руки карандаш и начинает писать. «Мама, я пишу!» − восторженно произносит он и водит пальцем по написанному, стараясь прочесть.

    Помогите малышу войти в мир слов и звуков. Помните, что знакомство со звуками очень важно и имеет прямое отношение к чтению. Объясните ребёнку, что слова состоят из отдельных звуков. И слово дым отличается от слова дом тем, что в середине его находится звук [ы], а не звук [о]; научите выделять в словах звуки, из которых те состоят, находить слова, которые начинаются с одного и того же звука. Вслушайтесь вместе с малышом в звучание слов мышка, мишка, книжка, малышка, мартышка. Покажите, что эти слова очень похожи по звучанию. Откройте также для слуха ребёнка слова, разные по звучанию: мяч, карандаш, машина. Развивайте его слух в совместных играх, упражнениях, пусть ребёнок открывает для себя пока ещё непонятный, но интересный мир слова, задумается над его значением.

Словесные игры и упражнения

    Подскажи словечко. Взрослый читает стихи, в которых умышленно не договаривается одно слово. Задание будет более занимательным для ребёнка, если читает рифмовки не взрослый, а весёлый Петрушка или любимая игрушка (мишка-топтыжка, зайчик-попрыгайчик, кукла Машенька). Игрушка «читает» стихи, в которых недостаёт последних слов, а дети подсказывают нужное ему слово.

     Где обедал воробей?

     В зоопарке у … (зверей).

     Поскорее наливай

     Мне в стакан горячий … (чай).

     

     У меня пропал носок,

     Утащил его … (щенок).

     Михаил играл в футбол

     И забил в ворота … (гол).

     У себя в саду Андрейка

     Поливал цветы из … (лейки).

     Жук упал, и встать не может,

     Ждёт он, кто ему … (поможет).

     Водичка, водичка.

     Умой моё … (личико).

     Мы по узенькой дощечке

     Побежим купаться в … (речке).

     Назови разными словами. Ребёнку показывают игрушечного медведя и спрашивают: Какими словами можно назвать медведя, чтобы все догадались, что он маленький? (Мишка, мишутка, мишенька.) Взрослый поощряет ребёнка словами: Молодец! Вот какими словами ты сказал о мишке!

     Звук заблудился. Взрослый читает весёлые стихи, намеренно ошибаясь в словах. Ребёнок должен назвать слово правильно. В дальнейшем задание можно усложнить. Вы называете пару слов, например будка булка, а ребёнок говорит, какими звуками они отличаются. Так постепенно происходит знакомство с понятием звук.

     Жучка будку (булку) не доела:

     Неохота, надоело.

     Тает снег. Течёт ручей.

     На ветвях полно врачей (грачей).

     Мы собирали васильки,

     на головах у нас щенки (венки).

     На островок налетел ураган,

     На пальме остался последний баран (банан).

     На поляне весной

     Вырос зуб (дуб) молодой.

     Ехал дядя без жилета (билета),

     Заплатил он штраф за это.

     Игра в слова. Чтобы привлечь внимание ребёнка к звуковой стороне слова, прочтите стихотворение А.Барто «Игра в слова», в котором обыгрывается звучание слов.

     Скажи погромче:

          Слово «гром» −

          Грохочет слово,

          Словно гром.

     Скажи потише:

          «Шесть мышат» −

          И сразу мыши зашуршат.

     Скажи:

          «Кукушка на суку» −

          Тебе послышится

          «Ку-ку».

          А скажешь слово

          «Листопад» −

          И листья падают, летят.

     

     Длинные и короткие слова. Учим детей превращать короткие слова в длинные: кот – кошка, котёнок, котик; лис – лиса, лисица, лисёнок. Прохлопайте вместе с малышом длительность звучания слов. (Сколько слогов, столько ударов.)

     Заведём мотор. Заводим мотор в грузовом автомобиле, произнося: Р-Р-Р-Р; в легковом – Рь-Рь-Рь-Рь.

     Назови братца (игра с мячом). Бросайте мяч ребёнку и называйте твёрдый звук (например, [д], [т]), а ребёнок ловит мяч и называет мягкую пару – «маленького братца» этого звука − [д'], [т'] и бросает мяч назад. Затем задание меняется: ребёнок называет «старшего братца» (твёрдый звук), а вы – мягкий звук.

     В такие игры можно играть до тех пор, пока дети не научатся быстро называть звуки твёрдые и мягкие.

Первый этап обучения ребёнка чтению

     Ребёнку исполнилось шесть лет. Это последний год перед поступлением его в школу. Всё больше определяется характер, ярче проявляется интерес к происходящим событиям, вырабатывается привычка к труду. Как помочь ребёнку справиться с требованиями, предъявляемыми школой? Вы, родители, должны соблюдать довольно простые, но очень нужные правила.

     Нельзя заставлять ребёнка заниматься насильно. Лучше отложить занятия на время, подождать, пока у него возникнет интерес, постараться вызвать его. Этому могут способствовать занимательные словесные игры, задания и упражнения.

     Ребёнка надо учить с охотой и желанием, умело используя при этом любую ситуацию. Что бы вы ни делали, не забывайте беседовать с ним, старайтесь, чтобы привычное общение стало целенаправленнее и глубже, чем обычно. Вслушайтесь вместе в звуки природы, в слова – названия окружающих предметов, составляйте предложения о цветах, деревьях и прочем, сочиняйте занимательные истории, из камешков выкладывайте знакомые буквы, складывайте слова. Эти занятия могут быть короткими, иногда две-три минуты. Берите примеры бытовые, знакомые и понятные малышу, тогда заниматься ему будет всегда интересно и нетрудно.

     Обращайте своё внимание на общее развитие ребёнка, расширяйте его кругозор, стремитесь к тому, чтобы сделать активной его мысль. Любознательность, пытливость, желание узнать – это те самые первые, школьные черты характера, которые следует развивать и воспитывать в ребёнке.

     Развивайте в ребёнке умение трудиться. Именно любовь и привычка к труду определяют школьную судьбу каждого ученика. Если эти качества вы воспитаете в детях, то и трудовой ритм школьной жизни не будет для них слишком неожиданным. Они легко войдут в него.

     Никогда не сердитесь и не упрекайте ребёнка за неправильно выполненное задание, а тем более не наказывайте. Попытайтесь понять, в чём причина его неудач, и помогите преодолеть их.

Словесные игры и упражнения

     Предлагаемые игры и упражнения включают в себя обширный речевой материал: небольшие по объёму тексты, речовки насыщены нужными звуками звукосочетаниями, которые дают возможность провести игру с конкретным заданием: повтори, запомни, назови нужные звуки и слова. Помните: это первый этап обучения ребёнка чтению.

     Скажи, как я. Вы бросаете мяч ребёнку, называя слова  с интонационным выделением любого из согласных звуков (рука, самолёт, труба, дым и т.п.). Ребёнок, бросая мяч назад, должен повторить слово так, как вы его произнесли.

     Магазин. Пусть ребёнок представит, что он пошёл в магазин за покупками. Купить он должен только те продукты, в названиях которых есть звук [с]. Спросите, что он купит (ребёнок называет продукты): масло, сметана, колбаса, сыр, сало, сок, капуста, свёкла, соль …. После того как запас слов-названий продуктов со звуком [с] будет исчерпан, задание меняется: ребёнок покупает продукты, в названиях которых есть звук [с']: овсянка, пепси-кола, сельдерей, апельсин, гусь…. Подчеркните, что в слове сосиски есть звуки [с] и [с'].

     Подумай и не торопись. С помощью заданий на сообразительность вы сможете проверить, как дети научились слышать и выделять определённые звуки в словах.

     1. Подбери слово, которое начинается на последний звук слова стол: ласточка, лампа …. Вспомни птицу, название которой начинается на последний звук слова лес: соловей, скворец, синица …. Вспомни название дерева, в котором встречается последний звук слова сын: клён, рябина, яблоня, вишня, черешня, сосна ….

     2. Подберите слово, чтобы первый звук был [к], а последний − [ш]: карандаш, камыш ….

     3. Какое получится слово, если к но прибавить один звук? Нож, нос, ноль, ночь.

     4. Составь такое предложение, в котором все слова начинались бы со звука [м]: Мама моет Машу мочалкой.

     5. Придумай собачке кличку, чтобы второй звук был [у], а последний – [к]: Шустрик, Тузик, Кузнечик ….

     6. Найди в комнате предметы, в названии которых второй звук [у]: бумага, дудочка, будильник, луковица ….

     Цепочка слов. В ходе этой игры ребёнок называет цепочку слов, в которой каждое последующее слово начинается с последнего звука предыдущего. Например: жук – куст – трамвай; якорь – репка – апельсин ….

     Эту игру предлагайте тогда, когда ребёнок научится определять первый и последний звук в слове, быстро называть слова с заданным звуком.

     Угадай-ка. В этой игре закрепляются представления ребёнка о звуковой структуре слова.

     Разложите на столе открытки или картинки с нарисованными на них предметами (мак, дом, кукла, мяч, шар, чайник, утюг …), рядом разложите модели трёх-, четырёх-, пяти - и шестизвуковых слов.

     Пусть ребёнок соотнесёт модель слова с картинкой.

     Все предлагаемые задания несложные, но чрезвычайно нужные будущему школьнику для подготовки его к обучению грамоте. И если под вашим руководством ребёнок научится самостоятельно анализировать звуковой состав коротких, несложных слов, т.е. слышать, выделять и уметь называть в них все звуки, вы добились многого: привлекли внимание ребёнка к языку, научили его вслушиваться в речь, в звучание слов; дали ему навыки выделения в слове звуков и соединения звуков в слово, вы подготовили ребёнка к знакомству с азбукой, заложили основу его будущей грамотности.

     

   

     

   

     

     

     

     

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль семьи в подготовке ребёнка к школе

Советы родителям, как нужно правильно подготовить ребёнка к школе...

Доклад "Подготовка ребёнка к школе".

Материалы для родителей....

Подготовка ребёнка к школе

Подготовка ребёнка к школе...

Презентация к первому занятию: "Подготовка ребёнка к школе"

На первом занятии дети-шестилетки знакомятся с правилами поведения на уроке, считают предметы, повторяют геометрический материал, рассказывают сказку "Курочка Ряба"....

«Дошкольник как форма подготовки ребёнка к школе, за и против».

Сейчас никто не сомневается в том, что успешность обучения ребенка во многом зависит от того, насколько хорошо он к ней подготовлен. Но дошкольную подготовку нельзя сводить только к обучению чтению, п...

Читаем умные книги на тему: "Подготовка ребёнка к школе."

В статье дан отзыв о книге Киркос Р.Ю. "Православное воспитание детей дошкольного возраста", в которой даны параметры готовности ребёнка к школе....

Подготовка ребёнка к школе: некоторые советы родителям.

Ваш ребенок идет в школу. Это очень ответственная пора в жизни каждой семьи. Первокласснику нужно многое знать и уметь, чтобы выполнить все требования, предъявляемые программой, поэтому у детей пяти –...