Консультации для родительских собраний
консультация по теме

Агафонова Надежда Николаевна

Подборка статей и рекомендаций для проведения родительских собраний.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Добрые советы

для родителей


Лучшие советы родителям

  1. В гостях одни дети ведут себя лучше, чем дома, а другие – гораздо хуже. Не увеличивайте обычную дозу замечаний, даже рискуя выглядеть плохим воспитателем.

  1. Когда вы говорите с детьми, вы всегда уверены в том, что все наши суждения – истина. Но иногда и вы ошибаетесь. Не бойтесь детских сомнений в вашей правоте!

  1. Обычно советуют: если вы в чем-то отказали ребенку, будьте последовательны – не уступайте ему. Но этот совет не всегда хорош. Бесконечно уступая, вы можете избаловать ребенка, но никогда не уступая, вы выглядите жестокосердным в его глазах.

  1. Иногда дети о чем-то спрашивают родителей из другой комнаты. Не отвечайте. Если ребенок придет и спросит: «Ты что, не слышишь?», скажите: «Когда со мной говорят из другой комнаты – не слышу».

  1. Вспомните, давно ли вы слышали детский смех в вашем доме. Чем чаще смеются дети, тем лучше воспитание.

  1. Некоторые родители избегают ласковых слов и прикосновений, считают, что заласканному ребенку будет в жизни трудно. Не бойтесь. Ласка смягчает душу ребенка, снимает напряжение.

  1. Ни в чем не подозревайте ребенка, даже если вам кажется, что он украл, что он курит, что он совершил что-то дурное. Лучше подавите подозрение. Даже невысказанное, оно унижает его.

  1. Никогда не упрекайте ребенка ни возрастом: «Ты уже большой!», ни полом: «А еще мальчик!», ни куском хлеба: «Мы тебя поим, кормим…»

  1. Бывает так: папа уходит утром, мальчик еще спит, приходит вечером – мальчик уже спит. А в воскресенье папа – на рыбалку. Но хотя бы после рыбалки спросите у сына: «Как дела?»

  1. Старайтесь никого не критиковать при детях. Сегодня вы скажете дурное о соседе Николае Петровиче, а завтра дети будут плохо говорить о вас.

  1. В спорах с сыном или дочерью хоть иногда уступайте, чтобы им не казалось, что они вечно не правы. Этим вы и детей научите уступать, признавать ошибки и поражения.

  1. Мы привыкли, что дети о чем-то просят родителей. А сами вы умеете просить детей, или только приказываете? Постарайтесь овладеть культурой просьбы.

  1. Когда ребенок совершает что-нибудь дурное, его обычно мучает совесть, но вы наказываете его, и совесть замолкает, а это опасно.

  1. Провожайте ребенка до дверей; советуйте ему быть осторожным на улице. Встречайте ребенка у дверей, когда он возвращается из школы или с прогулки. Пусть видит, что его возвращению рады.

  1. Внушайте ребенку давно известную формулу психологического здоровья: «Ты хорош, но не лучше других».

Десять советов отцам и матерям

  1. Принимайте ребенка таким, каков он есть.

  1. Никогда не приказывайте из прихоти. Не надо бесцельных приказаний. Не вмешиваться в жизнь ребенка столь же опасно, как и вмешиваться постоянно.

  1. Никогда не принимайте решения в одиночку. Золотое правило семейной жизни – диархия. Когда отец и мать противоречат друг другу – для ребенка это занимательное зрелище.

  1. Сохраняйте доверие к тому, кто будет вам противоречить.

  1. По части подарков – никаких излишеств. Мы разучились отказывать детям. Отказ приносит больше пользы, ибо учит отличить необходимое от излишества.

  1. Во всём действуйте собственным примером. Добиваться от ребенка можно только того, что делаешь сам.

  1. Говорите обо всем без боязни. Речь – золото, а молчание – свинец.

  1. Объединяйтесь со своими близкими. Семья – это частная республика. Всё должно делаться сообща: мытьё посуды, покупки, уборка, выбор развлечений, маршруты поездок.

  1. Держите дверь открытой. Рано или поздно вы не удержите детей, подростков, молодежь в доме. Никогда не рано учиться свободе.

  1. Устранитесь в положенное время! Эта заповедь неизменно навевает грусть. Рано или поздно родители останутся в одиночестве. Ничего не поделаешь, любая родительская карьера предполагает эту жертву.

(Из книги французского писателя

 Эрве Базена «Во что я верю»)

Десять заповедей родительской любви

  1. Любите, всегда помня о том, что ребёнок – это данная вам свыше драгоценная чаша для разведения и хранения в ней творческого огня.

  1. Любите, помогая своему ребёнку быть самим собой. Ребёнок – это не повторение вас, он уникален. Помогите его уникальности проявиться.

  1. Любите, давая ему всё то, что в силах дать ему. Ребёнок – это отражение ваших вложений, это ваше будущее. Творите своё будущее.

  1. Любите, ничего не прося взамен за всё то, что делаете для него. Когда–нибудь он, став взрослым, отдаст всё, что вы ему дали, своим детям, вашим внукам.

  1. Любите, уважая его и его проблемы. Чтобы понять ребёнка – встаньте рядом с ним, станьте равными ему, и вы увидите мир его глазами.

  1. Любите, относясь к чужому ребёнку как к своему. Делайте для него только то, что хотели бы сделать и для своего. Все дети, которых мы любим – свои.

  1. Любите, помня о том, что самая важная встреча для человека – это его встреча со своим ребёнком. Ребёнок – это встреча с неизвестным, это загадка.

  1. Любите, принимая ребёнка любым: удачливым и неудачливым, красивым и некрасивым, ибо всё в мире относительно. Только истинная любовь – абсолютна.

  1. Любите, доверяя ребёнку и сохраняя его изначально полное к вам доверие. Сохраните его открытым миру, уберегите его от своих собственных страхов.

  1. Любите, общаясь с ним, радуйтесь, ценя каждое мгновение. Потому что ребёнок – это праздник, который пока с тобой.

Фразы, которые не стоит говорить детям

1. Вы говорите: "Это слишком дорого".

    Они слышат: "Счастье без денег невозможно".

    Лучше сказать: "В магазине продается немало интересных вещей, но у нас их и
   так много, так что мы не станем покупать новые".

2. Вы говорите: "Поделись своими игрушками".

    Они слышат: "Отдай свою игрушку".

    Лучше сказать: "Катя хотела бы немного поиграть с твоей машинкой. Она тебе
    её вернет".

3. Вы говорите: "Думай, что говоришь!"

    Они слышат: "Не желаю тебя слушать!"

Лучше сказать: "Я рада, что ты пришел со мной поговорить, но у меня к тебе одна просьба. Я считаю это слово грубым, так что, пожалуйста, не употребляй его".

4. Вы говорите: "Не волнуйся, все будет в порядке".

Они слышат: "Нечего расстраиваться по пустякам!"

Лучше сказать: "Я понимаю, что тебе было нелегко. Расскажи мне, как это случилось".

5. Вы говорите: "Почему ты это сделал? (не пришел домой вовремя, обидел сестренку"

    Они слышат: "Ты опять поступил неправильно".

    Лучше сказать: "Думаю, ты задержался потому, что тебе было весело и не хотелось идти домой. Но это все равно неправильно".

Советы родителям на каждый день

  1. Говорите сыну или дочери: «Людям должно быть с тобой легко», - не бойтесь повторять это.

  1. Когда вы браните ребенка, не употребляйте выражений; «Ты всегда», «Ты вообще», «Вечно ты». Ваш ребенок вообще и всегда хорош, он лишь сегодня что-то сделал не так, об этом и скажите ему.

  1. Не расставайтесь с ребенком в ссоре, сначала помиритесь, а потом идите по своим делам.

  1. Старайтесь, чтобы ребенок был привязан к дому, возвращаясь домой, не забывайте сказать: «А все-таки, как хорошо у нас дома».

  1. Внушайте ребенку давно известную формулу психического здоровья: «Ты хорош, но не лучше других».

  1. Наши разговоры с детьми нередко бедны, поэтому каждый день читайте вслух (даже с подростками) хорошую книгу, это сильно обогатит ваше духовное общение.

  1. В спорах с сыном или дочерью хоть иногда уступайте, чтобы им не казалось, будто они вечно не правы. Этим вы и детей научите уступать, признавать ошибки и поражения.

 

Условия успешного семейного воспитания

Поддерживающие приемы:

  • Ты у нас самый умный, добрый, красивый...
  • У меня нет никого ближе, чем ты...
  • Посоветуй мне, ты ведь так хорошо разбираешься...
  • Я бы никогда не сумел сделать это так хорошо, как ты...
  • Я тебе так благодарна...
  • Я абсолютно уверена, что ты сумеешь своего добиться...
  • У тебя это так хорошо получается...
  • Без твоих рук наш дом...
  • Мы вместе с тобой обязательно сумеем...

Разрушительные выражения:

  • На тебя ни в чем нельзя положиться.
  • Я тысячу раз говорил тебе, что...
  • О чем ты только думаешь, когда другие...
  • Неужели тебе непонятно, что...
  • Сколько раз тебе надо повторять...
  • Разве тебе трудно запомнить, сделать, выполнить...
  • Ты стал такой же упрямый, плохой, как...
  • Ты никогда не сумеешь добиться...
  • Все люди... (такие-то, умеют), а ты...

 

Принципы и заповеди разумного воспитания

  1. Никогда не занимайся воспитанием в плохом настроении.

    2.   Ясно определите, что вы хотите от ребенка, и объясните это ему, а так же
         узнайте, что он думает по этому поводу.

    3. Предоставьте самостоятельность; воспитывайте, но не контролируйте
       каждый шаг. Не подменяйте воспитание опекой.

    4. Лучше всего не подсказывайте готового решения, а показывайте пути к нему
       и время от времени разбирайте с ребенком его неправильные и ложные пути
       к цели.

    5. Не пропустите момент, когда достигнут первый успех.

    6. Своевременно сделать замечание, оценить поступок сразу и сделать паузу –
       дать осознать услышанное.

    7. Главное – оценить поступок, а не личность.

    8. Прикоснитесь к ребенку и тем самым дайте почувствовать, что сочувствуете
       его ошибке, верите в него, несмотря на оплошность.

    9. Воспитание должно быть поэтапным.

    10.Воспитатель должен быть строгим, но добрым.

Законы родительской истины

  1. Дорожите любовью своего ребёнка. Помните, от любви до ненависти один шаг. Не делайте необдуманных шагов.

  1. Не унижайте своего ребенка. Унижая его самого, вы формируете у него умение и навык унижения, который он сможет использовать по отношению к другим людям.  Не исключено, что ими будете вы.

  1. Не угрожайте своему ребёнку. Угрозы взрослого порождают ложь ребёнка, приводят к боязни и ненависти.

  1. Не налагайте запретов. В природе ребёнка - дух бунтарства. То, что категорически запрещено  - очень хочется попробовать.

  1. Не опекайте своего ребёнка там, где можно обойтись без опёки. Дайте возможность маленькому человеку стать большим.

  1. Не идите на поводу своего ребёнка, умейте соблюдать меру своей любви и меру своей родительской ответственности.

  1. Развивайте в себе чувство юмора. Учите ребёнка смеяться над собой. Это лучше, чем если над ним будут смеяться другие.

  1. Не читайте своему ребёнку бесконечные нотации, он их просто не слышит.

  1. Будьте всегда последовательны в своих требованиях. Хорошо ориентируйтесь в своих «да» и «нет».

  1. Не лишайте своего ребёнка права быть ребёнком. Дайте ему возможность побыть озорником и непоседой, бунтарём и шалуном. Период детства скоротечен, а так много нужно успеть попробовать, пока не станешь взрослым.

  1. Давайте своему ребёнку быть им во время детства, иначе период детства будет продолжаться и в его взрослой жизни. Это может обернуться серьёзными последствиями и для вашего ребёнка, и для вас, родители.

  1. Помните, что самое большое родительское счастье - видеть состоявшихся, умных, благородных детей!

12 правил общения с ребенком

Правило №1

Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит о помощи. Своим невмешательством вы будете сообщать ему: «С тобой все в порядке! Ты, конечно справишься!»

Правило №2

Если ребенку действительно нелегко, и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему.

При этом: - возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте делать ему самому!

- по мере освоения ребенком новых действий постепенно передавайте их ему.

Правило №3

Постепенно и неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела вашего ребенка и передавайте их ему!

Правило №4

Позволяйте вашему ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия). Только тогда он будет взрослеть и становиться «сознательным»!

Правило №5

Если у ребенка эмоциональная проблема, будет правильно его «активно» выслушать!

Правило №6

Если поведение ребенка вызывает у вас «отрицательные» чувства и переживания просто сообщите ему об этом в форме «Я - высказывания»!

Правило №7

Максимально удаляйте из своего общения с ребенком «12 помех» - привычных или автоматических реакций: приказы, команды; предупреждений, угрозы; мораль, нравоучения и др.!

Правило №8

Соизмеряйте собственные ожидания с возможностями ребенка. Не требуйте от него невозможного или трудно выполнимого. Вместо этого посмотрите, что вы можете изменить в окружающей обстановке!

Правило №9

Не присваивайте себе эмоциональных проблем ребенка!

Правило №10

Правила (ограничения, требования) обязательно должны быть в жизни каждого ребенка, но:

- их не должно быть слишком много и было бы очень хорошо, что бы они были гибкими;

- родительские требования не должны вступать в явное противоречие важнейшими потребностями ребенка;

- правила (ограничения, требования, запреты) должны быть согласованы взрослыми между собой;

 - тон, в котором сообщается требование или запрет, должен быть скорее дружественно-разъяснительным, чем повелительным!

Правило 11

Правила и последствия должны формулироваться одновременно!

Правило 12

Следует применять санкции, а не наказание!

Самое главное правило такое :

БЕЗУСЛОВНО ЛЮБИТЕ И ПРИНИМАЙТЕ РЕБЕНКА!

13 ВРЕДНЫХ советов для родителей первоклассников

  1. Выбросите все игрушки, пусть ничего не отвлекает ребенка от учебы.

  1. Ни в коем случае не оставляйте ребенку свободное время. Загрузите его до отказа, запишите на несколько секций прямо с сентября.

  1. Безусловно, железная дисциплина превыше всего! Неважно, что ребенок утратит прежние интересы, желания, вкус к жизни вообще.

  1. Ни в коем случае не хвалите ребенка. Ведь самооценка – это такая ерунда, главное, чтобы не загордился!

  1. Помните, переписывание – лучший способ полюбить письмо, пусть даже со слезами на глазах.

  1. И уж конечно, почаще ставьте в пример своему ребенку других, более успешных детей. Ведь зависть гораздо важнее уверенности в себе!

  1. Лучший способ помощи ребенку – все сделать за него. Быстро и без проблем!

  1. Любой ценой заставьте ребенка утром плотно позавтракать. Неважно, что нет аппетита, что день начинается со слез и конфликтов.

  1. Портфель всегда собирайте сами, чтобы ничего не забыть. Так надежнее. И на ближайшие годы это станет вашим любимым занятием по утрам или вечерам.

  1. Одевайте ребенка тоже сами – сэкономите время сборов в школу. Ведь самостоятельность вашему ребенку в будущем только помешает!

  1. Ни в коем случае не нужно ребенку отдыхать после школы. Уроки лучше делать сразу, пока все свежо в памяти.

  1. Лучший способ отдохнуть от уроков – это компьютер и телевизор. Ребенку интересно и вас не беспокоит. А совместные игры, прогулки – пустая трата времени для вас обоих.

  1. И уж, конечно, пора бросать бесполезную привычку читать ребенку сказки перед сном. Он уже сам умеет читать.

P.S. Если Вы чувствуете, что эти советы не для Вас, значит Вы – понимающий и заботливый родитель.

Если…

  Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.
  Если ребенок живет во вражде, она учится агрессивности.
  Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым.
  Если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины.
  Если ребенок растет в терпимости, он учится принимать других.
  Если ребенка подбадривают, он учится верить в себя.
  Если ребенка хвалят, он учится быть благодарным.
  Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым.
  Если ребенок живет в безопасности, он учится верить в людей.
  Если ребенка поддерживают, он учиться ценить себя.
  Если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в  
 этом мире.

Взрослый, помни!

Попробуйте не наступить, а уступить.

Не захватить, а отдать.

Не кулак показать, а протянуть ладони.

Не спрятать, а поделиться.

Не кричать, а выслушать.

Не разорвать, а склеить.

Попробуй – и ты увидишь, как интересно будет получаться.

И какое удивительное чувство прильётся в сердце и согреет его.

Старайся ради себя не причинить вреда другому человеку.

Законы  Мерфи  для родителей

  1. Родительские обязанности – это круглосуточная работа без жалованья, без прибавок к зарплате, без повышений в должности и с минимумом отпусков.
  2. Основные профессиональные болезни родителей – чувство вины и ощущение ответственности за все грехи своих детей.

  1. Родители не получают компенсаций за вредность или других дополнительных льгот за особые условия труда.

  1. Родители никогда не вправе уволиться – даже, когда дети сильно просят их об этом.

  1. Любите их, что бы ни случилось.

  1. К тому времени, когда вы, наконец-то кое-что узнаете насчет воспитания детей, вы уже дедушка или бабушка.

  1. Вы не узнаете, каковы пределы вашего долготерпения, пока не обзаведетесь детьми.

  1. В тот самый день, когда вы забудете поворчать на своего ребёнка за то, что он ведёт себя нежелательным образом, его дурное поведение исчезнет.

  1. Дети тщательно лепят себя по образу и подобию своих родителей. Они копируют каждую их ошибку, слабость и неудачу.

  1. Если вы хотите получить доказательство своих ошибок в качестве родителя, прислушайтесь к собственным детям, играющим в куклы.

  1. Чем громче вы кричите, тем меньше они вас слышат. Чем меньше они вас слышат, тем громче вам приходится кричать.

  1. Вы не можете дождаться, когда они уедут в школьный лагерь. В тот самый момент, когда они исчезают из поля зрения, вам начинает их недоставать, и вы уже скучаете  о них.

Памятка для родителей

 по правилам дорожного движения

  1. Необходимо учить детей не только соблюдать Правила движения, но и с самого раннего возраста учить их наблюдать и ориентироваться. Нужно учитывать, что основной способ формирования навыков поведения - наблюдение, подражание взрослым, прежде всего родителям. Многие родители, не понимая этого, личным примером обучают детей неправильному поведению на дороге.

  1. Находясь с ребенком на проезжей части, не спешите, переходите дорогу размеренным шагом. Иначе вы научите спешить там, где надо наблюдать и соблюдать правила безопасности.

  1. Не посылайте ребенка переходить или перебегать дорогу впереди вас - этим вы обучаете его переходить через дорогу, не глядя по сторонам. Маленького ребенка надо крепко держать за руку, быть готовым удержать при попытке вырваться - это типичная причина несчастных случаев.

  1. Учите ребенка смотреть. У ребенка  должен быть выработан твердый навык: прежде, чем сделать первый шаг с тротуара, он поворачивает голову и осматривает дорогу во всех направлениях. Это должно быть доведено до автоматизма.

  1. Учите ребенка замечать машину. Иногда ребенок не замечает машину или мотоцикл, находящиеся вдалеке. Научите его всматриваться вдаль.

  1. Учите ребенка оценивать скорость и направление будущего движения машины. Научите ребенка определять, какая машина едет прямо, а какая готовится к повороту.

  1. Твердо усвойте сами и научите ребенка, что входить в любой вид транспорта и выходить из него можно только тогда, когда он стоит. Объясните ребенку, почему нельзя прыгать на ходу.  

  1. Составьте для ребенка "Маршрутный лист" от дома до школы. Помните, необходимо выбрать не самый коротки ,  а самый безопасный путь. Несколько раз пройдите этот маршрут вместе с сыном или дочерью, убедитесь, что ребенок твердо усвоил этот путь.

Советы родителям

  1. Радуйтесь вашему ребёнку.
  2. Внимательно слушайте вашего ребёнка, когда он разговаривает с вами.
  3. Ваши объяснения должны быть простыми и понятными.
  4. Будьте терпеливы.
  5. Говорите медленно.
  6. Поощряйте в ребёнке стремление задавать вопросы.
  7. Чаще хвалите вашего ребёнка.
  8. Поощряйте игры с другими детьми.
  9. Старайтесь проявлять интерес к тому, что нравится делать ребёнку.
  10. В семьях, где родители и дети дружат, чем-то занимаются вместе, проблемы поколений возникают гораздо реже.
  11. Не перебивайте ребёнка.
  12. Не принуждайте делать то, к чему он не готов.
  13. Не критикуйте вашего ребёнка в присутствии других людей.
  14. Не сравнивайте ребёнка с другими детьми.
  15. Не перестарайтесь, доставляя ребёнку слишком много стимулов и впечатлений.
  16. Обращайтесь с ребёнком так, как подсказывает родительское сердце.

Хотите, чтобы ваш ребенок

ходил в школу с удовольствием?

  1. Не говорите о школе плохо, не критикуйте учителей в присутствии детей.

  1. Не спешите обвинять учителя в отсутствии индивидуального подхода, задумайтесь над линией собственного поведения.

  1. Вспомните сколько раз вы сидели с ребенком и наблюдали за его работой над уроками. Были ли случаи, когда вы заметили у ребенка неправильные приемы работы и показали ему правильные?

  1. В случае конфликтной ситуации в школе постарайтесь устранить её, не обсуждая все подробности с ребенком.

  1. Следите, чтобы ваш ребенок вовремя ложился спать. Не выспавшийся ребенок на уроке - грустное зрелище.

  1. Пусть ребенок видит, что вы интересуетесь его заданиями, книгами, которые он приносит из школы.

  1. Читайте сами, пусть ребенок видит, что свободное время вы проводите за книгами, а не только у телевизора.

  1. Учите ребенка выражать мысли письменно: обменивайтесь с ним записками, пишите вместе письма. Если ребенок рассказывает вам о событии, которое произвело на него впечатление, то предложите ему записать этот рассказ, а вечером прочитайте всем членам семьи.

  1. Принимайте участие в жизни класса и школы. Ребенку приятно, если его школа станет частью вашей жизни.

  1. В школе ваш ребенок может столкнуться с критическим отношением к себе. Помогите ему не утратить веры в себя.

55 способов сказать ребенку «Я тебя люблю»

Чтобы ребенок ощутил вашу поддержку и заботу, любовь и внимание, чтобы он почувствовал себя близким и нужным, обязательно говорите ему слова любви и восхищения. Это поможет вашему малышу учиться с радостью и увеличит его желание ходить в школу.

1. Молодец!

2. Хорошо!

3. Удивительно!

4. Гораздо лучше, чем я ожидал.

5. Лучше, чем все, кого я знаю.

6. Великолепно!

7. Прекрасно!

8. Грандиозно!

9. Незабываемо!

10. Именно этого мы давно ждали.

11. Это трогает меня до глубины души.

12. Сказано здорово - просто и ясно.

13. Остроумно.

14. Экстра-класс.

15. Талантливо.

16. Ты - одаренный.

17. Ты сегодня много сделал.

18.Отлично!

19. Уже лучше.

20. Еще лучше, чем я мог подумать.

21. Потрясающе.

22. Замечательно.

23. Поразительно.

24. Неподражаемо.

25. Несравненно.

26. Красота!

27. Как в сказке.

28. Очень ясно.

29. Ярко, образно.

30. Очень эффектно.

31. Прекрасное начало.

32. Ты - просто чудо.

33. Ты на верном пути.

34.Здорово!

35. Ты в этом разобрался.

36. Ты ловко это делаешь.

37. Это как раз то, что нужно.

38. Ух!!!

39. Поздравляю.

40. Я тобой горжусь.

41. Я просто счастлив.

42. Мне очень важна твоя помощь.

43. Работать с тобой - просто радость.

44. Ты мне необходим.

45. Для меня важно все, что тебя волнует, радует, тревожит

46. Я сойду с ума, если с тобой что-нибудь случится

47. С каждым днем у тебя получается все лучше.

48. Для меня нет никого, красивее тебя.

49. Научи меня делать так же.

50. Тут мне без тебя не обойтись.

51. Я знала, что тебе это по силам.

52. Ты мне нужен именно такой, какой есть.

53. Никто мне не может заменить тебя.

54. Я горжусь тем, что тебе это удалось.

55. Я сам не смог бы сделать лучше.

Не надо воевать с ребятами,

Смешливыми и шутоватыми,

Самолюбивыми, лохматыми,

Застенчивыми, угловатыми,

Надменными, акселератами,

Трусливыми и хамоватыми,

Пустыми, скрытными, пассивными,

Красивыми и некрасивыми,

Прямыми, вспыльчивыми, дерзкими,

Со всеми их словами резкими,

Которые запоминать…

 И после их припоминать…

Не надо…  Как же их простить?

Да так вот. И не надо мстить.

Не надо воевать с ребятами –

Во всём, конечно виноватыми.



Предварительный просмотр:

Родительское собрание

«Здоровый ребёнок – хороший ученик!»

        Согласно определению Всемирной организации здравоохранения «Здоровье — это состояние полного телесного, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или повреждений».

Если принять уровень здоровья за 100%, то 20% зависят от наследственных факторов, 20 — от факторов внешней среды, 10 — от деятельности системы здравоохранения. А остальные 50% от самого человека, от того образа жизни, который он ведет.

       Формирование мотивации к здоровому образу жизни зависит, прежде всего, от родителей. Именно родители в тесном сотрудничестве со школой должны способствовать воспитанию у детей привычки, а затем и потребности в здоровом образе жизни, формированию навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и закрепления своего здоровья.

Привычки воспитываются не столько словами, сколько делами. Это очень хорошо должны понимать родители. «Учи показом, а не рассказом» — говорили в древности. Каждое указание взрослых на необходимость выполнения, того или иного действия должно сопровождаться объяснением, почему его нужно выполнять. Для закрепления привычки большое значение имеет похвала взрослого и первые положительные результаты. Это особенно важно при формировании у детей привычки заботиться о своем здоровье. Неправильное «подкрепление» привычки ведет к формированию у ребенка вредных привычек (грызть ногти, не мыть руки пред едой, курить и др.). Искоренить возникновение вредных привычек довольно сложно.

Особое внимание нужно уделить проблеме формирования у детей привычки соблюдения режима дня как важнейшего фактора здоровья младшего школьника.

Почему режим дня так важен для здоровья ребенка?

Чередование различных видов деятельности (уроки в школе, подготовка домашних заданий, внешкольные занятия, труд) с активным отдыхом, удовлетворение естественной суточной потребности в движении, полноценный сон помогают ребенку восстановить силы, сохранить высокий уровень работоспособности. Все режимные моменты важно выполнять регулярно, ежедневно в одни и те же часы. При нарушении режима дня ребенок быстро устает, становится рассеянным, ничего не успевает сделать, появляются головные боли, снижается настроение, исчезает желание учиться.

Постоянные стрессы ведут к возникновению новых и прогрессированию уже имеющихся заболеваний.

Время пробуждения ребенка — очень важный момент режима дня. От того, как родители разбудят ребенка, с каким настроением он проснется, зависит его психологический настрой на весь день. Желательно, чтобы родители вспомнили все самые ласковые слова, которые они говорили своим маленьким детям.

Во многих семьях пробуждение происходит по будильнику. А как утверждают ученые, звонок будильника — это значительный стресс для организма. А как же быть? Доверьтесь биологическим часам. Пусть организм ребенка просыпается сам в одно и то же время.

Но для того, чтобы вовремя встать, ребенку нужно вовремя лечь спать. Во многих семьях дети ложатся спать в 11, а зачастую и позже, т. к. родители разрешают смотреть телевизор до позднего времени.

На дорогу в школу нужно оставить столько времени, сколько нужно, чтобы она стала спокойной прогулкой. Если ребенок спешит в школу, то, заняв свое место за партой, он расслабится и ему трудно включиться в работу. 18 % учащихся начальной школы опаздывают на занятия. И это как правило одни и те же дети. Всё это является следствием невыполнения режима дня, и приводит к тому, что постепенно ослабляет здоровье ребёнка.

Часто родители задают вопрос: «Нужно ли заставлять детей делать утреннюю зарядку?» Заставлять не надо. Все, что связано с «заставлять», вызывает у детей усиленное сопротивление, а порой и негативное отношение на всю жизнь. Как говорили в старину: «Ребята учатся тому, что видят у себя в дому». Ведь образ жизни в семье, как правило, наследуется детьми, которые, вырастая, очень часто строят свою семью по подобию родительской. Те взрослые, которые не делают зарядку, видимо, не видели это в семье своих родителей.

Зарядка важна тем, что она подготавливает организм к активной дневной деятельности. Ученые-физиологи установили, что дети, выполняющие каждый день утреннюю зарядку, более работоспособны, бодры, дисциплинированны, чем те дети, которые не занимаются по утрам зарядкой

Все чаще даже у здоровых детей возникают проблемы со зрением. Специалисты считают, что основными причинами снижения остроты зрения у детей являются бесконтрольное длительное пребывание у телевизора, занятия на компьютере и т. д.

Родители должны знать, что детям для сохранения остроты зрения необходимо выполнять следующие правила.

Не читать в сумерках и лежа в постели, избегать мелкого шрифта, держать книгу с тетрадью на расстоянии 30—40 см, через каждые 20—30 мин зрительной работы посидеть с закрытыми глазами 1—5 мин и расслабиться, не смотреть долго на очень яркий свет.

       Немаловажным для здоровья ребенка является вопрос о сменной обуви, которая является необходимостью, а не прихотью учителей.

                       Как выбрать ребенку сменную обувь?

Сменная обувь должна быть легкая и удобная. Если весь день носить сапоги или тяжелые ботинки, ноги начнут потеть и на них может появиться грибок. Лакированные туфли или кроссовки из синтетических материалов в помещениях носить не стоит, так как лак, резина, искусственные материалы не пропускают воздух. Девочкам носить туфли на каблуке выше 3 см можно только с 13 лет.

«Ешь правильно и лекарство не надобно», эта народная мудрость как нельзя лучше отражает то, насколько важен для растущего организма прием пищи в одно время и то же время, правильно организованное сбалансированное питание.

        Очень важен для здоровья детей утренний завтрак. Утром вступают в активную деятельность и начинают функционировать все органы человека, в том числе и поджелудочная железа, которая выделяет желудочный сок для переваривания пищи. Если этот сок поступает в пустой желудок, он раздражает стенки желудка, вызывая или провоцируя различные желудочные заболевания. Поэтому утром дети обязательно должны позавтракать. Учащимся необходимо получать горячий завтрак вовремя и полноценно обедать и ужинать.  Сейчас вы знаете, что очень большое внимание уделяется питанию детей в школе. Учащиеся 1-2 –х классов получают горячее питание на первой перемене, а 3 -4 –х классов на второй. В начальной школе 120 учащихся, все дети получают горячее питание. Родителям следует помнить, что на занятия в школе приходится период наиболее высокой работоспособности, а затем отмечается спад. Вот почему вернувшемуся из школы ребенку необходимо пообедать.

После обеда школьник обязательно должен отдохнуть — ни в коем случае, как, к сожалению, часто бывает, сразу садиться за уроки. Желательно, чтобы отдых был активным, на воздухе, в активных играх, в движении, а не лежа у телевизора или играя на компьютере. Детям ослабленным, легко и быстро утомляющимся, рекомендуется час послеобеденного сна, детям вполне здоровым и крепким — прогулка и игры на свежем воздухе.

Если ребенок днем спит, на прогулку он идет после сна.

Родителей часто волнует вопрос, когда лучше делать уроки?

Физиологи установили, между 14 и 15 ч возбудимость клеток коры головного мозга человека понижается, следовательно, падает и работоспособность; повышается она к 16 ч. Время после 16 ч лучше всего подходит для приготовления домашних заданий.

        Очень важно, чтобы в режиме дня ребенка было время на занятия по интересам, чтение, просмотр телевизора. Исследования гигиенистов показывают, что чрезмерное увлечение телевизором пагубно влияет на здоровье ребенка, в первую очередь на зрение. Причем родители должны знать и то, что смотреть телевизор ребенок должен сидя, а не лежа, как это очень часто бывает, и на расстоянии 2—5,5 метров от экрана.

Здоровые дети – это благополучие общества. Без здорового подрастающего поколения у нашей нации нет будущего. Проблема сохранения здоровья – социальная, и решать её нужно на всех уровнях общества. Как эта проблема решается в начальной школе? Мы  начали с диагностики здоровья учащихся своего класса. Следуя принципу «Здоровье через образование» мы создали свою систему работы по повышению уровня здорового образа жизни и воспитания. В начальной школе мы реализуем здоровьесберегающие технологии по методике профессора Базарнова. Для коррекции плоскостопия, а также для повышения жизненного тонуса были приобретены массажные коврики. Для снятия напряжения и усталости на уроках проводятся физические минутки, динамические паузы, минутки релаксации.  Физкультурные паузы представляют собой комплекс упражнений в стихотворной форме , проводимых между 15 -20 минутами каждого урока.  На уроках русского языка применяются пальчиковые тренинги. «Рука – вышедший наружу мозг», - писал Кант. Ни много ни мало, а именно то, что все глубинные психологические процессы, осознанные или неосознанные, отражаются в положении рук, жестикуляции, мелких движениях пальцев. И если развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие. Поэтому особое внимание нужно уделять развитию мелкой моторики ещё в дошкольном возрасте. А зачастую дети приходят в школу не умея раскрашивать, не выходя за рамки рисунка, держать правильно ножницы. В последствии это приводит к быстрому утомлению при письме, искажению почерка.

         Использование офтольмотренажёров и гимнастики для глаз на уроках позволяет снять напряжение на зрение.

       Претворяя в жизнь все эти мероприятия учителя, стараются воспитать не только хорошего ученика, но и здорового ребёнка.



Предварительный просмотр:

Консультации для родителей

«Учим ребенка общаться»

Родителям хочется видеть своего ребенка счастливым, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но не всегда ребенку самому удается разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстникам и взрослыми. Задача взрослых – помочь ему в этом.

Способность к общению включает в себя:

  1. Желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу!»).
  2. Умение организовать общение («Я умею!»), включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации.
  3. Знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими («Я знаю!»).

От рождения до 1 года ведущим типом деятельности (тем, в котором происходят основные качественные изменения психики ребенка) является непосредственно-эмоциональное общение с матерью.

На первый взгляд новорожденный производит впечатление примитивного организма, зависимого от внешних воздействий. Да, у него есть элементарные рефлексы: сосательный, оборонительный, ориентировочный, хватательный, опорный и др. По данным исследования ученых, младенцы предпочитают человеческое лицо простым фигуркам, а трех -четырехнедельный ребенок отличает лицо матери от лица незнакомого человека. Уже в первые недели малыш способен подражать выражению лица взрослого и быть инициатором контакта, в его распоряжении находятся такие средства общения, как улыбка и плач.

На втором месяце жизни возникает специфическая человеческая потребность – в общении с другим человеком. У малыша она проявляется в «комплексе оживления». Эта реакция выражается бурным движением ручек и ножек. В три месяца ребенок уже выделяет близкого ему человека, а в шесть отличает своих от чужих. В это время для ребенка важно слышать голоса близких ему людей, чувствовать прикосновения, поглаживания – телесные контакты.

Далее общение ребенка и взрослого начинает происходить в совместных действиях.

От 1 года до 3 лет ведущий тип деятельности – предметно-манипулятивный. Ребенок открывает для себя смысл и назначение предметов благодаря общению со взрослыми. Уже к полутора годам ребенок способен устанавливать связь между словом, обозначающим предмет, и самим предметом. В словаре появляются первые слова. Далее развитие способности к общению связано с развитие речи ребенка.

Критериями гармоничных отношений между ребенком и родителями можно считать:

- создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся;

- признание права на индивидуальность, в том числе непохожесть на родителей;

- сохранение независимости ребенка. Каждый человек имеет право на «секреты».

В возрасте 3-7 лет ведущей является игровая деятельность, а ведущими потребностями становятся потребность в самостоятельности, новых впечатлениях и в общении.

Большинство родителей уверены в том, что ребенку нужны теплый дом, хорошая еда, чистая одежда, хорошее образование и стараются всем этим обеспечить своих детей. Но не всегда хватает времени, душевных сил и просто знаний о том, как помочь ребенку в его трудностях, как стать не просто родителями, а настоящим другом. В этом поможет игра, например «Зеркало» (повторение движений другого человека), «Зоопарк» (подражание зверям).

Отдельно хотелось бы рассмотреть типичные трудности в общении дошкольника – замкнутость, застенчивость, конфликтность, агрессивность и предложить варианты игровой коррекции. Среди причин личностных проблем ребенка могут быть психофизиологические, соматические, наследственные, а также неблагополучные отношения в семье.

Важным компонентом благополучного развития ребенка является формирование его адекватной самооценки, на становление которой большое влияние оказывают родители, зачастую не давая себе отчета в этом (уже с самого раннего возраста). Качества адекватной самооценки – активность, находчивость, чувство юмора, общительность, желание идти на контакт.

Советы родителям по формированию адекватной самооценки:

- не оберегайте своего ребенка от повседневных дел, не стремитесь решать за него все проблемы, но и не перегружайте его тем, что ему непосильно. Пусть ребенок выполняет доступные ему задания и получает удовлетворение от сделанного;

- не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрить его, когда он этого заслуживает. Помните, что похвала так же, как и наказание, должна быть соизмерима с поступком;

- поощряйте в ребенке инициативу. Пусть он будет лидером всех начинаний, но также покажите, что другие могут быть в чем-то лучше его;

- не забывайте поощрять и других в присутствии ребенка. Подчеркните достоинства другого и покажите, что ваш ребенок может также достичь этого;

- показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Оценивайте вслух свои возможности и результаты дела;

- не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, каким он был вчера и, возможно, будет завтра).

Игры, позволяющие выявить самооценку ребенка

«ИМЯ» - предложить ребенку придумать себе имя, которое бы он хотел иметь, или оставить свое. Спросите, почему нравится или нет имя. Это даст дополнительную информацию о восприятии и принятии имени ребенком.

«Сорви шапку», «У нас все можно» и др.

Принципы общения с агрессивным ребенком:

- для начала поймите причины, лежащие в основе агрессивного поведения ребенка: он может привлекать к себе внимание, возможна разрядка накопившейся энергии, стремление завоевать авторитет, используя для этого не самые лучшие средства;

- помните, что запрет, физическое наказание и повышение голоса – самые неэффективные способы преодоления агрессивности;

- дайте ребенку возможность выплеснуть свою агрессивность, сместите ее на другие объекты. Разрешите ему поколотить подушку, помахать игрушечной саблей, разорвать на мелкие кусочки рисунок того объекта, который вызывает злость. Вы заметите, что в реальной жизни агрессивность ребенка снизилась;

- показывайте ребенку пример миролюбивого поведения. Не обостряйте и не провоцируйте конфликт, не допускайте при ребенке вспышек гнева или нелестные высказывания о своих друзьях или коллегах, строя планы «мести»;

- пусть ваш ребенок в каждый момент времени чувствует, что вы любите, цените и понимаете его. Не стесняйтесь лишний раз его приласкать или пожалеть. Пусть он видит, что нужен и важен для вас.

Игры на выплеск агрессивности

«Брыкание» - ребенок лежит на спине, ноги свободно раскинуты. Медленно он начинает брыкаться, касаясь пола всей ногой. Ноги чередуются и высоко поднимаются. Постепенно увеличиваются сила и скорость брыкание. На каждый удар ногой ребенок говорит «Нет», увеличивая интенсивность удара.

«Кукла Бобо» - кукла для выплеска агрессии.

«Разыгрывание ситуации»

Как строить взаимоотношения с конфликтными детьми

- сдерживайте стремления ребенка провоцировать ссоры с другими. Надо обращать внимание на недружелюбные взгляды друг на друга или бормотания чего-либо с обидой себе под нос. Конечно, у всех родителей бывают моменты, когда нет времени или сил контролировать детей. И тогда чаще всего разражаются «бури»;

- не стремитесь прекратить ссору, обвинив другого ребенка в ее возникновении и защищая своего. Старайтесь объективно разобраться в причинах ее возникновения;

- после конфликта обговорите с ребенком причину его возникновения, определите неправильные действия вашего ребенка, которые привели к конфликту. Попытайтесь найти иные возможности способы выхода из конфликтной ситуации;

- не обсуждайте при ребенке проблемы его поведения. Он может утвердиться в мысли о том, что конфликты неизбежны, и будет продолжать провоцировать их;

- не всегда следует вмешиваться в ссоры детей. Например, когда два мальчика в ходе игры что-то не поделили и начали ссориться, лучше понаблюдать за этим конфликтом, но не вмешиваться в него – дети сами могут найти общий язык, и при этом они учатся общаться друг с другом. Если же во время ссор один из них всегда побеждает, а другой выступает «жертвой», следует прервать такую игру, чтобы предотвратить формирование робости у побежденного.

Игры: «На кого я похож» - сравнение себя с животным, цветком, деревом

«Спина к спине» - игра направлена на развитие умения договориться, при этом важно видеть собеседника.

«Сидящий и стоящий».

Застенчивость

Последствия:

- препятствует тому, чтобы встречаться с новыми людьми, заводить друзей и получать удовольствие от приятного общения;

- удерживает человека от выражения своего мнения и отстаивания своих прав;

- не дает другим людям возможности оценить положительные качества человека;

- усугубляет чрезмерную сосредоточенность на себе и своем поведении;

- мешает ясно мыслить и эффективно общаться;

- сопровождается переживаниями одиночества, тревоги и депрессии.

Помощь ребенку в преодолении застенчивости – разрешима, пока ребенок еще маленький. Т. к. с возрастом у застенчивого ребенка складывается определенный стиль поведения, он начинает отдавать себе отчет в этом своем «недостатке».

Игры: рисуночная игра «Какой я есть и каким бы я хотел быть»; «Магазин игрушек», «Сборщики»

Советы родителям замкнутых детей:

Замкнутый ребенок в отличие от застенчивого не хочет и не знает, как общаться.

- расширяйте круг общения вашего ребенка, приводите его в новые места и знакомьте с новыми людьми;

- подчеркивайте преимущества и полезность общения, рассказывайте ребенку, что нового и интересного вы узнали, а также какое удовольствие получили, общаясь с тем или иным человеком;

- стремитесь сами стать для ребенка примером эффективно общающегося человека;

- если вы заметили, что, несмотря на ваши усилия, ребенок становится все более замкнутым и отстраненным, обратитесь за квалифицированной помощью.

Отдельную группу детей составляют дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. Дефицит внимания – неспособность удерживать внимание на чем-либо, что необходимо усвоить в течение определенного отрезка времени, а гиперактивность – чрезмерная активность, слабый контроль побуждений. Причины возникновения данных отклонений многопочвенны. В домашней программе коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности должен преобладать поведенческий аспект:

  1. Изменение поведения взрослого и его отношения к ребенку:

- проявляется достаточно твердости и последовательности в воспитании;

- контролируйте поведение ребенка, не навязывая ему жестких правил;

- не давайте ребенку категорических указаний, избегайте слов «нет», «нельзя»;

- стройте взаимоотношения с ребенком на взаимопонимании и доверии;

- реагируйте на действия ребенка неожиданным способом (шутите, повторите действия ребенка, сфотографируйте его, оставьте в комнате одного и т. д. );

- повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз;

- не настаивайте на том, чтобы ребенок обязательно принес извинения за проступок;

- выслушайте то, что хочет сказать ребенок.

  1. Изменение психологического микроклимата в семье:

- уделяйте ребенку достаточно внимания;

- проводите досуг всей семьей;

- не допускайте ссор в присутствии ребенка.

  1. Организация режима дня и места для занятий:

- установите твердый распорядок дня для ребенка и всех членов семьи;

- чаще показывайте ребенку, как лучше выполнить задание, не отвлекаясь;

- снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребенком задания;

- избегайте по возможности больших скоплений людей;

- помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.

  1. Специальная поведенческая программа:

- придумайте гибкую систему вознаграждений за хорошо выполненное задание и наказание за плохое поведение.

- не прибегайте к физическому наказанию

- чаще хвалите ребенка, т. к. он чувствителен к поощрениям

- составьте список обязанностей ребенка и постепенно расширяйте его, предварительно обсудив их с ребенком

- воспитывайте в детях навыки управления гневом и агрессией

- не старайтесь предотвратить последствия забывчивости ребенка

- не разрешайте откладывать выполнение заданий на другое время

Помните, что словесные убеждения, призывы, беседы редко оказываются результативными, т. к. гиперактивный ребенок еще не готов к такой форме работы.

Для детей с дефицитом внимания и гиперактивности наиболее действенными будут средства убеждения «через тело»:

- лишение удовольствия, лакомства, привилегий

- запрет на приятную деятельность, телефонные разговоры

- внеочередное дежурство на кухне и т. д.

Надеемся, что наши рекомендации помогут семьям в вопросах воспитания детей.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей:

«Развитие мелкой моторики у будущих первоклассников»

     Писать первоклассники начинают практически с первого школьного дня. Но не всем это дается легко. У ребенка бывает слабо развита пишущая рука, пальцы кисти руки, слабая координация движений. Это затрудняет точное воспроизведение букв и их соединений. Вследствие этого ребенок расстраивается, нервничает, ему кажется, что у него никогда не получится правильно писать буквы. Он не может прочитать то, что сам написал.

     Чтобы уменьшить дискомфорт при обучении письму руку ребенка необходимо развивать до школы: в детском саду и дома.

     Для укрепления и развития руки и координации движений предлагаем выполнять следующие упражнения.

     1. Пальчиковая гимнастика.

     Попробуйте поиграть с ребенком пальчиками. Показывайте ему изображения разных животных: зайчика, собачку, птицу, кошку и т. д., а он повторяет за вами. Эти фигуры могут отражаться тенью на стене (так называемый теневой театр). Каждое упражнение может сопровождаться чтением небольшого стихотворения. Такие игры просты и интересны для выполнения. Их регулярное повторение способствует развитию внимания, мышления, памяти, оказывает благоприятное влияние на речь ребенка. Кисти рук становятся более подвижными и гибкими, что помогает будущим школьникам успешно овладеть навыками письма.

   2. Выкладывание букв из различных материалов.

    Это серьезное занятие. Оно требует от детей усидчивости и терпения, развивает навык выполнять действие по заданному образцу. Занятие можно разбить на несколько этапов. Сначала взрослый выкладывает или рисует на бумаге букву-образец и знакомит с ней ребенка. Затем малыш копирует букву из предложенного материала. Следующий этап - когда дошкольник с помощью взрослого выкладывает простые слова, учится их читать.

Использовать можно мозаику, семена растений, мелкие орешки, пуговицы, кусочки бумаги, веточки, камешки, счетные палочки, толстые нитки и др. Все занятия с использованием мелких предметов должны проходить под контролем взрослых в целях техники безопасности.

  3. Игры с пластилином.

   Пластилин дает уникальные возможности проводить интересные игры с пользой для общего развития ребенка. Покажите малышу все чудеса пластилинового мира, заинтересуйте его, и вы удивитесь, как быстро детские пальчики начнут создавать сначала неуклюжие, а потом все более сложные фигурки. Во время игры с пластилином вы можете читать сказку, а юный скульптор - творить наиболее понравившихся ему персонажей. Не сдерживайте фантазию ребенка - среди вылепленных им образцов могут оказаться существа из его собственного волшебного мира. По рассказам о них вы сможете лучше понять характер своего ребенка.

     4. Игры с бумагой.

     Этот комплекс игр поможет ребенку узнать; как обычная бумага превращается в забавные объемные игрушки. Пусть ребенок сам скомкает листы белой бумаги, а затем обмотает их цветными нитками. Вот и готовы мячики для игры: попробуйте вместе кидать их в коробку или нарисованную мишень. Сшив, склеив или просто связав мячики между собой - получаются причудливые игрушки.

    Следующая забава - кукольный театр. Ребенок наверняка не только заинтересуется выбором сюжета для будущего спектакля, но и с удовольствием смастерит всех персонажей.

    Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полосок, складывание корабликов, самолетиков, вырезание снежинок и других фигурок. Очень важно, чтобы взрослый несколько раз не спеша показал ребенку последовательность действий. Освоив элементарные движения, малыш начнет и сам мастерить игрушки.

    Бумага (особенно цветная) может стать основой многих интересных и полезных игр. Например, вырезание различных фигур научит ребенка уверенно пользоваться ножницами и познакомит с понятием симметрии. Из вырезанных геометрических фигур (квадратов, треугольников, кругов и т. д.) ребенок может конструировать различные картинки. Это еще и способствует развитию логического мышления, воображения, памяти, сообразительности, фантазии.

    5. Игры с карандашом, крупой, бусами, орехами.

   Предложите ребенку регулярно заниматься с крупой: сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцами, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения. Научите ребенка перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха или камешка. Можно предложить перекатывать шестигранный карандаш пальцами одной руки или между двух ладоней. Все это оказывает прекрасное тонизирующее, оздоравливающее и развивающее действие.

    6. Поделки из природного материала.

Гуляя с ребенком во дворе, в парке, в лесу обратите его внимание на то, как щедро может одарить природа наблюдательного человека. Помогите малышу заметить в старой коряге притаившегося дракона, в еловой шишке - сказочного старичка. Тогда ребенок и сам сможет увидеть множество интересных деталей для будущих поделок из желудей, опавших листьев, старых веток, древесной коры.

   7. Шитье, вязание, плетение.

   Аккуратно шить, вязать, плести из ниток и проволоки ребенок может научиться в более старшем возрасте. Но элементарную ловкость в обращении с иголкой, спицами и нитками можно развить уже сейчас. - Научите малыша пришивать большие пуговицы, плести косички из веревок, вязать различные узлы и др. Такие занятия укрепляют мышцы рук, помогут будущему первокласснику сосредоточиться во время школьного урока, терпеливо выполнять домашние задания.

   8. Рисование.

   Это любимое занятие всех детей и очень полезное. Чем чаще ребенок держит в руках карандаш или кисть, тем легче будет ему выводить свои первые буквы и слова.

   Проявляйте изобретательность, используйте любую возможность: рисуйте с ребенком на бумаге и картоне, на снегу и песке, на запотевшем окне и асфальте. Предлагайте ребенку штриховать различные фигуры прямыми линиями, обводить рисунки по контуру, срисовывать по образцу, продолжить заданный узор, дорисовать вторую половинку изображения - развивайте творческое воображение, зрительную память и цветоощущение у малыша. Сейчас в помощь родителям выпущено много занимательных книжек для детей: раскраски, обводилки, угадайки и т. д.

    9. Игры со счетными палочками.

В этих играх вашими помощниками станут обыкновенные счетные палочки, карандаши или соломинки. Нехитрые задания помогут ребенку развить внимание, воображение, познакомиться с геометрическими фигурами и понятием симметрии.

В давнюю русскую игровую традицию уходит корнями игра в бирюльки.

Бирюльками называли мелкие предметы, которые высыпались горкой на стол. Задача игроков - по очереди вытаскивать по одной бирюльке, стараясь не потревожить соседние. Выигрывает тот, кто к концу игры вытащит больше предметов. В этом соревновании ребенок приобретает необходимую ловкость пальцев, а также развивает терпение и выдержку. Эти же качества поможет проявить ребенку и интерес к строительству самого высокого и ровного колодца из палочек. Можно предложить детям выложить различные рисунки из палочек на ровной поверхности.

    10. Летом в деревне.

     Какой полезной для общего развития детского организма может стать игра

и посильная работа в деревне, на дачном участке!

     Расскажите малышу, какими ловкими станут его ручки, если он будет помогать родителям в прополке грядок, сборе ягод, уборке территории (мелких камешков, палочек и т. п.). Мальчиков наверняка увлечет строгание по дереву детским рубанком, выпиливание, забивание гвоздей, конструирование с применением отвертки и гаечного ключа. Под присмотром взрослых, играя, ребенок не только развивает пальчики, но и приобретает весьма полезные навыки.

     Необходимы для развития пальцев и кисти ребенка также повседневные бытовые упражнения. Это застегивание и расстегивание пуговиц, завязывание и развязывание лент и шнурков, при купании вылавливание мелких предметов из воды, всасывание и высасывание пипеткой воды и др.

     Находите хотя бы несколько минут в день для таких занятий, проявляйте неподдельный интерес и восхищение к творчеству детей. Тогда вы достигните желаемого результата.

 



Предварительный просмотр:

Как привить ребенку любовь к чтению.

Как известно, нами правят привычки. Наши привычки в буквальном смысле творят нашу судьбу. Например, такая, казалось бы, незначительная вещь как привычный способ выражения своего раздражения и гнева может стать главной причиной успехов или неудач в личной жизни.

Сравните, например, шансы на успех в отношениях со своим партнером у человека, который привык выражать свой гнев, используя оскорбления, и у человека, привыкшего выражать свое недовольство в форме «Я-сообщений» (вместо «ты – скупая тварь», «мне хотелось бы чаще получать от тебя подарки» - почувствуйте разницу).

Любовь к чтению – такая же привычка. Самоподкрепляемая привычка. Стоит только войти во вкус, и удовольствие от результата будет поддерживать сам процесс.

Излишне рассуждать о том, что привычка много читать, в особенности хорошую литературу, - входной билет в богатую впечатлениями и возможностями жизнь. «Побочными эффектами» этой привычки становятся грамотность (работодателям все труднее и труднее отыскивать людей, способных без ошибок написать хотя бы пару абзацев – отсюда у тех, кто умеет это делать огромное преимущество в зарплате), способность ясно и ярко излагать свои мысли, эрудированность и даже открытие в себе новых мотивов и интересов.

Так как же помочь ребенку «войти во вкус к чтению»? Если у ребенка все порядке с интеллектуальным развитием и нет дизлексии (неспособности различать некоторые буквы), то это довольно просто, за исключением одного – вам необходимо решить изменить некоторые собственные привычки. Это сложнее, чем может показать на первый взгляд, но «собака зарыта» именно здесь.

Вот что вы можете сделать:

1. Помните, что лучшее лечение – профилактика.

Если ребенок еще мал, и для вас это тема кажется чем-то далеким и несущественным – самое время действовать. Руководствуйтесь принципом «книги и чтение повсюду»: дайте ребенку возможность беспрепятственно играть с книгами, грызть их, рисовать в них (в этом возрасте именно так проявляется и развивается любовь в книгам, забудьте о бережном отношении – все это потом), строить из них дома и гаражи для машинок и даже купаться с ними (купите специальные непромокаемые книжки).

То же самое – с различными вариантами букв: на кубиках, пластиковые буквы, вырезанные из картона, нарисованные на бумаге, на магнитах и наклейках и пр. Составляйте из букв слова, используйте карточки системы Домана, читайте вывески и плакаты на улице и т.д. Ждите – результат придет неожиданно.

2. Подавайте личный пример

Читайте сами. В слух и про себя. Если ребенок каждый день видит родителя по три часа сидящим с бутылкой пива перед телевизором, то нетрудно предположить, как он будет относиться к нотациям о пользе чтения.

И наоборот, если ребенок часто видит родителей с книгами в руках, увлеченно обсуждающих прочитанное, то никаких дополнительных стимулов может вообще не потребоваться. Срабатывает эффект «соленого огурца» - свежий огурец, опущенный в бочку с солеными, приобретает такой же вкус. В нашем случае – вкус к чтению.

Я где-то слышал такое высказывание: «Вы думаете, что личный пример – это эффективный способ мотивации человека? Ошибаетесь – это единственный способ!». Преувеличение конечно, но не далеко от истины.

3. Выбирайте вместе.

Многие дети (особенно подростки) не любят читать из-за того, что их родители сами выбирают что им читать и этот выбор им неинтересен. Хотя бы потому, что это не их личный выбор.

Дети обожают делать покупки. Сделайте традицией совместный поход в книжный магазин не реже одного раза в месяц и дайте ребенку возможность выбирать самому с таким условием: на каждую книжку, которую покупает ребенок, он обязуется прочесть одну книжку из предложенного вами списка.

Тогда даже если выбор ребенка будет не самым лучшим, вы сможете быть уверены, что половина из того, что читает ребенок – это действительно хорошая литература.

4. Защитите ребенка от «Большого Экрана».

Один мой знакомый, на вопрос «если тебе дать автомат, кого бы ты выстрелил» ответил: «В телевизор».

Перережьте антенну – веревку с камнем, которые тормозят развитие вашего ребенка. Ничто так не воспитывает пассивность мышления как просмотр телевизора. Вы можете не согласиться и сказать, что ведь есть действительно полезные телепрограммы. И вы будете правы. Только вот на практике доля таких программ из реально просматриваемых ребенком - крайне мала.

Я использую телевизор исключительно как монитор для DVD-проигрывателя и на 100% могу контролировать что смотрят мои дети и сколько времени проводят перед экраном.

То же касается компьютерных игр и социальных сетей (Одноклассники, Вконтакте и пр.) . Установите предельный лимит времени на эти «наркотические» занятия (например, 30 минут) и условия доступа к ним (например, сделать уроки и выполнить свою часть работы по дому).

Выбирайте компьютерные игры сами. Есть масса развивающих игр, зачем подвергать психику ребенка обработке сценами насилия и побуждениями к агрессивным действиям?

Если кратко – фильтруйте то, что ребенок видит с экрана (монитора или телевизора).

5. Вознаграждайте чтение

Человек склонен продолжать делать то, что, в конце концов, приводит его к удовольствию.

Договоритесь с ребенком о двух-трех привилегиях, которые он будет получать дополнительно, если каждый день будет прочитывать оговоренный с ним объем текста.

Например, дополнительное время за компьютером, на полчаса позже ложимся спать, на выходных вместе идем в кино и пр. Пусть ребенок перескажет то, что прочитал. Тогда вы будете уверены, что он на самом деле прочитал заданный объем, и дадите ему возможность потренировать память и поупражняться в изложении.

Способность ясно излагать свои мысли можно и нужно совершенствовать.

То, что она является ключевой для карьерного роста (да и в личной жизни), по-моему, не требует комментариев.

6. Читайте ребенку пред сном

Известно, что мозг, особенно воображение ребенка, развивается не только днем, но и ночью.

Прочитайте ему добрую сказку или историю на ночь, чтобы запустить процессы подсознательного творчества во сне.

Даже если ребенок взрослый, вам обоим это доставит удовольствие. Совместное погружение в рассказ – прекрасный способ наладить нарушенный с ребенком контакт.

Если делать это регулярно, то книга войдет в привычный для ребенка ритуал отхода ко сну и станет для него незаменимым другом.

7. Читайте по ролям

Выберите сказку, басню или короткую историю с диалогами, вырежьте из бумаги персонажей, раскрасьте их и приклейте на картонную подложку с палочкой. Затем придвиньте к стене стол, накройте его длинным покрывалом, залезьте с ребенком под стол, и, держа фигурки за палочки, просуньте их между столом и стеной. Ваш кукольный театр готов. Вы также можете прикрепить к стене над столом декорации. Отрепетируйте и позовите на представление родственников.

Можно также читать по ролям какое-нибудь смешное произведение с большим количеством диалогов, просто сидя рядом с ребенком. Вы оба получите огромное удовольствие.

8. Используйте аудиокниги

Сейчас многие замечательные произведения русской и зарубежной литературы доступны в формате аудиокниги. Некоторые из них представляют из себя настоящие шедевры театрального искусства.

Послушайте, например, «Евгения Онегина» в исполнении Смоктуновского. Это нельзя сравнивать с печатным текстом – просто другое. Для детей можно найти замечательный сборник «Золотой фонд радиоспектаклей на DVD», в котором представлено большинство лучших произведений, когда либо «переведенных» в формат аудио книги.

9. «Внедритесь» в читающие группы

Используйте эффект «Соленого огурца» - превращение свежего огурца, помещенного в бочку в солеными, в соленый, причем такого же вкуса. Если ребенок вращается в среде сверстников, любящих читать, то со временем у него появятся среди них друзья, а затем и похожие интересы.

Вы можете записать ребенка в детскую группу по изучению иностранного языка, в театральную студию, в музыкальную школу, школу изобразительного искусства, исторический кружок при краеведческом музее, сходите с ним на экскурсию на радио или просто в расположенную поблизости детскую библиотеку. В этих сообществах процент детей, любящих читать, намного выше среднего.

10. Сколько можно читать? – Пора писать!

Конечно, в сравнении с просмотром телевизора, чтение - благо. Активность мышления против пассивности. Но все же по настоящему счастливы только люди, занимающиеся продуктивной деятельностью, творчеством в различных его формах. В этом смысле чтение само по себе бесполезно, точнее бесплодно. Научите ребенка использовать прочитанное, например, заведя дневник в ЖЖ и комментируя то, что он хочет комментировать. Регулярные заметки в дневнике помогут ему развить свой стиль и привести в порядок свои мысли. Вы можете также помочь ребенку издать книгу – это не так трудно как кажется, а всплеск мотивации обеспечен.

2 упражнения:

* Сократите время просмотра телевизора (и свое, и ребенка). Сократите количество телевизоров в квартире до, максимум, одного, так чтобы в комнате ребенка его не было. Еще лучше – используйте телевизор исключительно как монитор для просмотра качественных программ на DVD.

* Разнообразьте свое общение с ребенком при помощи книг и всего, что с ними связано: читайте при нем и вместе с ним, на ночь и по ролям, ходите с детьми в театры, выбирайте вместе книги и аудиокниги, обсуждайте прочитанное и интересуйтесь мнение ребенка.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

родительское собрание - консультация "Внимание и внимательность"

В беседе с родителями на предыдущем родительском собрании пришли к выводу, что наши первоклассники, не слышат порой, что им говорят взрослые. Проблема не со слухом, а в том, что слабо развито внимание...

Работа с родителями. Родительские собрания, консультации.

Тематические собрания, консультации....

Консультация для родителей учащихся в форме родительского собрания

Учитель начальных классов должен не только сформировать позитивные отношения между детьми в классе, но и помочь заложить отношения сотрудничества между родителями....

Родительское собрание-консультация "Выполняем домашнее задание. Пути к бесконфликтной дисциплине"

ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ. Родительские собрания для меня - важнейшая форма работы с родителями ученика, направленная на повышение эффективности как учебного, так и воспитательного проце...

Родительское собрание- консультация "Выполнение домашних заданий во 2 классе"

Родительское собрание-консультация "Выполнение домашних заданий во 2 классе"...

Презентация для консультации/родительского собрания по подготовке к 1 классу

Презентация для родителей будущих первоклассников для использования на родительских собраниях/консультациях:физиологическая, педагогическая, психологическая....

Родительское собрание во 2 классе " В науку нет коротких путей.» (собрание-консультация)

Материал для проведения родительского собрания во 2 классе, цель которого познакомить родителей с психологическими особенностями второклассников, помочь выявить трудности в обучении детей, дать р...