Проверка готовности ребенка к школе
статья (1 класс) по теме

 

            Во многих школах перед началом обучения с будущими первоклассниками проводятся собеседования, дети выполняют определенные задания. Родителей интересует, зачем это делается, что хотят выяснить педагоги.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_v_gazetu.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проверка готовности ребенка к школе

   

            Во многих школах перед началом обучения с будущими первоклассниками проводятся собеседования, дети выполняют определенные задания. Родителей интересует, зачем это делается, что хотят выяснить педагоги.

            Министерство образования издало приказ, запрещающий устраивать для дошкольников экзамены при поступлении в школу, на основе которых решается вопрос о принятии (непринятии) ребенка в первый класс или зачислении его в особый класс (коррекции, выравнивания и прочие). Собеседование, которое проводит учитель при участии психолога, логопеда в естественной дружеской обстановке, преследует цель знакомства педагога с будущим учеником, его особенностями, индивидуальными чертами, интересами, мотивами обучения. Делается это для того, чтобы учитель мог скорректировать обучение, быстрее наладить контакт с учащимися. Бытует мнение, что чем больше знаний приобретет ребенок до школы, тем успешнее он будет учиться. Однако исследования психологов показали, что жесткой зависимости между знаниями детей и их успехами в процессе обучения нет.

              Нередко дети, схожие по своим знаниям до обучения в школе, уже к концу первого класса демонстрируют совершенно разные успехи, а с годами эти различия растут. В чем же причина? Как правило, в том, что эти дети имели разный уровень подготовленности к школе. Поэтому, несмотря на одинаковый стартовый уровень знаний, их успехи в обучении оказались различными. Таким образом, можно сделать вывод: чем выше готовность ребенка к школе, тем успешнее проходит процесс его обучения.

              Что же такое готовность ребенка к школе и как ее определить?

              Готовность к школе бывает физическая и психическая.

              Физическая готовность  - это состояние здоровья. Чем здоровее ребенок, тем больше вероятность того, что он будет успешно учиться. Если у вашего ребенка есть хронические заболевания, если он часто и длительно болеет, ослаблен, быстро утомляется, отстает в физическом развитии от своих сверстников, перенес серьезные травмы или сложные операции в дошкольном возрасте, то все это может помешать ему не только хорошо учиться, но и полноценно реализовать себя в школьном коллективе, а затем и в жизни.

               Поэтому укрепление здоровья ребенка – это первое необходимое условие его успеха в учении.

               Психологическая готовность детей к обучению – это совокупность качеств, которые важны для формирования учебной деятельности и нормальной адаптации ребенка к школе. Психологическая готовность включает в себя личностную и интеллектуальную готовность.

               Личностная готовность проявляется в желании учиться, в умении общаться со сверстниками и взрослыми, в способности принять свое положение школьника. Трудности общения нередко провоцируют сами родители, не разрешая дружить ребенку с теми, кто родителям не нравится.  Родители оберегают детей от контактов с незнакомыми сверстниками, не поощряют коллективные игры. А нужно, напротив, помочь ребенку наладить общение, сформировать умение сотрудничать.

            Для этого необходимо использовать коллективные игры, совместный труд, проводить вечера досуга с приглашением друзей, соседей. Любое такое занятие поможет научить детей умению договариваться, учитывать желания друг друга, уступать, делиться своими замыслами, сопереживать, радоваться чужим успехам, понимать и принимать другого – всему тому, что помогает общаться, налаживать контакты с окружающими.

             Но особенно важно сформировать положительное отношение ребенка к школе, к учебе, к познанию нового.

             Следует подчеркнуть, что развитие личностной готовности детей в основном зависит от взрослых. Если родители с первых дней жизни ребенка проявляют интерес к тому, что интересует малыша, готовы отвечать на все его бесконечные вопросы, поддерживают его природное любопытство, то у ребенка формируется представление, что интеллектуальная деятельность хотя и трудна, но приносит радость и удовлетворение. При всем этом у ребенка развивается полноценная учебная мотивация, желание учиться, а это является залогом успеха.

              Интеллектуальная готовность определяется уровнем развития восприятия, памяти, мышления, речи, мелкой моторики (тонких движений руки) и зрительно – моторных координаций, произвольностью психической деятельности (умение организовать себя, действовать по заданным правилам, работать, ориентируясь на образец и т.д.), кругозором ребенка (кругом его знаний и представлений об основных предметах и явлениях окружающего мира, способностью ориентироваться в нем).

                Если ребенок общается главным образом с телевизором, если круг его интересов ограничен мультиками и компьютерными играми, если взрослые ему все время отказывают в общении, отмахиваются от него («займись чем - нибудь», «не приставай», «пойди, посмотри телевизор» и т.д.), то круг содержательного общения сужается, а вместе с этим растет леность детского ума, исчезает детская природная пытливость, познавательный интерес.

                   Многолетняя пракитика позволяет говорить о следующей зависимости: если ребенок пришел в школу с высокой готовностью к обучению, то, как, правило, у него есть и запас знаний, необходимых для усвоения школьной программы. Такой ребенок с большей долей вероятности будет успешно учиться. Отмечается и другая зависимость: ребенок может уметь читать и считать, но если его готовность к обучению низкая, он будет успешно учиться только в первые месяцы.

                  Мышление ребенка опирается на действие и образ. Ребенок легче усваивает любое знание, если оно прошло через его руки, зафиксировалось в конкретном практическом действии. Итак, ребенку присущи наглядно – действенное мышление (для выполнения новой трудной задачи он совершает ряд реальных действий с предметами. Например, два разных ребенка складывают картинку. Один берет фрагмент картинки в руку и долго рассматривает, пристраивая его на глаз к нужному месту. Другой пытается втиснуть втиснуть взятый фрагмент то в одно, то в другое место, пока не найдет нужного. Первый пытается предвидеть ход решения задачи, а второй действует методом проб и ошибок) и нагладно – образное мышление (решение задачи осуществляется в результате внутренних действий с образами (представлениями), без привлечения практических действий).

                    Нет образов – не будет логики. Известный польский педагог Януш Корчак приводил такой пример: «Один неспособный мальчик придумал себе такую игру. «Когда я решаю задачи, цифры - это »»солдаты, а я – полководец. Ответ – крепость, которую я должен взять. Если мне пришлось туго, я вновь собираю разбитую армию, составляю новый план битвы и веду атаку».

                  О чем говорит этот пример? Самое трудное задание может быть выполнено ребенком, если оно представлено в виде образов, игры или практических действий.

                   Что касается речи дошкольника, то к семи годам словарный запас ребенка составляет порядка семи тысяч слов. Однако психологи отмечают, что в школу приходят «плохо говорящие дети», не умеющие четко излагать свои мысли, с небрежной некультурной речью, с искаженным произношением звуков, неправильным ударением и т.д.

                  Для того, чтобы правильно развивать речь ребенка, необходимо следующее:

  • Взрослым следует избегать вульгаризмов, просторечных выражений.
  • Чаще читать ребенку.
  • По возможности больше говорить с детьми, стараться узнать их мнение по разному поводу: пусть выскажутся о погоде, о просмотренном фильме, о прогулке, о новой игре и т.д.
  • Приучайте ребенка контролировать свою речь.
  • Разучивайте с детьми стихи, пусть они читают их на семейных вечерах; играйте в словесные игры.

                  Еще очень важно развивать в ребенке способность фантазировать. Умение предвидеть, представить, фантазировать является универсальным психическим свойством, без которого невозможна жизнь, в том числе и школьная. Оно обеспечивает активное восприятие мира, выполняет важную роль в становлении личности – помогает соотнести свой поступок, свое действие, свои мысли и желания с принятыми в обществе правилами и нормами, позволяет построить для себя идеалы и настойчиво двигаться к ним. Леонардо да Винчи советовал развивать фантазию путем простых и доступных упражнений: разглядывание пятен, трещин на стене, облаков, поиска их сходства с людьми, пейзажами, сражениями. И конечно, огромна роль искусства в развитии воображения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Готовность ребенка к школе

Материал может быть полезен учителям и родителям будущих первоклассников...

Тесты для родителей на определение готовности ребенка к школе

Когда говорят о «готовности к школе», то имеют в виду не отдельные умения и знания, а их определенный набор, в котором присутствуют все основные компоненты. Нельзя не признать, что обучение может быт...

Психологическая готовность ребенка к школе.

Предоставляю подбор  сюжетных картинок важных для подготовки ребенка к школе, будет полезен как педагогам так и родителям....

ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ

Конечно, важно, чтобы ребенок пошел в школу физически подготовленным, однако это далеко не единственное условие. Одним из самых необходимых моментов является психологическая готовность. Ее содержание ...

Ребенок идет в первый класс: психологическая готовность ребенка к школе. Как помочь ребенку в овладении навыками чтения, письма, счета

Ребенок идет в первый класс: психологическая готовность ребенка к школе. Как помочь ребенку в овладении навыками чтения, письма, счета...

Статья.Влияние отношений к ребенку в семье на готовность ребенка к школе.

Статья написана мною исходя из большого опыта работы с детьми, с первоклассниками.Большую часть для родителей .Игры можно использовать и в группе продленного дня....