Родительское собрание" Моя семья- моя радость"
консультация по теме

В сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы. Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности школьника. Для этого необходимо поднять педагогическую подготовленность родителей на качественный уровень, соответствующий условиям и потребностям современного общества. Поэтому,  стараюсь  разнообразить формы родительских собраний: час сердечного общения, вечер вопросов и ответов, анкетирование,презентации 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Януш Корчак 22.07.1878 – 5.08.1942 гг. «Как любить ребенка»

Слайд 2

Выдающийся польский педагог, писатель, публицист и общественный деятель. «Воспитание ребенка – это не милая забава, а работа, в которую нужно вложить усилия бессонных ночей, капитал тяжких переживаний и множество размышлений...

Слайд 3

Во время войны продолжал работу в «Доме сирот». В 1940 году вместе с воспитанниками детского дома, которых Корчак отказался бросить, был перемещён в концлагерь. Смерть Корчака стала легендарной. Доподлинно известно, что Корчак мог спастись: ему не раз предлагали выйти из заключения, для него было приготовлено убежище «на арийской стороне». Корчак остался с детьми до конца... Отказавшись от предложения оставить подопечных детей, врач и педагог Януш Корчак погиб 5 августа 1942 года вместе с воспитанниками в газовой камере концлагеря Треблинка.

Слайд 4

10 заповедей для родителей 1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.

Слайд 5

2. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот — третьему, и это необратимый закон благодарности.

Слайд 6

3. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет .

Слайд 7

4.Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам и, будь уверен, ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть и больше, поскольку у него нет опыта.

Слайд 8

5. Не унижай!

Слайд 9

6. Не забывай, что самые важные встречи человека — это его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них — мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.

Слайд 10

7. Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка. Мучь, если можешь — но не делаешь. Помни, для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.

Слайд 11

8. Ребенок — это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», «свой» ребенок, но душа, данная на хранение.

Слайд 12

9. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, что бы делали твоему .

Слайд 13

10. Люби своего ребенка любым — неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним — радуйся, потому что ребенок — это праздник, который пока с тобой.



Предварительный просмотр:

Моя  семья - моя радость.

(Материалы  для родительского собрания.    3-4 классы)

        «Слово - дело великое.  Великое потому,  что словом

        можно соединить людей, словом можно и разъединить                                                                          

        их,  словом можно служить любви, словом же можно

        служить вражде и ненависти.  Берегись от такого слова,

        которое разъединяет людей.»

        (Л.  Н. Толстой)

Родительское собрание - эффективная форма взаимодействия с коллективом родителей всего класса. Однако, часто можно наблюдать такую картину: на собрании в классе присутствуют часть родителей, которые ждут своей участи, а мы рассказываем о негативных фактах из жизни детского коллектива.  Это приводит к тому,  что родители испытывают тревожное ожидание перед посещением  собрания и просто перестают ходить на них.  Поэтому,  стараюсь  разнообразить формы: час сердечного общения, вечер вопросов и ответов, заседания родительского комитета, анкетирование среди родителей и детей. Собираю «копилку» интересных ответов, смешных историй и т.д.

Анкета  « Я и моя  семья»

  1. Нравится ли Вашему ребёнку школа? Чем?
  2. Рассказывает ли ребёнок дома то, что происходит в школе? Что именно?
  3. Нравятся ли ему (ей)  другие дети в классе, чем именно?  
  4. Приходится ли Вам  помогать  ребёнку  делать уроки, как Вы это делаете?
  5. Какой школьный предмет ребёнок делает с удовольствием?  Какой вызывает у него трудности и сопротивление?
  6. Вы устали или плохо себя чувствуете, а к Вашему сыну (дочери) пришли друзья.  Что Вы скажете?
  7. Вы заметили, что ваш (а)  сын (дочь) курит.  Как Вы поступите?
  8. Даете ли Вы своему ребёнку деньги на его личные расходы?  Знаете ли, на что  конкретно он их тратит?
  9. Как Вы относитесь к просьбе дочери (сына) купить ей (ему) новую вещь?
  10. У Вас плохое настроение.  Отражается ли это на Ваших детях?
  11. Расскажите, какие методы Вы применяете в воспитании своего ребенка?
  12. Вас вызывают в школу, о чём Вы узнали из дневника ребёнка. Ваша реакция?
  13. Вы хотите быть не только родителем, но и другом Вашего ребёнка. Что для этого нужно?
  14. Вы узнали, что Ваш ребёнок совершил плохой поступок. Как Вы поступите?
  15. Ваш ребёнок плохо отзывается об учителях. Как Вы поступите в таких случаях?
  16. Вы заметили, что ребёнок врёт. Как Вы поступите?    

                 Обратившись  к творчеству известного учёного 20 в.  В. А. Сухомлинского, мы находим его наблюдения, опыт актуальными и в настоящее время. Сам процесс воспитания рассматривался     им  «как стремление к идеалу – живому образу того человека, который воплощает в себе совершенные отношения идеального общества».   Воспитывая ребёнка, мы воспитываем завтрашнего полноправного члена нашего общества.  Привить чувство гражданства,  взрастить его в ребёнке – задача взрослых,  находящихся рядом с ним.    

        «Воспитание  личности приносит плоды только в том случае, - замечает  Ю. Б. Гиппенрейтер, - если оно проходит в правильном эмоциональном тоне, если родителю или воспитателю удаётся сочетать требовательность и доброту, - доброту обязательно! Это правило давно интуитивно найдено в педагогической практике и осознано многими выдающимися педагогами.  Если же общение  со взрослым не приносит ребёнку радости, то  «правильного воспитания личности не происходит!»

        Важно помнить: воспитывает  всё – отдельные слова, жесты, суждения о чём-либо, отношения с друзьями,  прочитанная сказка и просмотр телепередачи.  Картина будущего «взрослого»  поведения ребёнка пишется  маленькими мазками ежеминутно, ежедневно, непроизвольно срисовывается с окружающего мира.  Значимым фоном являются авторитет и поведение родителей. Успешность внутрисемейного воспитания зависит от сложившихся отношений между  членами  семьи,  её ценностей,   традиций.

        Дети постоянно и быстро развиваются.  Как  показывает практика,   упущенные моменты в воспитании, которые могли быть  вовремя  скорректированы,  в дальнейшем превращаются в затяжную,  сложную ситуацию, которая потребует приложения  гораздо  больших усилий со стороны родителей,  длительного сотрудничества со специалистами.  Убеждены:  величина  родительского  внимания  или  родительской  любви  не  может  зависеть от внешних обстоятельств.

        Приведём в качестве примера ситуации,  с которыми родители нередко сталкиваются в процессе воспитания, и варианты их разрешения, где главное – помнить, что ребёнок не является уменьшенной копией взрослого: предъявляемые к нему  требования должны быть  соотнесены с его личностными особенностями, возрастом,  темпераментом.

        Пробуждение. Будить ребёнка следует, находясь в этот момент  рядом с ним, спокойным, ласковым  голосом.  Можно осторожно потрогать его за плечо, тихонько похлопать по  руке,  погладить по головке.  Ваши руки должны быть  теплыми, а движения – плавными и любящими, призывающими войти в прекрасный день, полный нового и интересного.  В силах  родителей создать хорошее настроение и позитивный настрой у детей. Дайте ребёнку время проснуться:  переход от сна  к бодрствованию не может совершиться в одно мгновение. Необходимо, чтобы  у ребёнка было достаточно времени для самостоятельного проведения   гигиенических  процедур.  Такие фразы,  как «мы  опаздываем», «быстрее»,  «ну что ты там возишься»,  никак нельзя отнести к «прянику» в воспитании, и нужно ли начинать новый день с замечаний и окриков?   Это ребёнок,  который ещё только обучается всему, в том числе и определенному режиму в будни,  выходные дни.

                            По  дороге в школу.        Время по пути в школу можно использовать для общения с ребёнком, чтобы настроить его на новые открытия, встречу с друзьями,  одноклассниками (заодно узнать, как складываются  у ребёнка  с ними отношения). Это время можно заполнить  сочинением  маленьких стихотворений, историй,  сказок о том, какое утро летом, а какое оно осенью;  как меняются со сменой времён года природа и прохожие вокруг и пр.

        Встреча. Встречаясь с ребёнком после рабочего дня, забудьте на время о своих проблемах и переключитесь на него.  Как не поинтересоваться тем,  что было сегодня интересного, как прошел день, что нового он узнал.  Слушайте своих детей спокойно, но активно:  реагируйте на его рассказ восклицанием,  выражением одобрения.  Задавайте уточняющие вопросы, узнайте об отношении ребёнка к излагаемому событию,  выскажите своё мнение.  Ваша готовность к контакту,  неравнодушие и живой интерес  к теме,  затронутой ребёнком, закрепляют в нём уверенность,  что события, произошедшие в его жизни, так же интересны родителям,  как и любые другие,  уверенность в том, что папа и мама обязательно найдут для него время: выслушают, поймут, поддержат,  подскажут.  Если у вас возникли какие-либо вопросы к педагогам, не оставайтесь   наедине с сомнениями и догадками: найдите время для беседы.   Не забывайте, что вы это делаете, прежде всего, в интересах  ребёнка:  необходимо получить исчерпывающую информацию и своевременно отреагировать на ситуацию.

        Личное  пространство.  Личное пространство ребёнка изначально организовывается родителями.   Это не обязательно детская комната, но и отдельный письменный стол, полочка   с одеждой или школьный ранец.  Все это составляющие пространства  вашего ребёнка.  Помните, что он должен осознавать себя хозяином своих вещей.  Это приучает его к порядку,  ответственности и дисциплине, ведёт   к пониманию  «границ»  личности,  формирует такие понятия,  как уважение,  терпимость и самокритичность,  учит находить общие точки соприкосновения и обеспечивать  дальнейшее взаимодействие.

Что   же   делать   родителям  при  решении   проблемы  «дети и   деньги»?

                (вот  несколько  советов).

- учите  детей  обращаться  с  деньгами,  а  не  оберегайте их  от  этого  вопроса;

-предоставьте  ребенку хотя бы немного самостоятельности для удовлетворения своих желаний. Самостоятельность  и возможность выбора дают больше шансов для появления ответственности.

-не укореняйте в сознании ребенка особое отношение к деньгам, не ругайте его из-за потери денег больше, чем из-за потери другого предмета.

-избегайте  при ребенке  разговоров о богатых и немереных возможностях: пользы от таких разговоров никакой, а чувство зависти, которое может возникнуть у ребенка -  не лучшее из человеческих качеств.

-не подбирайте ребенку друзей «по достатку».

-если в семье есть традиции  благотворительности, то ребенок должен быть к ним причастен, тогда у него  сформируется более правильное отношение к деньгам.

- не скрывайте от ребенка семейных финансовых проблем, говорите о них вслух, устраивайте общее советы по этому поводу.

- недопустимо сначала дать ребенку деньги, а потом забрать их под благовидным предлогом. Или обсуждать то, как ребенок распорядился деньгами. Раз потратил - значит, так считал нужным. Именно для этого и были даны ему деньги. Только самостоятельно человек сможет научиться рационально, расходовать деньги рассчитывать свои возможности, соизмерять их со своими желаниями.

Если мы хотим вырастить самостоятельно, разумного, думающего человека, мы не должны лишать его возможности учиться быть таким с раннего детства.

ПАМЯТКА

«Хотите, чтобы ваш ребенок ходил в школу с удовольствием?»

  • Не говорите о школе плохо, не критикуйте учителей в присутствии детей.
  • Не спешите обвинять учителя в отсутствии индивидуального подхода, задумайтесь над линией собственного поведения.
  • Вспомните, сколько раз вы сидели с ребенком и наблюдали за его работой над уроками. Были ли случай, когда вы замечали у ребенка неправильные приемы работы и показали ему правильные.
  • В случае конфликтной ситуации в школе постарайтесь устранить её, не обсуждая все подробности с ребенком.
  • Следите, чтобы ваш ребенок вовремя ложился спать. Невыспавшийся ребенок на уроке – грустное зрелище.
  • Пусть ваш ребенок видит, что вы интересуетесь его заданиями, книгами которые он приносит из школы.
  • Читайте сами, пусть ребенок видит, что свободное время вы проводите за книгами, а не только у телевизора.
  • Учите ребенка выражать мысли письменно: обменивайтесь с ним записками, пишите вместе письма. Если ребенок рассказывает вам о событии, которое произвело на него впечатление, то предложите ему записать этот рассказ, а вечером прочитать всем членам семьи.
  • Принимайте участие в жизни класса и школы. Ребенку  приятно, если его школа станет частью  вашей жизни. В школе ваш ребенок может столкнуться с очень критическим отношением к себе. Помогите ему не потерять веры в себя. (Учительская газета.1988.23 февраля)

            Воспитание в семье - это первый, основополагающий этап многолетнего процесса, который влияет на развитие личности, формирование её мировоззрения, становления гражданского сознания. Грамотный подход к осуществлению своих функций воспитателя – прямая обязанность каждого родителя.

Использованная литература

1.Сухомлинский В.А. как воспитать настоящего человека? (Этика коммунистического воспитания). Педагогическое наследие /сост. О.В.Сухомлинская. М.,1990

2.Леонтьев А.Н.. проблемы развития психики. М.,1981

3.Гиппенрейтер Ю.Б. введение в общую психологию: курс лекций. М.,1998

4.Сухомлинский В.А. Мудрость родительской любви / сост. А.И.Сухомлинская. М.,1988

5. «Начальная школа» №11, 2010г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительские собрания "Счастливая семья. Какая она?" "Моя семья-моя радость" "Родителям второклассников" "Как помочь ребёнку в приготовлении уроков?"

Одной из самых трудных форм работы классного руководителя является работа с родителями. Из разговоров с коллегами знаю, что для многих, особенно ...

Разработка родительского собрания-проекта "Семья-дом радости и мудрости на пути становления личности ребёнка". 1 класс

Такое родительское собрание проводится в 1 классе в рамках проекта "Моя семья" и представляет собой огромный по масштабу проект, где представлены все семьи учащихся класса, их традиции, национальная к...

"Моя семья-моя радость" родительское собрание

Родительское собрание итоговое в 3 классе. Оно проводится в доброжелательной атмосфере, где повествуются все события текущего года в виде игр, презентаций, диспута.Намечается проектная деятельность на...

Родительское собрание "Моя семья-моя радость"

Совместное собрание детей и родителей по теме " Моя семья-моя радость" для создания благоприятной атмосферы как дома , так и в школе....

Родительское собрание "Моя семья - моя радость" 1 класс

Данное родительское собрание проводится совместно с детьми. На нем обсуждаются вопросы взаимоотношений родителей и младщих школьников. Построено с использованием конкурсов, номеров художественной подг...

родительское собрание "Семья - моя радость".

родительское собрание "Семья - моя радость"...