Главные вкладки

    Разработка родительского собрания-проекта "Семья-дом радости и мудрости на пути становления личности ребёнка". 1 класс
    методическая разработка (1 класс) по теме

    Гурьянова Марина Валерьевна

    Такое родительское собрание проводится в 1 классе в рамках проекта "Моя семья" и представляет собой огромный по масштабу проект, где представлены все семьи учащихся класса, их традиции, национальная кухня (если в классе учатся дети разного национального состава). Например в моём классе учатся русские, ненцы и лезгины. Собрание было построено представлением творческих программ: праздник "Русской рубахи", "Лезгинская свадебная традиция" (с танцами, шашлыками и т.д) и "Ненецкие виды спорта". Это получилось ЧУДО!!!, которое помогло за 2 месяца  (именно столько мы готовили этот большой проект)  сделать "родными" всех: учеников, их родителей, учителя, родителей и детей.  Труд огромный, но дело стоящее, поверьте.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Родительское собрание-проект                                                                                                                        «Семья – дом радости и мудрости на пути становления личности ребёнка».

    Пояснительная записка.

            Родительское собрание «Семья – дом радости и мудрости на пути становления личности ребёнка» проводится в 1-ом классе и является составной частью Программы духовно-нравственного развития и воспитания личности   младших школьников. Идея проведения собрания-проекта возникла не случайно: согласно требованиям ФГОС в начальной школе важное место занимает проектная деятельность, которая предполагает сотрудничество взрослых и детей в процессе изучения определённой темы, решения какой-либо  проблемы.     Проектная деятельность в начальной школе предполагает обязательное присутствие 3-х моментов: выбор, планирование, критика проекта.                 Тема собрания важная и ёмкая, требующая многих физических и душевных сил как со стороны взрослых, так и со стороны детей, а также особенных интеллектуальных и творческих умений учителя, готовящего такое мероприятие.                                                   Целью нашего проекта стало: развитие творческой и коммуникативной способностей ребёнка, привитие навыка сотрудничества с другими людьми, активизация навыков эмоционального общения с членами семьи, развитие первоначальных умений добывать, собирать информацию из разных источников, осмыслить её  использовать для выполнения проекта; создание презентации – книги о жизни, традициях и ценностях семей класса.                                                                                                 Цель собрания: развитие интереса к истории своей семьи и семьям своих товарищей; воспитание чувства любви к своей семье и гордости за неё, чувства уважения к родителям, а также особое осознание родителями своей значимости в жизни детей.                 Объект исследования: учащиеся 1-го класса и их семьи.                                         Предмет исследования: история семьи каждого ученика в отдельности.                 Задачи:                                                                                         1. Познакомиться с историей развития, традициями каждой семьи обучающихся класса.                                                                                                 2. Изучить, какое влияние оказала проведённая по теме работа на развитие учащихся.                                                                                                         Предполагаемые результаты проектной деятельности: в результате изучения истории семей учащихся класса, их традиций, участия обучающихся в подготовке и проведении мероприятия у детей с родителями установятся более тесные и доверительные взаимоотношения.                                                                                   Мероприятие воспитывающее и познавательно-развивающее.         Патриотическое воспитание, воспитание гражданственности имеют нравственные основы и будут актуальны во все времена.                                                 Мероприятие  универсально по содержанию и структуре и  может быть проведено для учащихся 1-4 классов (с нарастанием по изучаемой проблеме).                         Мероприятие проводится в форме  тематической семейной встречи, где определению «семейная» придаётся ёмкое значение: единая национальная семья, классная семья, единая семья взрослых и детей.                                                                         Первая часть встречи – необычный отчёт детей, родителей и учителя о проделанной по теме работе: презентация «Семья – дом радости и мудрости на пути становления личности ребёнка», мини-монтаж с выступлением детей.                         Вторая часть – «Приходите в гости к нам»: выступление национальных семей класса с рассказом о своих традициях, инсценированием национальных произведений, выставкой поделок и коллекций, фотографий, разучиванием игр своего народа, проведением конкурсов, танцами, где родители и дети вместе.                                         Третья часть – «Посидим вместе, поговорим, попьём чайку да споём песни»: национальные угощения, песни, загадки, сказки, стихи (приветствуется собственное сочинение).                                                                                                Основу КТД (творческого проекта) составляет большая предварительная работа, проведённая задолго до отчётного действа. Данная работа указана в содержательном блоке. Представленные детьми творческие работы (стихи, загадки, рисунки, проекты), их участие в поэтическом марафоне (чтение стихов северных поэтов) оцениваются независимым жюри, куда входят заместитель директора по ВР и педагоги-организаторы,  отмечаются грамотами (благодарностями) школьного уровня за оригинальность содержания и оформления.                                                                                         Для полноты видения проделанной работы и красочности подачи материала оформляются презентации, выставки рисунков, проектов, фото. (см. Приложение)                              Время проведения собрания: суббота.                                                         Место проведения собрания: классная комната и помещение для проведения массовых игр, танцев, конкурсов.                                                                Участники мероприятия:  дети, их мамы, папы, бабушки…                Организационный блок:

    1. Определение организатора КТД: учитель.
    2. Подбор песен, стихов, участников действа.
    3.  Конструктивная и организаторская деятельность руководителя КТД:
    1. Работа с литературой по теме.
    2. Написание сценария.
    3. Работа по оформлению тематических презентаций.
    4. Подбор   песен, стихов, участников действа, книг для выставки.
    5. Репетиции.
    6. Организация проектной деятельности учеников и их родителей.
    7. Выбор места проведения мероприятия.
    8. Решение  вопросов по оформлению помещения.
    9. Обсуждение вопроса о внешнем виде выступающих.
    10. Помощь при подготовке семейных выступлений.
    1. Оформление:
    1. Аншлаг с названием мероприятия.
    2. Выставка «семейных» газет.
    3. Иллюстрации со стихами и загадками народов разных национальностей: собственное сочинение.
    4. Оформление стола национальными блюдами.
    5. «Дом», нарисованный на листе, и аншлаги со словами: «терпение», уважение», «доброта», «забота», «трудолюбие»,  «взаимопомощь».

     Содержательный блок.

    1. Работа с информационными источниками (литература, Интернет, словари, исторические справочники).
    2. Количественные социологические данные о составе семей обучающихся класса.
    3. Оформление «Семейных» газет «В доме моём».
    4. Сочинение стихов и загадок, сказок о родном крае (в классе есть русские, лезгины и ненцы).
    5. Подбор и разучивание национальных игр.

    Оборудование:

    1. Мультимедийная установка, аудиоаппаратура, фотоаппарат, видеокамера.
    2. Информационные буклеты для родителей.
    3. Письма детей родителям.
    4. Атрибуты к играм, проводимым в русских семьях, семьях лезгин и ненцев.
    5. Конверты с разрезными пословицами о семье.

    Предварительная работа с классом:

    1. Заполнение «Портфолио» по теме «Моя семья».
    2. Написание и оформление писем с пожеланиями родителям.
    3. Подготовка выставки рисунков, семейных коллекций и проектов, выполненных взрослыми и детьми.
    4. Оформление классной комнаты.
    5. Сервировка стола.
    6. Заучивание стихов. Репетиции.

    Предварительная работа с семьёй:

    1. Анкета «Ребёнок в семье».
    2. Сбор информации о семьях.
    3. Работа с фотографиями: сбор, сканирование.
    4. Подготовка семейных газет.
    5. Подготовка блюд к столу.
    6. Подготовка рассказов о традициях семьи.

     

    План проведения собрания.

    Звучит Песня в исполнении С. Беликова «Деревня».

    1. Приветствие.
    2. Повестка собрания-проекта.
    3. Слово учителя по теме собрания.                                                                                       Макаренко А.С.                                                                                                     «Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной».
    4. Выступление учеников: мини-монтаж.                                                 1 уч.

    Семья – это счастье, любовь и удача,                                                                   Семья – это летом поездки на дачу,                                                                   Семья – это праздник, семейные даты,                                                                             Подарки, покупки, семейные траты,                                                                    Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,                                                                Мечты о хорошем, волнение, трепет.

    2 уч.

    Семья – это труд, друг о друге забота,                                                                      Семья – это много домашней работы.                                                                      Семья – это важно! Семья – это сложно!                                                              Но счастливо жить одному невозможно!                                                                         Всегда будьте вместе, любовь берегите,                                                                  Обиды и ссоры подальше гоните,                                                                          Хочу, чтоб про нас говорили друзья:                                                                            Какая хорошая Ваша семья!

    3 уч.

    Папа жалуется:                                                                                                           - Что-то утомляюсь от работы…                                                                             Мама тоже:                                                                                                                          - Устаю, на ногах едва стою..                                                                                          Я беру у папы веник –                                                                                                  Я ведь тоже не бездельник.                                                                                       После ужина посуду                                                                                                    Сам помою, не забуду!                                                                                                                 Папу с мамой берегу,                                                                                                                       Я же сильный, Я смогу!

    4 уч.

    Любили тебя без особых причин.                                                                                За то, что ты – внук,                                                                                                                 За то, что ты – сын,                                                                                                           За то, что малыш,                                                                                                                        За то, что растёшь,                                                                                                                За то, что на маму и папу похож.                                                                                       И эта любовь до конца твоих дней                                                                        Останется тайной опорой твоей.

    5 уч.

    Мы вам желаем от души,                                                                                                        Дела чтоб были хороши,                                                                                           Чтобы в дом не стучалась беда,                                                                                                          Чтобы грусть не пришла никогда!                                                                                     Желаем счастья и добра,                                                                                             Желаем тёплых, светлых дней,                                                                        Здоровья, что всего важней

    1.  Презентация «Моя семья».
    2. Презентация «Моя классная семья».
    3. Представление выставки проектов, семейных работ, рисунков, коллекций.
    4. Культурная программа встречи.

    Выступление семей: русские, лезгины и ненцы (это национальный состав класса):

    1. Праздник «Русской рубахи» - проводят семьи Фоминой Марии и Обидиной Виктории (игра «Пугало», коллективные игры, командное рисование рубах).
    2. Рассказ с показом о ненецких видах спорта – проводит папа Белугиной Юлии.
    3. Традиция лезгин: свадьба – проводят семьи Гаджибалаевых, Агасиевых и Ахмадовых.
    1. Конкурс загадок: проводит мама Ермолиной Саши (2 команды).
    2. Игра «Ёлка»: проводит сестра Геймбух Полины (2 семьи).
    3. Разучивание танца: проводит ученица 1 класса Геймбух Полина.
    4.  Вручение писем родителям: их вручают дети.
    5. Танец «Паровозик»: проводит семья Геймбух Полины. (танцуют-играют дети и родители).
    6. Общение за семейным столом, поздравления. Фото на память.

         Учитель.

    Берегите своих детей,                                                                                                               Их за шалости не ругайте.                                                                                                  Зло своих неудачных дней                                                                                                   Никогда на них не срывайте.                                                                                                     Не сердитесь на них всерьёз,                                                                                            Даже если они провинились,                                                                                                                   Ничего нет дороже слёз,                                                                                                   Что с ресничек родных скатились.                                                                                           Если валит усталость с ног,                                                                                           Совладать с нею нету мочи,                                                                                                     Ну а к вам подойдёт сынок                                                                                                       Или руки протянет дочка.                                                                                      Обнимите покрепче их,                                                                                               Детской ласкою дорожите!                                                                                                    Это счастья короткий миг,                                                                                                     Быть счастливыми поспешите!                                                                                   Ведь растают, как снег весной,                                                                                         Промелькнут дни златые эти,                                                                                                                  И покинут очаг родной                                                                                           Повзрослевшие ваши дети.                                                                                    Перелистывая альбом с фотографиями детства,                                                                   С грустью вспомните о былом,                                                                                         О тех днях, когда были вместе.                                                                                 Как же будете вы хотеть                                                                                                     В это время опять вернуться,                                                                                      Чтоб им, маленьким, песню спеть,                                                                            Щёчки нежной губами коснуться.                                                                              И пока в доме детский смех,                                                                                                   От игрушек некуда деться,                                                                                                    Вы на свете счастливей всех!                                                                           Берегите, пожалуйста, детство!

    Звучит песня «Родители».

    Вручение родителям информационных буклетов.

    Вся программа собрания – проекта собрана в презентационном отчёте.

    1. Анкета родителям «Ребёнок в семье».

    Вопрос.

    Ответ.                                    Краткий рассказ.

    Совет от семьи, рекомендации, пожелания другим семьям.

    1. Что для вас «родной дом»?

    1. Сохранились ли воспоминания, связанные с рождением детей?

    1. Можно ли считать вашу семью дружной?

    1. Можно ли назвать вашу семью читающей?  

    1. Какие газеты и журналы к вам приходят по почте?

    1. Поют ли в вашей семье? О чём эти песни? Слушают ли их дети?

    1. Есть ли сказки, которые  взрослые сами сочиняют для детей в вашей семье? Расскажите, пожалуйста!

    1. Вы иногда пугаете детей, если они не слушаются, плохо ведут себя, плохо учатся?

    1. Какие события в жизни ребёнка празднуются в вашей семье?

    1. Каким вы хотите видеть своего ребёнка в будущем?

    1. Есть ли в семье коллекции? Какие?

    1. Какая заветная мечта есть у вашей семьи?

    1. Какие высказывания (жизненная мудрость) старших памятны вам с детства?

    1. Как семья отдыхает?

    1. Наше собрание-проект состоится 24.12.2011г. в 11 часов. Вас ждут тёплое полезное общение, игры, соревнования, конкурсы. Кто из семьи придёт на эту встречу (перечислите)?

    1. Сбор информации по теме.

    Уважаемые родители! Нужна информация:

    Какую программу Вы подготовили к собранию о семье? (рассказ о традиции, сценка, песня, стихи, конкурсы, разучивание и проведение игры, соревнования, своё семейное угощение? Может Вы представите коллекцию, семейную газету, оформите выставку рисунков..?)

    Напишите подробно:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    1. Изучение результатов работы над проектом. Рефлексия.

    Одной из задач работы над данным проектом была следующая: изучить, какое влияние оказала проведённая по теме работа на развитие учащихся. Для этого учителем через три дня после собрания (за это время произошло восстановление в памяти всего произошедшего, и  состоялся внутренний анализ событий) был проведен опрос среди детей и их родителей.

    Опрос среди родителей.

    1. Ответьте, считаете ли вы проведённое собрание-проект:
    1. Значимым и важным для Вас и Вашего ребёнка
    2. Пустой затеей
    1. Готовясь к этому собранию, какие умения приобрели дети?
    1. Умение общаться со взрослыми
    2. Умение добывать информацию из разных источников (фотоальбомы, интернет, книги…)
    3. Умение отбирать нужную информацию
    4. Умение работать с компьютером и фотоаппаратом…
    5. Умение работать в содружестве с родителями
    1. Что особенно запомнилось Вам и Вашим детям с этой встречи?

    __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    1. Какие качества в ребёнке помогают воспитывать такие мероприятия?

    _____________________________________________________________________________

    Опрос среди родителей.

    1. Ответьте, считаете ли вы проведённое собрание-проект:
    1. Значимым и важным для Вас и Вашего ребёнка
    2. Пустой затеей
    1. Готовясь к этому собранию, какие умения приобрели дети?
    1. Умение общаться со взрослыми
    2. Умение добывать информацию из разных источников (фотоальбомы, интернет, книги…)
    3. Умение отбирать нужную информацию
    4. Умение работать с компьютером и фотоаппаратом…
    5. Умение работать в содружестве с родителями
    1. Что особенно запомнилось Вам и Вашим детям с этой встречи?

    __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    1. Какие качества в ребёнке помогают воспитывать такие мероприятия?

     

    Опрос среди детей.

    1. Вам понравилось наше собрание-проект?
    1. Да
    2. Нет
    3. Не знаю
    1. Что вам запомнилось с этой встречи? Напишите.

    __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    1. Чему научила вас работа над проектом?
    1. Дружить с родителями – это здорово!
    2. Много вкусненького  это лучше всего?
    3. Я учился оформлять проект: рисовать, клеить, вырезать, украшать.
    4. Я фотографировал сам.
    5. Я искал фотографии в альбоме.
    6. Я помогал готовить коллекцию к выставке.
    7. Я помогал оформлять класс к этой встрече.
    8. Узнавать новое – это важно и интересно.
    9. Дарить радость окружающим – это замечательно!
    10. Такие встречи помогают быть ________________________________________
    11. Я понял, что мои одноклассники ______________________________________

    12. Я узнал, что семья__________________________________________________

    1. Я  узнал, что моя учительница ___________________________________________
    2. Как ты считаешь, надо ли проводить такие встречи?_______________________
    3. Обсуждали ли вы дома с родителями нашу встречу?________________________
    4. Какой вы её посчитали?________________________________________________

    Литература.

    1. Господникова М.К. Проектная деятельность в начальной школе. – Волгоград: Учитель, 2011.
    2. Начальное образование. Научно-методический журнал. ЗАО Издательство «Русский журнал», 2011. /Иванова Н.В. Проектная деятельность в начальной школе: трудности и ошибки. /с. 9-13/  

    Приложение.

    1. Анкета родителям «Ребёнок в семье».
    2. Обращение к родителям  (сбор информации).
    3. Вопросы к опросам среди детей и родителей «Изучение результатов работы над проектом. Рефлексия».
    1. Опрос среди родителей.
    2. Опрос среди детей.
    1. Информационный буклет «Мы вместе!»
    2. Фотоколлаж о том, как проходило собрание.

    Наполнение смыслового поля                                                         понятия «межличностная толерантность»                                                 у учеников 1- 4 классов.

    1. Для чего человеку нужно терпеть?
    2. Умеешь ли ты терпеть?
    3. Бывали ли в твоей жизни случаи, когда тебе приходилось проявлять терпение по отношению к другим людям?
    4. Бывали ли в твоей жизни случаи, при которых другим людям приходилось проявлять терпение к тебе?

    ГУРЬЯНОВА Марина Валерьевна. Презентация к родительскому собранию-проекту «Семья – дом радости и мудрости на пути становления личности ребёнка».

     

     

     

     

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка родительского собрания с презентацией "В науку нет коротких путей".

    Цель родительского собрания: познакомить с психологическими особенностями второклассников, помочь выявить трудности в обучении детей, дать рекомендации по решению возникших или возможных проблем....

    Родительское собрание Тема: «Роль общения в становлении личности ребёнка»

    Родительское собрание Тема: «Роль общения в становлении личности ребёнка»...

    Родительское собрание №1 "Семейные ценности и традиции как средство воспитания личности" 3 класс

    Родительское собрание №1 "Семейные ценности и традиции как средство воспитания личности" 3 класс...

    Становление личности ребёнка.

    В статье говорится о значении общения в развитии личностных качеств ребёнка....

    Родительское собрание – диспут Тема: «Роль семьи в воспитании духовно – нравственной личности ребёнка».

    Методическая разработка родительского  собрания- диспута на тему "Роль семьи в воспитании духовно - нравственной личности "...

    Родительское собрание на тему «Общение в семье, как средство формирования личности ребёнка».

    Родительское собрание  на тему «Общение в семье, как средство формирования личности ребёнка».Тип собрания: семинар-общение....