Родительское собрание "Моя семья - моя радость" 1 класс
методическая разработка (1 класс) по теме

Лавринова Ирина Леонидовна

Данное родительское собрание проводится совместно с детьми. На нем обсуждаются вопросы взаимоотношений родителей и младщих школьников. Построено с использованием конкурсов, номеров художественной подготовки. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_semya-moya_radost_1_kl.doc83 КБ

Предварительный просмотр:

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ. (зональное МО классных руководителей)

1 класс. Конец года.

Тема: «Моя семья – моя радость»

Задачи собрания:

  1. Формировать нравственную культуру детей и родителей.
  2. Способствовать развитию коммуникативных умений, доброты и взаимопонимания в семьях учеников.
  3. Способствовать формированию уважительного отношения детей к своим родителям и родителей к своим детям.

Подготовка к собранию:

Пригласительные билеты.

 Дорогие папа и мама!

Совсем скоро, ….., состоится большое классное собрание. Мы все к нему очень готовимся. Это встреча детей и родителей, наша и ваша встреча.

И я хочу сказать вам, как я вас люблю и как стараюсь оправдать ваши надежды. Я жду вас, приходите к … в наш любимый класс!

С любовью и уважением ваш сын ( дочь) …

Оформление доски.

«Любовью и уступками достигается все» Жан Поль.

Я + Я = счастливая и дружная, надежная и верная семья.

Из картона вырезано дерево. Надпись «дерево жизни» ( на ветках дерева прикреплены листочки, на которых фотографии каждой семьи в полном составе.)

ХОД СОБРАНИЯ:

1. (Звучат фанфары, выходит фея в нарядном платье. Подходит к дереву жизни и внимательно рассматривает его. В это время к ней выбегают мальчик и девочка. Взявшись за руки. Они тоже рассматривают дерево и видят фею)

М.и Д. – Ой, здравствуйте!

Ф. – Здравствуйте, дети! Вы тоже пришли на такое важное собрание?

М. и Д. – А о каком собрании вы говорите, уважаемая фея?

Ф. – О необычном классном собрании – празднике, посвященном семье.

М. и Д. – Семья? А что такое - семья? Мы живем на голубой планете и такое слово слышим впервые.

Ф. – Мне жаль вас, дети Голубой планеты. Вы не знаете, что означает семья. Может быть вам помогут ребята Планеты Земля из 1 класса?

Но прежде я расскажу вам одну сказку.

( музыка к песне «Маленький принц»)

Слайд 1

Давным – давно. Много веков тому назад. Так много звезд на небе ёще не было. В ясную ночь можно было видеть только одну звездочку. Она светила то ярко, то тускло.

Однажды Луна спросила у звездочки:

- Звездочка, почему твой свет такой разный, то яркий указывающий дорогу, то тусклый и незаметный?

З. (помолчав, вздохнула) – свет мой становится тусклым, когда мне одиноко. Ведь рядом со мной нет ни одной звездочки.

Л. – а в какие ночи твой свет становится ярким?

З. – мой свет становится ярким тогда, когда я вижу странников. Мне всегда хочется узнать. Что их манит в дорогу, куда они спешат?

Л. – ты узнала тайну этих странников?

З. – да. Однажды я задала этот вопрос страннику. Он был очень усталым от долгого пути, каждый шаг давался ему с трудом, но глаза ….

Л.- а какими были его глаза?

З.- они светились в темноте от счастья и радости.

Л. – чему он радовался?

З. – замерзая в снегу, голодая без куска хлеба, задыхаясь в жару, он шагал вперед, потому что знал, что дома его ждет тепло и уют, любовь и забота его семьи жены, детей, внуков. Ради их счастливых глаз он готов был совершить невозможное.

(З. помолчала)  - вот с той поры я и стараются дарить как можно больше света тем путникам, которые несут счастье в свой дом, в свою семью.

Л. – моя маленькая помощница! А ты хотела бы иметь свою семью, своих родных любящих людей?

З. – а разве это возможно? Слайд 2

Ф. – луна, не говоря больше ни слова. Махнула рукавом своего золотого одеяния, и в тот же миг на небе засияли тысячи новых звезд. Они мигали своим светом маленькой звездочке, как будто говорили: « Мы рядом, мы здесь, мы теперь – одна Семья».

- вам понравилась сказка, дети Голубой Планеты?

М. и Д. – да! Но мы хотели бы узнать поподробнее, что такое семья и как в ней живется родителям и детям.

Ф. – садитесь, пожалуйста, и внимательно слушайте, сегодня вы об этом узнаете.

2. Сообщение темы.

- Добрый день, уважаемые родители и коллеги! Сегодня мы так необычно начали родительское собрание. Оно у нас , действительно, необычное, потому что мы собрались все вместе: родители, дети – первоклассники и гости – мои коллеги, чтобы поговорить о семье, о взаимоотношениях родителей и детей. Собрание я назвала так ….. слайд 3

Эпиграф слайд 4« Отношения между родителями и детьми столь же трудны и столь же драматичны, как отношения между любящими.» А. Моруа

Как появилось слово “семья”?

Когда-то о нем не слыхала Земля…

Но Еве сказал перед свадьбой Адам:

Сейчас я тебе семь вопросов задам;

“Кто деток родит мне, богиня моя”?

И Ева тихонько ответила “я”,

“Кто их воспитает, царица моя”?

И Ева коротко ответила “я”

“Кто пищу сготовит, о, радость моя”?

И Ева все так же ответила “я”

“Кто платье сошьет?

Постирает белье?

Меня приласкает?

Украсит жилье?

Ответь на вопросы, подруга моя!”

“я”, “я” …тихо молвила Ева – “я”, “я”…

Сказала она знаменитых семь “я”

Вот так на земле появилась семья.

Что же такое семья?

- Готовясь к собранию, я попыталась выяснить у детей, что они знают о семье, что думают о своих родителях. Вот их ответы.

Предварительное анкетирование детей:

  1. Мои родители …
  2. Кто глава вашей семьи?
  3. Мне кажется, что наша семья ….
  4. Чем ты огорчаешь родителей?…
  5. Есть ли у тебя тайны от родителей?
  6. Что бы ты хотел изменить в своей семье?
  7. Если бы ты был волшебником, чтобы ты сделал для своей семьи?

3. Вступительное слово учителя.

- Когда произносим слово «семья», тут же вспоминаем о ласковой матери и заботливом в своей строгости отце. Это слово хранит в себе тайны и загадки. А еще его можно разделить на две части: семь и я. И правда – в семье все чем-то похожи друг на друга: лицом, взглядом, нравом и характером. У членов одной семьи могут быть общие увлечения и любимые занятия.

Слово «семья» происходит от слова «семя». Маленькое семя, с любовью посаженное в землю, дает крепкий росток. Со временем на нем появляются сначала нежные цветы, затем и добрые плоды. Главная забота родителей – чтобы дети выросли хорошими людьми. Любовью и терпением родителей достигается семейное счастье, непрестанным трудом – достаток и благополучие, личным примером – хорошие дети.

Слайд 5

  • Если дети живут в обстановке критики, они учатся критиковать и осуждать других людей.
  • Если дети живут в обстановке вражды и злобы, они учатся быть злыми, учатся драться.
  • Если дети живут среди насмешек, они становятся нерешительными и излишне скромными.
  • Если дети живут в обстановке стыда и смущения, чувство собственного достоинства уступает место чувству вины.

                                                                                                               (Д. Нолт)

- Мы все с вами родители. И все мечтаем вырастить идеального ребенка. А какой он идеальный ребенок в вашем понимании ? я хочу услышать ваше мнение. (вопрос для родителей – обсуждение)

- Чтобы это осуществить надо самим стать идеальным родителем. Воспитание ребенка необходимо начать с воспитания самих себя. Ребенку нужен родитель, умеющий слушать, понимать, принимать, разделять, помогать и главное любить.

4. Посвящение папе.

- Маленьких детей часто спрашивают: ты кого любишь больше папу или маму? И дети говорят: и папу и маму. Так и должно быть. Детям хочется тепла, ласки, понимания  и внимания от обоих   родителей. Но папы, пытаясь заработать на хлеб насущный, домой приходят поздно и на общение с детьми чаще всего  уже не способны.

Дети рассказывают стихи про папу.

1 ученик: какой наш дом без папы!

Правда же, ребята?

Кто починит табуретку,

На машине подвезет,

в дневнике моем отметки

знает все наперечет!

2 ученик: почему в нашем доме грохочущий шум,

Зашкалили разом все датчики.

Это папа, забыв про сон и еду,

Решает со мной математику.

3 ученик: вот так чудо! Вот так дела!

У нас газета ожила!

Она на носу у папы лежит

И в тон его храпу шуршит!

4 ученик: мы с папой решили уборкой заняться.

«Мой друг! – сказал папа. – Пора приучаться».

«Идея прекрасная» - мама сказала

И тотчас из дома она убежала.

5 ученик: Мы шутим, конечно,

Но  мне очень приятно,

Когда со мной рядом

Мой лучший папа!

Спасибо, милый папочка,

Что ты достался мне!

Люблю улыбку ясную,

Она как свет в окне!

Хочу, чтоб ты был счастлив,

Успешен и здоров!

Ты самый замечательный

И лучший из отцов!

( еще)

Учитель: Ребята, назовите лучшие черты характера своего папы.

Слайд 6

Качества хорошего отца:

- отец должен быть доступным для малыша;

- ответственность за материальное обеспечение потребностей детей;

- осведомленность – всегда с интересом и участием следить за ростом детей.

- иметь желание и терпение объяснять незнакомое, передавать свои знания и опыт;

- уметь хвалить за исследование, успешное действие;

- включенность в совместную деятельность с ребенком.

Учитель: - из статьи К. Халиной, газета «Вперед» «Отец – герой для ребенка. Сыновья во всем копируют своих отцов, перенимают походку, манеру разговаривать, жесты и поведение. От отца они воспринимают такие черты, как сила духа, мужская надежность, отношение к окружающим. Если мальчик хоть раз в жизни видел, как его отец бросился выручать женщину, если заметил, что отец уступает место тому, кто в этом больше нуждается, такой мальчик в детстве усвоит нормы порядочности. Нормы естественного поведения.2

 Игра «Ты и я» в форме блиц – опроса.

- Давайте поиграем и посмотрим, хорошо ли дети и папы знают привычки друг друга.

Опрос учеников: (папа за дверью)

- любимая папина еда.

- любимая папина одежда.

- Любимое место в доме.

- любимое занятие папы.

(эти же вопросы папе. Подсчитать совпадения)

Опрос папы:

- сколько лет вашему ребёнку?

- кто его лучший друг?

- сколько уроков у ребенка в понедельник?

- какой предмет самый нелюбимый?

  1. Посвящение маме.

Учитель: мама – самое прекрасное слово на земле. О чем мечтает каждая мама? О счастье своих детей. В мыслях матери – дети, в сердце – постоянная тревога не только об их здоровье, но и о том, как их воспитать, что сделать для того, чтобы дети стали гордостью, опорой, надеждой.

Предварительное анкетирование матерей:

  1. Какова основная роль матери в воспитании ребенка?
  2. Считаете ли вы, что у вас есть взаимопонимание с ребенком? Почему?
  3. Какие чувства вы вызываете у ребенка: любовь, тревогу, страх, жалость и т.д.?
  4. С какими трудностями в воспитании вы встретились?
  5. Слушается ли вас ребенок? Почему?
  6. Есть ли у вас общие с ребенком занятия и увлечения? Какие?
  7. Каким вы хотите видеть своего ребенка?
  8. Каким должен быть родитель?
  9. Какими средствами можно добиться хорошего результата?

( анализ анкет)

- анализ анкет показал, что у каждого из вас есть свои трудности, тревоги и проблемы. А также вижу, что у вас есть успехи, радости и сомнения.

Учитель: Мать является источником детской нравственности в семье, поэтому её роль в воспитании ребенка очень велика. Поведение матери должно быть примером для подражания. Ей необходимо проявлять достойное поведение и не переступать в воспитании ребенка разумных границ.

Между матерью и ребенком должны быть постоянные дружеские отношения. Мама -  защитник, помощник, советчик для ребенка, и очень хорошо, когда он делится с ней своими проблемами, тревогами, секретами, ничего не скрывая от своего самого близкого человека.

Мама и ребенок должны ценить дружбу между друг с другом, так как ее очень легко разрушить грубым тоном или суровым наказанием. Поэтому мать должна стараться не перегибать палку в воспитании и наказании ребенка, чтобы не оттолкнуть его от себя, но в то же время и не потакать неразумным желаниям сына или дочери.

Песня для мамы.

 6. Конкурсная программа.

Учитель: - А какими были ваши  родители в детстве? Сейчас экран перенесет нас в детство ваших мам и пап. Слайд 7

 ( родители в нескольких словах рассказывают о себе)

Учитель: родители и дети должны понимать друг друга даже без слов.

Стихотворение.

Мне не хватает теплоты, -

Сказала мама дочке.

Дочь удивилась:

- Мерзнешь ты и в летние денечки?

- Нет, ты меня не поняла, -

Вздохнула мать устало.

А дочь кричит: - Все поняла! –

И тащит одеяло.

Игра «Пойми без слов» ( в игре участвуют мама и ребенок. Мама должна при помощи жестов сказать фразу, а ребенок должен ее объяснить.)

Игра «Узнай меня» ( детям завязывают глаза, они должны узнать своих родителей на ощупь. А потом родители узнают своих детей)

Игра «Лучшие слова» (дети и родители берут ручки и листочки и записывают лучшие слова, которые они могут сказать друг другу. Затем обмениваются листочками.)

7. Беседа с родителями.

- Уважаемые родители, вот вы сейчас услышали столько хороших слов в свой адрес. Эти слова сказали ваши дети. Из них становится ясно, как вас любят и ценят дети.

-И мне сейчас хочется задать вам самый главный вопрос, ради которого мы здесь собрались: как вы думаете, почему родители и дети часто ссорятся?

(обсуждение) слайд 8

Учитель: Наверное, потому что не понимают друг друга. Дети не понимают, что родители устали на работе, что они раздражены своими тяжелыми заботами и проблемами, и дети не догадываются помочь им, успокоить.

Родителям некогда понять проблемы и интересы ребенка, не понимают, что для детей игра – это серьезно и важно. И родители начинают воспитывать, требовать, приказывать, а детям не хочется слушать нотации. И получается, что родители и дети находятся на разных сторонах баррикад, перестают понимать друг друга и оставаться друзьями.

- Даже в благополучной семье бывают конфликты. В этом сказывается разница в возрасте, во взглядах.

- Давайте попробуем проанализировать причины возникновения барьеров в общении родителей и детей.

Задание 1.

- Проиллюстрирует часто встречающуюся модель отношений взрослых и детей.

- Прошу выйти двух человек. Один из них будет изображать родителя, а другой - ребенка. Родитель умный, любящий, понимающий должен подняться на стул и протянуть руку ребенку. Второй. Стоящий снизу, должен ответить на этот жест.

(ребенок застывает, подняв лицо и вытянув руки вверх)

- удобно ли вам так общаться? Исправьте ситуацию. (встают друг напротив друга)

- Первая причина, которая мешает нам общаться с детьми, - это разные позиции, когда глаз не видно, и слов не слышно, и душевное тепло исчезает. Если родитель хочет быть услышанным, нужно занять такую позицию, чтобы чувствовать ребенка и видеть его глаза. Сесть на стул, притянуть к себе ребенка или держать его руки в своих)

Задание 2.

- поможет нам понять, от чего зависит способ поведения, который мы выбираем, общаясь с ребенком.

- представьте себе, что у вас на работе произошли неприятности, по дороге домой вас обрызгал грязью автомобиль. Вы пришли домой,  а дома у вашего ребенка побывали друзья, и дети активно поиграли. Какой будет ваша реакция? (выслушиваются ответы)

- уважаемые родители! Если вы не можете быстро отключиться от своих взрослых проблем на работе, то не спешите произносить слова в адрес ребенка. Помните, что в вашей душе, в этот момент может не найтись места доброму слову – истоку мира и согласия. Это вторая причина, которая мешает построить гармоничные отношения с детьми. В общении с ребенком мы иногда не учитываем наше душевное состояние.

Задание 3.

- Представьте себе ситуацию: ваш ребенок придя из школы, бросает портфель и говорит: «в школе скука. Не пойду больше туда. Лучше буду тебе дома помогать»

Как вы поступите в данной ситуации? (обсуждение)

- Третья причина непонимания ребенка – это разный жизненный опыт взрослых и детей. Мы не учитываем их небольшой жизненный опыт, который не позволяет предвидеть долговременные последствия. Ребенок в этом мире как иностранец, он еще многого не знает, не понимает, ему нужен терпеливый гид.

Родительские законы:

Закон 1.

Дорожите любовью своего ребенка. Помните, от любви до ненависти только один шаг, не делайте необдуманных шагов!

Закон 2.

Не унижайте своего ребенка. Унижая его самого, вы формируете у него умение и навык унижения, который он сможет использовать по отношению к другим людям. Не исключено, что это будите Вы.

Закон 3.

Не угрожайте своему ребенку. Угрозы взрослого порождают вранье ребенка, приводит к боязни и ненависти.

Закон 4.

Не налагайте запретов. В природе ребенка – дух бунтарства. То, что категорически запрещено, очень хочется попробовать, не забывайте об этом.

Закон 5.

Не опекайте своего ребенка там, где можно обойтись без опеки; дайте возможность маленькому человеку самостоятельно стать большим.

Закон 6.

Не идите на поводу у своего ребенка, умейте соблюдать меру своей любви и меру своей родительской ответственности.

Закон 7.

Развивайте в себе чувство юмора. Учитесь смеяться над своими слабостями, разрешайте своему ребенку смеяться вместе с вами. Учите своего ребенка смеяться над собой! Это лучше, чем если над ним будут смеяться другие люди.

Закон 8.

Не читайте своему ребенку бесконечные нотации, он их просто не слушает.

Закон 9.

Будьте всегда последовательны в своих требованиях. Хорошо ориентируйтесь в своих «да» и «нет».

Закон 10.

Не лишайте своего ребенка права быть ребенком. Дайте ему возможность побыть озорником и непоседой, бунтарем и шалуном. Период детства весьма скоротечен, а так много нужно успеть попробовать, прежде чем станешь взрослым.

Дайте возможность своему ребенку быть ребенком, иначе период детства будет продолжаться и в его взрослой жизни. Это может обернуться серьезными последствиями и для Вашего ребенка и для Вас, родители!

    Помните, что самое большое родительское счастье – видеть состоявшихся, умных и благодарных детей!  

   

Самые главные слова, которые нужно сегодня говорить своему ребенку: «Я тебя люблю, мы рядом, мы вместе, и мы все преодолеем».

Советы детям: ( один из родителей)

  • Любите, цените и берегите своих родителей – их вам никто не заменит.
  • Доверяйте родителям свои проблемы. Только родители смогут помочь вам, дать хороший совет.
  • Делитесь своими радостями.
  • Заботьтесь о своих родителях: у них много трудностей.
  • Преодолевайте лень, всегда старайтесь помочь родителям – они будут очень рады.
  • Вам нравится улыбка мамы и одобрение папы? Старайтесь, чтобы они были у вас в доме каждый день. Это зависит только от вас самих.
  • Не огорчайте и не обижайтесь на родителей понапрасну.

Один из детей:  сегодня я понял, что моя мама, когда ругает меня за поведение и разные вредные привычки, она не придирается ко мне, не срывает злость, а очень волнуется за моё будущее, потому что она любит меня.

   Учитель:  Помните мудрую заповедь: «Почитай отца своего и мать, и тебе будет хорошо, и ты будешь долго жить». Почитать родителей – это значит слушаться их в детстве, советоваться с ними в молодости, и заботиться о них в зрелом возрасте. Если эту заповедь вы будите исполнять, то значит выросли вы хорошими людьми. Труды ваших родителей дали хорошие поды.

Слайд 9

СЕМЬЯ

Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хотим, чтоб про вас говорили друзья:

Какая хорошая эта семья!

Песня «когда мои друзья со мной»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание во 2-ом классе на тему «Телевизор в жизни семьи и ученика»

Родительское собрание во 2-ом классе на тему«Телевизор в жизни семьи и ученика»Сухоиванова О.В., учитель начальных классов Задачи собрания:      1)Обратить внимание...

Статья для родительского лектория "Семья и авторитет родителей в семье"

Материал для проведения родительского лектория с памятками для родителей...

родительское собрание в 4-м классе на тему:«Влияние семьи на воспитанность детей»

Родительское собрание на тему:«Влияние семьи на воспитанность детей»Цель:  - помочь родителям осознать, что успехи и здоровье ребёнка зависят от  их внимания и любви. Материалы для пров...

Родительское собрание " Законы жизни семьи, законы жизни класса"

Родительское собрание "Законы жизни семьи, законы класса"...

Родительское собрание на во втором классе на тему «Наказание и поощрение в семье: за и против»

Цель: организовать педагогическое просвещение и консультативную помощь родителям в воспитании детей с целью  раскрытия их потенциальных возможностейЗадачи:1. Определить оптимальные позиции родите...